Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СанПиН-2021: что изменится в работе детских садов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Контроль за питанием в детском саду
Проверка организации стартует еще с момента подписания договоренностей с поставщиками пищевых продуктов. Производится тендер, по результатам которого и выбирается компания-поставщик.
Участвовать может любая компания, предоставившая нормативные документы о предлагаемых продуктах, где требуется фиксирование не только стоимости поставок, но и сам процесс изготовления продуктов, а также все качественные сертификаты.
После того, как заявка на продукты оговорена, а поставка их отлажена, контроль производится в самих ДОУ каждый день.
Обязательства по контролю качества продукции ложатся на:
- Управляющий детсадом;
- Один из медицинских сотрудников ДОУ;
- Комиссия, которая состоит из родителей.
Организация питания в ДОУконсультация по теме
Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание.
Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение.
Хорошее усвоение пищи зависит не только от ее вкусовых качеств и аппетита ребенка, но и от его общего состояния, настроения, от организации всей жизни детей в детском саду. Перед приемом пищи в группе должна быть создана спокойная обстановка, чтобы малыши не были утомлены или возбуждены, чтобы у них было хорошее настроение.
Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно, необходимые замечания во время еды делает тихо, в доброжелательной форме. Предварительно дети убирают игрушки на свои места, моют руки, а если нужно, и лицо. Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных. Прием пищи должен проходить только в чистой, хорошо проветренной комнате. Столы расставляются таким образом, чтобы детям было удобно садиться и вставать
Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка стола. Опыт показывает, что детям нравится, когда стол накрыт белой чистой скатертью; поэтому целесообразно уже в младших группах с первых же дней пребывания ребят в детском саду приучать их есть на индивидуальных хлопчатобумажных салфетках. Посуда должна соответствовать возрастным возможностям, быть удобной, приятной по виду, одинаковой по форме и рисунку. Вилки нужны широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубцами. Малышам удобно пользоваться десертными тарелками и ложками. Если на третье дается компот, кисель, то их следует подавать в чашках с блюдцами и ложечками. Кофе, чай, молоко подаются не горячими и без ложек, фрукты — на блюдцах.
На столах не должно быть ничего лишнего, что мешало бы брать хлеб, салфетки, ставить тарелки.
Не должно быть длинных интервалов в подаче блюд, но короткие промежутки неизбежны. Детям старших групп, сидящим за одним столом, разрешается в это время негромко поговорить, обменяться впечатлениями. Во время еды на столах должен поддерживаться порядок. Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть. Следует приучать малышей к чистоте.
Во время приема пищи воспитатель следит за тем, чтобы дети съедали положенную им порцию. Детей младших групп нужно приучать брать понемногу, есть не торопясь, пережевывая пищу. Необходимо помогать детям доедать порцию, так как у маленьких детей быстро устает рука.
В первые дни можно позволить детям держать ложку и вилку, как им удобно. В последствии дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5 – 2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой.
Когда дети научатся есть без помощи взрослых, педагог показывает, как нужно правильно держать ложку и вилку: ложку держат между тремя пальцами, едят с боковой ее части; вилку удобнее держать между средним и большим пальцами, придерживая сверху указательным, тогда она сохраняет наклонное, более устойчивое положение; если вилкой берут гарнир, она повернута вогнутой частью вверх и ею действуют как ложкой. Во время еды они должны слегка наклоняться над тарелкой, жевать бесшумно с закрытым ртом. Пользоваться носовым платком следует, по возможности, перед едой.
Понедельник | |
1-й завтрак | Каша пшённая, батон с маслом, какао с молоком |
2-й завтрак | фрукт |
обед | Салат «Осень» |
полдник | Молоко, булочка веснушка |
ужин | Вермишель молочная, яйцо варёное, напиток смородиновый, хлеб пшеничный |
вторник | |
1-й завтрак | Омлет натуральный с кукурузой, батон с маслом и сыром, хлеб пшеничный |
2-й завтрак | сок |
обед | Салат из капусты с морковью, борщ на м\б со сметаной, рыба припущенная с овощами и сметанным соусом, рис отварной с маслом, компот из кураги, хлеб ржаной |
полдник | КМ напиток, манник |
ужин | Тефтели мясные, макароны с маслом, чай с лимоном, хлеб |
среда | |
1-й завтрак | Каша ячневая, батон с маслом, чай с молоком |
2-й завтрак | фрукт |
обед | Салат «Чиполлино» из лука, уха с зеленью, капуста тушённая с мясом, кисель из клюквы, хлеб ржаной |
полдник | Сок, рогалик сахарный |
ужин | Ленивые вареники, напиток из плодов шиповника, хлеб |
четверг | |
1-й завтрак | Каша «Солнышко» ( рис, пшено); батон с маслом и сыром, какао с молоком |
2-й завтрак | сок |
обед | Салат «Свёкла»(кусочками), суп с клецками, печень по-строгановски в сметанном соусе, гречка отварная рассыпчатая, компот из брусники, хлеб ржаной |
полдник | Чай с сахаром, мармелад |
ужин | Рыбные фрикадельки в сметано-томатном соусе, картофельное пюре, напиток из лимонов, хлеб |
пятница | |
1-й завтрак | Творожные сырники с изюмом и сгущённым молоком, батон с маслом, чай с лимоном |
2-й завтрак | фрукт |
обед | Салат «Морковный» с чесноком, суп щи со сметаной, биточки мясные, горошница с маслом, кисель черничный, хлеб ржаной |
полдник | КМ напиток, оладьи с джемом |
ужин | Каша пшеничная, компот из яблок, хлеб |
Уголок меню-это определённое место в группе, где содержится информация о завтраке, обеде, полднике и ужине. Соответственно каждый день эта информация должна обновляться.
Логично предположить, что уголок должен был привлекательным для детей, красочным, ярким. На плакате из плотной бумаге формата А4, А5, А6 изображаются любимые герои ребят, например, лунтик, смашарики, Маша и медведь и т. д. Такие персонажи вызывают у детей положительные эмоции, соответственно еда у них будет также ассоциироваться с чем-то приятным. Такой плакат можно нарисовать самостоятельно, можно найти в сети или приобрести в типографии. Эта форма должна иметь разбивку на 5 рабочих дней, там также есть кармашек, в нём находится информация о рационе ребят на ближайшие дни.
Организация питания в ДОУ
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Соблюдение правильного питания важно во все возрастные периоды, однако в дошкольном возрасте роль питания особенно велика. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается бурным ростом и развитием: происходит формирование и становление структуры многих органов и систем, совершенствуются их функции, интенсивно идет созревание головного мозга и развитие высшей нервной деятельности.
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами.
Гигиенические требования к организации питания детей в образовательных организациях
Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием для нормального функционирования детского организма, особенно в период интенсивного роста и развития, который ребенок в основном проводит в стенах образовательных учреждениях. Нарушения в питании, а также недостаточное или несбалансированное питание в этот период может стать причиной нарушениями в развитии и возникновением хронических алиментарно-зависимых заболеваний. Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню изложены в санитарных правилах и нормах СанПиН 2.4.5.2409-08, действующим с 01 октября 2008 г по настоящее время, устанавливают следующее:
- В целях недопущения сокращения ассортимента поставляемых продуктов питания и продовольственного сырья, а также поступления ассортимента готовых блюд и кулинарных изделий, вырабатываемых на пищеблоках образовательных организаций, рацион питания обучающихся, предусматривает формирование определенного набора продуктов для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени, согласно приложения 8 таблица 1 СанПиН 2.4.5.2409-08, и разработка на основании сформированного рациона питания составляется примерного меню, с распределением по приемам пищи;
- Ежедневно в рационах 2-6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
- Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, организующим питание детей с учетом: сезонности, количества пищевых веществ и калорийности, возрастной категории обучающихся (7-11 и 12-18 лет), по массе порций блюд, обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий, в соответствии со сборниками рецептур, и согласовывается руководителем образовательного учреждения и руководителем территориального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
- Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья на пищеблоки в образовательных учреждениях должен осуществляться только при наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции и принадлежность к определенной партии пищевых продуктов (документы ветеринарно-санитарной экспертизы, документы изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, сертификаты соответствия, декларации о соответствии). Данная документация, а также результаты лабораторных исследований продукции должна сохраняться до окончания реализации продукции.
- Не допускается к реализации пищевая продукция, не имеющая маркировки, в случае, если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
- Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, необходимо обеспечить организацию производственного контроля, включающего в том числе, и проведение лабораторно-инструментальных исследований продукции, рекомендуется проводить лабораторный контроль показателей качества и безопасности сырья и компонентов в части фальсификации продукции.
При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.
Организация питания детей дошкольного возраста
Ольга Опемская
Организация питания детей дошкольного возраста
Одна из главных задач, решаемых в ДОУ, – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.
Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, посещающих детские дошкольные учреждения, одно из первых мест занимает рациональное питание. От того, насколько четко и правильно будет построено питание в дошкольном учреждении, во многом зависит физическое развитие детей, их работоспособность, состояние иммунологической реактивности, уровень заболеваемости. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.
Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:
— Соответствие энергетической ценности рациона.
— Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
— Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
— Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
— Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 ч, должны получать четырехразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед — 35-40%, полдник — 10-12%, а калорийность ужина составляет 20-25%.
В детском саду питание организовано в групповых комнатах, но весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. В дошкольном учреждении необходимо строго соблюдать режим питания, не допускать отклонений от установленных часов приема пищи более, чем на 10 — 15 мин, что в значительной степени зависит от четкой работы пищеблока. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками ДОУ. Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием. Работники пищеблока аттестованы и своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение.
Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.
Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ
- во время сервировки столов на столы ставятся хлебные тарелки с хлебом;
- разливают III блюдо;
- подается первое блюдо;
- дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи;
- по мере употребления воспитанниками ДОУ блюда, помощник воспитателя убирает со столов салатники;
- дети приступают к приему первого блюда;
- по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;
- подается второе блюдо;
- прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.
- обеспечение воспитанников питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в рациональном и сбалансированном питании;
- гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
- предупреждение (профилактика) среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
- пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
- анализ и оценки уровня профессионализма лиц, участвующих в обеспечении качественного питания, по результатам их практической деятельности;
- разработка и соблюдение нормативно-правовых актов ДОУ в части организации и обеспечения качественного питания в дошкольном образовательном учреждении.
Основные правила поставки продуктов питания в детские сады
СанПин 2.4.1.3049-13 рекомендует установить график питания для детей, состоящий из 4 приемов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник. Питание организуется по 10-дневному меню, различному в зависимости от сезона и от возрастных групп детей.
Для всех блюд выпускаются технологические карты, которые составляет технолог, а меню разрабатывается технологом и/или медсестрой детского сада.
Главным правилом питания дошкольников является максимальное разнообразие и наличие всех необходимые питательных веществ, микроэлементов и витаминов в рационе детей. Поэтому в их рационе обязательно должны присутствовать рыба, мясо, молоко и кисломолочные продукты, а также яйца, злаки и крупы и блюда из них, бобовые, фрукты и овощи, натуральные животные и растительные жиры и т.д.
СанПиН 2.4.1.3049-13 регулирует график питания детей, устанавливает примерную калорийность и питательную ценность, а также примерный состав и объем каждого приема пищи для ребенка.
Гигиена и эстетика питания в детском саду
Все знают, что чистота-залог здоровья, поэтому детям необходимо показывать это на собственном примере. Всегда мойте руки перед едой и после, мотивируя своим примером малышей, ведь лучшим средством от микробов является мыло. Если ребёнок, прежде чем сесть за стол, играл в игрушки, с животными, пользовался туалетом, то, без сомнений, направляйте его в ванную.
Очень важно обучать детей правилам этикета и культуре питания с самого раннего возраста. Именно в детском саду ребёнок учится пользоваться вилкой, ножом,ложкой, учится накрывать стол скатертью, раскладывать салфетки, расставлять нас стол вазочки с цветами или по-своему украшать обеденный стол. Нужно не замечать отмечать приятный внешний вид блюда, запах. Если у ребёнка плохой аппетит, то можно предложить ему воды и уговорить съесть самую белковую часть блюда.
Важным аспектом являются соответствование окружающей обстановке принятию пищи. Не должно быть таких отвлекающих источников, как: громкие разговоры, приказы, музыка, когда приходит время обеда, то ребёнок не должен нервничать или быть в истерике. Нельзя торопить детей во время еды. Обязательно нужно накрывать столы скатертью, детям следует использовать салфетки. не должны вызывать негативные эмоции вид еды на тарелке, а, наоборот, вызывать аппетит. Температура приготовления пищи — 50–60°, чтобы не допустить ожога. Нельзя использовать алюминиевую посуду, лучше, чтобы она была из стекла или фаянса, возможна нержавеющая сталь.
Всегда указывайте детям о том, что нельзя класть локти на стол, после окончания приёма пищи нужно промокнуть рот салфеткой и вытереть руки, из-за стола не стоит выходить с пищей. Ребят старшего возраста можно интересно складывать салфетки (лебедь, кораблик). Обращать их внимание, что салфетка должна быть выглаженная, свежая, чистая.
Никогда не забывайте напоминать детям о том, что во время еды нужно:
- Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
- Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынет, а не дуть на них;
- Есть беззвучно, а не чавкать;
- Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
- Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
- Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.
Таблица отходов пищевых продуктов при их холодной кулинарной обработке (несъедобная часть от общей массы продукта, %)
Продукты |
% несъедобной части |
---|---|
Крупа |
1 |
Бобовые |
0,5 |
Картофель |
28 |
Овощи: баклажаны |
10 |
Кабачки |
25 |
Капуста белокочанная |
20 |
Капуста цветная |
25 |
Лук зеленый (перо) |
20 |
Лук репчатый |
16 |
Морковь |
20 |
Огурцы |
7 |
Перец красный сладкий |
25 |
Петрушка (зелень) |
20 |
Редис |
120 |
Репа |
20 |
Салат |
20 |
Свекла |
20 |
Томаты |
5 |
Укроп |
26 |
Шпинат |
26 |
Щавель |
20 |
Чеснок |
15 |
Бахчевые: арбуз |
40 |
Дыня |
36 |
Тыква |
30 |
Яйцо куриное |
13 |
Мясо: |
|
Баранина I категории |
26 |
баранина II категории |
32 |
Верблюжатина |
23 |
Говядина I категории |
25 |
Говядина II категории |
29 |
Конина I категории |
23 |
Мясо кролика |
27 |
Мясо лося |
25 |
Оленина I категории |
23 |
Субпродукты |
|
Печень говяжья |
7 |
Сердце говяжье |
9 |
Печень свиная |
3 |
Куры I категории полупотрошенные |
39 |
Куры II категории полупотрошенные |
47 |
Рыба: |
|
Камбала дальневосточная |
45 |
Окунь морской |
49 |
Окунь речной |
52 |
Сельдь (в среднем) |
42 |
Треска |
51 |
Сиг |
44 |
Муксун |
46 |
Сыр ( в среднем) |
3 |
Фрукты свежие |
|
Абрикосы |
14 |
Айва |
28 |
Бананы |
30 |
Вишня |
15 |
Инжир |
2 |
Рябина |
10 |
Финики |
20 |
Яблоки |
12 |
Цитрусовые: |
32 |
Апельсины |
30 |
Лимоны |
40 |
Ягоды: |
|
Брусника |
5 |
Клюква |
2 |
Смородина красная |
8 |
Смородина черная |
3 |
Шиповник свежий |
10 |
Органолептическая оценка первых блюд
Для органолептического исследования первое блюдо тщательно перемешивается в котле и берется в небольшом количестве на тарелку. Отмечают внешний вид и цвет блюда, по которым можно судить о соблюдении технологии его приготовления. Например, буровато-коричневая окраска борща может быть результатом неправильного тушения свеклы. Следует обращать внимание на качество обработки сырья: тщательность очистки овощей, наличие посторонних примесей и загрязненности.
При оценке внешнего вида супов и борщей проверяют форму нарезки овощей и других компонентов, сохранение ее в процессе варки (не должно быть помятых, утративших форму и сильно разваренных овощей и других продуктов). Целесообразно сравнить набор кореньев и овощей, увиденных при просмотре плотной части первого блюда, с рецептурой по раскладке.
При органолептической оценке обращают внимание на прозрачность супов и бульонов, особенно изготовляемых из мяса и рыбы. Недоброкачественные мясо и рыба дают мутные бульоны, капли жира имеют мелкодисперсный вид и на поверхности не образуют жирных янтарных пленок.
При проверке пюреобразных супов пробу сливают тонкой струйкой из ложки в тарелку, отмечая густоту, однородность консистенции, наличие непротертых частиц. Суп-пюре должен быть однородным по всей массе, без отслаивания жидкости на его поверхности.
При определении вкуса и запаха отмечают, обладает ли блюдо присущим ему вкусом, нет ли постороннего привкуса и запаха, наличия горечи, несвойственной свежеприготовленному блюду кислотности, недосоленности, пересола. У заправочных и прозрачных супов вначале пробуют жидкую часть, обращая внимание на аромат и вкус. Если первое блюдо заправляется сметаной, то вначале его пробуют без сметаны.
В детском учреждении не должны разрешаться блюда с привкусом сырой и подгоревшей муки, с недоваренными или сильно переваренными продуктами, комками заварившейся муки, резкой кислотностью, пересолом и др.