Магистратура: что это и зачем оно вам?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Магистратура: что это и зачем оно вам?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После окончания магистратуры или специалистета необязательно задвигать все ссылки на сайты вузов куда подальше — можно подумать о поступлении в аспирантуру, ординатуру или ассистентуру-стажировку или на программу профпереподготовки. Аспирантура предполагает продолжение академической карьеры и вероятное трудойстройство в вузе. Ординаторы, преимущественно медики, затем продолжают карьеру в медучреждении, а ассистенты — получают работу в сфере искусства. Как правило, учатся на этих ступенях обучения три года.

Программы профепереподготовки подходят тем, кто хочет получить образование, эквивалентное магистерскому, но не может потратить на это два года. Подобный курсы предполагают экспресс-обучение за год. Правда, выпускнику по итогу обучения выдадут не диплом магистратура, а документ о прохождении переподготовки. Но какая разница, если знания будут практически эквивалентными?

Можно ли сделать как в Европе

Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.

Отдельные европейские страны тоже с трудом концептуализируют образовательные уровни или «циклы», выражаясь языком Болонского процесса. Нам придется определяться самостоятельно и вступать в международный диалог со своими ответами.

При этом к изначальным истокам Болонского процесса можно и нужно возвращаться. Мы часто воспринимаем его как навязанное. Однако, во-первых, отдельные вузы ввели бакалавриат и магистратуру задолго до подписания Болонской декларации, в начале 1990-х годов. Во-вторых, процесс решал те же задачи, над которыми мы работаем сейчас — в частности, развитие человеческого капитала.

Болонский процесс был ответом на сверхспециализацию. Рынок стал волатильным, новые требования и специальности быстро появляются и так же быстро теряют актуальность. Индустриальная система образования, ставящая за цель подготовку идеальных деталей для экономической машины, перестала работать. Старые монодисциплинарные программы, лекция как основной образовательный метод, подготовка только к рынку труда становились все более неадекватными. Студенты выражали запрос на возможность менять жизненные ориентиры, решать проблемы разного типа и после выпуска быть готовыми не только к работе, но и к жизни в целом.

Бакалавриат и специалитет: подробный сравнительный анализ

Специалист – уровень квалификации высшего образования, используемый в странах постсоветского пространства

Бакалавр – уровень квалификации высшего образования, основанный на Болонской системе (с 2003 года введена в Российской Федерации). Считается академической степенью

Диплом предоставляет возможность официально трудоустроиться по специальности

Диплом допускает официальное трудоустройство по специальности, кроме сферы образования и государственной службы

Уровень квалификации позволяет студентам поступать в аспирантуру или магистратуру

После окончания бакалавриата, студенты не могут поступить в аспирантуру без освоения магистерской программы. Преимущество – возможность выбрать другую специальность без необходимости начинать обучение с нуля

Возможность продолжить образование в отечественных и зарубежных вузах

Диплом принимается исключительно отечественными вузами. Возникают сложности с признанием иностранной системой образования

Диплом признается зарубежными и отечественными образовательными учреждениями

Отсрочка от армейской службы при поступлении в магистратуру

Предоставляется на срок очного обучения

Предоставляется на срок очного обучения

* учеба может длиться дольше, например, заочное обучение или в зависимости от специальности (медицинские, технические).

Чем отличается бакалавр от специалиста?

У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.

За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.

Читайте также:  Трещина в стене панельного дома что делать?

Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.

Образовательная программа специалитета

Специалитетом назвали стандартную программу высшего образования, которая сформировалась во времена СССР и имеет все особенности, характерные для высшего образования того времени. Так, срок обучения специалистов составляет пять лет и специалисты проходят подготовку к профессиональной деятельности в каждой отдельной отрасли хозяйства.

В России в настоящее время ведется переход на болонскую систему образования, которая имеет всего два уровня – бакалавр и магистр.

Если вуз перешел на болонскую систему, то диплом специалиста получат только те его выпускники, которые поступили на обучение до момента перехода. После этого момента вуз будет выпускать только бакалавров и магистров.

Что такое аспирантура

В аспирантуре готовят научно-педагогические кадры, то есть: будущих учёных и преподавателей вузов. В России аспирантура находится выше других уровней образования.

В аспирантуру могут поступать выпускники специалитета или магистры. С дипломом бакалавра нельзя стать аспирантом, сначала нужно пройти магистратуру.

Чтобы поступить в аспирантуру, нужно сдать три экзамена: философию, иностранный язык и профильный предмет.

Аспиранты учатся 3-4 года очно, на заочном — дольше. За это время они углублённо изучают несколько предметов, занимаются научно-исследовательской работой и пишут кандидатскую диссертацию.

После окончания обучения аспиранты получают учёную степень кандидата наук.

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Отличия между этими системами есть, и они довольно серьезные:

  • срок обучения. Специалитет занимает 5 лет, обучение на двух ступенях Болонской системы — не меньше 6 лет;
  • однородность обучения. Специалитет — последовательное и однородное обучение, где программа усложняется с каждым годом (вузов со специалитетом осталось мало — это вузы творческой направленности, военные, медицинские, педагогические, технические). Болонская же система подразумевает 4 года классического высшего образования (знакомого российским студентам) и 2 года исследовательской работы;
  • право выбора. Будущий специалист, конечно, может взять академический отпуск и сделать перерыв, а потом восстановиться в вузе. Может он, как и будущий бакалавр, сменить учебное заведение. Но все это сложно и не относится к стандартным ситуациям. Студенты, выбравшие Болонскую систему, знают: они могут сменить профессию после бакалавриата и поступить в магистратуру не только в другом вузе, но и в другой стране;
  • универсальность. Специалитет — сугубо российское (а ранее — советское) явление. В большинстве стран мира поддерживается именно Болонская система. У бакалавров больше возможностей поступить в зарубежную магистратуру, а у магистров — получить работу в другой стране.

Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.

Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.

Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.

Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Специалитет и магистратура — отличия

Бакалавриат, специалитет и магистратура – все это является степенями обучения, где магистратура может быть только второй ступенью. То есть поступить туда сразу после школы невозможно (просто никто не возьмет).

В случае с бакалавром магистратура является вторым бесплатным этапом обучения, занимающим 2 года. Туда идут, чтобы углубить свои знания в конкретной специализации.

С одной стороны, это удобно. После защиты дипломного проекта бакалавр может какое-то время поблуждать, попробовать себя в разных направлениях профессии, определиться, чем конкретно ему интересно заниматься, и продолжить учиться.

С другой стороны, это лишний год обучения. Ведь все это можно получить, отучившись 5 лет на специалитете вместо 6 (бакалавриат и магистратура). Но тут есть риск разочарования в выбранной специализации и потом все равно придется переучиваться.

Выбирать программу обучения необходимо исходя из своих целей. Что лучше — бакалавр или магистр? Бакалавриат дает нам общие знания для определенного направления, в то время как специалитет и магистратура предоставляют своим студентам конкретные профессиональные знания для узкой специальности. Помните, что при обучении на бакалавра время, которое вы потратите на учебу, снижается. Оцените свои финансовые возможности, так как попасть на бюджет в магистратуру довольно сложно, а обучение там довольно дорогое. На бакалавриат попасть на бюджет проще. Как правило, только 20 % бакалавров идут учиться на магистра за счет государства.

Читайте также:  Административная ответственность несовершеннолетних (часть 1)

Если вас не пугает перспектива заниматься научной деятельностью, необходимо выбирать магистратуру или специалитет.

Также в том случае, если вы планируете работать в международных компаниях, необходимо получить диплом бакалавра или магистра, к сожалению, специалитет не даст вам такой возможности. Вам необходимо выбрать для себя что лучше — бакалавр или магистр.

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница.

Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат — это полное высшее образование?

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.2.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.4.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.5.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

6. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.7.

Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.Информация об изменениях:Федеральным законом от 31 декабря 2014 г.

N 500-ФЗ часть 8 статьи 69 настоящего Федерального закона изложена в новой редакцииСм. текст части в предыдущей редакции8.

Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:1) по программам бакалавриата или программам специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;ГАРАНТ:Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки — лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;4) по программам подготовки научно-педагогических кадров — лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук. Вы, видимо, неправильно поняли. То, что это высшее образование, я в курсе. Вопрос состоит в в определении этого высшего образование — считается ли оно полным или же трактуется как-то по-другому.Александра

Читайте также:  Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо знать предпринимателю

Да, Александра. Бакалавриат — это законченное высшее образование.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

  • во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
  • в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
  • в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
  • в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.

Если же говорить о недостатках специалитета, то, прежде всего, необходимо отметить:

  • отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
  • за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
  • если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.

Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются бакалавриат и магистратуры. Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр — это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра – это уровень. И то и другое – полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр – высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант.

Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат – это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура – это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра – четыре года, на магистра – два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. Программа обучения этим профессиям не изменилась.

Что такое бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, в чём их разница

В далёком 1997 году Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это произошло после подписания Болонской конвенции, которая предполагает переход на так называемую двухуровневую образовательную систему. С этого года все вузы страны предлагают будущим студентам бакалаврскую, магистерскую программы обучения и подготовку специалистов. На первом уровне стоит бакалавриат и его «базовые» знания, на втором уровне магистратура и специалитет. В чём же заключается разница между этими ступенями образования?

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.


Похожие записи:

Добавить комментарий