Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким образом можно изменить протокол рассмотрения заявок. Отмена протокола рассмотрения заявок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отмена аукциона возможна не менее чем за пять дней до конца срока подачи заявок. Этот период действителен также для конкурсов. Если проводится запрос котировок, отменить закупку можно за два дня до истечения срока направления заявок участников.
За сколько дней можно отменить электронный аукцион по 44-ФЗ
Также установлены сроки возврата заявок участникам при отмене аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика. Оператор ЭТП возвращает заявки в течение часа с момента публикации извещения об отмене закупочной процедуры.
Отмена электронного аукциона после указанных сроков . Отменить процедуру в этом случае нужно не позднее подписания контракта. После заключения контракта сделать это уже нельзя.
Важные изменения в закупках по 44-фз с 2018 года
Специальные счета По 30 июня 2018 года действует старый порядок внесения обеспечения для участия в закупке, т.е. переводом денежных средств на счет участника на электронной торговой площадке. С 1 июля 2018 года участники должны будут вносить обеспечение заявки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. На первых этапах применения этой системы возможно будут возникать проблемы, как со стороны участников закупок, так и со стороны банков.
У участников могут возникнуть проблемы в случае множественности счетов, открытых в разных банках, для участия в торгах на разных площадках.
А сами банки, не имеющие опыта распределения средств от участников в качестве обеспечения заявок, также поначалу будут допускать технические ошибки.
Основания для отмены запроса котировок
Согласно последним изменениям 223-ФЗ, заказчик может отменить конкурентную закупку по одному или нескольким пунктам до окончания срока приема предложений. С июля 2018 года начал действовать п. 23 ст. 3.2 223-ФЗ, в котором указано, что оператор ЭТП не вправе направлять заказчику заявки от участников, если заказчик отказался проводить закупку среди субъектов малого предпринимательства.
В ст. 3.2 ч. 6 указано, что намерение об конкурентной процедуры подлежит публикации в ЕИС в день его принятия. В той ситуации, когда процедуру не удалось отменить до окончания приема предложений, за заказчиком также может быть закреплено право на отказ от подписания договора, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.
Помимо решения об отмене закупки, заказчик вправе разместить в ЕИС и иные документы (протоколы, изменения в закупочную документацию и пр.).
За неразмещение обязательной информации в ЕИС заказчика могут привлечь к . Это грозит ему штрафом, согласно ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Размер штрафа для должностных лиц составляет 30-50 тыс. р., для юридических лиц – 100-300 тыс. р.
Таким образом, запрос котировок – это конкурентная закупочная процедура по 223-ФЗ. Обычно она применяется при небольшой цене контракта, когда стоимость товаров и услуг является первоочередным фактором выбора поставщика, а также в тех случаях, когда заказчик точно знает, какой товар он хотел бы получить. Благодаря запросу котировок заказчик может быстро и с минимальными издержками закупить нужные ему товары.
В случае отмены запроса котировок, что должен делать заказчик с поступившими на участие в таком запросе котировок заявками?
Предписание ФАС — это распоряжение антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», ФАС лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет. В «Предписании» же антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли или не могут повлиять на результаты определения победителя).
Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, могут быть:
- внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
- отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
- осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ (установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).
Как отменить протоколы
На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».
При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.
В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.
Также немаловажно, что предписание Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет в размереруб.; на юридических лиц -руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.
На практике возможна ситуация, при которой подана только одна единственная заявка. Рассмотрим особенности такой ситуации, а также разберем какие сведения вносятся в протокол рассмотрения единственной заявки.
В случае, если на аукцион подана только одна заявка, то в срок не позднее 3 рабочих дня с даты получения заявки направляет оператору ЕП протокол рассмотрения единственной заявки, которые содержат сведения о том, что процедура несостоялась. В соответствии с 44-ФЗ срок публикации протокола рассмотрения единственной заявки не определен, однако необходимо принимать во внимание регламентированный срок отправки протокола оператору ЕП, который составляет три рабочих дня с даты получения заявки.
В случае, если подана единственная заявка на конкурс, то в этом случае также оформляется протокол рассмотрения единственной заявки и размещается представителем заказчика в ЕИС в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.
Как отменить протоколы
На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».
При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.
В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.
Также немаловажно, что предписание Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет в размереруб.; на юридических лиц -руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.
При запросе котировок УФАС выносит предписание отменить протокол и провести процедуру заново. Что делать с заявками участников которые были получены на первый протокол?
Несостоявшиеся процедуры и отчетность
1. При заполнении ежемесячного отчета
В случае заключения договора с единственным участником закупки по результатам несостоявшейся закупки сведения о таком договоре включаются в ежемесячный отчет о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.
В случае заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включается в ежемесячный отчет о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
2. При заполнении отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1 – закупки «сведения о закупочной деятельности
В тех случаях, когда при проведении конкурса или аукциона заявку подал только один участник, конкурентная процедура не состоялась, а заказчик заключил договор с единственным поставщиком, в отчете должна быть заполнена одна из граф 4, 5, 6 «Конкурсы» или 7, 8, 9 «Аукционы» (в зависимости от объявленной процедуры), а не графа 10 «Закупки у единственного поставщика».
Сроки проведения запроса котировок
Стандартные сроки проведения запроса котировок прописаны в ч. 21 ст. 3.2 ФЗ-223. Они составляют не менее 5 рабочих дней с момента публикации извещения до окончания приема заявок.
Для закупок среди субъектов малого бизнеса предусмотрены сжатые сроки. Они составляют не менее 4 рабочих дней для подачи заявок. Но в данном случае начальная цена договора не может превышать 7 млн. р. (согласно п. 4 ч. 3 ст. 3.4).
При закрытом запросе котировок сроки предусмотрены аналогичные тем, которые действуют для открытой процедуры.
Так же, законом 44 фз разрешается прекращение закупки, в случае, если заказчик не успел прекратить процесс закупки в установленный пятидневный или двухдневный срок. Это разрешается только при возникновении ситуации непреодолимой силы, о чем коротко изложено в части 2 статьи 36 Федерального закона 44 фз. Как отменить закупку в этом случае.
Дело в том, что общее понятие непреодолимой силы расшифровывается только в статье 401 Гражданского кодекса. Непреодолимая сила, проще говоря, это военные действия, стихийные бедствия, природные и техногенные катастрофы, перевороты в государстве, восстания и т.д., при которых процедура закупки или исполнение сторон не могут быть продолжены, а администратор закупки просто не в силах как-то повлиять на процесс.
Однако стоит отметить, перечисленные выше виды непреодолимой силы не указаны в законе 44 фз, а само решение о принятии факта непреодолимой силы рассматривается по конкретным случаям индивидуально.
— если заказчик отклонил заявку обоснованно: за нарушение требований технического задания, спецификации, формы 2, Инструкции по заполнению заявки, нормативных документов (ГОСТов, ОСТов, ТУ и др., если они заявлены в документации как применяемые),
— если участник не указал страну происхождения каждого товара в перечне, либо не указал что все товары происходят из одной и той же страны.
— если участник указал товарный знак хотя бы одного товара, отличный от товарного знака, указанного в документации заказчика, при этом товар под указанным товарным знаком не является эквивалентом товара, требующегося заказчику и заказчик предъявил в протоколе рассмотрения первых частей заявок убедительные доказательства этого факта. Можно не сомневаться, что он предъявит те же аргументы и на комиссии ФАС в случае обжалования отклонения.
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
УФАС предписало заново провести рассмотрение заявок. Поэтому процедуру рассмотрения заявок нужно провести повторно, имеющиеся заявки рассмотреть повторно и составить новый протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Эта услуга необходима в следующих случаях:
- сотрудника безосновательно лишили премии или подвергли дисциплинарному взысканию;
- руководство демонстрирует дискриминацию;
- было выполнено незаконное увольнение и т.п.
Применив услугу юриста получите:
- профессиональное устное (по телефону) или письменное консультирование;
- правовую экспертизу документов для ускорения процедуры.
Благодаря рассматриваемой услуге можно:
- правильно составить и отправить заявление о мошенничестве в полицию;
- выполнить мировое соглашение;
- помочь в судебном разбирательстве.
В некоторых случаях жалобы (на отклонение по первым и вторым частям заявок) подавать нецелесообразно, даже если обоснованность обжалования не вызывает сомнений:
— если заказчик отклонил заявку необоснованно, но одна и та же претензия предъявлена к заявкам нескольких участников. Можно не сомневаться, что ФАС, рассмотрев все заявки, обнаружит это и заставит заказчика допустить их при повторном отклонении. Аукцион при этом начнется не с НМЦК, а с наименьшего предложения последнего участника.
Пример 1: Заказчик, не понимая разницы между товаром и материалом необоснованно отклонил 10 заявок на аукцион, объектом закупки которого являлась поставка гардинно-тюлевых изделий. При этом 4 допущенных участников обеспечили снижение на 50%. При повторном рассмотрении допущены были все 10 участников, которые и «доели» оставшуюся половину НМЦК. Снижение составило уже 75%. Жалобу подали 2 участника по одному и тому же основанию. По одной из жалоб было принято решение о повторном рассмотрении заявок и недопущении их отклонения по данному основанию. Ни один из жалобщиков победителем не стал, они просто невольно помогли победить другому участнику.
— — если заказчик отклонил заявку необоснованно, но к аукциону было допущено много участников, что привело к настолько значительному снижению, что участие в процедуре стало невыгодным. Ведь участнику, которого ФАС допустит по жалобе придется участвовать в повторном аукционе, что приведет к дальнейшему снижению цены контракта (договора).
Пример 2: Заказчик необоснованно отклонил заявку одного из 8-ми участников. Снижение на аукционе составило 68%. Участник рассчитывал в случае допуска снижаться максимум на 58%. Понимая бесперспективность борьбы, участник обжаловать отклонение не стал.
Все сказанное выше в полной мере относится к обжалованию отклонений первых частей заявок к процедурам, проводимым в соответствии с законом 223-ФЗ. Однако здесь у заказчика есть неограниченный ресурс для отклонения: любое несоответствие требованиям документации заказчика и Положения о закупке.
Пример 3
Заказчик отклонил котировочную заявку (запрос котировок проводился в соответствии с 223-ФЗ) за то, что анкета не была подписана собственноручной подписью участника и на ней не стояла печать его организации. Участник обжаловал отклонение, мотивируя его тем, что комплект документации был подписан ЭЦП, имеющей равную юридическую силу с собственноручной подписью заказчика. Наличие в организации печати он не отрицал. ФАС признал жалобу, необоснованной, поскольку и в Положении о закупках заказчика и в котировочной документации было указано требование о подписании анкеты собственноручной подписью и проставлении печати организации (при ее наличии).
Пример 4
Заказчик отклонил конкурсную заявку (конкурс проводился в соответствии с 223-ФЗ) за то, что анкета была представлена участником не на бланке организации. Поскольку такое требование было указано и в конкурсной документации и в Положении о закупках заказчика, участник не стал обжаловать отклонение ввиду его бесперспективности.
Пример 5
Заказчик отклонил конкурсную заявку (конкурс проводился в соответствии с 223-ФЗ) за то, что в имя файла технического предложения представляло собой название организации заказчика с указанием формы собственности «ООО Ромашка.docx». Поскольку и конкурсная документация, и Положение о закупках запрещали указание названия организации в первой части конкурсной заявки, ФАС по факту обжалования пришел к выводу что заказчик прав – отклонение обоснованно.
Иногда поводом для отклонения становится на первый взгляд парадоксальное основание: превышение хоты бы одной единичной расценки в предложении участника при предложении минимальной цены договора (контракта). Казалось бы, какая разница заказчику, какие единичные расценки укажет участник? Ведь ему главное приобрести перечень необходимых товаров по минимальной цене. На самом деле, согласно закону 223-ФЗ, критерием отбора может одно из двух: цена предложения или единичные расценки. Заказчик выбирает критерий отбора по своему усмотрению, ведь у него могут быть разве каналы финансирования закупок товаров с разными ОКПД2. И может случиться так, что на конкретную позицию выделенной суммы не хватит и он не сможет заключить рамочный договор с победителем именно из-за превышения тем хотя бы одной единичной расценки.
Рассмотрим теперь случаи, когда оспаривание заявки, отклоненной по первой части целесообразно (речь пойдет о процедурах, проводимых в соответствии как с законом 44-ФЗ, так и с законом 223-ФЗ).
— заказчик отклонил заявку необоснованно, хотя она соответствует всем законодательным требованиям, требованиям его документации и нормативным документам. Здесь почти стопроцентная вероятность признания отклонения необоснованным комиссией ФАС.
— заказчик отклонил заявку по тому основанию, по которому участник задал вопрос в запросе разъяснений, либо давал противоречивые ответы разным участникам на один и тот же вопрос в запросе разъяснений. Даже если участник не учел конкретного ответа на запрос разъяснений, он может подавать жалобу в ФАС. Ведь подача запроса разъяснений – это право, а не обязанность участника. Кроме того, закон не обязывает участника читать ответы на запросы разъяснений (как свои, так и чужие), которых может быть и целый десяток. В данной ситуации ФАС может обязать заказчика провести повторное размещение процедуры. Даже если саму жалобу он признает необоснованной. Это тоже неплохой результат, ведь у участника появится шанс снова побороться за победу.
— заказчик по запросу разъяснений изменил документацию, но устранил не все свои технические ошибки (по невнимательности или умышленно). Это тоже отличный повод для написания жалобы в ФАС. Пусть даже участника заказчик отклонил по другому основанию, но комиссия ФАС может заставить заказчика привести в порядок документацию и провести повторное размещение процедуры, что только и нужно жалобщику.
— заказчик отклонил заявку из-за несоответствия предложения нормативному документу, на который он не ссылался в документации. В этом случае, ФАС скорее всего будет на стороне участника, ведь тот не обязан использовать нормативные документы РФ, если об этом не заявил заказчик, а может поставить товар, изготовленный по индивидуальному заказу, либо поставить зарубежный товар, если это не запрещает документация заказчика, а тогда он будет соответствовать нормативным документам, но не российским, а страны-производителя.
— заказчик опубликовал документацию в небрежном виде, со многими числовыми (и грамматическими ошибками). Если это затрудняет подготовку формы 2 участник участнику целесообразно не тратить время на запросы разъяснений, а пожаловаться на документацию до истечения срока подачи заявок. Он может параллельно подать заявку и в случае её допуска отозвать жалобу до даты ее рассмотрения. Правда, у ФАС есть право произвести внеплановую проверку процедуры даже в случае отзыва жалобы. Тут уж он будет поступать по своему внутреннему убеждению.
В заключение, автору хотелось ба дать ряд рекомендаций по обжалованию отклонений заявок в целом, ведь от его результата будет зависеть в значительной степени судьба участия в процедуре. А едва ли не 95% отклонений заявок приходится именно на их первые части.
— в жалобе необходимо указать все необходимые реквизиты заказчика и реквизиты своей организации (адреса, телефоны, ФИО ответственного со стороны заказчика, полное названия организаций (своей и заказчика)), дату выхода извещения об обжалуемой закупке, а также номер процедуры в ЕАИС, идентификационный номер своей заявки. Для верности можно еще подтвердить его, приложив уведомление о принятии заявки с ЭТП.
— жалобу необходимо четко обосновать, избегая многословия, чтобы убедить комиссию ФАС в том, что заказчик нарушил закон.
— В конце текста жалобы не забудьте четко сформулировать просьбу – это как правило:
— отмена протокола рассмотрения заявок, протокола проведения аукциона, повторное рассмотрение заявок участников,
— либо отмена процедуры, внесение изменений в документацию и повторное размещение извещения о закупке.