Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор с 2023 года. Полный перечень товаров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Особенности составления договора с оператором расширенных обязательств
Изготовитель продукции на территории РК или импортер продукции на территорию Казахстана отправляет заявку в рамках правил, утвержденным правительством РК. Далее в обозначенный временной срок вносит на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) утилизационный платеж. Методику расчета утилизационного платежа утверждает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Под утилизационным платежом (далее – утилизационный платеж) понимается плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.
На кого не распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров
Расширенные обязательства производителей или импортеров не распространяются на следующих лиц:
- производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
- производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованной (реализованных) за ее пределами;
- производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
- физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
- импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
- производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесен утилизационный платеж;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (не предназначенные) для реализации;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:
У = К / 100 х (ЦР+СО), где:
- У – исковая величина;
- К – поправка, принимаемая по таблице;
- ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
- СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.
Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:
- А = (СО/ЦР) х 100%;
- В = (СР/СМ) х 100%.
Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:
- Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
- Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.
Порядок получения УТС
Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:
- обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
- написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
- предъявить автомобиль к экспертизе;
- после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
- обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
- когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
- в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.
Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.
Кроме перечисленного, в 2022 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.
Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:
У = К / 100 х (ЦР+СО), где:
- У – исковая величина;
- К – поправка, принимаемая по таблице;
- ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
- СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.
Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:
- А = (СО/ЦР) х 100%;
- В = (СР/СМ) х 100%.
Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:
- Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
- Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.
Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:
УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)
Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:
- А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
- Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.
Какие методики применяются
Утрата товарной стоимости – это денежная оценка ухудшения состояния автомобиля после проведения ремонтных работ или дорожного происшествия.
Компенсацию УТС можно получить, если соблюдаются следующие условия:
- повреждения автомобиля получены в результате ситуации, признанной страховым случаем;
- оформление страхового случая произведено с учетом всех правил, установленных законодательно (в случае с полисом ОСАГО) и правилами отдельной страховой компании (в случае с КАСКО);
- возраст поврежденного автомобиля находится в пределах, установленных компанией для расчета УТС. Чаще всего по правилам автостраховщиков утрата стоимости выплачивается, если возраст отечественного авто не превышает 3 лет, а возраст автомашины иностранного производства менее 10 лет;
- износ авто не превышает установленные правилами показатели (35% для отечественного авто и 40% для автомобиля иностранного изготовления);
- пробег автомашины не превышает допустимых значений (50 000 км – отечественные и 100 000 км – иностранные).
Возмещение утраты товарной стоимости не производится, если:
- данный фактор прямо зафиксирован в страховом договоре, заключенном между компанией и автовладельцем;
- размер выплаченной ранее компенсации превышает максимально допустимую суммы выплат по данному страховому договору;
- для осуществления выплаты не хватает поданного ранее пакета документов;
- по каким-либо причинам экспертная компания не может произвести оценку.
Расчет УТС может быть произведен тремя способами:
- по методике Минюста;
- по методу Хальбгевакса;
- по методу Руководящего документа.
Разберемся с каждой методикой более подробно.
Единая методика расчёта УТС
Расчёт УТС автомобиля производится сотрудниками страхового агентства в соответствии по установленным методикам. Они разработаны Центром судебной экспертизы при Минюсте. Размер утери цены автомобилем, побывавшем в аварии, зависит от типа и серьёзности полученных повреждений, а также от ряда дополнительных факторов.
Вычисляется он по формуле: УТС = Стс х (∑Кутс : 100%).
Где:
- УТС – размер утери товарной стоимости, выраженный в рублях.
- Стс – цена ТС на момент расчёта (после восстановительного ремонта).
- ∑Кутс – коэффициент ремонтного воздействия, выраженный в процентах.
Все подставляемые в формулу цифровые значения устанавливаются в ходе экспертного обследования машины.
Приложение 5. Коэффициенты утраты товарной стоимости
Коэффициенты утраты товарной стоимости
При учете УТС для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять УТС для их частей. Поэтому подпункты таблиц П 5.1 и П 5.2 не могут использоваться совместно с основным пунктом.
Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых на их базе
Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0)
Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя
Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя
Брызговик облицовки радиатора съемный
Брызговик облицовки радиатора несъемный
Крыло не съемное
Брызговик переднего крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
Лонжерон передний без брызговика крыла
Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой)
Надставка щита передка
Панель рамы ветрового окна
Нижняя часть панели рамы ветрового окна
Панель крыши (в т.ч. с поперечинами)
Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент)
Боковина кузова с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
Боковина кузова без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки)
Стойка боковины передняя (от крыши до порога)
Стойка боковины задняя (от крыши до порога)
Стойка ветрового или заднего окна (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
Стойка боковины центральная
Нижняя часть боковины (порог)
Лонжерон, поперечина пола салона
Дверь задка, крышка багажника
Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной)
Крыло (конструктивно — отдельный элемент)
Крыло — панель боковины задняя наружная (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова)
Арка заднего колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент)
Арка заднего колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент)
Внутренняя панель боковины — задняя часть (конструктивно — отдельный элемент)
Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками)
Надставка пола багажного отделения боковая или задняя
Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой)
Панель рамы окна задка
Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой)
Полная или наружная окраска кузова
Окраска одного наружного элемента кузова:
окраска первого элемента ( )
окраска второго и каждого следующего элемента ( )
Разборка, устранение перекосов
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке салона легкового автомобиля, микроавтобуса
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке передней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке задней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке верхней или нижней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса
Таблица П 5.2. Коэффициенты утраты товарной стоимости для грузовых автомобилей и автобусов
Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0)
Поперечина передка верхняя
Поперечина передка нижняя
Крыло съемное (передняя или задняя часть)
Крыло не съемное (передняя или задняя часть)
Брызговик переднего крыла без лонжерона
Лонжерон передний без брызговика
Лонжерон пола кабины
Щит передка (для капотной компоновки)
Панель рамы ветрового окна
Боковая панель кабины — проем двери (порог)
Панель крыши (с поперечинами)
Панель крыши передняя (средняя, задняя)
Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент)
Боковина кабины или фургона
Боковая панель фургона наружная
Нижняя часть боковины (порог)
Панель порога (с удлинителем)
Усилитель стойки кабины или фургона (за деталь)
Пол кабины (передний пол салона)
Средний пол салона
Лонжерон, поперечина пола салона
Арка заднего колеса
Дверь задка (при распашных дверях за каждую)
Стенка задняя кабины (верхняя или нижняя)
Поперечина панели задка
Угловая панель боковины
Поперечина рамы передняя или задняя
Полная или наружная окраска кузова (кабины)
Окраска одного наружного элемента кузова:
окраска первого элемента ( )
окраска второго и каждого следующего элемента ( )
Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке оборудования кабины грузового автомобиля или салона микроавтобуса, а также при замене рамы
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Особенности расчета УТС мотоцикла
Расчет утраты товарной стоимости мотоцикла производится по аналогичным методикам, но для определения коэффициентов, требуемых при проведении расчетов, применяются специальные таблицы, разработанные непосредственно для мототехники и скутеров.
Существенным условием проведения качественной экспертизы так же является наличие в компании квалифицированного специалиста, который может работать с мототехникой.
Таким образом, в случае повреждения автомобиля и признании ситуации страховым риском со страховой компании можно получить не только компенсацию полученного ущерба, но и дополнительную компенсацию за утрату товарной стоимости движимого имущества.
Однако в большинстве случаев дополнительная компенсация взыскивается исключительно в судебном порядке.
Методика Министерства юстиции
Аргументация покупателя тоже понятна — машина находится в поврежденном состоянии, платить за неё сверх необходимого никто не хочет. Из-за этого возникает разница между желаемой и реальной ценой, точным термином будет словосочетание «упущенная прибыль». Именно эта упущенная прибыль является зачастую камнем преткновения между автовладельцем и страховой компанией.
- доаварийное состояние транспортного средства. Сюда входят степень износа, дата начала эксплуатации ТС и его пробег, год выпуска, дефекты, имевшиеся в автомобиле до ДТП, его марка и комплектация;
- экономический регион, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие, поскольку расчет стоимости ремонтных работ и необходимых деталей будет производиться на основе средних по территориальному субъекту РФ цен на аналогичные товары и услуги;
- дата аварии;
- износ деталей, требующих замены вследствие ДТП, их материал и технические характеристики.
Рекомендуется подготовить четыре набора копий документов. Первый предоставляется страховщику, второй остается у автовладельца, третий направляется в суд, если дело дойдет до разбирательства, 4 — второму участнику аварии.
УТС по ОСАГО: утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО / Calmins
Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: калькулятор и образцы заявлений
Если автомобиль был повреждено еще до ДТП, в возмещении вам также откажут. Если суд по её итогам вынесет решение в вашу пользу, то за экспертизу заплатят страховщики вы удивитесь, но сумма ущерба у независимого эксперта и специалиста страховщиков могут сильно отличаться , разумеется, не в вашу пользу. Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
мототехники , возраст которой не превышает пяти лет эксплуатации.
Обратите внимание на 5 пункт (п.п. ж, пункта 8.3 Методических рекомендаций), в таком виде он появился только в действующей редакции Методики, актуальной на 2023 год. Теперь УТС можно получить, только если авто повреждается впервые, а не как раньше – за каждое ДТП в отдельности.
Как законными способами добиться от страховщиков включения утраты товарной стоимости в сумму компенсации
Хозяин автомобиля, попавшего в аварию, не был инициатором этой аварии ;. По закону страховые компании обязаны выплачивать УТС по ОСАГО, но некоторые пытаются уклониться, так что часто приходится обращаться в суд, когда попытки досудебного урегулирования не возымели эффекта. В страховую компанию необходимо будет направить ряд документов:
Независимый специалист объективно оценит такие важные моменты как.
Рекомендуется подготовить четыре набора копий документов. Первый предоставляется страховщику, второй остается у автовладельца, третий направляется в суд, если дело дойдет до разбирательства, 4 — второму участнику аварии.
Как выглядит процедура взыскания?
Калькулятор утс автомобиля онлайнУтратой товарной стоимости по ОСАГО в 2023 году называют снижение цены машины из-за ухудшения внешнего вида, характеристик деталей в результате ДТП. Страховщики обязаны осуществлять возмещение УТС. Показатель включает в себя: Он полностью зависит от размера полученного ущерба и характера проведенных ремонтных работ. Взыскание УТС автомобиля с виновника ДТП возможно при наличии у автовладельца страховых полисов ОСАГО и КАСКО. Чтобы получить возмещение ущерба в случае аварии, каждому собственнику машины важно знать все нюансы проведения этой процедуры.
Какие методики применяются
Утрата товарной стоимости – это денежная оценка ухудшения состояния автомобиля после проведения ремонтных работ или дорожного происшествия.
Компенсацию УТС можно получить, если соблюдаются следующие условия:
- повреждения автомобиля получены в результате ситуации, признанной страховым случаем;
- оформление страхового случая произведено с учетом всех правил, установленных законодательно (в случае с полисом ОСАГО) и правилами отдельной страховой компании (в случае с КАСКО);
- возраст поврежденного автомобиля находится в пределах, установленных компанией для расчета УТС. Чаще всего по правилам автостраховщиков утрата стоимости выплачивается, если возраст отечественного авто не превышает 3 лет, а возраст автомашины иностранного производства менее 10 лет;
- износ авто не превышает установленные правилами показатели (35% для отечественного авто и 40% для автомобиля иностранного изготовления);
- пробег автомашины не превышает допустимых значений (50 000 км – отечественные и 100 000 км – иностранные).
Возмещение утраты товарной стоимости не производится, если:
- данный фактор прямо зафиксирован в страховом договоре, заключенном между компанией и автовладельцем;
- размер выплаченной ранее компенсации превышает максимально допустимую суммы выплат по данному страховому договору;
- для осуществления выплаты не хватает поданного ранее пакета документов;
- по каким-либо причинам экспертная компания не может произвести оценку.
Расчет УТС может быть произведен тремя способами:
- по методике Минюста;
- по методу Хальбгевакса;
- по методу Руководящего документа.
Как рассчитывается стоимость ремонта и утраты товарной стоимости
Самый важный момент, который интересует пострадавшего от ДТП – сколько он получит денег по ОСАГО. Единая методика содержит сразу несколько формул, которые будут использовать оценщики страховой компании или независимые эксперты. Выделим ключевые моменты расчета стоимости ремонта и утраты товарной стоимости.
Целью расчета является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения машины в состояние, в котором она находилось до ДТП. Размер расходов определяется только в отношении повреждений, возникших в результате аварии. Перечень повреждений определяется при первичном осмотре и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных обследований.
Требования к определению размера затрат на ремонт и восстановление ТС:
- размер расходов определяется на дату ДТП с учетом условий и границ региональных товарных рынков места аварии (т.е. если вы попали в ДТП в другом регионе, именно по его расценкам будет считаться ущерб);
- относительная потеря товарной стоимости, характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа;
- размер затрат на ремонт определяется исходя из их стоимости (работ по восстановлению, окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), расценок на детали, материалы взамен поврежденных;
- размер расходов по ремонту определяется без учета дополнительных расходов по улучшению и модернизации автомобиля.