Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Присвоение классного чина муниципальным служащим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под государственной гражданской службой понимается определенная ее разновидность. На служащих этого ведомства возлагаются обязанности по обеспечению полномочий госорганов и замещающих высокие государственные должности людей. Служащим гражданской службы может стать любой гражданин государства, обладающий необходимым комплексом деловых, моральных и этических качеств. Этот человек, разумеется, должен быть совершеннолетним (восемнадцать и более лет) и отлично владеть русским языком.
Отношения между служащими и государством регулируются рядом отраслевых законодательных актов. Соответствующие нормативно-правовые документы устанавливают права как служащего, так и государства, а также обязанности, запреты, определяют ответственность каждого участника и так далее.
Для каждого, кто задействован в работе гражданской структуры, выполняется следующее:
- Указанная группа должностей предполагает исполнение ряда обязанностей, обеспечивающих нормальную работу государственного органа. За сотрудником закреплен определенный набор задач.
- Законодательство устанавливает размер денежного вознаграждения сотрудника, которое состоит из оклада (согласно занимаемой должности) и надбавок.
- На служащего ложится особая ответственность перед государством. Под нарушением понимается как превышение полномочий, так и бездействие в отношении действий какого-либо лица, повлекшее за собой некорректную работу госструктуры.
Принципы набора кадров
В каждом органе государственного аппарата должен работать определенный набор сотрудников – так гарантируется бесперебойность и надлежащее выполнение им функций и задач.
Если объединить аппараты всех ветвей власти, то получится единый организм, в основании регулирования которого – подчинение в иерархическом порядке. Гражданские служащие работают в департаментах, управлениях, секретариатах, занимающих разные ступени системы госструктур. На базе департаментов и в управлениях формируются отделы, обладающие полномочиями самостоятельных подразделений.
В каждом конкретном органе гражданской службы кадровые решения принимаются с использованием нескольких подходов (они могут применяться полным списком или частично, в зависимости от степени влияния государственного органа на решение федеральных и региональных вопросов):
- Оценивается функционал потенциального сотрудника – в условиях необходимости стремительного роста эффективности госаппарата кандидат оценивается исходя из конкретных навыков.
- Для успешной работы на гражданской должности в государственной структуре нужно иметь соответствующие профессиональные компетенции – уровень образования и профпригодность оценивается по документам об образовании.
- Для объективного выполнения рабочих обязанностей нужно быть свободным от конкретных политических воззрений и пристрастий к политике отдельной партии.
- Количественное соотношение должно быть оптимальным.
Для контроля эффективности работы вводятся функции, названные особым образом и включающие в себя конкретные задачи. Руководители на занимаемых должностях выполняют анализ, прогнозирование, оперативно реагируют на грядущие перемены и полученные статистические сведения, достигают намеченных целей в том числе с помощью современных IT-разработок и ПО.
В государственных структурах анализируют работу посредством количественных показателей и качественных оценок. Кадровики пишут отзывы о том, на каком уровне находится в конкретный момент времени отдельно взятый сотрудник. Учитывается ситуация с документооборотом, качеством принятых решений, реализацией принципиально новых идей, новаторских замыслов, оперативность, результативность, и т.д.
Руководство в обязательном порядке проводит разъяснительные беседы. С их помощью до персонала доводится информация о необходимости аттестационных мероприятий. Раскрывается порядок проведения, список ответственных лиц, которые назначаются проверяющими. Далее руководитель выносит официальное распоряжение о сроках аттестации и графике, формирует группу, для которой актуальна проверка квалификационного уровня на занимаемой должности.
Вышеуказанную информацию следует передать коллегам не позднее, чем за 60 дней до первых аттестационных испытаний. Не позднее, чем за 1 месяц, нужно направить подготовленный заранее отзыв руководителя – его рассмотрит аттестационная комиссия и обязательно учтет при вынесении финального решения. Ознакомиться с отзывом о своей работе сотрудник должен не позже, чем за 2 недели до аттестации. Этот срок даётся, чтобы в случае негативного отклика сотрудник мог собрать и предоставить опровержение, либо продемонстрировать исключительную способность к самореализации на гражданской службе.
Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины?
Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.
Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.
Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:
- Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
- Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
- Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
- Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
- Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).
На гражданской службе занимают 5 чинов и 3 класса
Таблица 2. Соотношение классификаций
Ранговая (классная) позиция | Соответствующая группа |
---|---|
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп | Младшие сотрудники ГГ службы |
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп | Старшие сотрудники ГГС |
Советники ГГС 3-х квалификационных групп | Ведущие сотрудники ГГС |
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп | Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе |
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп | Высшая группа сотрудников ГГ службы |
Требования к организации квалификационного экзамена
В соответствии с действующим законодательством, инициатором проведения испытания государственных служащих на профессиональную пригодность может выступать как сам чиновник, так и организация федерального значения (Роструд). При желании пройти экзамен служащий в установленном порядке подает заявление на имя своего непосредственного руководителя. С момента подачи соответствующего заявления до проведения экзамена должно пройти не менее трех календарных месяцев.
Данное испытание проводится с целью проверки наличия у испытуемого необходимых для осуществления служебных обязанностей знаний и умений, выявления положительных качеств и полезных знаний с целью возможного продвижения служащего по карьерной лестнице.
Процедура проверки знаний является обязательной для всех без исключения чиновников. От прохождения экзамена освобождаются лишь те служащие, которые работают в системе менее одного года, а также беременные женщины.
В случае удовлетворения заявления служащего о проведении экзамена с целью присвоения более высокого чина уполномоченный орган в лице руководителя издает приказ. В данном документе указывается время и дата мероприятия, приводится список чиновников, которые будут проводить испытание, а также перечень документов, которые обязаны предоставить служащие.
Человек, назначенный ответственным за проведение мероприятия, обязан позаботиться о том, чтобы каждый из участников был уведомлен как минимум за тридцать дней до даты его проведения.
Система классных чинов государственной гражданской службы
При наличии заключения медицинской комиссии гражданин, имеющий инвалидность, вправе подать заявление на получение пенсии по инвалидности, если он имеет стаж официальной работы от 1 дня. При этом возраст не имеет значения для назначения материальной поддержки от государства. Порядок заявления о получении государственного обеспечения в связи с назначением группы инвалидности и по выслуге лет представлен следующим образом:
- Сбор документации – в ее состав входят СНИЛС, паспорт, выписка МСЭ о назначении группы инвалидности, трудовая книжка и иной документ, подтверждающий страховой стаж. Также потребуется заявление о назначении страховой пенсии в связи с назначением категории инвалидности – бланк можно получить в ПФ РФ. Также требуется заполнить заявление, в котором указывается способ для доставки пенсии.
- Обращение в территориальное подразделение ПФ РФ с указанным пакетом документов. При достижении возраста требуется проработать на госслужбе в течение 16 лет.
- Принятие решения о назначении пенсии. На это уйдет примерно 15 рабочих дней. Средства начинают поступать с 1 числа месяца после отчетного периода, в котором было оформлено заявление.
В каждом регионе устанавливаются собственные правила для назначения одновременно двух размеров пенсионных выплат. Для них возможно оформление следующих льгот:
- назначение надбавки к назначенной пенсионной выплате;
- сохранение гарантий;
- бесплатное медицинское обслуживание;
- путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление компенсаций за неиспользованные путевки.
Правила оформления пенсий регулируются ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.
Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.
Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.
Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.
Классный чин | Минимальный срок службы |
---|---|
Секретарь 3 и 2 классов Референт 3 и 2 классов |
1 год |
Советник 3 и 2 классов Госсоветник 3 и 2 классов |
2 года |
Действительный госсоветник 3 и 2 классов | Как правило, 1 год |
Все категории 1 класса | Не установлен |
Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.
Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.
В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.
Оплата труда гражданского служащего
В соответствии с действующим законодательством, инициатором проведения испытания государственных служащих на профессиональную пригодность может выступать как сам чиновник, так и организация федерального значения (Роструд). При желании пройти экзамен служащий в установленном порядке подает заявление на имя своего непосредственного руководителя. С момента подачи соответствующего заявления до проведения экзамена должно пройти не менее трех календарных месяцев.
Данное испытание проводится с целью проверки наличия у испытуемого необходимых для осуществления служебных обязанностей знаний и умений, выявления положительных качеств и полезных знаний с целью возможного продвижения служащего по карьерной лестнице.
Процедура проверки знаний является обязательной для всех без исключения чиновников. От прохождения экзамена освобождаются лишь те служащие, которые работают в системе менее одного года, а также беременные женщины.
В случае удовлетворения заявления служащего о проведении экзамена с целью присвоения более высокого чина уполномоченный орган в лице руководителя издает приказ. В данном документе указывается время и дата мероприятия, приводится список чиновников, которые будут проводить испытание, а также перечень документов, которые обязаны предоставить служащие.
Человек, назначенный ответственным за проведение мероприятия, обязан позаботиться о том, чтобы каждый из участников был уведомлен как минимум за тридцать дней до даты его проведения.
Обязанность организовать и провести на должном уровне испытание, без каких-либо нарушений с чьей-либо стороны, возлагается на специально созданную комиссию. Члены комиссии внимательно знакомятся с характеристиками и отзывами всех соискателей. Эта информация должна предоставляться не позднее тридцати дней до назначенной даты испытания. Человек, которому предстоит проходить испытание, имеет полное право ознакомиться с отзывом о себе. Если у него возникнут замечания по поводу объективности предоставленной о нем информации, то он может обратиться с соответствующим заявлением и опротестовать отзыв.
Данный экзамен проводится следующим образом. Секретарь вызывает экзаменуемого в комнату заседания комиссии. В его присутствии рассматриваются предоставленные им документы, задаются интересующие членов комиссии вопросы.
Главной задачей всех членов комиссии является оценивание уровня навыков, знаний и умений испытуемого. При этом принимаются во внимание требования к государственным служащим, сложность предстоящей работы.
После того как были заслушаны все участники, комиссия удаляется для принятия решений по каждому. По результатам комиссия может признать, что служащий успешно сдал экзамен и достоин повышения в чине, либо же наоборот – чиновник не выдержал испытания.
Результаты вносятся в бланк установленной формы. Все документы (отзывы с места работы, заключение комиссии) подшиваются в личное дело чиновника.
Если чиновник не выдержал по тем или иным причинам квалификационный экзамен, то он может спустя полгода повторно обратиться с заявлением в компетентный орган о его пересдаче.
ФЗ-79 регулирует многие аспекты работы граждан в государственных ведомствах. Изменения статей закона связаны с доработкой отдельных положений статуса служащих. Так в 2021 году были добавлены положения, касающиеся профессионального развития сотрудников госорганов.
Госслужащие не могут участвовать в управлении коммерческими компаниями. Если у него есть акции, они должны быть переданы другому лицу в доверительное управление. Соответствующие нормы записаны в статье 11 Закона.
Практика показывает, что текущие денежные выражения окладов государственных и муниципальных служащих настолько малы, что ни один человек данного сектора пока еще не получил доплат по расчету пенсии за выслугу лет.
Федеральным законом от 23.05.16 № 143-ФЗ опубликованы поправки в ряд нормативных актов, регулирующих вопросы расчета, увеличения возраста будущих пенсионеров по некоторым категориям профессиям, лиц и должностям.
Классные чины на муниципальной службе: присвоение и сохранение.
Статья 1. Общие положения
- 1. Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.
- 2. Классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, после сдачи ими квалификационного экзамена, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности муниципальной службы, если иное не установлено настоящим Положением
Статья 2. Классные чины муниципальных служащих
- 1. Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:
- 1) муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы, — секретарь муниципальной службы 1, 2 или 3-го класса;
- 2) муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы, — референт муниципальной службы 1, 2 или 3-го класса;
- 3) муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы, — советник муниципальной службы 1, 2 или 3-го класса;
- 4) муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы, — муниципальный советник 1, 2 или 3-го класса;
- 5) муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы, — действительный муниципальный советник 1, 2 или 3-го класса.
- 2. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в части 1 настоящей статьи.
- 3. Классный чин может быть первым или очередным.
- 4. Первый классный чин присваивается муниципальным служащим, не имеющим классных чинов муниципальных служащих. При этом в соответствии с частью 3 статьи 4 настоящего Положения учитывается классный чин государственной гражданской службы, присвоенный муниципальному служащему при прохождении государственной гражданской службы.
- 5. Первыми классными чинами в зависимости от группы должностей муниципальной службы, к которой относится должность муниципальной службы, замещаемая муниципальным служащим, являются:
- 1) для группы младших должностей муниципальной службы — секретарь муниципальной службы 3-го класса;
- 2) для группы старших должностей муниципальной службы — референт муниципальной службы 3-го класса;
- 3) для группы ведущих должностей муниципальной службы — советник муниципальной службы 3-го класса;
- 4) для группы главных должностей муниципальной службы — муниципальный советник 3-го класса;
- 5) для группы высших должностей муниципальной службы — действительный муниципальный советник 3-го класса.
Статья 3. Сроки прохождения муниципальной службы в классных чинах
- 1. Для прохождения муниципальной службы устанавливаются следующие сроки:
- 1) в классных чинах секретаря муниципальной службы 3-го и 2-го класса, референта муниципальной службы 3-го и 2-го класса — не менее одного года;
- 2) в классных чинах советника муниципальной службы 3-го и 2-го класса, муниципального советника 3-го и 2-го класса, действительного муниципального советника 3-го и 2-го класса — не менее двух лет.
- 2. Сроки прохождения муниципальной службы в классных чинах секретаря муниципальной службы 1-го класса, референта муниципальной службы 1-го класса, советника муниципальной службы 1-го класса, муниципального советника 1-го класса, действительного муниципального советника 1-го класса не устанавливаются.
- 3. Срок муниципальной службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.
Статья 4. Порядок присвоения классных чинов
- 1. Первый классный чин присваивается муниципальному служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы.
- 2. Очередной классный чин присваивается муниципальному служащему по истечении срока, установленного для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, если иное не установлено настоящим Положением.
- 3. При поступлении на муниципальную службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин государственной гражданской службы, первый классный чин присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы без проведения квалификационного экзамена и без соблюдения срока, установленного частью 1 настоящей статьи.
- 4. При назначении муниципального служащего на более высокую должность муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, к которой относится должность, замещаемая муниципальным служащим, в том числе в другой орган местного самоуправления, очередной классный чин присваивается ему по истечении срока прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, определенного в части 1 статьи 3 настоящего Положения, если иное не установлено настоящим Положением, и в порядке очередности относительно ранее присвоенного классного чина.
- 5. При назначении муниципального служащего на должность муниципальной службы, относящуюся к более высокой группе должностей муниципальной службы, чем замещаемая им ранее, в том числе в другой орган местного самоуправления, ему присваивается классный чин, являющийся в соответствии с частью 5 статьи 2 настоящего Положения первым для этой группы должностей муниципальной службы. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности срока прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине.
Классный чин присваивается муниципальному служащему в соответствии с настоящей частью после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность муниципальной службы.
- 6. Муниципальному служащему, замещающему на условиях срочного трудового договора должность муниципальной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, классный чин может быть присвоен представительным органом муниципального образования по ходатайству выборного должностного лица местного самоуправления без сдачи квалификационного экзамена.
- 7. Классные чины действительного муниципального советника 1, 2 и 3-го класса и муниципального советника 1, 2 и 3-го класса присваиваются муниципальным служащим представительным органом муниципального образования по представлению представителя нанимателя (работодателя).
- 8. Классные чины советника муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса, референта муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса, секретаря муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса присваиваются муниципальным служащим представителем нанимателя (работодателем).
- 9. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку муниципального служащего.
- 10. Муниципальному служащему со дня присвоения правовым актом Муниципального района «Амгинский улус (район)» классного чина устанавливается выплата за классный чин в размере, определяемом муниципальным правовым актом.
Статья 5. Досрочное присвоение классного чина
- 1. В качестве меры поощрения за особые отличия в муниципальной службе классный чин муниципальному служащему может быть присвоен до истечения срока, установленного частью 1 статьи 3 настоящего Положения для прохождения муниципальной службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности муниципальной службы, не выше классного чина, соответствующего этой должности муниципальной службы, и с соблюдением последовательности.
- 2. Досрочное присвоение муниципальному служащему классного чина может производиться в пределах каждой группы должностей муниципальной службы не более одного раза.
Статья 6. Правовые акты о присвоении классных чинов
- 1. Классные чины присваиваются муниципальным служащим соответственно решением районного Совета депутатов или распоряжением главы МР «Амгинский улус (район)»
- 2. В правовых актах районного Совета депутатов или распоряжения главы МР «Амгинский улус (район)» о присвоении классных чинов фамилии, имена и отчества муниципальных служащих располагаются в алфавитном порядке в пределах одного классного чина с соблюдением старшинства классных чинов в соответствии с частью 1 статьи 2 настоящего Положения, с указанием наименований должностей муниципальной службы в соответствии с Реестром муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия).
- 3. Правовой акт районного Совета депутатов или распоряжение главы МР «Амгинский улус (район)» о присвоении муниципальному служащему классного чина должен быть принят в срок не позднее одного месяца со дня проведения квалификационного экзамена.
Статья 7. Приостановление присвоения классного чина
- 1. Очередной классный чин не присваивается муниципальному служащему, имеющему дисциплинарное взыскание, а также муниципальному служащему, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
- 2. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания муниципальный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Глава до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с муниципального служащего по собственной инициативе, по письменному заявлению самого муниципального служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или профсоюзного комитета работников.
Рассмотрим, каким образом происходит присвоение классных чинов государственным гражданским служащим в 2021 году. Общие положения и условия перечислены в статье 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Условиями являются:
- последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
- соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
- возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
- сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.
Статус служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 закона № 79-ФЗ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.
Подробно излагается порядок присвоения классных чинов государственной гражданской службы впервые и в последующем в положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном указом президента РФ от 01.02.2005 № 113.
Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации разрешено устанавливать собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.
Что такое классный чин
Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр Первый отменил разряды и ввел Табель о рангах, в котором закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила, но в 2004 году вновь ввели чины государственной гражданской службы РФ Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Сегодня в нашей стране классный чин — это установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.
Госслужба делится на:
- гражданскую;
- военную;
- службу иных видов (ранее третий вид службы четко определяли — правоохранительная, но в 2015 г. законодатель расширил список).
Остановимся подробнее на гражданской службе.
Согласно закону № 79-ФЗ, существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):
- секретарь (младшая группа);
- референт (старшая группа);
- советник (ведущая группа);
- государственный советник (главная группа);
- действительный госсоветник (высшая группа).
Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий — это низший гражданский чин, а самый почетный — первый класс.
Условия и основания присвоения и сохранения классных чинов
Законодательными актами предусматриваются только несколько общих условий, при которых звание присваивается и сохраняется. К ним можно отнести следующие:
- Последовательность присвоения по прошествии определенного установленного законодательными актами времени пребывания в конкретном классном чине.
- Присвоение данного звания возможно в ситуации, когда сотрудник выполняет свои трудовые функции на службе в определенном государственном органе.
- По законодательным актам, он также может быть назначен сотруднику в качестве определенной меры поощрения.
- Даже в случае увольнения служащего с занимаемой им должности или его выхода на заслуженную пенсию, за ним сохраняется присвоенное ему звание.
- Лишение может произойти только по решению уполномоченного суда, если служащий совершил тяжкое или особо тяжкое правонарушение.
Что такое классный чин
Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр Первый отменил разряды и ввел Табель о рангах, в котором закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила, но в 2004 году вновь ввели чины государственной гражданской службы РФ Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Сегодня в нашей стране классный чин — это установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.
Госслужба делится на:
- гражданскую;
- военную;
- службу иных видов (ранее третий вид службы четко определяли — правоохранительная, но в 2015 г. законодатель расширил список).
Остановимся подробнее на гражданской службе.
Согласно закону № 79-ФЗ, существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):
- секретарь (младшая группа);
- референт (старшая группа);
- советник (ведущая группа);
- государственный советник (главная группа);
- действительный госсоветник (высшая группа).
Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий — это низший гражданский чин, а самый почетный — первый класс.
Что такое классный чин
Классный чин в РФ — это степень соответствия умений, знаний и навыков человека требованиям, установленным для осуществления деятельности в сфере госслужбы.
Статья 11 Федерального закона № 79-ФЗ определяет пять групп должностей госслужбы, по которым присваиваются определенные чины.
действительный государственный советник РФ 1 кл.
действительный госсоветник РФ 2 кл.
действительный госсоветник РФ 3 кл.
государственный советник РФ 1 кл.
государственный советник РФ 2 кл.
государственный советник РФ 3 кл.
советник государственной службы РФ 1 кл.
референт государственной гражданской службы 1 класса
секретарь государственной службы РФ 1 кл.
Рассматриваемый чин референта служащему присваивает представитель нанимателя.
Кто вправе подписывать приказ о присвоении классного чина государственному служащему? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Некоторые назначения вправе осуществлять лишь президент, да и то по предложению соответствующих компетентных органов. Такой чести удостаиваются представители высшей группы должностей.
Правительство во главе с премьер-министром уполномочено назначать на должности государственного советника. Данные должности относятся к главной группе служебных обязанностей.
Присвоение классного чина государственным гражданским служащим нижестоящих групп (ведущей, младшей, старшей) вправе осуществлять сам наниматель (например, начальник районной управы). Эти должности также делятся на классы. Младшим классом является третий.
Первый классный чин может быть присвоен тогда и только тогда, когда гражданский служащий успешно прошел испытательный срок. В некоторых случаях, определенных законом, испытание может не устанавливаться. Тогда присвоение первого классного чина государственным гражданским служащим становится возможным лишь по истечении трех месяцев с даты назначения на должность.
Разъясните порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы.
Ответ: В соответствии с ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников определяются указом Президента Российской Федерации.
Согласно п. 4 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим (далее — Положение), утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.