Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 60.1. Ротация гражданских служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего отметим, что ротация федерального гражданского служащего проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. А если орган находится в ведении федерального министерства, то ротация подлежит согласованию и с федеральным министром (ч. 4 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
Кто подлежит ротации?
В силу новой редакции ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ ротация проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, но не для всех служащих. Ротации подлежат лишь федеральные гражданские служащие, замещающие в указанных органах должности категории «руководители». Причем ротации подлежат руководители, исполняющие должностные обязанности, которые непосредственно связаны с осуществлением контрольных или надзорных функций. То есть не подлежит ротации, например, руководитель отдела кадров, бухгалтерии. Кроме этого, по новой редакции ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ ротация проводится в других федеральных и территориальных органах исполнительной власти. Должности, по которым предусматривается ротация, устанавливаются специальными перечнями должностей. Порядок утверждения перечней должностей определен ч. 2.1 и 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, согласно которым:
- в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, такие перечни утверждаются руководителями этих органов;
- в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, перечень также утверждается руководителем, но по согласованию с федеральным министром;
- в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, перечень должностей утверждается соответственно Президентом РФ или Правительством РФ на основании предложений указанных федеральных органов исполнительной власти.
Перечни и порядок их формирования в других федеральных государственных органах утверждаются Президентом РФ на основании предложений руководителей этих органов.
Среди изменений, произошедших практически за год после вступления в силу механизма проведения ротации, можно выделить основное — появление возможности проведения ротации в иных федеральных органах государственной власти. Но поскольку для этого необходимо принятие Президентом РФ нормативного акта, устанавливающего перечень должностей, подлежащих ротации, и порядок ее проведения, данное положение пока не работает.
Кардинальных изменений из-за Закона N 53-ФЗ в порядке проведения ротации не произошло, а некоторые вопросы так и остались нерешенными. Например: в каком порядке осуществляется согласование ротации между руководителями государственных органов, какую запись вносить в трудовую книжку служащего при прекращении срочного трудового договора перед осуществлением ротации, может ли служащий отказаться от ротации по иным причинам, не указанным в ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, в каком порядке будет прекращаться служебный контракт в этих случаях и т.д.
Поэтому на сегодня механизм ротации еще не в полной мере работает и требует доработки и принятия новых нормативных правовых актов или разъяснений.
Ротация госслужащих: что это значит?
Ротация – это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на другую должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация.
Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентируют следующие законы:
В Закон № 79-ФЗ внесли поправки.
Сейчас статья 60.1 Закона № 79-ФЗ устанавливает так.
Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность, размер должностного оклада по которой ниже размера оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности.
Должность в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от 3 до 5 лет.
С письменного согласия служащего его можно будет назначить в порядке ротации на должность с более низким окладом.
Кроме того, его можно назначить на должность в порядке ротации в течение последнего года действия срочного служебного контракта в сроки, предусмотренные планом проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих.
По срокам замещения законодатели добавили:
Расширили гарантии для служащих, отказывающихся от ротации
Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности в порядке ротации по таким причинам:
1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации.
К членам семьи относятся супруг (а), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения, родители, лица, находящихся на иждивении и проживающих совместно с ним.
2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном гособеспечении и нуждающимися в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
В связи с этим в Закон о соцзащите внесли поправку, что заключение о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе должны будут выдавать госслужащему.
Эти две причины установлены пунктом 8 статьи 60.1 Закона № 79-ФЗ.
Сейчас в случае отказа служащего от предложенной должности по другим причинам, т.е. не указанным в пункте 8, служебный контракт с ним прекращают и его увольняют.
Комментируемый закон добавил, что такому служащему в письменной форме можно предложить другую должность, в том числе должность с более низким окладом, в том же или другом государственном органе.
Нововведения вступают в силу с 27 августа 2022 года.
Rotation on the public civil service
Учитывая, что проведение ротации гражданских служащих является достаточно сложным процессом, каким образом его следует планировать?
Проведение ротации осуществляется в соответствии с утвержденным планом, разработанным кадровой службой федерального органа исполнительной власти (иного государственного органа) на основе перечня должностей федеральной гражданской службы, подлежащих ротации (далее – Перечень).
Порядок утверждения плана ротации федеральных гражданских служащих с вступлением в силу Закона № 53-ФЗ не претерпел существенных изменений. Отдельные коррективы, внесенные в ч. 3 ст. 60.1 Закона о госслужбе, обусловлены расширением сферы применения ротации федеральных гражданских служащих.
Итак, план проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем соответствующего федерального госоргана. Утверждение плана ротации федеральных гражданских служащих в федеральном органе исполнительной власти, находящемся в ведении федерального министерства, или в его территориальных структурах, как и прежде, требует согласования с федеральным министром.
Примерный план проведения ротации приведен в приложении к Методическим рекомендациям, согласно которым в плане рекомендуется указывать:
- должности гражданской службы, включенные в Перечень;
- фамилию, имя, отчество гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в Перечень, срок действия служебного контракта;
- фамилию, имя, отчество гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень, и планируемый срок действия служебного контракта;
- семейное положение и количество членов семьи гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень (указываются только те члены семьи гражданского служащего, которые готовы к переезду на новое место прохождения им гражданской службы);
- информацию о необходимости переезда гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень, в другую местность в пределах Российской Федерации и обеспечения его служебным жилым помещением (п. 5.11).
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих» подготовлен Минтрудом России по результатам мониторинга правоприменения действующих норм законодательства о гражданской службе.
Документ направлен на комплексное совершенствование механизма ротации как инструмента противодействия коррупции и повышение его практико-ориентированности.
Принятие законопроекта позволит сделать механизм ротации на гражданской службе более гибким, максимально учитывающим коррупционные риски, а также решить целый ряд проблем, связанных с практической реализацией механизма ротации федеральными органами исполнительной власти, повысить мотивацию лиц к замещению ротационных должностей и уровень их социальной защиты.
- Занина Т.М. О разработке комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы в современных условиях // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 20.
- Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2. С. 33.
- Пресняков М.В. Приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы // Гражданин и право. 2011. N 8. С. 3.
- Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. N 9. С. 11.
- Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
- Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
- Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.
- Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
- Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ РОТАЦИИ
Отметим, что ротация в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы была закреплена еще в 2004 г. Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) (п. 3 ч. 2 ст. 60).
Однако каких-либо норм, регулирующих проведение ротации, указанный Закон в первоначальной редакции не содержал. В силу этого не был создан механизм ротации государственных гражданских служащих. В некоторых государственных органах внутриведомственная ротация в этот период проводилась, но не носила системного характера и в отсутствие законодательной основы была «добровольно-принудительной».
Ситуация начала меняться, когда в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261, в качестве одного из направлений реформы было названо внедрение и совершенствование механизмов ротации государственных служащих.
Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в подп. «б» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568, подготовило и внесло в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе».
В результате для правового обеспечения функционирования института ротации государственных служащих ст. 11 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» была дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация, определяются федеральными законами о видах государственной службы.
В настоящее время нормы о ротации государственных служащих можно найти в двух таких законах.
НА № 4‘2012Сначала в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были закреплены нормы о ротации сотрудников органов внутренних дел. Спустя неделю Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее — Закон № 395-ФЗ), которым соответствующие изменения были внесены в Закон о гражданской службе. Отметим, что вопросы ротации государственных гражданских служащих прописаны более детально, чем нормы о ротации сотрудников ОВД. Далее в настоящей статье мы будем рассматривать только вопросы ротации гражданских служащих.
Положения Закона № 395-ФЗ, принятого в декабре 2011 г., вступают в силу только в будущем году. Почему был предусмотрен такой большой срок для вступления Закона в силу?
Ротация государственных служащих — это достаточно сложный и затратный во всех смыслах механизм, поэтому вступление в силу новых положений о ротации было отложено более чем на год. За этот период Министерством труда и социальной защиты РФ были подготовлены еще два документа, призванные облегчить жизнь сотрудникам кадровых служб федеральных государственных органов, на чьи плечи в 2013 г. ляжет необходимость решения новых вопросов, связанных с ротацией:
НА № 11‘2012
- письмо Минтруда России от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Письмо);
НА № 11‘2012
- Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее — Методические рекомендации).
ДОЛЖНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РОТАЦИИ
Ротация предусмотрена не по всем должностям федеральной гражданской службы. Перечни должностей, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, должны утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
В такие перечни в обязательном порядке включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Приоритетом вводимой ротации является перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами РФ.
Обратите внимание! Планы проведения ротации федеральных гражданских служащих на 2013 г. утверждены в октябре 2012 г. В дальнейшем утверждать план рекомендуется не позднее 1 октября года, предшествующего году его реализации (п. 3.4 Методических рекомендаций)
Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утв. Президентом РФ перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, или утв. Правительством РФ перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.
По состоянию на конец сентября 2012 г. указанные перечни должностей утверждены не были. В связи с этим в п. 2.5 Методических рекомендаций было разъяснено, что ч. 2 ст. 60.1 Закона о гражданской службе определяет возможность ротации только лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Так как для проведения ротации по иным должностям гражданской службы необходимо издание нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ, то до принятия таких документов осуществление ротации по иным должностям гражданской службы будет неправомерным.
Соответственно, в перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и планы проведения ротации, которые разработаны в федеральных органах исполнительной власти в 2012 г. и вступят в силу 1 января 2013 г., были включены только должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Кем утверждаются планы проведения ротации?
Планы проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
Одним из наиболее сложных вопросов при разработке норм о ротации государственных служащих, был вопрос о механизмах ее проведения. Дело в том, что ротация по своей сути представляет собой перевод государственного служащего на иную должность государственной службы. Однако общим принципом и трудового законодательства, и законодательства о государственной службе является недопустимость постоянных переводов на другую должность без согласия работника (служащего).
В частности, ч. 1 ст. 28 Закона о гражданской службе устанавливает, что перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.
Возникает вопрос: каким образом осуществлять ротацию государственных служащих (по сути, периодические переводы), если они откажутся давать на нее согласие?
На государственной гражданской службе использован принципиально иной подход по сравнению с механизмом ротации в органах внутренних дел. Основные положения этого подхода следующие.
1. С момента вступления в силу положений о ротации все ротируемые должности должны замещаться только на основе срочного служебного контракта. Срок такого контракта будет составлять от трех до пяти лет.
2. За три месяца до истечения срока служебного контракта гражданскому служащему будет предлагаться заключение нового служебного контракта уже на новую должность гражданской службы.
3. Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы.
Как правильно провести и оформить ротацию кадров
В основе любой успешной ротации — анализ и тщательное планирование. Только действуя по заранее разработанному плану, руководитель может получить экономический эффект от кадровых перестановок. Это с точки зрения управления.
Но не менее важно все правильно оформить. Необходимо учесть положения статей 72–74 Трудового Кодекса, которые посвящены переводам сотрудников . Самое главное требование — получение согласия работника на перевод. Без согласия можно переводить только по острой производственной необходимости и не более, чем на месяц. Но эти случаи не имеют ничего общего с ротацией.
Практический опыт показывает, что ротирование персонала наиболее эффективно в организациях с большим штатом — более 500 человек.
Понять, было ли перемещение эффективным, поможет оценка персонала. Она выявляет сильные и слабые стороны работника, определяет его потенциал. При этом оценивать можно не только результативность человека, но и его деловые качества. В числе наиболее распространенных способов оценки:
- анкетирование;
- сбор мнений руководителей и сослуживцев;
- сравнительный анализ с другими работниками;
- тестирование.
Ротация госслужащих: что это значит?
Ротация – это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на другую должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация.
Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентируют следующие законы:
- Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон № 79-ФЗ).
В Закон № 79-ФЗ внесли поправки.
Как было
Сейчас статья 60.1 Закона № 79-ФЗ устанавливает так.
Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность, размер должностного оклада по которой ниже размера оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности.
Должность в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от 3 до 5 лет.
Как стало
С письменного согласия служащего его можно будет назначить в порядке ротации на должность с более низким окладом.
Кроме того, его можно назначить на должность в порядке ротации в течение последнего года действия срочного служебного контракта в сроки, предусмотренные планом проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих.
По срокам замещения законодатели добавили:
- срок замещения должности в порядке ротации может быть продлен по решению представителя нанимателя и с его письменного согласия;
- нельзя замещать одну и ту же должность гражданской службы, на которую он назначен в порядке ротации, более десяти лет;
- не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия контракта по ротации служащего должны уведомить о предстоящем назначении на другую должность или о предстоящем продлении срока замещения.
Ротация государственных гражданских служащих
Ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, путем проведения которой должен осуществляться поиск оптимальных путей эффективного применения кадрового потенциала гражданских служащих в государственных органах, формироваться механизм противодействия (профилактики) коррупции на гражданской службе.
Необходимость внедрения ротационных механизмов на гражданской службе основывается на:
- – Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”»;
- – Федеральном законе № 79-ФЗ, которым определено, что ротация гражданских служащих отнесена к числу приоритетных направлений формирования кадров, наряду с их профессиональной подготовкой, формированием кадрового резерва, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности посредством аттестаций и квалификационных экзаменов (п. 3. ч. 2 ст. 60). Цели и порядок ротации предусмотрены в ст. 60.1, введенной в указанный Закон в 2011 г. Федеральным законом № 395-Φ3;
- – Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, где предусмотрено в качестве одного из ожидаемых результатов реализации программы – создание и апробация механизмов ротации государственных служащих;
- – Указе Президента РФ 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы», где определена необходимость внедрения в практику механизма ротации.
Исходя из ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, можно дать следующее определение ротации.
Ротация – предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в установленном порядке на определенный срок перемещение (без согласия) или перевод (с согласия служащего) государственных служащих, замещающих утвержденные соответствующим нормативным правовым актом должности государственной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях – внеплановой основе на иную равнозначную (или в ряде случаев более высокую) должность государственной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе либо в другом государственном органе.
Таким образом, к сущностным признакам ротации гражданских служащих, отличающим ее от ротации в иных организациях, можно отнести то, что ротация может означать как перевод, так и перемещение гражданского служащего с одной должности па другую, при осуществлении которых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе должны строго соблюдаться следующие требования:
- – получение письменного согласия на перевод – постоянное или временное изменение трудовой функции гражданского служащего;
- – не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего на перемещение на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом;
- – замрет переводить и перемещать гражданского служащего на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;
- – должна осуществляться преимущественно на плановой основе в соответствии с установленным порядком на конкретно установленный срок (внеплановая ротация должна быть обоснована с точки зрения оперативной необходимости проведения ротационных мероприятий в государственном органе);
- – может производиться по соответствующим должностям гражданской службы в этом же государственном органе или в другом государственном органе с учетом квалификационных требований по должностям, результатов служебной деятельности и исполнения служебных обязанностей;
- – предусматривается служебным контрактом (в отдельных случаях – дополнительным соглашением к служебному контракту) гражданского служащего с определением условий и гарантий ротации;
- – предполагает замещение равнозначной должности по категории и группе должностей гражданской службы относительно ранее замещаемой должности. В ряде случаев ротационные мероприятия могут быть связаны с повышением в должности отдельных категорий гражданских служащих с учетом необходимой профессиональной квалификации.
Можно выделить следующие виды ротации:
- 1. По объекту перемещений:
- – ротация руководителей;
- – ротация специалистов.
- 2. По масштабу перемещений:
- – «внутренняя» ротация – в пределах одного государственного органа;
- – «внешняя» ротация – между государственными органами одного субъекта РФ;
- – межрегиональная ротация – перемещение со сменой места жительства в другой субъект РФ.
- 3. Исходя из принципа федерализма:
- – ротация в федеральных органах государственной власти;
- – ротация в органах государственной власти субъектов РФ.
- 4. По времени проведения:
- – плановая ротация (ротация, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем);
- – фактическая ротация (результат реализации планов ротации);
- – внеплановая ротация (ротация, основанием для проведения которой является поступление обращений и заявлений граждан, обращений иных лиц (может применяться при высоком уровне риска коррупционного поведения государственных служащих).
- 5. По целям ротации делятся на перемещения для:
подготовки руководящих кадров в государственных органах;
- – смены обстановки кадров государственной службы (когда человек занимал должность гражданской службы длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте);
- – предотвращения или разрешения конфликтов на государственной службе;
- – подготовки для гражданской службы специалистов как универсалов;
- – обеспечения взаимозаменяемости гражданских служащих в случае болезней, отпусков и т.п.;
- – поиска гражданскому служащему более подходящей должности гражданской службы при неудовлетворительных результатах работы в старой должности;
- – повышения степени сплоченности гражданских служащих, усиления коммуникаций между ними и т.д.;
- – реализации антикоррупционных мер в системе гражданской службы (в данном случае это обязательная ротация) или как механизм профессионального развития гражданского служащего (ротация, осуществляемая на добровольной основе).
- 6. В зависимости от характера перемещений (переводов) служащего ротацию делят на:
- – «кольцевую» ротацию, когда работник, пройдя ряд должностей гражданской службы за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;
- – «безвозвратную» ротацию, когда перемещение происходит без возврата на свою «стартовую» должность гражданской службы;
- – «рокировку», при которой два гражданских служащих одного уровня меняются местами.
Принципы ротации гражданских служащих – основные требования перевода или перемещения гражданских служащих с одних должностей гражданской службы на другие, как правило, равнозначные должности.
Принцип обязательности проведения ротации по соответствующим должностям. Ротация в государственных органах в обязательном порядке должна проводиться но тем должностям гражданской службы, по которым определена ротационная необходимость. К ним могут быть отнесены должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», связанные с коррупционными рисками и включенные в специально утверждаемый перечень ротационных должностей.
Вместе с тем ротацию в системе гражданской службы при решении представителя нанимателя важно проводить также в отношении других должностей гражданской службы, которые не включены в данный перечень, но по которым целесообразно осуществлять кадровые перемещения с целью приобретения гражданскими служащими профессионального опыта, знаний и умений по иной должности.
Принцип плановости ротации в государственных органах. Проведение ротации на основе планов или соответствующих порядков, утверждаемых представителем нанимателя, является обязательным и необходимым условием обеспечения системности применения ротационных механизмов на гражданской службе.
Плановость проведения ротации предполагает осуществление кадровых перемещений и перестановок в определенной пропорциональной последовательности в рамках утвержденного реестра ротационных должностей гражданской службы.
Принцип срочности проведения ротации. Предполагается установление определенного срока перемещения гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую. Назначение на должность в порядке ротации должно сопровождаться заключением срочного служебного контракта от одного года до пяти лет с обязательного согласия гражданского служащего. Само назначение должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и увольнения с гражданской службы. Предупреждение служащего об истечении срока действия служебного контракта необходимо осуществлять представителем нанимателя за три месяца до назначения служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.
Принцип предоставления гарантий государственному служащему при назначении его на должность в порядке ротации:
- – предоставление жилого помещения по новому месту службы либо возмещение расходов за наем жилого помещения;
- – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;
- – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи после окончания срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации и увольнения с государственной службы в другую местность за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы;
- – медицинское обеспечение по новому месту прохождения государственной службы.
Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах нс ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) но специальности, направлению подготовки гражданских служащих.
Гражданский служащий может отказаться от замещения должности гражданской службы в порядке ротации. Причинами отказа согласно ч. 8 ст. 60.1 данного Закона могут являться:
- 1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
- 2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
Указанные гарантии позволяют обеспечить защиту государственного гражданского служащего в случае наличия у него противопоказания по состоянию здоровья или здоровья его близких родственников и др.
В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным выше, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ.
Принцип продвижения по государственной службе с учетом уровня квалификации и добросовестного исполнения должностных обязанностей. Ротацию необходимо рассматривать как определенный механизм «движения» гражданских служащих по должностям гражданской службы при условии, что перемещение продиктовано административной необходимостью, является планомерным, и гражданские служащие, подверженные ротации, соответствуют таким профессиональным критериям, как: соответствие квалификационным требованиям по ротационной должности (стаж, опыт работы, образование, уровень профессионализма), обладают хорошими характеристиками по ранее замещаемой должности с точки зрения добросовестного исполнения должностных (функциональных) обязанностей.
Законодательством о службе в органах внутренних дел предусмотрена система переводов в качестве механизма осуществления ротации. При этом в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность, по которой предусмотрена ротация, должно включаться положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел. Таким образом, как бы соблюдается принцип переводов только с согласия служащих: при заключении контракта сотрудник ОВД «авансом» дает согласие на все будущие переводы. Формулировка такого согласия уже получила закрепление в п. 9 утвержденной приказом МВД России от 19.01.2012 № 34 Примерной формы контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ: «Сотрудник согласен с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — с возможностью перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел». |
Таким образом, ротация на государственной гражданской службе не является системой переводов гражданских служащих, а представляет собой механизм заключения и расторжения срочных служебных контрактов.
Это не означает, что согласие гражданских служащих на «перезаключение» срочного служебного контракта при ротации не требуется. Заключить служебный контракт о замещении новой должности гражданской службы без согласия самого служащего будет, конечно, невозможно. Однако если такое согласие не будет получено (за исключением определенных в законе случаев), новый служебный контракт заключен не будет, и служащий будет уволен с гражданской службы в связи с истечением срока срочного служебного контракта.
В связи с этим кадровым службам федеральных государственных органов при осуществлении мероприятий, связанных с ротацией, следует особое внимание уделять получению письменного согласия ротируемых гражданских служащих на всех этапах совершения таких мероприятий (п. 7.2-7.5 Методических рекомендаций).
Компенсация расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган или к месту жительства по выбору гражданского служащего в пределах РФ после окончания срока служебного контракта о замещении должности гражданской службы, производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.2007 № 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган». Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством РФ; порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов РФ служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов РФ расходов на наем (поднаем) жилого помещения — нормативными правовыми актами субъектов РФ. Для сохранения права гражданского служащего на занимаемые им жилые помещения по договору социального найма в случае переезда в другую местность в порядке ротации были внесены изменения в ст. 83 Жилищного кодекса РФ, регулирующую расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения. Теперь в случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации (п. 9.2 ч. 1 ст. 52 Закона о гражданской службе). |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ РОТАЦИИ
Исходя из п. 2.2 Методических рекомендаций под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном положениями ст. 60.1 Закона о гражданской службе, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.
Основные положения о ротации государственных гражданских служащих содержатся в ст. 60.1 Закона о гражданской службе. Часть 1 данной статьи устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.
Законом предусмотрено, что ротация государственных гражданских служащих производится в соответствии со следующими условиями.
1. Ротация проводится внутри органа государственного управления и между органами государственного управления.
2. Ротация требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.