Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем занимается отдел работы с налогоплательщиками в налоговой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С отдела работы с налогоплательщиками в налоговой инспекции начинается вся технологическая цепочка. Отделы работают со всеми налогоплательщиками: юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. При приеме пакета документов от налогоплательщика специалисты отделов работы с налогоплательщиками контролируют только, все ли документы представил налогоплательщик, разборчиво ли они заполнены, если на них необходимые реквизиты, печати и подписи. Затем отдел работы с налогоплательщиками передает в отдел ввода информации, сотрудники которого вводят информацию в базу данных. А непосредственно проверки расчетов налогоплательщиков занимаются работники отдела камеральных проверок.
Профессия налогового инспектора
Меня зовут Оксана, мне 42 года, уже почти 20 лет я работаю в налоговой инспекции в городе Владивостоке.
Налоговый инспектор — это очень специфичная профессия. В основном, эта работа связана с проведением проверок, ведением документации, анализом оплат налогоплательщиков и, конечно же, применением санкций в случае нарушений.
Данная работа довольно монотонная и однообразная, часто приходится засиживаться допоздна, чтобы успеть выполнить все поставленные задачи. В основном, я работаю с предприятиями и организациями, а вот мои коллеги чаще сталкиваются с обычными гражданами.
Налоговики распределяются по чинам. Существует 1, 2 и 3 ранг. Чем выше ранг, тем серьезнее и солиднее занимаемая должность. У меня 2 ранг, например. Ранг (или класс, как мы его называем) зависит от длительности работы в этой сфере и успешности. Если у человека есть лидерские качества, то он имеет больше шансов для повышения по карьерной лестнице. Некоторые начинают карьеру в небольшом городе, а уже через 10-15 лет становятся налоговиками в краевом центре.
После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?
Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.
Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.
В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?
Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.
Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:
Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.
Организация информационной работы
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
Этому праву налогоплательщиков корреспондирует обязанность налоговых органов, закрепленная в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.
Во исполнение этих норм законодательства о налогах и сборах Регламентом предусмотрен порядок информационной работы с налогоплательщиками. Не знаем почему, но в нем налоговое ведомство не упоминает о своей обязанности по бесплатному информированию налогоплательщиков, которая содержится в ст. 32 НК РФ. То ли оно посчитало, что их подопечные и так прекрасно знают свои обязанности, то ли это требование налогового законодательства показалось им не столь важным и заслуживающим внимания.
Основной акцент в Регламенте сделан на необходимости информационной работы по представлению налоговой отчетности в электронном виде, подробно расписано, в каком порядке и какие аргументы надо приводить при объяснении преимуществ электронной сдачи отчетности.
Какие налоги контролирует ИФНС?
Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) осуществляет контроль и управление исполнением налогового законодательства в Российской Федерации. В рамках своих полномочий ИФНС контролирует следующие налоги:
- Налог на прибыль организаций: ИФНС обеспечивает сбор и контроль налога на прибыль, который облагает организации-резиденты и нерезиденты за полученные ими доходы. Организации периодически представляют налоговую отчетность и проходят проверки соответствия выплачиваемых налогов требованиям законодательства.
- НДС: ИФНС осуществляет контроль за соблюдением требований, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере товаров и услуг, должны уплачивать НДС на свои поставки и услуги.
- Налог на доходы физических лиц: ИФНС также контролирует уплату налога на доходы физических лиц. Физические лица обязаны уплачивать налог на полученный доход с различных источников, например, зарплаты, сдачи недвижимости в аренду или продажи имущества.
- Социальные налоги: ИФНС осуществляет контроль и уплату социальных налогов, таких как страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Работодатели выплачивают социальные взносы, основываясь на заработной плате своих сотрудников.
- Акцизы: ИФНС контролирует уплату акцизов, которые взимаются с определенных видов товаров, таких как алкоголь, табак, автомобили и некоторые другие товары.
ИФНС играет ключевую роль в обеспечении контроля и сбора налогов в России. Организации и физические лица должны внимательно следить за своими налоговыми обязательствами и своевременно исполнять их, чтобы избежать возможных штрафов и последствий.
Этапы камеральной налоговой проверки
Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.
Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:
- данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
- проводится сверка контрольных соотношений, показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
- проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
- выявляются причины и основания для углубленной проверки;
- если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.
При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению, отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).
На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.
Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки, экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.
Обязанности налогового инспектора
Зарплата сборщика налогов зависит от города, департамента и должности и складывается из фиксированной ставки, надбавок, доплат и выплат, обычных для государственных служащих.
Большую часть времени налоговый администратор имеет дело с одними и теми же налогоплательщиками. В какой-то степени это облегчает рабочий процесс, помогает подстроиться под определенных людей и найти к ним подход. С другой стороны, всегда есть процент людей, которые не очень хотят платить налоги, и с ними приходится работать из года в год. Мои задачи очень разнообразны: 1. я должен следить за соблюдением налогового законодательства, вести просветительскую работу. 2. мне приходится проверять всю финансовую отчетность компаний, с которыми я работаю, и давать налоговые консультации всем людям, которые ко мне обращаются. 3. большую часть моего рабочего времени занимают налоговые декларации — мне приходится анализировать и собирать большой объем информации. 4. редко, но все же мне приходится бывать на налоговых проверках. Такие проверки проводятся, когда есть подозрение на мошенничество или когда мы уже знаем, что компания не платит налоги, и нам нужно определить размер штрафов. В целом, я считаю, что налоговый аудитор должен знать законы, конституцию и другие важные документы государства. Очень важно иметь юридические и финансовые знания, быть уверенным даже в самых мелких деталях и знать ответы на все налоговые вопросы.
Уникальность профессии заключается в том, что человек, выбирающий ее, должен сочетать в себе как умение работать со знаковыми системами (а это все документы), так и умение работать с людьми. Поэтому каждый налоговый инспектор должен, прежде всего, обладать такими личными качествами, как аналитические способности, трудолюбие, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, тщательность, дотошность и скрупулезность. Поскольку налоговый инспектор работает с людьми, одни из которых искренне платят налоги и осознают свои обязанности перед государством, а другие — не очень — пытаются обмануть государство, специалист должен знать тонкости психологии и выбирать тактику общения с налогоплательщиками в зависимости от их психологических особенностей. Еще одно качество, необходимое для налогового специалиста, — высокий порог «бесконфликтности». Налоговый специалист как дипломат должен добиваться своих целей не военными средствами, а путем мирных переговоров. В то же время он должен быть готов к тому, что консенсус не всегда будет достигнут без оскорблений и грубостей. В целом, большая часть работы налоговиков автоматизирована. Например, существует ASK VAT. Он позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс проверки движения денег между счетами. Другими словами: Мы можем видеть, как деньги переходят с одного счета на пятый. Таким образом, обычно выявляется отмывание денег. В прошлом эта система использовалась как рабочий инструмент, но сегодня одного лишь подозрения на наличие программного обеспечения достаточно для возбуждения судебного преследования. Те, кто занимается сбором налогов, могут помочь не только своим клиентам, но и себе. Знание права и финансов — один из самых востребованных навыков в жизни любого современного человека.
Знание всех нюансов налогообложения развивает человека: профессионал должен постоянно держать свой ум «острым».
Правила и порядок проведения
Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.
Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.
Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.
Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:
Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.
Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.
Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.
Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.
Взаимосвязь отдела работы налогоплательщиками другими подразделениями инспекции
С отдела работы с налогоплательщиками в налоговой инспекции начинается вся технологическая цепочка. Отделы работают со всеми налогоплательщиками: юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. При приеме пакета документов от налогоплательщика специалисты отделов работы с налогоплательщиками контролируют только, все ли документы представил налогоплательщик, разборчиво ли они заполнены, если на них необходимые реквизиты, печати и подписи. Затем отдел работы с налогоплательщиками передает в отдел ввода информации, сотрудники которого вводят информацию в базу данных. А непосредственно проверки расчетов налогоплательщиков занимаются работники отдела камеральных проверок.
Отдел работы с налогоплательщиками регистрирует заявление налогоплательщика о зачете переплаты в счет погашения задолженности по налогам или о возврате. Отсюда заявление налогоплательщика попадает в отдел учета, отчетности и анализа, где оно проверяется. Дальше это заявление попадает в отдел камеральных проверок. Если отдел камеральных проверок выявил, какие-либо расхождения, то в отдел работы с налогоплательщиками отправляется уведомление о необходимости проведения сверки расчетов.
Отдел работы с налогоплательщиками производит информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков — юридических лиц. Так же отдел работы с налогоплательщиками отвечает за организацию публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а так же сведений признанных не действительными. Отдел информационных технологий обеспечивает в отделе работы с налогоплательщиками работоспособность аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения.
Отдел камеральных проверок проводит работы по проставлению отметок на счетах — фактурах, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами только, когда из отдела работы с налогоплательщиками поступит заявление от конкретного лица. Потом отдел работы с налогоплательщиками выдает счет-фактуру с отметкой налогового органа или с отказом о проставлении отметки.
Отдел работы с налогоплательщиками принимает заявление от налогоплательщика — экспортера о выдаче справки для представления в таможенный орган. Передает это заявление в отдел камеральных проверок, который подготавливает эту справку. Выдачу справки производит отдел работы с налогоплательщиками.
Отдел работы с налогоплательщиками подготавливает ответы на письменные запросы налогоплательщиков. В этом принимает участие отдел выездных проверок.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Целью прохождения учебной практики в Межрайонной инспекции ФНС России №37 по Республике Башкортостан явилось закрепление и углубление теоретических знаний по теории налогообложения, их применении, умении использования законодательства в конкретных случаях, приобретение первоначального практического опыта, повышении профессиональной подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
¾ ознакомиться с организационной структурой Межрайонной ИФНС №37;
¾ изучить функции и задачи как налогового органа в целом, так и его отдельных подразделений;
¾ знакомство с целями и задачами налоговых органов, полномочиями и компетенциями, организацией работы по учету и работы с налогоплательщиками.
Индивидуальное информирование налогоплательщиков
Индивидуальное информирование осуществляют сотрудники отдела работы с налогоплательщиками. Оно может проводиться как в устной (п. 4.3.1 Регламента), так и в письменной (п. 4.3.2 Регламента) форме.
Устный запрос налогоплательщик может сделать по телефону или лично. Приняв запрос налогоплательщика, сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками дает ответ, а если он не может ответить, то приглашает сотрудника этого же отдела, занимающегося информированием налогоплательщиков. Согласно Регламенту должны быть «приняты все меры» для ответа, а вот в чем они заключаются, как должны быть сбалансированы качество и быстрота ответа, налоговое ведомство не поясняет.
Для оперативного информирования налогоплательщиков в инспекциях ФНС России создаются телефонные справочные службы (п. 4.3.3 Регламента). В Регламенте рассмотрен порядок организации их работы. Телефоны этой службы налогоплательщики могут найти на стенде инспекции ФНС России, на сайте управления ФНС России по субъекту РФ и в местных СМИ. Все входящие звонки по этим телефонам должны регистрироваться в Журнале учета принятых вопросов налогоплательщиков.
Письменный запрос налогоплательщика регистрируется и поступает в отдел работы с налогоплательщиками. Налогоплательщик может рассчитывать на то, что ответ будет дан в простой, четкой и понятной форме, с указанием Ф.И.О., номера телефона исполнителя.
Порядок проведения «камералки»
Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.
Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.
ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.
Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).
👩💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений
Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.
Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.
В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:
Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.
Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.
Права налоговой инспекции и ее работников
Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:
осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;
организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;
вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;
получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;
проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;
осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;
получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;
изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;
использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;
установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;
выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;
предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;
наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;
реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;
взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;
выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.
привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.
привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.
подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;
приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.
Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Целью прохождения учебной практики в Межрайонной инспекции ФНС России №37 по Республике Башкортостан явилось закрепление и углубление теоретических знаний по теории налогообложения, их применении, умении использования законодательства в конкретных случаях, приобретение первоначального практического опыта, повышении профессиональной подготовки.
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков в структуре Налоговой инспекции — это подразделение, которое часто объединяют с отделом по работе с налогоплательщиками. Обычно это те сотрудники и инспекторы, которые непосредственно контактируют с гражданами и юрлицами. В статье описаны его функции и назначение.
График работы с 8.00 до 17.00, но он целиком зависит от отдела в котором трудиться сотрудник. Самое главное, что в служебном контракте, пишется, что рабочий день, не нормированный, и при любом удобном случае вам это напомнят. Если вы откажетесь оставаться после работы.
Таким образом инспекторы, которые принимают декларации и иные документы, запросы на выдачу информации из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, документы на регистрацию плательщиков, консультируют граждан и представителей юрлиц, производят сверку расчетов, они и являются работниками данного отдела.
При обнаружении «вируса» вернуть электронный носитель налогоплательщику, не считывая с него информации, при этом принять документы на бумажном носителе. При отсутствии «вируса» на электронном носителе информации провести входной контроль деклараций, представленных на электронных носителях записи, на соответствие формату представления деклараций.
🏛 Структура налоговой инспекции
На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.
В структуру ФНС входят:
На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.
Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).