Правила дорожного движения для скутеров в 2023 годy

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для скутеров в 2023 годy». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.

Категория прав на скутер

Разрешается также управлять скутером с любой другой открытой категорией в водительском удостоверении для дорог общего пользования.

Запрещается водить скутер при отметке ML, так как она указывает на наличие ограничений, которые не позволяют управлять этим транспортным средством.

Запрет касается также тех граждан, у которых в наличии имеется водительское удостоверение на управление трактором.

Категория прав для общественного транспорта

Давайте для наглядности рассмотрим, какой транспорт можно назвать «мотоциклами». Расшифровка гласит – к рассматриваемому типу относят ТС с двумя колесами, боковым прицепом или его отсутствием. Рассматриваемая категория предусматривает возможность езды со средствами на 3 и 4 колеса, что рассматриваемый мотоцикл в полном снаряжении не превысит четыре сотни килограмм.

Ее особенность в том, что она открывается с 16 лет.КвадрициклКвадрициклы представляют собой небольшие автомобили весом до 400 кг, с объемом двигателя до 50 куб. см или электромотором мощностью до 4000 Вт. Данный вид транспорта предназначен для езды по дорогам общего пользования.

Стоит отметить, что автоматическое продление срока действия прав касается примерно пяти миллионов удостоверений. Отметим, новая норма рассчитана не только на водителей, задействованных в логистике, но и на всех «обычных» автомобилистов, чьи права заканчиваются в указанный период. При этом у всех желающих остаётся возможность поменять права в указанный срок, даже если правило на них распространяется.

ТрициклТрицикл ― это трехколесное транспортное средство. Для того чтобы им можно было управлять, необходимо открыть подкатегорию В1, которая входит в категорию А. Мощность двигателя такого ТС не превышает 20 л.с. или 15 кВт, общий вес составляет 400 кг.МопедУправлять мопедом можно с 16 лет, но это разрешено только для владельцев прав подкатегории М, входящей в общую категорию А.

Есть и другие условия, при которых получение новых прав останется обязательным. В этом перечне обозначены ситуации, когда действующее удостоверение было утрачено или повреждено, когда изменились данные автомобилиста, а также случаи, если у водителя появились медицинские ограничения к управлению транспортом.

Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант.

Нужны ли права на мопед 50 кубов?

Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.

Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».

Можно ли ездить на скутере с другой категорией, кроме «М»

Согласно пункту 7 статьи 25 закона 196-ФЗ, управление скутером объемом двигателя меньше 50 куб см. разрешено с любой категорией. Поэтому, желающим присоединить к домашнему автопарку компактную железную лошадку после ее покупки можно сразу садиться за руль. Это разрешение касается только россиян, граждане других стран должны иметь права с соответствующей открытой категорией.

К управлению мопедом не допускаются лица, в водительском удостоверении которых имеется отметка ML. Это люди, имеющие проблемы со здоровьем, не позволяющие водить такое ТС. Перечень заболеваний, которые запрещают это делать, есть в Пост. № 1604 от 29. 12.14 г. Например это лица с ограниченной подвижностью конечностей. Не подойдет для этого и удостоверение тракториста – машиниста.

Чтобы управлять мопедом или мотороллером с двигателем на 50 см3 и более, в зависимости от объема мотора, потребуются права категории «А», или подкатегории «А1», больше никакие не подойдут. Нужно будет пройти курс обучения в автошколе и сдать экзамен в ГИБДД.

Читайте также:  Приказ о назначении материально ответственного лица

Обучение и сдача на права на скутер или мопед

С 5 ноября 2013 года все владельцы мопедов с объемом двигателя до 50 куб. см. обязаны получить права.

В законе «О безопасности дорожного движения», утвержденного 27 апреля 2013 года в статье №25 сказано:

В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право: категория «М» — мопеды и легкие квадрициклы.

Закон «О безопасности дорожного движения»

Необходимость открыть категорию М для скутера или мопеда возникла из-за того, что до определенного времени такой вид транспорта не воспринимался всерьез и несовершеннолетние, управляя мопедом или скутером, по неопытности создавали множество аварийных ситуаций.

Также большой популярностью они пользовались у лиц, лишенных водительских прав. Поэтому с 2013 года эти ТС на законодательном уровне стали считаться механическим транспортом и управлять ими могут только лица, у которых в правах открыта специальная категория.

Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.

Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:

  • А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
  • А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
  • А – для мотоцикла свыше 125 кубов

Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.

Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.

Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.

Права на скутер (мопед) в 2021 и 2022 году

Рассмотрим пункт 1 статья 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

Водительское удостоверение категории М для управления мопедами и скутерами введено начиная с 5 ноября 2013 года.

На первый взгляд кажется, что 5 ноября 2013 года все водители скутеров и мопедов должны были отправиться в ГИБДД для сдачи квалификационного экзамена. Однако на практике все было не так просто. Новые правила выдачи водительских удостоверений были приняты 5 ноября 2014 года. Только начиная с этой даты сознательные водители смогли пройти обучение в автошколе и получить права на скутер.

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что в правила дорожного движения также были внесены соответствующие изменения. А поскольку мопед (скутер) в соответствии с пунктом 1.2 ПДД является механическим транспортным средством, его водитель обязан иметь при себе водительского удостоверения (пункт 2.1 ПДД):

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

Данное изменение было внесено в ПДД 8 апреля 2014 года. Именно с этой даты водители мопедов и скутеров обязаны иметь при себе водительское удостоверение.

На чем можно передвигаться без ВУ?

В ПДД не говорится о том, до скольки кубов можно ездить без прав.

Однако это не означает, что на все ТС они нужны. Так, например, в России езда без водительского удостоверения возможна на следующих средствах передвижения:

Без водительских прав можно передвигаться на двухколесных средствах, имеющих мощный двигатель и внедорожные характеристики и в этом случае не важно сколько кубов имеет ваше ТС.

Это, к примеру, мопеды, которые применяют для мотокросса – их использование не требуют водительского удостоверения, так как они причислены к спортивным снарядам, поэтому сколько бы кубиков не было у “железного коня”, права для него не требуются. Но по автодорогам общего пользования нельзя передвигаться на мотокроссовых мопедах.

Со скольки лет можно водить мопед?

Раньше права на мопед были не нужны. На мопедах шныряли по улицам подростки, начиная лет с 12-13. Но это было давно. Со временем в городах улицы стали настолько переполнены транспортом, что без определенных знаний и умений выезжать туда стало очень опасно. Дорожно-транспортные происшествия с участием несовершеннолетних водителей участились. Поэтому с 2013 года в законодательстве появился новый пункт, который гласит о том, что на мопед или скутер теперь также нужны права. Сейчас все мопеды и скутеры должны быть зарегистрированы. Каждому из них присваивается номерной знак.

Читайте также:  Что такое корректировка долга в акте сверки

Кстати, управление мопедом или скутером без шлема или в незастегнутом шлеме влечет за собой денежный штраф в размере 1000 рублей. Административную ответственность за нарушение правил несут лица, достигшие 16 лет на момент правонарушения. Если правонарушитель не может самостоятельно оплатить штраф, то он оплачивается родителями нарушителя. Кроме этого, родители, которые допустили управление скутером или мопедом ребенком, не имеющим водительского удостоверения, понесут административную ответственность в соответствии со статьей 5.35 Административного кодекса Российской Федерации.

Так что, достигнув 16 лет, можно смело идти на обучение в мотошколу и получать права на мопед, скутер или малокубатурный мотоцикл. А потом с этими правами и со знанием дела можно и на дорогу выезжать.

Требования к водителям скутеров

Каждой весной количество несовершеннолетних водителей скутеров увеличивается. Однако являясь полноправными участниками всего дорожного движения, зачастую многие даже не задумываются о наличии каких-либо определенных правил поведения на дороге и уж тем более не выполняют их. Именно по этой причине, статистика дорожных происшествий с несовершеннолетними водителями скутеров постоянно пополняется.

  1. Согласно действующим правилам, каждый человек, управляющий скутером, обязан знать действующие ПДД. То есть, он должен разбираться в сигналах светофора и регулировщика, а также знать обозначение всех дорожных знаков.
  2. Управлять скутером может только человек, достигший установленного законодательством возраста в 16 лет. При этом объем двигателя не должен превышать 50 кубических сантиметров.
  3. У водителя также должны быть специальные права, на которых должна стоять отметка о категории М.

Каждый родитель, приобретающий своему ребенку, не достигшему установленного возраста, скутер, будет являться правонарушителем, а значит, понесет наказание:

  • Уголовное.
  • Административное.

Состав правонарушения в такой ситуации будет заключаться в том, что данные родители ненадлежащим образом выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию своего ребенка. В частности, здесь дело касается отсутствия заботы о здоровье и жизни своего ребенка. Помимо этого производится формирование у несовершеннолетнего навыком поведения.

Если объем скутера превышает отметку в пятьдесят кубических сантиметров, то потребуется, чтобы в правах была проставлена категория А.

Если водитель осуществляет движение в светлое время суток, то ему потребуется:

  • Включить свой ближний свет.
  • Надеть специальный шлем.

Скутер и мопед с точки зрения ПДД

Обратите внимание, в рамках правил дорожного движения понятие мопед включает в себя и понятие скутер, т.е. ПДД для скутеров в 2022 году аналогичны правилам для мопедов. Ну а скутер и мопед с точки зрения правил — это одно и то же:

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Примечание. К мопедам относятся только скутеры, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см., а максимальная скорость не превышает 50 км/ч. Если Ваш скутер имеет больший объем двигателя или может развивать большую скорость, то он является мотоциклом.

Для начала хочу рассмотреть дорожную ситуацию, которую мне довелось наблюдать несколько лет назад

Шестиполосная дорога в центре одного из российских городов, полдень. По улице едет довольно много автомобилей. До пробки еще далеко, но и пустых мест между автомобилями не так уж и много.

Каким должен быть возраст

После поправок 2014 года, внесенных в ПДД (см. Общие положения), мопед идентифицируется как механическое ТС с максимально допустимым двигательным объемом 50 куб. см. Поэтому управлять им разрешено лишь после получения документов на вождение категории М.

Если имеется открытое удостоверение на иные категории, то оно распространяется и на данный транспорт, то есть сдавать экзамены еще раз не нужно.

Очень часто подростки, мечтающие о своем собственном транспорте, задаются вопросом, со скольки лет можно ездить на мопеде и сдавать на права. Согласно действующему законодательству, получить права, а, следовательно, начать ездить на мопеде, разрешается по достижении 16 лет.

Еще один актуальный для подростков вопрос — со скольки лет можно ездить на скутере, а также каким образом получать на него права. Выдержка из ПДД гласит о том, что скутер — это двух- или трехколесное ТС с электромотором или же бензомотором, объем которого не превышает 50 куб.см. Скорость, которую он развивает, не должна быть больше, чем 50 км/час.

В новой редакции закона «О безопасности дорожного движения» требования, связанные с вождением скутеров, заметно ужесточились. Аналогично случаю с мопедом, для управления надо получить права категории «М» (или иметь с собой любые другие). Соответственно, сесть за руль этого транспорта получится тоже только с 16 лет.

За нарушения во время езды на мопеде или скутере, подростки отвечают так же, как и другие участники движения. Привлечь могут как к административной, так и к уголовной ответственности. Однако если взрослый человек отвечает за данные деяния самостоятельно, то 16-летние граждане являются только частично дееспособными.

Читайте также:  Облагается ли материальная помощь страховыми взносами

Например, если инспектор ГАИ остановит подростка, ездящего без прав, дело о данном происшествии передается на дальнейшее рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних. Однако штраф выплачивать за подростка будут родители.

На какие скутеры не нужны права

Наличие прав — обязательное правило для всех водителей. Документ выдают после прохождения обучения в автошколе и сдачи экзаменов. «Корочку» нужно всегда иметь при себе, садясь за руль: сотрудник ГИБДД имеет полное право остановить автомобиль или мотоцикл, а его водителя попросить предъявить документ.

Нет «корочки» с собой — положены предупреждение или штраф. Нет документа вообще, то есть водитель не учился, экзамены не сдавал, а просто ездит по дорогам «в свое удовольствие», — штраф будет выше. И не важно, за рулем автомобиля, мотоцикла или мопеда находится водитель. Безопасность дорожного движения возможна лишь в том случае, если все его участники знают и соблюдают ПДД. А как это обеспечить, если водитель и в автошколе не учился?

«Правилами дорожного движения и законом «О безопасности дорожного движения» определены группы транспортных средств, для управления которыми необходимо получать права, — комментирует Антонова. — Речь идет обо всех механических транспортных средствах, оснащенных двигателем объемом от 50 кубических сантиметров или электрическим двигателем с номинальной мощностью от 4 кВт».

Хотите ездить на скутере без прав? Запоминайте характеристики, которыми он должен обладать:

• скорость до 50 км/ час — на большее мопед не может быть способен, и именно такая спецификация должна быть указана в его «паспорте»; • двигатель объемом до 50 кубических сантиметров, а если модель оснащена электрическим мотором, тогда его мощность должна находиться в пределах 0,25-4 кВт, не больше.

Необходимый возраст для вождения

Прежде чем приступить к установлению введенных возрастных ограничений необходимо определить, какое транспортное средство является мотоциклом и к какой категории относятся мотоциклы различных видов.

В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства №1090, определяющего Правила дорожного движения, мотоциклом является двухколесное транспортное средство, имеющее или не имеющее бокового прицепа (коляски) с объемом двигателя более 50 см³ (в случае наличия двигателя внутреннего сгорания) или способным развивать скорость более 50 км/ч (не зависимо от вида двигателя).

К мотоциклам так же относятся скутеры с аналогичными рабочими параметрами, трициклы и квадроциклы с мотоциклетной посадкой и рулем соответствующего типа, если:

  • масса транспортного средства без учета веса аккумуляторов составляет 400 кг (550 кг для транспорта, предназначенного для транспортировки грузов)
  • эффективная мощность до 15 кВт

Мопедом называется механическое транспортное средство, имеющее два или три колеса, конструктивная скорость которого не может быть более 50 км/ч, а двигатель в зависимости от вида имеет мощность:

  • до 50 см³ (двигатель внутреннего сгорания)
  • 0,25 кВт – 4 кВт (электродвигатель)

К мопедам так же относятся:

  • квадроциклы, соответствующие заявленным характеристикам
  • скутера с аналогичными рабочими параметрами

В соответствии со статьей 25 Федерального закона №196:

  1. Мотоциклы относятся к категории А, причем выделяется дополнительная подкатегория транспортных средств данного вида – А1 – определяющая легкие мотоциклы, с двигателем внутреннего сгорания до 125 см³ и мощностью до 11 кВт.
  2. Мопеды и скутеры относятся к категории М.

Что еще сказано в ПДД

Не так давно правом управления скутером или мопедом в отсутствие водительских документов имели практически все. Однако из-за невнимательности и неаккуратного вождения увеличилось количество аварий на дороге, виновниками которых становились малолетние водители.

По вполне разумной и логичной причине, правительство внесло изменения в текущее законодательство, обязывающие эксплуатировать скутер или мопед только в том случае, если имеются водительские права категории М. Как уже упоминалось выше, гражданину необязательно повторно проходить тестирование для получения категории М, если уже имеется водительский документ, содержащий отметку о наличии, например, категории А1.

Следует упомянуть о том, что если технические характеристики транспортного средства превосходят характеристики мопеда или скутера, то оно относится к иной категории транспорта, и в этом случае потребуется сдача экзаменов на открытие категории А1.

Ситуация в других странах

Россию можно смело назвать государством, в котором возрастные ограничения для управления наземным транспортом самые строгие. В некоторых странах Европы, Азии, Америки ситуация кардинально отличается.

  1. В США в одних штатах управлять автомобилем можно с 15 лет, в других — с 16 лет. Правда только если рядом находится взрослый и опытный водитель. В некоторых штатах законами запрещено возить других молодых людей в течение первых 6 месяцев после получения прав (за исключением братьев и сестер).
  2. В некоторых землях Германии с 17 лет, но только в сопровождении взрослого.
  3. В Исландии права дают в 17 лет, но они временные и действуют 2 года, затем меняются.
  4. На Марианских островах и в Сальвадоре управлять автомобилем можно уже с 15 лет.
  5. В Эстонии, Израиле, Франции можно без опасения на законных основаниях ездить за рулем уже в 16 лет, но только в сопровождении родителя.

Обычно минимальный возраст вождения выбирается с учетом способности человека нести ответственность за свои поступки. Потому, чем больше опасности от техники для других людей, тем выше минимальный возраст водителя.


Похожие записи:

Добавить комментарий