Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственная практика для студентов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производственная практика нужна в первую очередь для студента. Здесь он может попробовать свои силы и знания. Понятно, что студент, который учится на нефтяника нигде не сможет проверить свои способности, кроме своей работы. То же самое условие существует для студентов медиков, инженеров, строителей и т.д.
Производственная практика: особенности и сложности
Прохождение производственной практики повышает качество обучения, формирует и закрепляет профессиональные компетенции обучающегося, а также помогает ему адаптировать к реальным условиям теоретические знания, полученные в образовательном учреждении. Кроме того, студенту предоставляется возможность получить актуальную информацию о рынке труда, осознать ценность своей профессии и правильность сделанного выбора.
Ключевая цель данной практики — сформировать у обучающегося практические навыки работы по специальности, набраться опыта в решении реальных производственных задач. Главная задача производственной практики — создать для студента условия, аналогичные полноценной трудовой деятельности на предприятии, чтоб он мог почувствовать себя частью рабочего коллектива, привыкал к трудовой дисциплине, научился брать на себя ответственность, приобрел навыки самоорганизации и т.д.
В рамках прохождения производственной практики обучающемуся предстоит делать следующее:
- Проанализировать свое рабочее пространство, освоиться в нём. Понять, правильно ли он выбрал профессию.
- Постоянно контактировать с другими специалистами и руководителями организации, выполнять их поручения.
- Отыскать и заполнить пробелы в своих теоретических знаниях, приобрести недостающие навыки и компетенции.
- Проявить себя с положительной стороны, что может помочь в дальнейшем трудоустройстве.
- Собрать материал для последующего выполнения для курсовых работ, научных статей, дипломного проекта.
По итогам практики оформляется отчетная документация, которая сдается в образовательное учреждение. Как правило, стандартный пакет включает:
- договор на прохождение практики;
- дневник и отчет;
- индивидуальное задание на практику;
- отзыв-характеристику от руководителя компании, в которой студент прошел практику.
Для чего нужна производственная практика
Только на производственной практике они смогут убедиться, что сделали правильный выбор. Даже для студентов филологов и журналистов производственная практика может стать роковой. Ведь обучение детей в школе и опрос прохожих людей — это испытания для студентов, которые привыкли читать книги дома и мечтать о светлом будущем.
Поэтому производственная практика в первую очередь нужна студентам, чтобы оценить свои силы. Также она помогает преподавателям оценить компетентность студента и возможность перевода его на следующий курс.
Если учащийся не может пройти испытания, используя знания за прошедший курс, то значит ему нужно повторить их. Для этого его не переведут на 4 курс и заставят еще раз пройти специальные предметы. Хотя такие случаи встречаются крайне редко.
Производственная практика также нужна всему обществу. Представьте, если бы студенты начинали работать сразу после выхода из университета. Тогда им пришлось бы учиться на собственном опыте. Это значит, что первые 3 года они могли бы допускать серьезные ошибки в своей работе.
Таким образом, если вам скоро предстоит производственная практика, то рекомендуем вам не отчаиваться и подумать об ее пользе. К тому же студенту важно завязать новые связи. Возможно, если он хорошо покажет себя на практике, то ему предложат работу в данной организации после университета.
Практика студентов СПО
Прохождение практики студентами СПО регламентировано Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 N 291 (далее — Положение N 291).
В учреждениях СПО организуется два вида практики по специальности (п. 2 Положения N 291):
— учебная;
— производственная.
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности (п. 6 Положения N 291).
В свою очередь, производственная практика в СПО предусматривает два этапа:
— практику по профилю специальности;
— преддипломную практику.
Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности.
Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.
Согласно п. 9 Положения N 291 учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в других организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между образовательным учреждением и этой организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.
Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и организацией. В период прохождения такой практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы практики (п. 11 Положения N 291).
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики (п. 17 Положения N 291).
В силу п. 19 Положения N 291 организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации.
Как видим, в Положении N 291 не дано разъяснений по вопросам материального обеспечения организации учебной и производственной практики в СПО. Возможно, это связано с тем, что, как правило, в учреждениях СПО не предусмотрена организация выездных практик и в связи с этим нет необходимости нести дополнительные расходы. Преподавателям и мастерам производственного обучения плата за руководство практикой предусмотрена системой оплаты труда. В силу Указаний N 65н расходы учреждения в этом случае будут производиться за счет подстатьи 211 «Заработная плата» КОСГУ.
Если все-таки прохождение учебной или производственной практики студентами СПО связано с выездом за пределы населенного пункта, где расположено учебное заведение, то необходимые расходы по проезду и проживанию обучающихся должны компенсироваться образовательной организацией. Денежные средства на эти цели должны быть предусмотрены бюджетной сметой (в казенных учреждениях СПО) или планом ФХД (в бюджетных и автономных учреждениях) по следующим статьям расходов (Указания N 65н):
— на проезд — по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;
— на проживание — по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ;
— на выплату суточных и на питание — по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
При проведении учебной и производственной практики на базе учебного учреждения оно может нести расходы материального характера, например по приобретению расходных материалов, из которых или с помощью которых студенты во время практики будут изготавливать определенные ее программой изделия.
Что такое стажировка?
Большое количество существующих определений для этого понятия может запутать кого угодно. Однако наиболее точной кажется формулировка, приведенная в Письме Госкомвуза России от 15.03.1996 N 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов»
Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Трудовой Кодекс приводит два взгляда на понятие «Стажировка».
Первый – узкий.
Организацией процесса занимается учебное заведение. В вузе разрабатывают отдельные программы для каждого направления. На следующем этапе составляют список предприятий, готовых принять у себя практикантов. С ними заключаются соответствующие договоры. Индивидуальные задания выдает руководитель практики студента. Его назначают после распределения учащихся по организациям.
Сроки проведения и адреса стажировки утверждаются ректорским указом. От практиканта требуется:
- Получить направление в деканате.
- Выполнять условия программы, аккуратно соблюдая рабочий график и правила внутренней трудовой дисциплины. Нужно решить все поставленные перед учащимся задачи и отобразить это в специальном дневнике.
- Подписать аттестационный лист и дневник у представителя компании, являющегося куратором студента. Последний также должен представить характеристику.
- Написать отчет, приложив характеристику, и защитить его на заседании кафедры.
Иногда у студента появляется возможность стажироваться на предприятии, не входящем в утвержденный вузом список. В таком случае компания должна написать гарантийное письмо, подтверждающее готовность принять учащегося в сроки, предусмотренные академическим планом. Обязательство обычно закрепляется договором. Контракт подписывается между учебным заведением и предприятием. По окончании периода стажировки учащемуся потребуется получить справку, подтверждающую факт присутствия на работе в эти дни.
Научная практика студентов завершается написанием отчета. Это необходимо сделать в течение 5–7 рабочих дней с момента завершения трудовой повинности. Доклад нужно написать по форме, предусмотренной программой вуза, и сдать своему руководителю. Отчет должны заслушать и утвердить на заседании кафедры. Обычно это мероприятие проводят через пару недель после сдачи.
Если студент не явился на практику или не выполнил программу по уважительной причине, он может быть отправлен на предприятие повторно. Новые сроки в таких случаях согласуют с компанией в индивидуальном порядке. Практиканты, не справившиеся с заданием, получают академическую задолженность. Уважительная причина должна подтверждаться документально. Отсутствие справки автоматически означает «неуд», который станет серьезной помехой для участия в итоговой аттестации.
Особые условия труда для несовершеннолетних
Для практикантов, заключивших трудовой договор, с учетом их возраста устанавливают особый режим работы в соответствии с требованиями трудового законодательства. Помимо сокращенной продолжительности рабочего времени, работодатель должен обеспечить соблюдение других норм трудового законодательства в отношении несовершеннолетних работников. Если практиканту меньше 18 лет:
- он проходит обязательный медосмотр (ст. 69 ТК РФ);
- его нельзя привлекать к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ), в выходные и праздничные дни (ст. 268 ТК РФ), к сверхурочной работе (ч. 5 ст. 99 ТК РФ), к работе с вредными и (или) опасными условиями труда, к подземным работам, а также к работам, выполнение которых может причинить вред его здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами) (ч. 1 ст. 265 ТК РФ).
Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 265 ТК РФ).
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163. С 1 января 2010 г. введены в действие Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09»). Они устанавливают требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет, а также условия прохождения производственного обучения (практики) учащимися учебных заведений общего и профессионального образования.
Для лиц в возрасте до 18 лет, проходящих производственную практику, должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: для работников в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). При этом заработная плата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы.
В связи с заключением трудового договора впервые прошу оформить мне трудовую книжку.
1 февраля 2012 г. подпись А.М. Соколовский
Согласно п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках», оформление трудовой книжки сотруднику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в его присутствии не позднее недельного срока со дня приема на работу.
Нередко при первичном заполнении трудовой книжки у кадровых работников возникают вопросы в отношении графы «Профессия, специальность». В соответствии с п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек графы об образовании, профессии, специальности заполняются на основании соответствующего документа, например диплома. Обратите внимание: в графе «Профессия, специальность» необходимо указывать квалификацию, которая присвоена выпускнику по окончании учебного заведения.
Однако практиканты еще не завершили образование в вузе, поэтому, скорее всего, эта графа останется пустой. Если до вуза студент получил диплом, например о среднем профессиональном образовании, это нужно отразить в соответствующей графе.
В зависимости от уровня образования сотрудника в трудовую книжку вносят одну из следующих записей: основное общее; среднее общее; начальное профессиональное; среднее профессиональное; высшее профессиональное; послевузовское профессиональное.
Кто и как работал с практикантами
Мы распределили практикантов по офису. Трое совсем зелёных второкурсников достались Дмитрию Кузьмину, на тот момент тимлиду бэкенда DCImanager. За троими третьекурсниками присматривал Александр Брюханов. Ещё двое третьекурсников, которые уже были у нас в прошлом году, пошли к Зое Лалетиной в новый VMmanager. Они были знакомы с нашими процессами, поэтому их включили в команду. Остальные ребята работали независимо от команд, но в кабинетах с разработчиками.
Сначала хотелось, чтобы практиканты жили по Scrum, чтобы как и мы на стендапах рассказывали о проделанном за день. Но полноценно получилось это только с «второгодниками»: их задачи разбили на подзадачи, вышел полноценный двухнедельный спринт. Другие практиканты то ходили вразнобой, то у их руководителя не было времени их послушать. Для второкурсников же сама процедура стендапа оказалась болезненной: сначала они не соображали, зачем всё это нужно (Дмитрию Кузьмину пришлось провести пару вводных лекций), а потом… просто страдали.
Мы-то уже привыкли: встали, рассказали кто что сделал. Со студентами было сложнее. «Ну что, ребята, стендап». Я встаю, они сидят. Я говорю: «Стендап, вставайте!». Они потихонечку-потихонечку поднимаются. Было видно, что их сильно смущала вся процедура стендапа.
Дмитрий Кузьмин, разработчик
В целом менторы тратили примерно по часу в день на работу с практикантами. Бо́льшую часть времени студенты сами разбирались с задачей и за советом почти не обращались. Менторам приходилось постоянно предлагать помощь и даже настаивать на ней.
Это, по-моему, недостаток всех студентов. Они боятся спрашивать, причём непонятно почему. Я им открытым текстом говорю: вы у нас не работаете, уволить вас я не могу, а подписать бумаги — хоть сегодня, если это вам жизнь облегчит. Но уговоры не действовали. Может быть, все они после вуза хотели устроиться к нам на работу и боялись заранее испортить о себе мнение. Это единственное, что я могу предположить.
Александр Брюханов, руководитель разработки
В конце двух недель у ребят был показ. Свои проекты они представили друг другу и руководству компании.
Включать практиканта в рабочую команду бессмысленно и беспощадно. Даже если студент интересуется и хоть что-то знает (это уже хороший результат!), сразу в разработку его не погрузишь, надо какое-то время учить. Две недели — очень короткий срок, поэтому от мысли давать новеньким студентам задачи штатных разработчиков заранее отказались. Но мы хотели показать работу в реальной IT-компании. Нужны были такие задачи, через которые ребята смогли бы «пощупать» процесс разработки и, хотя бы со стороны, посмотреть на взаимодействие команд.
Время от времени в компании возникают идеи, которые потенциально полезны, но некому реализовать, или они не настолько важны, чтобы заняться прямо сейчас. Часто это вспомогательные сервисы, которые можно делать отдельно. В течение всего года мы выбирали из таких задач те, что могут подождать до лета и будут по силам для практикантов.
Переводилка. Мы давно хотели попробовать сервис POEditor, вот и попросили ребят сделать интеграцию с ним. Этой задачей сначала занимались «зелёные второкурсники», а потом и третьекурсники. Второкурсники сделали какой-никакой прототип, у третьекурсников вышло что-то более завершённое. В итоге одного из третьекурсников мы оставили работать, и он, уже отлично понимая задачу, быстро переписал всё «по-хорошему».
Метрики по сотрудникам. Ещё одна девушка в одиночку занималась метриками по сотрудникам — KPI, по сути. Объединяла данные от двери, Youtrack, Gitlab: когда человек приходит, сколько времени проставляет в YouTrack, какие делает коммиты в код. В процессе решения удалось посмотреть несколько вариантов и скорректировать ТЗ.
Скрипты для тестеров VMmanager. Разработчикам и тестировщикам нового VMmanager нужен был скрипт для выполнения рутинных операций: ходить по SSH на сервера, проваливаться с этих серверов на виртуалки, проверять версии libvirt, Qemu, ОС и т. д. Задачей занимался парень, который был у нас на практике в прошлом году и тоже работал на бэкенде. Тогда он уже пробовал делать запросы при помощи сетевых библиотек, поэтому в этот раз справился быстро. Качество кода было не «супер-пуперное», но после ревью скрипт взяли в работу.
Утилита для фронтендеров VMmanager. Ещё в VMmanager в отложенных была задача по сбору метрик работы фронтенда. Нужно было собирать время отклика, время загрузки полезного контента на странице и ещё кучу всего, что важно для анализа работы сервиса. Задача была сложная и менее понятная, чем у бэкенда; нужно было перелопатить кучу «литературы» и познакомиться с Angular, которому в вузе не учат. Решить эту задачу вызвался второй «второгодник». И справился! Его код отревьюили и через несколько спринтов решение внесут в продукт, то есть тоже будут использовать. Сам парень настолько понравился фронтендерам VMmanager, что они пригласили его на работу после института.
Ошибка: Практикант проходит на предприятии производственную практику. Работодатель не выплачиваем студенту зарплату и не подписывает с ним трудовой договор.
Комментарий: В случае прохождения производственной практики заключение трудового договора становится обязательным условием сотрудничества. А поскольку трудовая практика подразумевает выполнение производственных задач, то зарплата также должна выплачиваться, пуская и в меньшем размере в сравнении со штатным персоналом.
Ошибка: Студент-практикант отказывается подчиняться правилам охраны труда и внутреннего распорядка компании, поскольку с ним не заключен трудовой договор.
Комментарий: Даже при отсутствии трудового и любого другого договора с практикантом, студент обязан подчиняться внутреннему трудовому распорядку и правилам охраны труда работодателя.
Типы производственной практики
При оформлении студента-практиканта на предприятии важно различвать понятие учебной и производственной практики:
Учебная практика | Производственная практика |
Называется также ознакомительной практикой. | Называется также трудовой практикой. |
Не предполагает выполнения трудовых функций. В ходе прохождения учебной практики учащийся только знакомится с производственным процессом, выполняет несложные действия, получает общие профессиональные умения. | Подразумевается, что студент будет принимать участие в производственном процессе, выполнять установленные функции в качестве работника фирмы. |
Заключение трудового договора не требуется. | Обязательное заключение трудового договора. |
Трудовой договор (как принять студента на производственную практику)
Поскольку предполагается, что студенческая практика ограничена конкретными временными рамками, с работодателем заключается срочный трудовой договор. Можно, конечно, заключить бессрочный трудовой договор, предоставить студенту дополнительный оплачиваемый отпуск для сдачи дипломной работы, после чего принять его на работу на постоянной основе, но поступать так нецелесообразно. Срочный договор и без того будет автоматически признан бессрочным, если по истечении указанного в нем срока человек продолжает трудиться
(ст. 58 ТК РФ).
В тексте соглашения следует прописать цель трудоустройства (прохождение практики), количество месяцев работы. В остальном, трудоустройство студента ничем не отличается от приема на работу любого соискателя:
- стороны подписывают трудовой договор;
- руководитель компании издает приказ о приеме на работу по форме № Т-1 (Т-1а) с указанием о трудоустройстве практиканта или без такового;
- в трудовую книжку студента вносится запись о приеме на работу (если практика у сотрудника первая, и он ранее нигде не работал, наниматель обязан оформить ему трудовую книжку);
- работодатель занимается оформлением для студента СНИЛС (если у него его нет);
- студент знакомится с внутренними документами компании (новый сотрудник должен знать о зарплате, нормах премирования, доплатах, надбавках, материальных поощрениях, отпусках и т.д.);
- по окончании практики договор расторгается, соответствующая запись вносится в трудовую книжку.
«Официальные» практиканты
Как мы уже выяснили, законодательство предусматривает возможность заключения договора между учебным заведением и организацией. Если такой договор заключен, то организация обязана принять студентов на практику и организовать ее прохождение в соответствии с программой практики. Но при этом надо учитывать, что заключение самого договора — дело добровольное. То есть организация не обязана его заключать, даже если с таким предложением к ней прямо обратился представитель вуза.
Если компания все же решила заключить договор, то надо проследить, чтобы в нем были отражены все важные моменты, связанные с прохождением практики, а именно: в какие периоды организация обязана принимать студентов, какое количество их может быть одновременно и (или) в течение года (календарного или учебного). Также в договоре должно быть зафиксировано, какого рода практику будут проходить студенты в организации — ознакомительную или трудовую. Это условие вдвойне важно, так как от него зависит, должна ли компания зачислять практикантов в штат и выплачивается ли им заработная плата.
Надо заметить, что в большинстве случаев договоры с вузами не предусматривают зачисления практикантов в штат организации. То есть, выражаясь официальным языком, речь идет об ознакомительной практике, когда практиканты лишь знакомятся с производственным процессом организации, основными функциями по той или иной должности, выполняют несложные операции и т.п. Заработная плата в таком случае не начисляется — студент продолжает получать стипендию.
Но, когда речь идет о так называемой трудовой практике, используется другой подход. В таком случае студент зачисляется в штат на должность, обязанности по которой соответствуют программе практики. Соответственно, между работодателем и практикантом заключается трудовой договор, практиканту выплачивается заработок, с которого удерживаются все налоги и начисляются взносы во внебюджетные фонды. Как и обычные работники, практиканты в этом случае подлежат государственному социальному страхованию, а значит, имеют право на пособия по временной нетрудоспособности. Кроме того, практиканту положен ежегодный оплачиваемый отпуск (или компенсация при увольнении).
Помимо прав, у студента появляются и обязанности. Как и все работники, он обязан следовать правилам внутреннего распорядка организации, соблюдать технику безопасности, подчиняться внутренним нормативным актам организации.
Отчет о прохождении производственной практики
В завершении прохождения практики оформляется отчет. Объем отчета составляет 15-20 страниц.
При написании отчета рекомендуется следовать указанной структуре:
- введение
- общая часть (о деятельности предприятия (организации)
- специальная часть (о направлениях деятельности отдела)
- заключение
- список использованных источников
- приложения
В введении указывается цель прохождения и задачи, которые необходимо решить для ее достижения, определяются объект и предмет исследования.
В основной части отчета дается краткая характеристика предприятия с организационной, экономической и финансовой точек зрения. Необходимо раскрыть структуру организации, условия обеспечения ее деятельности, описать функции отделов, описать направления работы предприятия, его структура.
Желательно указать дату создания, историю, достижения. С точки зрения психологии, подробное изучение предприятия и всего, что с ним связано, может положительно отразиться на мнении о практиканте потенциального работодателя
В специальной части рассматривается деятельность отдела, в котором практикант непосредственно работал с целью выявления проблем по рассматриваемой в дипломной работе теме для выработки путей их решения.
Практика отражает практическую деятельность по профилю специальности:
- для юриста – написания иска в суд или отзыва на него;
- для бухгалтера – составление отчетности по хозяйственной деятельности и отслеживание движения по счетам;
- для экономиста – финансовое планирование доходов и расходов;
- для менеджера в области строительства – отчет о продажах строительных материалов, рекомендации по повышению менеджмента организации, техническое задание на строительство;
- для будущих педагогов и воспитателей – разработанные учебные планы занятий;
- для технологов – раскладка блюд с технологией приготовления.
Как оформить стажировку студентов на предприятии
Но заключение такого договора не является обязанностью принимающей стороны.
- Заключить гражданско-правовой договор на конкретные работы и услуги, которые в период практики выполнит практикант.
- Если практика по свей сути выполнение работ не предполагает (ознакомительная, например), то в этом случае достаточно приказа о допуска практикантка к прохождению практики под руководством наставника.
- Если организация не видит возможности оформления студента для прохождения практики, то она имеет право отказать ему в приеме (допуске) для прохождения практики. Возможность такого отказа должна быть закреплена в договоре с образовательной организацией. А при отсутствии такого договора с образовательной организацией вопрос отказа в приеме на практику или приема практиканта остается исключительно на усмотрение самой принимающей организации.. На основании ст.
Как принять студента на производственную практику – спорные договоры оказания услуг
Можно принять практиканта на работу на основании договора оказания услуг (трудового или договора подряда), заключенного с учебным заведением, согласно которому ВУЗ обязуется выполнить поручения работодателя силами учащихся. В договоре прописываются функции, которыми должен овладеть практикант за время прохождения практики. Наниматель выплачивает образовательной организации вознаграждение. В такой ситуации оплата поступает на счет института, оформлением трудовых отношений со студентом занимается ВУЗ, а договор может быть заключен как на период практики, так и во время каникул
. Несмотря на привлекательность такого варианта, возможно возникновение споров с контролирующими органами.
Также возможно подписание договора со студентом, согласно которому предприятие оказывает услугу практиканту, предоставляя возможность прохождения практики. Предметом договора станет «организация производственной практики». Здесь существует вероятность, что контролирующие органы увидят в такой сделке скрытый договор подряда или трудовой договор, и работодателю придется выплачивать студенту зарплату.