Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сегодня такие права ребенка, как право на жизнь, свободу, развитие и хорошее обращение считаются неотъемлемыми и универсальными: они применяются к каждому ребенку в мире без исключения и должны соблюдаться каждым взрослым. Однако так было не всегда.
Комментарии к ст. 54 СК РФ
1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует понятию «ребенок», закрепленному в ст. 1 Конвенции о правах ребенка.
Нормы международного права и СК РФ признают ребенка самостоятельной личностью. Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; они принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
Следует отметить, что понятие «ребенок» неоднозначно. Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. ст. 21, 26 — 28 ГК РФ и зависит от возраста ребенка, а также соответствующими статьями СК РФ. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация — ст. 27 ГК РФ) не означает, что несовершеннолетнего нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе, например при прекращении алиментных обязательств родителей и детей (см., например, комментарий к ст. 120 СК РФ). Вместе с тем полагаем, что следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что понятия, применяемые в СК РФ и ГК РФ: «несовершеннолетний» и «ребенок», — не всегда следует рассматривать как тождественные, поскольку первое должно связываться только с возрастом субъекта, второе — указывать на отсутствие у лица полной дееспособности в гражданском и семейном праве .
———————————
См.: Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в РФ: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 18.
Следует отметить, что ребенок как субъект семейных правоотношений наделяется как личными неимущественными, так и имущественными правами, которые предусмотрены не только гл. 11, но и иными нормами СК РФ, а также иными правовыми актами, в частности ГК РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка, Законом об опеке и попечительстве, международными актами. Что же касается обязанностей, то в силу возраста несовершеннолетнего они определены лишь нормами нравственности, поскольку принудить его к их исполнению при помощи закона нельзя .
———————————
См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 154.
Таким образом, к личным неимущественным правам детей действующее законодательство относит:
— право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
— право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
— право на защиту (ст. 56 СК РФ);
— право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
— право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
2. Поскольку в семье закладываются предпосылки нормального развития ребенка как личности, его духовного и нравственного созревания, п. 2 комментируемой статьи закрепляет, что одним из важных прав, гарантированных ребенку, является право жить и воспитываться в семье. Предоставленное ребенку право означает, что ребенок может проживать вместе со своими родителями, что согласуется с п. 2 ст. 20 ГК РФ, устанавливающим местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. По достижении 14-летнего возраста несовершеннолетние с согласия своих законных представителей вправе избирать место своего жительства. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется соглашением родителей.
Если соглашение между родителями, с кем из них будет проживать ребенок, не достигнуто, данный спор разрешается в судебном порядке (см. комментарий к ст. 65 СК РФ). Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
Право ребенка жить и воспитываться в семье также включает в себя право ребенка знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на совместное с ними проживание; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.
Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей гарантировано ст. 7 Конвенции о правах ребенка. Оно тесно связано с правом ребенка на заботу родителей и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей, удостоверенном в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 47 СК РФ). Однако в силу различных причин данное право может быть ограничено, например, если ребенок найден или подкинут. Исключением также являются: тайна усыновления (см. комментарий к ст. 139 СК РФ), тайна применения методов искусственной репродукции человека (см. комментарий к ст. 52 СК РФ).
Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связаны с правом детей на совместное проживание с родителем, создающим наиболее благоприятные условия для проявления надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Полагаем, что забота родителей ребенка заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д. (т.е. в обеспечении разнообразных интересов детей). Однако право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77 СК РФ), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарий к ст. ст. 69, 73 СК РФ).
Создание родителями в семье условий, обеспечивающих полноценное в физическом и нравственном аспектах развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего воспитания ребенка.
Комментарии к ст. 54 СК РФ
1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует понятию «ребенок», закрепленному в ст. 1 Конвенции о правах ребенка.
Нормы международного права и СК РФ признают ребенка самостоятельной личностью. Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; они принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
Следует отметить, что понятие «ребенок» неоднозначно. Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. ст. 21, 26 — 28 ГК РФ и зависит от возраста ребенка, а также соответствующими статьями СК РФ. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация — ст. 27 ГК РФ) не означает, что несовершеннолетнего нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе, например при прекращении алиментных обязательств родителей и детей (см., например, комментарий к ст. 120 СК РФ). Вместе с тем полагаем, что следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что понятия, применяемые в СК РФ и ГК РФ: «несовершеннолетний» и «ребенок», — не всегда следует рассматривать как тождественные, поскольку первое должно связываться только с возрастом субъекта, второе — указывать на отсутствие у лица полной дееспособности в гражданском и семейном праве.
Следует отметить, что ребенок как субъект семейных правоотношений наделяется как личными неимущественными, так и имущественными правами, которые предусмотрены не только гл. 11, но и иными нормами СК РФ, а также иными правовыми актами, в частности ГК РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка, Законом об опеке и попечительстве, международными актами. Что же касается обязанностей, то в силу возраста несовершеннолетнего они определены лишь нормами нравственности, поскольку принудить его к их исполнению при помощи закона нельзя.
Таким образом, к личным неимущественным правам детей действующее законодательство относит:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- право на защиту (ст. 56 СК РФ);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Борьбу за права детей начали защитники животных
Точка зрения, согласно которой дети для развития нуждаются в заботе и защите, получила распространение на рубеже XVIII и XIX веков — до этого дети считались лишь «заготовкой» для будущего человека и фактически были собственностью родителей.
Борьба за права детей началась на век позже, в 1874 году, с истории 8-летней Мэри Эллен Уилсон из Нью-Йорка. Приемная мать ее часто избивала, порола кнутом и не выпускала из дома.
О девочке узнали активисты местной ассоциации против жестокого обращения с животными, но оказалось, что законов, которые бы защищали детей от взрослых, не существует.
Когда случай получил широкую огласку, девочку все же изъяли из семьи, а мачеху судили и приговорили к тюремному сроку. Вскоре было основано первое в мире общество по предупреждению жестокого обращения с детьми.
Другой комментарий к Ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Наименование в п.1 ст.61 СК РФ прав и обязанностей родителей в отношении детей родительскими правами подчеркивает неразрывную по общему правилу связь этих прав и обязанностей.
2. Прекращение родительских прав, указанных в ст.63, 64 СК РФ, происходит в момент приобретения ребенком полной дееспособности. По общему правилу полную дееспособность ребенок приобретает по достижении возраста восемнадцати лет (п.1 ст.21 ГК РФ), а до достижения этого возраста он приобретает полную дееспособность в случае вступления в брак (п.2 ст.21 ГК РФ) или в порядке эмансипации (ст.27 ГК РФ).
Согласно ст.27 ГК РФ, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
3. При прекращении предусмотренных ст.63, 64 СК РФ родительских прав прекращаются соответствующие права ребенка (ст.54, 56 СК РФ), хотя по общему правилу статус ребенка прекращается с достижением им возраста восемнадцати лет, а не с момента приобретения им полной дееспособности (см. п.1 ст.54 СК РФ и комментарий к ней).
Ох уж эти стереотипы!
Еще один стереотип, принятый в обществе, уверяет нас в том, что ВСЕ родители любят своих детей. Но это тоже не так. Любят не все. Вот интересное видео на эту тему. Особенно поражает статистика. Выходит, масштабы проблемы просто огромны!
Итак, не все родители любят своих детей. И речь здесь идет не о каких-то исключительных случаях. Нелюбимым может оказаться ребёнок родителей любой профессии, с любым уровнем образования и дохода и т. д. С точки зрения общества такие родители могут быть безукоризненными: не только благополучными, но даже и преуспевающими людьми. Они могут обеспечивать ребёнка всем необходимым, предоставлять ему наилучший уход, заваливать его дорогими вещами, регулярно возить отдыхать на недешёвые курорты и т. д. Они могут делать для него всё, и при этом не любить его.
Зачем тогда они всё это делают? Потому что так положено, потому что так принято в обществе. Если будут делать по-другому, то подвергнутся осуждению, потеряют уважение окружающих. Поэтому не любящие своих детей родители (впрочем, как и большинство всех остальных членов общества) стараются соответствовать представлениям этого общества о благополучном (а еще лучше, преуспевающем) человеке: престижная работа, большая зарплата, дорогой автомобиль, хорошо обставленная квартира, ребёнок учится в престижном вузе и т. д. Спрашивается, кто к этому не стремится? Или, по крайней мере, кто не стремится выглядеть в глазах окружающих человеком, который не бедствует, у которого всё «ОКей»? Ведь тех, кто чего-то в жизни достиг, окружающие уважают, а вот неудачников почему-то нет.
Одним из известных синдромов, которые могут проявляться в любящей паре, ждущей ребенка, является синдром беременных. Когда у мужчины, находящегося на пике настроенности на партнершу, так обостряются все чувства и ощущения, что он фактически ощущает то же, что и она. Его может мучить тошнота от токсикоза, появляется усталость, отмечается прибавка в весе, нарастают проблемы с аппетитом, а перед родами и вовсе могут начаться «схватки».
Ученые проводили исследование данного феномена — они изучили состояние добровольцев-мужчин, чьи жены находились в ожидании малыша. Выяснилось, что у некоторых из испытуемых во время беременности жены менялся гормональный фон, как и у их партнерш. В частности отмечался рост таких показателей, как кортизол, пролактин, тестостерон. Конечно, в чуть меньшей концентрации, чем это физиологически происходило у их дам. Вследствие этого начинали проявляться и симптомы беременности. Назвали такое явление «синдромом кувад» от французского глагола, в переводе означающего «высиживать птенцов».
Забота о себе – гармония души
В обществе повального массового потребления мы не замечаем потерю гармонии души, не видим, как подменяем заботу о себе банальными удовольствиями: покупкой обновки, встречей с приятелями в пафосном ресторане, походом на скучный, но модный блокбастер.
Люди привыкли получать суррогаты вместо истинных удовольствий. И уже наслаждением называется то, что принято таковым считать, а не то, от чего вы испытываете настоящее удовлетворение. Пока вы ждёте одобрения от окружающих и ориентируетесь на тренды, ваша жизнь проходит мимо. Пока вы стремитесь заработать, чтобы погасить кредиты за гаджеты, бытовую технику, квартиру в престижном районе, автомобиль и даже путёвку на отдых – ваше здоровье безвозвратно утрачивается. Перед лицом смерти или тяжёлой болезни люди не переживают о несделанных покупках, но жалеют о том, что не уделили близким внимания, недополучили тепла, просто не хватило обычного общения за чашкой чая на кухне. Позвольте себе выбирать то, к чему лежит душа.
Выберите себе дело или занятие, чтобы получать удовлетворение от созидающего труда. Не найдите предназначение, а именно выберите! Фридрих Энгельс утверждал, что труд превратил обезьяну в человека. Мы счастливы, получаем настоящее удовлетворение (не удовольствие, а удовлетворение) от вклада в жизнь других людей, от труда, который что-то в этом мире создаёт. И не важно статусная это должность или нет. Даже дворник и уборщица созидают – создают чистоту. И ваш труд, каким бы незначительным он не казался, может быть ценным и важным для общества в целом.
Зависимость ведёт к страданию
Вопрос о любви и зависимости выглядит как бы соседствующим: есть любовь, есть влюблённость, есть зависимость. Но, по моему мнению, эти понятия не могут быть рассмотрены в одной плоскости. Зависимость — это совершенно из другой области, нельзя превратить зависимые отношения в отношения любви. Может ли быть в зависимости любовь? Думаю, да, но ей там трудно выжить. В созависимых отношениях любовь либо погибает, либо созависимость окружает её таким плотным одеялом своих иллюзий, что человек теряет связь со своей любовью и страдает. Зависимость ведёт к страданию.
Зависимость — это всегда отношения, в которых все участники манипулируют друг другом. А что такое любовные отношения? Это деятельная любовь — познание, внимание, забота, уважение и ответственность — те существенные черты, которые отличают любовь деятельную от простого чувства любви. Конечно, любовь — это чувство, и в первую очередь — это сила, связывающая двух людей, мужчину и женщину. Сила, которая переживается нами как что-то небывалое, ведь нет ничего подобного любви. Любовь — это жизнь, любовь — это свет, энергия, свобода. Но как психологи мы должны понимать, что в самой любви, если она становится предметом наших отношений, должны быть упомянутые мной свойства, а не только чувство.
Забота о взрослом отличается от заботы о ребенке
Иногда родители отказываются от посторонней помощи и говорят детям: «Могли бы сами это сделать». Здесь просто спутаны отношения, забота о взрослых сравнивается с уходом за ребенком. Беспомощному малышу действительно важнее внимание матери, а не няни. В вопросе заботы о пожилом человеке всегда есть выбор. И порой помощь социального работника или профессиональной медсестры более результативна. Она снимает дополнительное эмоциональное напряжение в отношениях. Дети и родители могут стать ближе друг другу. Уходит постоянный стресс и вопрос выбора «моя жизнь или твоя». Ребенок становится более мобильным и свободным. Ему не нужно жить за двоих, а его любимые мама и папа в надежных руках. Чаще всего это радует и родителей, потому что они понимают, что их любимое чадо занято своими делами, своей жизнью и при этом в доступе! Многим пожилым людям сложно быть обузой для детей и видеть, как те разрываются между своими проблемами и родительскими.
Самомнение и мировоззрение ребенка начинают формироваться еще в раннем детстве и по большей части основаны на его отношениях с родителями. Так, если родители всегда находятся рядом и обеспечивают должную заботу и поддержку, то он растет с глубоким убеждением о том, что это мир является безопасным местом и что его потребности будут удовлетворены, растет с умением доверять людям и верит в доброту окружающего мира.
Если же ребенок растет без внимания родителей или они неспособны заботиться и поддерживать его, то у него возникнет чувство, что мир – это опасное место и что люди могут бросить его в любую минуту. Из-за своего страха потерять кого-то или быть одиноким такой ребенок испытывает трудности с доверием в близких отношениях и дружбе.
Границы – это невидимые и символические «силовые поля», преследующие три цели:
- не подпускать к себе людей и не позволять им злоупотреблять нами,
- не позволять нам нарушать личное пространство других людей и злоупотреблять ими,
- давать каждому из нас способ воплотить в реальность наше понимание того, «кем мы есть».
Границы – это очень важные функциональные инструменты здорового выживания. Будучи младенцами, у нас еще нет границ, мы полностью ассоциируем себя со своими родителями.
По мере взросления у нас начинает формироваться отдельное ощущения себя, мы осознаем значение границ, наблюдая за жизнью родителей. А затем мы создаем для себя те же границы, которые видели в детстве чаще всего. И если в нашей семье не было границ вообще или они не работали, то в будущем такие же искаженные границы будут и у нас самих.
Чрезмерная навязчивость или ненадежность родителей может сделать ребенка отстраненным и таким, что в отношениях окружает себя неприступными стенами.
Сочинения по литературе 11 класс
Спор поколений: вместе и врозь.
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
Любовь и уважение к родителям – одна из семи христианских добродетелей, которая почитается в семье. На протяжении всей истории человечества эта любовь проявляется наиболее сильно, потому что ее испытывает каждый человек: всяк исходит от родителей своих. Когда мы находимся рядом с родителями, когда они сопровождают каждый наш шаг, мы особо и не задумываемся над тем, насколько глубоко или не так сильно любим мы самых родных нам людей. Но стоит нам оставить их хотя бы ненадолго, появляется некое беспокойство в душе, какая-то неустроенность в мире – и только потом мы осознаем, что плохо нам без них, будто всё время чего-то недостает. И самое интересное: ребенок, никогда не видевший своих родителей (может, оставлен в детском доме или волею судьбы был покинут родителями по той или иной причине), всю жизнь несет неизбывную любовь к ним.
Тема любви к родителям, отношения отцов и детей всегда была в центре внимания писателей русской и мировой литературы. И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети», раскрывая противостояние двух идейных лагерей – либералов и разночинцев-демократов, характеризует детей с точки зрения их отношения к родителям. Нигилист Базаров как будто испытывает чувство неловкости от боязливо проявляемой к нему ласки матери. Енюшка (так называла Базарова его мать) не позволял родителям никаких лишних нежностей, и сам не проявлял их, не потому, что не любил своих мать и отца, а потому, что считал, что не может нигилист быть наподобие барышни. И родители его это чувствовали и понимали своего сына, не обижались на него, старались не надоедать своей заботой, но искренне любили его. И Евгений Базаров их, конечно, любил: умирающий романтик, он дает наставления Анне Одинцовой позаботиться о его стариках – очень милых людях.
Не стоит стесняться своего чувства к родителям. Чувство сыновней (дочерней) любви облагораживает, делает человека добрее, искреннее, лучше, ибо уважение к старшим рождает все хорошие поступки и деяния, поскольку такой человек руководствуется всем огромным опытом предшествующих поколений, а не только своим небольшим жизненным опытом. А это спасает от множества проблем и сложных ситуаций. Как спасло, например, Аркадия Кирсанова от ошибок в отношении со своим отцом. Когда Базаров неблагосклонно отозвался о Николае Петровиче, игравшем на музыкальном инструменте и читавшем стихи, Аркадий вступился за своего отца и начал понимать, что не все взгляды Базарова он разделяет. Пожалуй, это стало началом разрыва отношений самых близких, по мнению Аркадия, друзей.
Лучшие герои Л.Н.Толстого показаны им в семейной обстановке: в доме Ростовых царит «ум сердца», а в доме Болконских – «ум ума». У Ростовых доверительные отношения между родителями и детьми. Здесь не просто любят детей и заботятся о них, а становятся их незаменимыми друзьями, поверенными в делах сердечных: Наташа Ростова раскрывает свое сердце прежде всего матери, забравшись к ней в постель и без умолку щебеча о своем счастье. Графиня Ростова говорит о любви с Соней, заботится о ее будущем. Взрослые и дети здесь всегда вместе: вместе радуются, вместе переживают то или иное событие, вместе решают, отпустить на войну младшего Петю или нет.
В доме Болконских тоже царит любовь детей к родителям. Только отношения в этой семье построены не на сердечности чувств, а на строгом уважении друг к другу. Так, старый князь Болконский, заботясь о воспитании княжны Марьи, дает ей уроки математики, чтобы ум девушки не был занят разными глупостями. Видя в руках дочери письмо от Жюли, говорит: «Еще одно письмо пропущу, а следующее прочту», потому что знает, насколько легкомысленна та, которая насылается в подруги его дочери. Князь Андрей всегда почтителен и терпелив к своему отцу, несмотря на то, что характер Николая Андреевича был порой невыносим. Но у него и в мыслях никогда не было не согласиться в чем-либо с отцом или ослушаться его. А это, несомненно, проявление уважения.
С точки зрения Ведической астрологии уважение к отцу дарит человеку успех и удачу в карьере и общественной деятельности, а также уверенность и стабильность в жизни. А уважение матери дает ему спокойствие и умиротворение, мягкость и заботливость в общении. И мы это наглядно видели на примере наших героев. Если же ребенок не уважает и не любит своих родителей, то он похож на молодое дерево, у которого нет корней, или на ручей, у которого больше нет источника. У такого человека нет уверенного будущего.
- Анализ Шенграбенского сражения в романе Война и мир
Мало что осталось по-настоящему известным из того, что касается Шенграбенского сражения. Оно стало известно благодаря Льву Николаевичу, который раскрыл его подробности в своей эпопее. - Сочинение Платон Каратаев в романе Война и мир (Образ и характеристика)
Платон Каратаев является второстепенным героем произведения. Пятидесятилетний мужчина являлся выходцем из крестьянской семьи. Он добрый, имеет положительный образ в романе - Ум с сердцем не в ладу — сочинение
Очень часто можно услышать фразу, что «ум с сердцем не в ладу». От кого угодно – мужчины, женщины, старика, да даже от вполне молодого человека. И я считаю, что эта фраза, хоть и имеет, как правило