Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные этапы в развитии ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Развитие и воспитание ребёнка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребёнка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.
Это неонатальный период детского возраста. Начинается с первого вздоха ребенка и длится около 28‒30 дней. Запускаются легочное дыхание, малый круг кровообращения, устанавливается терморегуляция. Конечности находятся в гипертонусе, преобладают только безусловные рефлексы. Ребенок почти все время спит — около 20 часов в сутки. К концу первого месяца малыш может издавать слабые гортанные звуки.
В этот период раннего детского возраста органы и системы еще незрелые. Пищеварительная система сформирована, но ЖКТ еще дозревает, поэтому малышей часто беспокоят колики.
При рождении оценивают состояние здоровья малыша, массу тела. В течение всего периода раннего детского возраста врачи контролируют динамику развития, чтобы исключить патологии и заболевания. У новорожденных быстро увеличивается вес, но в первые 2‒3 суток возможна физиологическая убыль массы. Это важный этап, влияющий на всю дальнейшую жизнь.
Младший школьный возраст.
Хотя в яслях и детских садах дети уже сталкиваются с некоторыми правилами общественного поведения, которого потребует от них школа, только с началом школьного обучения возникают настоящие проблемы. Родители должны помочь ребенку попасть по возможности в лучшую школу и обеспечить пунктуальное и регулярное посещение уроков. На данном этапе жизни ребенка особенно важны дисциплина и организация в семье. Ребенок сталкивается также с властью учителей – взрослых, не принадлежащих к семье, – и влиянием сверстников, порой принадлежащих к другим социальным слоям.
Исследования американских семей постоянно обнаруживают типологические различия в формах контроля за поведением ребенка и в отношении к дисциплине. В одних семьях ребенку предоставляют почти полную свободу, в других эта свобода жестко ограничена строгим присмотром. Семьи также сильно разнятся в том отношении, что в одних ребенку всячески выказывают заботу, его принимают всецело, к нему внимательны, в то время как другие отвергают ребенка или равнодушны к нему. Сопоставляя эти два стиля родительского поведения, мы обнаруживаем интересные сочетания результатов воспитания, характерные для разных семей.
Одним из важнейших требований к младшему школьнику, а затем и подростку является обуздание импульсивного поведения (самодисциплина, сопротивление давлению со стороны сверстников, отложенное вознаграждение). Долговременные наблюдения за импульсивными и плохо управляющими своим поведением младшими школьниками и подростками показали, что родители таких детей часто конфликтуют между собой и расходятся во взглядах на воспитание; подобные родители плохо готовят своих детей к решению таких школьных задач, как обучение чтению, письму и рисованию, не требуют от детей школьных успехов, а также редко дают им возможность участвовать в работе по дому или в воспитании младших сестер и братьев. Сочетание родительского пренебрежения и отторжения с пониженными требованиями к ребенку может в конечном итоге сделать его поведение неуправляемым.
Чтобы научиться читать, писать и считать, ребенок должен проявить некоторую самодисциплину, например сидеть тихо и сосредоточенно. Неуправляемый ребенок рискует не научиться читать за первые три или четыре года обучения, и если учителя и родители не наверстают упущенное в четвертом или пятом классе, все последующее школьное обучение становится непосильным бременем для ребенка. У таких неграмотных или полуграмотных детей может сильно пострадать самооценка; спасаясь от чувства изоляции, они станут искать выход в коллективных прогулах и употреблении наркотиков, алкоголя или табака.
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
- Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
- Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
- Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
- Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
- Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
Что происходит с телом?
За этот год телесные функции формируются практически полностью. Еще одно настолько же серьезное преобразование произойдет только в пубертате.
Во время младенчества наиболее активно развиваются тело и телесность. Происходит синхронизация всех систем: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной системы, органов чувств и движения. В этом возрасте мы еще не говорим о развитии эмоциональной и когнитивной систем — тело на первом месте.
В этот же период закладываются и развиваются основные ритмы: частота сердечных сокращений, перистальтика, дыхание. Далее — более сложные циклы: сон и бодрствование, кормление, выделение.
Ритмы всех систем должны выстроиться в слаженную систему, которая будет обеспечивать работу организма в течение жизни.
Сколько надо есть, быть на руках, играть и спать?
Столько, сколько это надо именно вашему ребенку. Нельзя дать универсальных четких предписаний: каждый ребенок уникален, его потребности в частоте и качестве контакта со взрослым тоже крайне индивидуальны. Кому-то надо весь день проводить на руках, а кому-то достаточно 4-5 часов.
И как понять, что ему нужно, спросите вы. Ведь ребенок не способен сказать, что он хочет?
1. Во-первых, ребенок может «сказать», только делает это собственным способом. Он плачет. Если что-то болит или чего-то хочется, если страшно или скучно. Плач — это сигнал взрослому, что нужно его участие.
Малыш требует своего настойчиво и эгоистично. Да, он не «думает» о том, что мама устала или занята. Он борется за себя, свое развитие, свое будущее. И просит он всегда столько, сколько ему необходимо, не больше. Как только потребность удовлетворена, ребенок сразу затихает или засыпает.
Ранний дошкольный возраст (3-4 года), к концу возраста
Физическое:
- более точное использование рук;
- более уверенно поднимается по лестнице;
- более уверенно ходит в туалет с напоминаниями;
- может бегать;
- может пользоваться колесными игрушками (например, трехколесным велосипедом);
- может пользоваться ножом и вилкой во время еды.
Интеллектуальное:
- может подбирать цвета;
- может считать до 10;
- может заниматься одним делом, даже если его немного отвлекают;
- может следовать более длинным инструкциям;
- память работает намного лучше, чем раньше.
Эмоциональное:
- может самостоятельно выбирать одежду;
- знает свой возраст;
- чувствует себя спокойнее, когда родителей нет рядом;
- может говорить о своих чувствах.
Социальное:
- может использовать предложения для общения;
- может с удовольствием играть самостоятельно и с другими детьми;
- любит играть с разными игрушками;
- участвует в групповых занятиях в детском саду.
Ключевые вопросы
1. Какие периоды постэмбрионального этапа онтогенеза человека выделяют у детей?
2. Какой возрастной период наиболее важен для развития мышления, речи и трудовой деятельности? Ответ аргументируйте.
3. Назовите возрастные периоды у взрослого человека. Охарактеризуйте особенности периодов зрелости и старости.
4. Какие важные социальные задачи должен решить человек в период зрелости?
Сложные вопросы
1. При характеристике развития детей на современном этапе часто употребляют термин «акселерация». Используя дополнительные источники информации, объясните, что он означает. Назовите возможные причины акселерации.
2. В чем состоят особенности периода зрелости у людей, проживающих в разных странах? Как и почему у них различается продолжительность этого периода?
3. Как показывает статистика, средняя продолжительность жизни людей в мире возрастает, причем женщины в среднем живут дольше мужчин. Как вы думаете, в чем причины этих тенденций?
Индивидуальное домашнее задание. Используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию по теме «Гипотезы процесса старения человека».
Это самый острый и длительный кризис, он связан с серьезными физиологическими изменениями, быстрым умственным развитием и общим формированием личности. В подростковом периоде ребенок уже чувствует себя взрослым, хочет всем показать и доказать свою самостоятельность, однако у него нет инструментов, которые позволили бы ему это сделать.
С одной стороны материальная зависимость от родителей, с другой – собственные потребности и стремление быть свободной личностью. Такие противоречащие обстоятельства часто приводят к возникновению конфликтов.
Если близкие взрослые проявят терпение, будут относиться уважительно к желаниям ребенка, дадут возможность показать, что он стал самостоятельным, это ему поможет пережить кризис максимально легко. Например, родители могут разрешить устроиться на подработку на летние каникулы, чтобы заработать собственные деньги или поручить выполнять какие-то «серьезные» дела, которые раньше не доверяли.
В случае если родители не поддержат ребенка, это приведет к задержке личностного развития, что, скорее всего, скажется на его дальнейшей жизни. Он замкнется, станет неуверенным, апатичным, депрессивным.
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Скелетно-мышечные рефлексы
Это двигательные рефлексы, которые присущи физиологически зрелым детям. Они представляют собой реакцию малыша на раздражение различных участков его кожных покровов.
- Рефлекс Робинсона или «хватательный» рефлекс
Если в ладошку младенцу вложить палец взрослого, он хватает его настолько сильно, что на этом пальце врач может спокойно поднять ребёнка. Потому что одновременно с сокращением мышц ладони происходит усиление общего тонуса тела, всей скелетной мускулатуры.
- Подошвенный рефлекс
Врач штриховыми движениями касается кожи стопы младенца, то есть раздражает её по внутреннему краю подошвы. В ответ на воздействие младенец разгибает большой палец стопы, а все остальные пальчики сгибает. Одновременно можно отметить, что ребёнок сгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах, усиливается сократительная активность остальных мышц его тела.
- Затруднённое разгибание ножки в колене
Если ножку ребёнка согнуть в тазобедренном суставе, то она с трудом разгибается в коленном суставе. Это объясняется тем, что у физиологически зрелого младенца тонус мышц-сгибателей всегда преобладает над тонусом мышц-разгибателей.
- «Ползание»
Если ребёнка положить на животик и приставить к его подошвам ладонь, он рефлекторно отталкивается от неё. Создается эффект ползания, хотя малыш остаётся на месте.
- Отрицательная реакция на опору
Младенец, которого вертикально поднимают над столом, держа под мышки, не опирается на него. Даже если его ножки опускать к столу. Ребёнок подгибает ножки и притягивает их к животику.
- Пяточный рефлекс, или рефлекс Аршавского
При умеренном надавливании на пяточную кость младенца, возникает обобщенная реакция организма в виде разгибательной двигательной активности, крика и гримасы плача.
- Общая двигательная активность младенца
Во время сна у физиологически зрелых младенцев отмечается спонтанная двигательная активность. Она возникает из-за периодического изменения состава крови малыша. Её проявления – это отдельное вздрагивание ручек или вздрагивание ножек, больше с тенденцией к разгибанию, чем к сгибанию.
У физиологически незрелых детей к рождению костная система бывает сформирована, но минерализация костей часто еще не закончена, в связи с чем им дополнительно необходим кальций (по рекомендации врача).
А у преждевременно рожденных незрелых детей часто наблюдается дефицит витамина D, так как именно в последние месяцы беременности происходит запас таких веществ, как витамин D, кальций, фосфаты. Если все это в достатке получает мама. Сниженное количество этих веществ в организме обуславливает развитие таких заболеваний, как рахит, признаками которого являются размягчение костей, замедление процессов роста, прежде всего ног, позднее появление зубов и закрытия большого родничка, изменение костей таза, а также дисплазия тазобедренных суставов, когда из-за недостатка кальция деформируются бедренные кости. Физиологически незрелые дети входят в группу риска по развитию этого заболевания. У них оно течет особенно остро и быстро прогрессирует. Поэтому физиологически незрелым детям часто назначают витамин D для профилактики рахита.
Бывает, что физиологически незрелые дети рождаются с несформированными тазобедренными суставами. Дисплазия (недоразвитие) суставов грозит в дальнейшем подвывихами, вывихами и лишением возможности самостоятельно передвигаться. Поэтому необходимо вовремя диагностировать данную патологию и назначить лечение. Для обнаружения дисплазии проводят ультразвуковое исследование суставов, которое позволяет правильно поставить диагноз. Частая причина дисплазии суставов – дефицит у мамы во время беременности магния, железа, белка, витамина С и других факторов питания.
Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста
Множество факторов влияет на раннее обучение детей:
- Наследственность.
- Экологическая обстановка.
- Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
- Течение беременности и родов у матери.
- Вскармливание и режим дня.
- Заболевания.
- Культура воспитания.
- Уход за ребенком и др.
Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет
Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.
Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:
- Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
- Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
- Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
- Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.
К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.
Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.
- Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
- Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
- В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.