Валютное регулирование и валютный контроль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное регулирование и валютный контроль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.

Правовой статус органов валютного регулирования

В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.

Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Резиденты и нерезиденты РФ

Резидентами называются:

  1. Физические лица, которые являются гражданами Российской Федерации, кроме тех граждан России, которые постоянно проживают в другом государстве не меньше, чем один год, в том числе обладающие выданным уполномоченным госорганом определенного иностранного государства видом на жительство, или же на временной основе пребывающих в иностранном государстве сроком не меньше, чем один год на основании рабочей визы или же учебной визы, имеющей срок действия не меньше, чем один год, либо же на совокупности подобных виз с общим сроком действия не меньшим, нежели один год.
  2. На постоянной основе проживающие в РФ на основании вида на жительство, который предусмотрен актуальным законодательством России, иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства.
  3. Юридические лица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
  4. Находящиеся не на территории России филиалы, представительства и прочие подразделения резидентов – юрлиц, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
  5. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, а также прочие официальные представительства России, которые расположены не на территории РФ, постоянные представительства РФ при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  6. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые регулируются Законом о валютном регулировании, а также принятыми в точном соответствии с ним прочими ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.

Нерезидентами называют:

  1. Физические лица, которые не являются резидентами.
  2. Юрлица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также расположенные не на территории РФ.
  3. Организации, которые не являются юрлицами, но созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также располагающиеся не на территории России.
  4. Аккредитованные на территории России дипломатические представительства, а также консульские учреждения зарубежных стран, постоянные представительства данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  5. Межгосударственные, а также межправительственные организации, имеющиеся у них филиалы, постоянные представительства в России.
  6. Расположенные в пределах России филиалы, постоянные представительства, а также прочие обособленные либо же самостоятельные структурные подразделения юрлиц-нерезидентов, которые были созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных стран, располагающихся вне пределов Российской Федерации, а также аккредитованных в РФ представительств (дипломатических), консульских учреждений зарубежных стран, а также постоянных представительств данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  7. Прочие индивиды, которые не перечислены в Законе о валютном регулировании в виде резидентов.
Замечание 4

Таким образом, список субъектов, которые выступают в статусе нерезидентов в валютных правоотношениях, полностью открыт, то есть статусом нерезидента имеют право обладать абсолютно все индивиды, которые не считаются резидентами.

Резиденты, а также нерезиденты имеют конкретные права и обязанности.

Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ валютные операции, имеют прямое право на:

  1. Ознакомление с актами проведенных проверок, которые были осуществлены органами, а также агентами валютного контроля.
  2. Обжалование решения, а также действия либо бездействия органов и агентов осуществления валютного контроля, их должностных лиц в том порядке, который указывает актуальное российское законодательство.
  3. Возмещение фактического ущерба строго в установленном законодательством порядке, если данный ущерб был причинен неправомерными действиями (либо же бездействием) со стороны органов, а также агентов, осуществляющих валютный контроль, и их должностных лиц.

Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ операции валютного характера, должны:

  1. В обязательном порядке предоставлять органам, а также агентам, осуществляющим валютный контроль, документацию и данные в тех случаях, которые указаны в соответствующем Законе.
  2. Обязательно вести в строго установленном порядке учет, а также заниматься составлением отчетности касательно проводимых ими валютных операций, тем самым обеспечивая сохранность определенной документации, а также данных на протяжении не меньше, чем трех лет с момента совершения конкретной валютной операции, но никак не раньше, чем наступит срок исполнения договора.
  3. Строго выполнять предписания органов, осуществляющих валютный контроль, об устранении выявленных ранее нарушений актов валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования.

Согласно Закону о валютном регулировании органами валютного регулирования в России считаются непосредственно Центробанк, а также Правительство РФ.

Замечание 5

Для того чтобы реализовать функции, прописанные в Законе, Центробанк и Правительство строго в пределах собственной компетенции издают акты органов валютного регулирования, которые одинаковы как для резидентов, так и для нерезидентов.

В том случае, если порядок проведения операций валютного характера, а также порядок использования счетов (в том числе установление требования касательно использования особого счета) официально не установлены органами, занимающимися валютным регулированием согласно Закону о валютном регулировании, валютные операции осуществляются, открываются счета, и, при этом, операции по счетам проводятся без каких бы то ни было ограничений. При установлении определенных требований касательно использования особого счета органы, которые занимаются валютным регулированием, не могут вводить ограничения, которые не предусмотрены соответствующим Законом.

Центробанк России определяет единые формы учета, а также отчетности по валютным операциям, точный порядок, а также сроки их представления, он подготавливает и публикует статистические данные по валютным операциям.

Центробанк России, правительство России, а также особые уполномоченные на это Правительством России федеральные органы исполнительной власти проводят абсолютно все без исключений виды валютных операций, которые подпадают под регулировку Законом.

Замечание 6

Кроме валютного регулирования российское законодательство предусматривает также валютный контроль.

Валютным контролем называют контроль государства над соблюдением резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, официальных норм валютного законодательства. Валютный контроль может осуществляться по таким направлениям, как:

  1. Определение точного порядка, а также форм учета, отчетности, всех документов по валютным операциям лиц, являющихся и не являющихся резидентами РФ, проверка точности, полноты и, конечно, объективности учета и отчетности касательно валютных операций, а также рублевых операций лиц, не являющихся российскими резидентами.
  2. Полный надзор за точным соответствием проводимых лицами, являющимися и не являющимися резидентами, валютных операций актуальному законодательству РФ, а также наличием нужных для этой процедуры разрешений и лицензий.
  3. Контроль над совершением экспортных и импортных операций.
  4. Контроль над всеми валютными операциями, которые были связаны с переводами зарубежной валюты из РФ по контрактам, имеющим определенные признаки фиктивности.
  5. Проверка точного выполнения резидентами обязательств в зарубежной валюте перед государством, обязательств касательно продажи экспортной выручки строго на внутреннем рынке.
  6. Определение точных полномочий, а также функций органов и агентов, осуществляющих валютный контроль.
Читайте также:  Что такое регрессное требование по ОСАГО?

В России валютный контроль осуществляется строго Правительством страны, а также органами и агентами, специализирующимися на валютном контроле, в точном соответствии с актуальным Законом о валютном регулировании, а также прочими ФЗ.

Органами валютного контроля в РФ, помимо этого, считаются еще и Центробанк России и федеральный орган (либо же федеральные органы) исполнительной власти, который уполномочен (либо же уполномочены) самим Правительством.

Агентами валютного контроля считаются уполномоченные на то банки, которые подотчетны Центробанку, государственная корпорация под названием «Банк развития внешнеэкономической деятельности (или Внешэкономбанк)» и, помимо этого, не причисленные к уполномоченным банкам профессиональные участники рынка ценных бумаг, например, держатели реестра (или регистраторы), которые подотчетны строго федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, налоговые и таможенные органы.

Контроль над проведением валютных операций лицами, являющимися либо не являющимися резидентами, не причисленными к кредитным организациям, осуществляют строго в пределах собственной компетентности федеральные органы исполнительной власти, которые, в свою очередь, причислены к органам и агентам, осуществляющим валютный контроль.

Замечание 7

Правительство страны обеспечивает грамотную координацию деятельности в сфере валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, которые, при этом, являются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, а также их непосредственное взаимодействие с Центробанком.

Правительство страны также обеспечивает грамотное взаимодействие не причисленных к уполномоченным банкам профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов как непосредственных агентов валютного контроля Центробанка РФ.

Центробанк РФ осуществляет прямое взаимодействие с прочими органами валютного контроля, он осуществляет грамотную координацию прямого взаимодействия банков, причисленных к уполномоченным, в качестве агентов валютного контроля, и органов валютного контроля с иными агентами, осуществляющими валютный контроль, во время обмена данными в соответствии с актуальным законодательством России.

Уполномоченные банки в качестве агентов валютного контроля передают напрямую таможенным и налоговым органам для непосредственного выполнения ими положенных функций агентов, осуществляющих валютный контроль, данные в том размере и порядке, который был установлен самим Центробанком.

Валютный контроль осуществляется в следующих базовых формах:

  1. С помощью документарного присмотра, который основан на точном анализе бухгалтерской, статистической, а также финансовой отчетности.
  2. С помощью проведения проверок инспекционного характера.
  3. С помощью использования неких мер воздействия в ситуации, когда нарушается валютное законодательство.

Права, а также обязанности органов и агентов валютного контроля, и их должностных лиц

И органы, и агенты, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в пределах собственной компетенции и в точном соответствии с актуальным законодательством страны имеют полное право на то, чтобы:

  1. Проводить необходимые проверки точного соблюдения резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
  2. Проводить в случае необходимости проверки полноты, а также реалистичности учета и отчетности касательно валютных операций резидентов, а также лиц, не являющихся резидентами.
  3. Проводить запрос, а также получать документацию и данные, напрямую связанные с проведением операций валютного характера, открытием, а также ведением счетов. Обязательный период для предоставления документации по подобным запросам не способен быть меньшим, нежели семь рабочих суток с момента подачи такового запроса.

Органы, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в рамках собственной компетенции имеют полное право на следующее:

  • Выдача предписаний касательно устранения найденных ранее нарушений актов актуального валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
  • Применение законодательно установленных мер ответственности за любое нарушение актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.

Точный порядок предоставления лицами, являющимися и не являющимися резидентами, подтверждающей документации, а также данных во время осуществления операций валютного характера агентам, осуществляющим валютный контроль, устанавливается строго:

  1. Для своевременного предоставления агентам, осуществляющим валютный контроль, кроме уполномоченных банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, – российским Правительством.
  2. Для предоставления уполномоченным банкам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, – российским Центробанком.

С целью осуществления грамотного валютного контроля агенты, которые осуществляют валютный контроль в рамках собственной компетенции, обладают правом запрашивать и затем получать от лиц, являющихся и не являющихся резидентами, такие документы либо их копии, которые связаны с проведением валютных операций, открытием, а также ведением счетов:

  1. Документация, которая удостоверяет личность физлица.
  2. Документация о государственной регистрации физлица как ИП (индивидуального предпринимателя).
  3. Документация, которая удостоверяет статус юрлица, – конкретно для нерезидентов, а также документация о государственной регистрации юрлица, – непосредственно для резидентов.
  4. Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в определенном налоговом органе.
  5. Документация, которая удостоверяет права индивидов на некое недвижимое имущество.
  6. Документация, которая удостоверяет права лиц, не являющихся резидентами, на проведение валютных операций, открытие любых счетов (вкладов), которые оформляются и выдаются органами страны места проживания (либо же места регистрации) лица, не являющегося резидентом, в том случае, если получение нерезидентом данного документа предусматривается актуальным законодательством зарубежного государства.
  7. Уведомление налогового органа строго по месту учета лица, являющегося резидентом, касательно открытия счета (вклада) в банке, расположенном не на территории России.
  8. Регистрационная документация в ситуациях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в согласии с Законом о валютном регулировании.
  9. Документы (либо же проекты документов), которые являются основанием для проведения любых валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания либо прочих органов управления юрлица; документация, которая содержит данные о результатах торгов (если они были проведены); документация, подтверждающая имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), информации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в частности, исключительных прав на них, акты государственных органов.
  10. Документация, которая оформляется и выдается кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля, банковские выписки; документация, которая подтверждает осуществление валютных операций.
  11. Таможенные декларации, документация, подтверждающая ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ товаров, российской валюты, зарубежной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг строго в документарной форме.
  12. Паспорт сделки.
  13. Документация, которая подтверждает, что физлица являются супругами либо же близкими родственниками, в том числе документы, которые были выданы органами записи актов гражданского состояния (свидетельства о браке и о рождении), уже вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных либо же родственных отношений, касательно усыновления (либо удочерения), об установлении отцовства, записи в паспортах о детях, о супругах, прочие документы, которые предусматриваются актуальным законодательством страны.
  14. Документация, подтверждающая факт непрерывного проживания физлиц, являющихся гражданами России, в зарубежном государстве в строгом соответствии с актуальным законодательством данного государства.
Замечание 8

Органы, а также агенты валютного контроля имеют право требовать предоставления исключительно той документации, которая напрямую относится к осуществляемой валютной операции.

Абсолютно все документы обязаны быть действительными на момент предоставления органам и агентам, осуществляющим валютный контроль. По запросу такого органа или агента представляются правильным образом заверенные переводы на русский язык тех документов, которые исполнены полностью либо в какой-то определенной части на зарубежном языке. Документы, которые исходят от госорганов зарубежных государств, подтверждающие статус юрлиц, не являющихся резидентами, обязаны быть легализованными строго в установленном порядке. Зарубежные официальные документы могут предоставляться без легализации только в тех случаях, которые предусмотрены международным договором России.

Документы необходимо представлять органам либо агентам, осуществляющим валютный контроль, строго в оригинале либо же в форме правильным образом заверенной копии. Если к проведению конкретной валютной операции либо же к открытию счета имеет непосредственное отношение только некая часть документа, то достаточно предоставить заверенную выписку из него.

Замечание 9

Уполномоченные банки могут отказать в проведении конкретной валютной операции в ситуации непредставления индивидом всех нужных документов либо же предоставления им неправдивых документов.

Подлинники документов принимаются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, только для ознакомления, и после возвращаются обратно представившим их индивидам. В материалы валютного контроля в таком случае помещаются заверенные непосредственно органом либо же агентом валютного контроля копии.

Одинаковые документы должны предоставляться лицами, являющимися и не являющимися резидентами, органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту, осуществляющему валютный контроль, территориальному подразделению агента валютного контроля, прямо истребовавшего определенные документы, однократно, и при этом они не подлежат еще одному представлению до перемен в сведениях, которые указаны в данных документах. Указанное положение не имеет распространения на случаи утери данных документов из-за непреодолимых сил. Если сведения, содержащиеся в данных документах, изменились, лицо, являющееся либо же не являющееся резидентом, должно сообщить об этом определенному органу, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного органа, агенту, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного агента, предъявив все нужные документы, в которых есть подтверждение произошедшим изменениям. Для того чтобы подтвердить факты, у лиц, являющихся и не являющихся резидентами, допустимо истребовать исключительно те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, к примеру, для учета собственных хоз. операций в соответствии с точными правилами бухучета, а также обычаями делового оборота.

Читайте также:  Внезапно выключился планшет: ищем причины и варианты “лечения”
Замечание 10

В данном случае составления новых отдельных документов специально для целей данного валютного контроля совершенно не требуется, если прочее не указано в актуальном законодательстве страны.

Агенты валютного контроля, а также их должностные лица, должны:

  1. Производить контроль над строгим соблюдением лицами, являющимися и не являющимися резидентами, актов актуального законодательства России, а также актов органов валютного регулирования.
  2. Представлять соответствующим органам валютного контроля данные касательно валютных операций, осуществляемых с их непосредственным участием, в том порядке, который установлен актами валютного законодательства России, а также актами соответствующих органов валютного регулирования.

Органы, а также агенты, осуществляющие валютный контроль, и их должностные лица должны соблюдать согласно актуальному законодательству России банковскую, коммерческую, налоговую, прочую охраняемую законодательно тайну, защищать прочие данные, в отношении которых установлено требование об обеспечении им обязательной конфиденциальности и которые, при этом, стали им известны в рамках осуществляемых полномочий.

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Внешэкономбанк» как непосредственные агенты, осуществляющие валютный контроль, передают налоговым и таможенным органам по их прямым запросам с целью осуществления валютного контроля над осуществляемыми резидентами валютными операциями, а также открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии правильным образом заверенных документов, среди которых:

  1. Документы, которые удостоверяют личность физлиц.
  2. Документы о государственной регистрации физлица как ИП.
  3. Документ о государственной регистрации юрлица, являющегося резидентом.
  4. Документы либо проекты документов, которые выступают в качестве основания для осуществления валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним.
  5. Документы, которые подтверждают имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), данных и результатов деятельности интеллектуального характера, в том числе и исключительные права на них.
  6. Документы, которые оформляются и выдаются кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля и банковские выписки.
  7. Паспорт сделки.
  8. Таможенные декларации.

Документы для валютного контроля

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

  • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
  • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
  • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
  • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).

Экономические реформы, проводившиеся после распада СССР, разрешили прямой выход российским организациям на иностранные внешние рынки и вход иностранным предпринимателям на российский рынок. За этот длительный период времени произошло значительное уменьшение во внешнеторговом обороте доли централизованного экспорта и импорта; расширение количества коммерческих банков имеющих лицензию на совершение валютных операций явилось следствием интенсификации внешнеэкономических связей на рынке.

В Российский Федерации, еще 1 июня 1992 г. был введен единый плавающий курс рубля. Однако свободной конвертируемости рубля не наблюдается, не смотря на либерализацию экономики. В настоящий период времени из-за наличия ряда социальных и экономических проблем использование в полной мере методов характерных для стран с развитым рынком, денежно-кредитной и валютной политики, нереально.

Существование народного хозяйства в условиях санкций, новый виток структурной перестройки, необходимость усиленного развития отраслей и инфраструктуры внутреннего производства не может существовать без государственного финансирования социальных программ, предприятий градообразующей сферы, регионов, и субъектов Федерации. Однако государственные субвенции и субсидии, финансирование федеральных программ, централизованные кредиты Центрального банка, не в полной мере справляются с инфляционными процессами, в связи с чем растет спрос на конвертируемую валюту.

Слабая взаимосвязь между экспортом и импортом, существование методов нетарифного регулирования экспорта сырьевых товаров, которые составляют основу российского экспорта, вызывают снижение доходов государства от внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день наблюдается положительное сальдо торгового баланса, однако фиксируется недостаток поступлений государственных валютных резервов. Для обслуживания внешнего долга требуется привлечение дополнительных бюджетных ресурсов. Это может быть произведено путем перераспределения статей доходов и расходов, понижения курса рубля с целью изменения валютного курса для стимулирования экспорта. Однако данные инструменты не приемлемы в условиях роста бюджетного дефицита и инфляции.

Борьба с коррупцией, недостаточно благоприятный инвестиционный климат, санкции на ввоз и вывоз товаров, обязательство от продажа части выручки от экспорта за рубли отбивают желание экспортеров переводить валютную выручку в банки Российской федерации, в связи с чем происходит нелегальный вывоз валюты российскими предпринимателями.

Сложность решения вышеназванных проблем в настоящий период времени требует усиления юридических ограничений на совершение сделок к иностранной валюте.

Специальное валютное законодательство играет основополагающую роль в регулировании валютных отношений.

Цель данной курсовой работы – исследование правового регулирования валютного рынка в Российской федерации.

Для достижения данной цели – были поставлены следующие задачи:

1) исследовать правовое регулирование операций с иностранной валютой в Российской Федерации;

2) проанализировать правовой режим валютных счетов, а также оборот иностранной валюты на внутреннем рынке.

Объектом исследования – является валютный рынок РФ, предметом – операции на валютном рынке.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;

  • международные соглашения РФ;

  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Основные направления валютного регулирования в России:

  • развитие национального валютного рынка;
  • регламентация режима валютного курса;
  • определение сферы применения иностранной валюты в стране;
  • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

Валютное законодательство

Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме . Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов РФ.

Правовое регулирование проведения валютных операций

Как уже отмечалось, общим объектом валютного регулирования является порядок осуществления валютных операций, при этом в качестве конкретных объектов регулирования могут выступать расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте, размеры обязательной продажи экспортной выручки на внутреннем рынке, размеры импортных и экспортных пошлин, инвестиции резидентов в экономику иностранных государств, условия обращения драгоценных металлов и камней. Покольку все валютные операции существенно отличаются друг от друга, поэтому регулирование валютных операций целесообразно рассматривать исходя из предложенной диссертантом в 1 главы I настоящего исследования классификации валютных операций. 1. Операции с наличной иностранной валютой. Все наличные расчеты за реализуемые физическим лицам (резидентам и нерезидентам) на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут осуществляться исключительно в рублях. Это правило установлено Положением ЦБ от 15.08.1997 г. № 503 «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)». Общие принципы обращения наличной иностранной валюты на территории России закреплены в Письме ЦБ РФ от 02.09.1994 г. № 107 «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации». В соответствии с указанным письмом, выдача в Российской Федерации уполномоченными банками наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте банкам — нерезидентам (их представителям), а также прием уполномоченными банками от банков — нерезидентов наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте допускается только по специальным разрешениям Банка России, выдаваемым уполномоченным банкам в каждом отдельном случае Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля. Зачисление наличной иностранной валюты на валютные счета предприятий, учреждений, организаций — нерезидентов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, когда это прямо разрешено Банком России. На валютные счета физических лиц — нерезидентов, в том числе при открытии физическим лицом — нерезидентом валютного счета, может быть зачислена наличная иностранная валюта, принятая уполномоченным банком только от владельцев соответствующих счетов (их представителей) и только в следующих случаях: — наличная иностранная валюта, ввезенная на территорию Российской Федерации с соблюдением таможенных правил физическим лицом — нерезидентом либо уполномоченным им лицом, зачисляется в пределах сумм, указанных владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом) таможенной декларации, подтверждающей ввоз в Российскую Федерацию указанных средств в наличной иностранной валюте владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом); — наличная иностранная валюта, снятая владельцем счета (его представителем) с его валютного счета в уполномоченном банке, может быть зачислена в пределах суммы снятой с него наличной иностранной валюты только на открытые на его имя валютные счета, в том числе в других уполномоченных банках; — наличная иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть зачислена физическим лицом — нерезидентом на открытый на его имя валютный счет в пределах приобретенной им суммы. При зачислении наличной иностранной валюты физическим лицом нерезидентом — владельцем счета, на который зачисляется наличная иностранная валюта (его представителем), в уполномоченный банк представляется-документ, подтверждающий произведенный им ввоз, снятие, приобретение наличной иностранной валюты. Эти требования не распространяются на физических лиц -нерезидентов, пользующихся дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации. Без ограничений и без специальных разрешений Банка России осуществляется зачисление уполномоченными банками на валютные счета физических лиц — резидентов принятой от них (их представителей) наличной иностранной валюты. Не ограничивается снятие наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) либо их представителями с их валютных счетов в уполномоченных банках, а также приобретение ими платежных документов в иностранной валюте за счет средств на валютных счетах физических лиц в уполномоченных банках. При этом уполномоченный банк в подтверждение проведения указанных операций выдает клиенту соответствующий документ с указанием суммы снятой со счета наличной иностранной валюты либо приобретенных платежных документов в иностранной валюте. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории Российской Федерации физическим лицам — резидентам заработную плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей на определенный срок и на время выполнения определенной работы), а также оплачивать в иностранной валюте работу (услуги) физических лиц по договорам подряда-и иным. договорам гражданско — правового характера. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих валютных счетов в уполномоченных банках, покупать у них дорожные чеки в иностранной валюте, а уполномоченные банки не могут выдавать наличную иностранную валюту с текущих валютных счетов указанных лиц (продавать им дорожные чеки в иностранной валюте).

Читайте также:  Отец отказывается платить алименты на детей. Что делать?

Цели валютного регулирования и контроля

Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.

Также валютное регулирование имеет цели:

  • тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
  • конечная задача – полная конвертируемость валюты.

Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.

Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:

  • определение соответствия операций установленным номам;
  • проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
  • проверка обоснованности действий;
  • надзор за полнотой предоставленных сведений.

Валютное законодательство, валютное регулирование и ва­лютный контроль Основные понятия

Валютный рынок является важной составляющей финансового рынка и представляет собой систему экономических и организа­ционно-правовых отношений, которые возникают между субъек­тами рыночных отношений по поводу купли-продажи иностран­ной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Ва­лютные рынки служат механизмом, посредством которого произ­водятся международные расчеты во внешней торговле.

Главная функция валютного рынка состоит в том, чтобы обес­печить потребности его участников в иностранной валюте для международных расчетов, управления ликвидностью, страхова­ния валютных рисков, а также извлечения прибылей из операций с иностранной валютой.

Основными участниками валютного рынка являются:

• коммерческие банки, осуществляющие основной объем ва­лютных операций; все остальные участники валютного рынка, как правило, открывают счета в банках и через них осуществ­ляют операции с иностранной валютой; в Российской Федера­ции участниками валютной торговли являются уполномочен­ные банки;

• центральные банки; выход центральных банков на валютный рынок обусловлен решением таких задач, как поддержание курса национальной валюты с помощью валютных интервенций, а так­же управления валютными резервами;

• фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятель­ность, формируя спрос (импортеры) и осуществляя предложе­ние (экспортеры) на валютном рынке; эти фирмы осуществляют
операции с иностранной валютой через уполномоченные банки;

• валютные биржи;

• валютные брокерские фирмы; многие коммерческие банки получают информацию о текущих валютных курсах и заключают сделки с партнерами с помощью сотрудников — специализированных брокерских фирм;

Особенности валютных операций на валютном рынке

Выполнять валютные операции могут не только компании, но и физические лица, банковские учреждения. Компаниям разрешено использовать наличную валюту при выезде их сотрудников в командировки (заграничные).

Порядок выполнения валютных операций изменился и упростился с 1.07.2016, потому что некоторые положения закона №173-ФЗ утратили силу.

Осталось действительным требование по осуществлению операций, направленных на приобретение иностранной валюты через уполномоченные банковские учреждения. Такие банки обязательно должны иметь лицензию на выполнение любых операций с валютой.

Физические лица имеют возможность осуществлять на внутреннем рынке разные валютно-обменные операции. Физические лица покупают валюту для собственных потребностей.

При осуществлении сделок с валютой устанавливаются определенные требования для идентификации личности. В законе нет информации об ограничениях по количеству покупаемой валюты.

Бухгалтерский учет, проводки валютных операций

Участники валютных операций обязательно должны вести их учет. Сведения о таких операциях содержатся на счете 52. По дебету счета за последний месяц учитываются все валютные поступления, а также остатки безналичной валюты на начало месяца.

Записи бухгалтер ведет отдельно по разным видам валюты. Операции должны быть отражены в российских рублях. Если необходимо сдавать отчетность в иностранной валюте, то документация дублируется. Курс валют ежедневно меняется, по этой причине следует правильно устанавливать дату перерасчета. Например, операции, которые проходили через кассу, отражаются в день их выполнения и на отчетную дату. Внеоборотные активы нужно отразить на момент признания расходов.

На текущем счете отражается учет денежной выручки в валюте, полученных процентов и других операций. Специальный транзитный счет открывается для клиента уполномоченным банковским учреждением. Транзитный счет отображает покупку, продажу валюты. Обычный транзитный счет нужен для отражения денежных средств, по которым банковское учреждение еще не получило информации. Такой счет подтверждает «происхождение» денежных средств, отношение к законному соглашению.

Счет 55 участвует в валютных операциях только в некоторых случаях. Учитывается валюта на депозитах, аккредитивах, других формах платежей. На счете 57 отражаются валютные суммы, предназначенные для продажи, а также рубли для покупки иностранной валюты.

В валютном учете могут использоваться разные проводки:

  • Д57 К52, Д51 — отражает перевод валюты, выручку, зачисленную на счет;
  • Д57 К51, Д52 — «обратная» операция покупки иностранной валюты за рубли;
  • Д50 (52) К52 (50) — наличие валюты в кассе или возврат банковскому учреждению;
  • Д52 К62, 66 и др. — зачисление валюты от покупателей на счет, другие поступления;
  • Д60, 66, 67 и др. — оплата поставщикам валютой, выполнение прочих операций с контрагентами;
  • Д91(57) К57(91) — финансовый результат от выполненных валютных операций.


Похожие записи:

Добавить комментарий