Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно чтобы оформить инвалидность ребенку с задержкой развития». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оформление инвалидности ребенка может быть сложным и продолжительным процессом. В этой памятке мы постараемся подсказать, как начать оформление инвалидности детям, какие документы необходимы, какие диагнозы относятся к инвалидности, а также насколько времени может занимать этот процесс.
С чего начать оформление инвалидности
Оформление инвалидности детям — это процесс, который требует определенных знаний и документов. Вот несколько шагов, с которых можно начать оформление инвалидности для ребенка.
- Установите диагнозы: В первую очередь необходимо обратиться к врачу, чтобы получить официальные диагнозы вашего ребенка. Они будут основой для оформления инвалидности.
- Найти юриста: Для успешного оформления инвалидности лучше обратиться к юристу, специализирующемуся на данной тематике. Юрист поможет вам разобраться с необходимыми документами и правовыми аспектами.
- Узнайте, какие документы необходимо предоставить: Юрист по инвалидности подскажет, какие документы необходимо собрать для успешного оформления инвалидности. Это могут быть медицинские справки, результаты анализов, свидетельства о рождении ребенка и другие документы.
- Определите, где оформляется инвалидность: Процедура оформления инвалидности может различаться в разных регионах. Юрист поможет вам определиться, где именно нужно обратиться для оформления инвалидности вашего ребенка.
- Узнайте, какие льготы могут быть предоставлены: Помимо самого оформления инвалидности, вам также стоит разобраться, какие льготы могут быть предоставлены вашему ребенку. Это может включать материальную поддержку, бесплатное медицинское обслуживание и другие преимущества.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Критерии признания инвалида с ЗПР
Алгоритм для определения инвалидности у детей с задержкой психического развития (ЗПР) установлен специалистами в области медицины и реабилитации. Данный алгоритм включает в себя ряд критериев, которые должны быть соблюдены для признания ребенка инвалидом с ЗПР.
Одним из основных критериев является установление задержки психического развития у ребенка. Для этого проводится медицинское обследование, в ходе которого изучаются различные показатели, такие как уровень интеллекта, речевое развитие, способности к обучению и самообслуживанию.
Для признания инвалидности ребенка с ЗПР также необходимо установить длительность задержки психического развития. Согласно действующему законодательству, для этого необходимо, чтобы задержка психического развития была установлена в течение трех лет с момента рождения ребенка.
Ориентиром для определения инвалидности у детей с ЗПР является также степень выраженности задержки психического развития. Для этого используется Международная классификация болезней (МКБ-10), которая включает в себя различные разряды и категории недоразвития психики.
Важно отметить, что для признания инвалидности у ребенка с ЗПР необходимо соблюдение всех указанных критериев. Только после проведения медицинского обследования, установления длительности и степени выраженности задержки психического развития ребенка, он может быть признан инвалидом с ЗПР.
Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?
Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.
МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.
Как правило, перед комиссией нужно:
- пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
- сдать анализы крови и мочи;
- возможно потребуется ЭКГ.
После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.
Консультации специалистов
Инвалидность малыша оформляется после консультации узких специалистов. Если болезнь относится к разряду общих, тогда направление дается участковым педиатром. При нарушенном слухе – ЛОРом, зрении – окулистом, сердечных патологиях – кардиологом. Генетические заболевания требуют консультации психиатра. Поскольку они сопровождаются отсталостью психического развития. Это относится к ребенку-аутисту или при диагностировании синдрома Дауна. Генетические патологии нередко протекают одновременно с психоречевой задержкой.
Чтобы пройти необходимую медкомиссию нужно получить консультацию следующих специалистов:
- хирурга;
- окулиста;
- ЛОРа;
- ортопеда;
- невролога;
- эндокринолога.
Какие выплаты положены ребенку инвалиду
Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).
Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.
Почему может потребоваться помощь ЦПМПК
Представьте себе ситуацию: в детском саду ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников. В группе из 28 детей у воспитателя и няни не хватает времени на ребенка, с которым никто не общается. Он ни с кем не играет, на групповых занятиях не успевает за другими детьми, потому что привык к неспешному темпу индивидуальных занятий с мамой, где все внимание — только ему. Или представьте младшего школьника, который физически не может усидеть за партой 30 минут, и информация, которую дает учитель, звучит для него на такой запредельной скорости, что он попросту ничего не успевает понять. Это не нарушение интеллекта. Просто другой темп. Другой уровень восприятия.
Иногда родители считают, что дети с задержкой речи должны находиться в среде более развитых сверстников, чтобы подсознательно тянуться за ними. Для некоторых ребят это — настоящая школа выживания, где результатом является не только подтягивание речи и уровня развития до нормы (причем не всегда), но и зашкаливающий уровень стресса каждый день.
Другие выбирают более мягкий способ — коррекционные учебные заведения. Не нужно пугаться слова «коррекционный». К примеру, что такое коррекционный детский сад? Это группа из 4–7 человек, где воспитатель и его помощник, помимо общих занятий, успевают позаниматься персонально с каждым ребенком. Это постоянный личный контроль. Это обязательные дополнительные занятия и обследования штатных специалистов: логопеда и психолога. Это возможность получить официальную отсрочку поступления в школу до 8 лет.
Конечно, никто не вправе диктовать родителям, как поступить со своим ребенком. Можно только посоветовать, как это делает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которую проходят, если сомневаются, что ребенку подходит посещаемое им учебное заведение.
Медицинская экспертиза
Следующий шаг – запись на медико-социальную экспертизу в главном бюро вашего города. Туда же предоставляется и пакет бумаг. После подачи документов, вам назначается дата проведения экспертизы. Обычно она проводится в течение месяца с момента подачи бумаг.
Если ребенок по состоянию здоровья не может лично приехать на экспертизу, важно указать это в заявлении и отметить, что необходима выездная экспертиза. В указанное время, вы должны прибыть на комиссию. С собой нужно взять пеленку для осмотра, а также сменную обувь для себя и ребенка, в крайнем случае – бахилы.
Освидетельствование проводят медики-эксперты, которые имеют педиатрическую специализацию. В комиссии необходимо не менее 4 человек, в противном случае, решение комиссии может быть признано неправомерным.
По приглашению руководителя МСЭ с правом совещательного голоса может присутствовать и лечащий врач ребенка, представители различного рода государственных внебюджетных фондов, представители общественности.
При проведении экспертизы составляется протокол, а по результатам составляет акт, который подписывают специалисты и руководитель бюро, в котором принималось решение. Все документы заверяются печатью.
Какие выплаты положены ребенку инвалиду
Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).
Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Если у человека выявлена ВИЧ-инфекция, то ему требуется как можно раньше начать антиретровирусную терапию (АРТ), которая подавит размножение вируса. Стоящим на учете в территориальном Центре по профилактике и борьбе со СПИДом лекарство выдается бесплатно. Подобрать схему лечения и помочь встать на учет должен врач. Человек, принимающий лекарство, никогда не заболеет СПИДом и сможет жить обычной жизнью, сообщает Центр по контролю и профилактике заболеваний в США (CDC) в памятке про ВИЧ (About HIV). Однако полностью очистить организм от инфекции препарат не сможет, поэтому принимать его придется до конца жизни.
– Цель терапии – добиться неопределяемой вирусной нагрузки. Это значит, что вирус подавлен полностью, но его неактивные формы живут в клетках, – рассказывает врач-инфекционист университетской клиники H-Clinic Николай Лунченков.
Статья 25: устанавливает категории инвалидности и определяет понятие «инвалид ребенок».
Статья 26: описывает процесс и порядок определения инвалидности ребенка с ЗПР. В ней указываются требования к медицинским документам, необходимым для подтверждения диагноза.
Статьи 27-29: регулируют льготы и компенсации, предоставляемые ребенку с ЗПР и его родителям. Здесь указывается перечень мер социальной поддержки и права на получение дополнительных услуг и ресурсов.
Статья 30: устанавливает права родителей ребенка с ЗПР на получение информации, консультации и содействие в оформлении инвалидности.
Статья 31: жизненно важна для ребенка с ЗПР, поскольку она гарантирует право на образование и индивидуальную программу обучения, а также запрещает дискриминацию на основе инвалидности.
Эти законодательные акты определяют основные права и льготы, которые гарантируются ребенку с ЗПР и его семье. Правильное оформление инвалидности согласно этим актам является важным шагом для получения социальной поддержки и обеспечения полноценного развития ребенка.
Симптомы инвалидности при ЗПР у детей
Запись ребенка в качестве инвалида при ЗПР (задержка психического развития) может быть произведена только уполномоченным государственным органом, который осуществляет медико-социальную экспертизу. В соответствии с федеральным законодательством РФ, гражданину, признанному инвалидом, должны быть предоставлены сведения о порядке обжалования решений, сроках и порядке переосвидетельствования.
Симптомы инвалидности при ЗПР у детей могут проявляться в различных формах и степенях. Наиболее часто встречающиеся симптомы включают:
- Задержку психического развития
- Нарушение речи и коммуникативных навыков
- Нарушение моторики и координации движений
- Проблемы в обучении и усвоении знаний
- Снижение интеллектуальных способностей
- Повышенную раздражительность и нервную возбудимость
Для диагностики и оформления инвалидности при ЗПР у детей необходимо обратиться к уполномоченному государственному органу, проводящему медико-социальную экспертизу. При этом, важно иметь персональные сведения о ребенке, а также результаты обследования и консультаций специалистов.
Для получения информационной и правовой помощи по вопросам инвалидности при ЗПР у детей можно обратиться на федеральный портал социальной защиты граждан Российской Федерации. На указанном портале представлены сведения о правах и возможностях инвалидов, а также информация о социальной инфраструктуре и условиях предоставления помощи.
В случае несогласия с решением уполномоченного органа о признании ребенка инвалидом при ЗПР, можно обратиться к представителю или юристу, специализирующемуся на правах инвалидов. При наличии медицинских и иных документов, подтверждающих наличие ЗПР у ребенка, можно предъявить доказательства для переосвидетельствования и изменения решения о признании инвалидом.
Собираясь на заседание комиссии МСЭ, нужно приготовиться к тому, что очередь окажется длинной. Бюро МСЭ каждый день принимает большой поток людей, поэтому разумно брать с собой питье и легкий перекус, детское питание для грудного малыша и какие-нибудь развлечения вроде книги или игрушки.
В составе комиссии МСЭ должно состоять не менее 4 врачей, имеющих специализацию по педиатрии. Также заявитель может пригласить любого другого специалиста медицинского профиля, но лишь с совещательной функцией. Окончательное решение принимают члены комиссии, осмотрев ребенка и внимательно изучив всю приложенную документацию.
Если комиссия посчитает недуг ребенка достаточно серьезным, то присваивает ему статус «ребенок-инвалид». Группа инвалидности детям не устанавливается: причина этого в том, что группа отражает прежде всего снижение способности трудиться, а дети еще не являются трудоспособными.
В этот же день родители получают ИПР — индивидуальную программу реабилитации, где указываются все процедуры, занятия и технические средства реабилитации, которые можно будет бесплатно получать для малыша.
Документальным подтверждением инвалидности становится розовая справка МСЭ, эти бумаги имеют строгую отчетность и выдаются родителям под подпись. Справку МСЭ лучше сразу же предъявить в ближайшее отделение Пенсионного Фонда и ОСЗН для начисления пенсии и коммунальных льгот.
Консультации специалистов
Инвалидность малыша оформляется после консультации узких специалистов. Если болезнь относится к разряду общих, тогда направление дается участковым педиатром. При нарушенном слухе – ЛОРом, зрении – окулистом, сердечных патологиях – кардиологом. Генетические заболевания требуют консультации психиатра. Поскольку они сопровождаются отсталостью психического развития. Это относится к ребенку-аутисту или при диагностировании синдрома Дауна. Генетические патологии нередко протекают одновременно с психоречевой задержкой.
Чтобы пройти необходимую медкомиссию нужно получить консультацию следующих специалистов:
- хирурга;
- окулиста;
- ЛОРа;
- ортопеда;
- невролога;
- эндокринолога.
В 2018 г. был расширен перечень заболеваний, по которым может быть установлена бессрочная или срочная инвалидность на длительный период (от 5 лет). В частности, установление инвалидности бессрочно могут повлечь следующие заболевания:
- хромосомные аномалии (в т. ч. синдром Дауна),
- цирроз печени,
- слепоглухота, глухота, слепота,
- ДЦП,
- фенилкетонурия.
На 5 лет теперь устанавливается инвалидность не только детям с лейкозами и злокачественными новообразованиями, но и при других болезнях, включая пороки развития челюстно-лицевой области, сколиоз, аутизм.
При 1-м медосвидетельствовании детей с тромбоцитопенией, сахарным диабетом инвалидность присваивается вплоть до наступления ребенку 14 лет.
Имеется перечень заболеваний, при которых МСЭ проводится заочно.:
- болезни, влекущие повышенное артериальное давление, провоцирующие осложнения со стороны ЦНС;
- болезни органов дыхания с выраженными дефектами дыхательных функций;
- сахарный диабет с множественными функциональными нарушениями;
- стенокардия 4 кл. и пр.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!