Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иск без рассмотрения: ВС объяснил, когда это важно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вместе с тем, если производство по делу прекращено в связи со смертью гражданина или ликвидацией юридического лица, являвшегося стороной по делу, либо исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с тем, что оно подано недееспособным лицом или в связи с неявкой сторон, не просивших о разбирательстве дела в их отсутствие, в суд по вторичному вызову (абзац седьмой статьи 222 ГПК РФ), судебные издержки, понесенные лицами, участвующими в деле, не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ, главы 9 АПК РФ.
Как составить заявление об отказе от административного иска
Вы можете составить такое заявление так же, как и любое ходатайство в суд. В частности, укажите в нем сведения о суде, в который подается заявление, лицах, участвующих в деле, номер дела.
Самое важное — явно и недвусмысленно заявить об отказе от иска. Если вы отказываетесь полностью от всех требований, так и напишите, если частично — укажите, в какой части.
Исходя из п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 также рекомендуем:
- привести причины отказа, чтобы суд мог их оценить. Суд при решении вопроса о допустимости отказа от административного иска должен выяснить мотивы такого отказа, является ли он свободным волеизъявлением истца, не противоречит ли закону, не нарушает ли права иных лиц;
- указать, что вам понятны последствия отказа от иска. В любом случае суд разъяснит вам последствия ваших действий (ч. 2 ст. 157 КАС РФ). Однако указание этого в заявлении может показать суду, что вы отказываетесь от иска осознанно, обладая необходимой информацией.
Оставить свой иск без рассмотрения
1. Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что:
9) истец повторно не явился в судебное заседание, в том числе по вызову суда, и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.
АПК РФ не предусматривает возможность оставлять без рассмотрения по ходатайству истца. Поэтому суд поступил правильно. Для оставления без рассмотрения должны быть основания ст. 148 АПК РФ. Обычно истец устно предупреждает суд, что хочет оставить иск без рассмотрения и суд исходя из этого планирует назначение судебных заседаний. Поэтому стоит этот вопрос обсудить с судьей. Тут важна и позиция ответчика — чтобы он не требовал рассмотрения по существу.
Исковое заявление административное
Образец административного искового заявления, согласно КАС , включает в себя текст, в котором лицо описывает свои требования. Субъект, предъявляющий претензии, должен привести информацию о том, какие именно права были нарушены ответчиком, либо о причинах, которые могут привести к ущемлению его интересов. Специалисты рекомендуют использовать деловой, официальный тон, избегать эмоционально окрашенных предложений и слов. Исковое заявление (административное или любое другое) должно быть понятно людям, которые будут его рассматривать. В этой связи целесообразно воспользоваться техническими средствами для его составления. Можно, конечно, написать и от руки, но в таком случае почерк должен быть разборчивым. Любой образец административного искового заявления содержит конкретные требования к ответчику. При их изложении заинтересованному лицу следует ссылаться на нормы законодательства. Просьбы должны быть выражены четко и понятно.
В рамках административного судопроизводства можно оспорить действия и решения разных должностных лиц, в том числе и сотрудников ФССП. Между тем, в ряде случаев такое обжалование направлено на затягивание исполнительного производства. Судебный пристав теряет время на посещение заседаний, представление тех или иных документов по требованию суда. Должник, в свою очередь, в это время не исполняет возложенные на него обязательства.
Заявление о возобновлении дела оставленного без рассмотрения
Заявление о возобновлении дела оставленного без рассмотрения составляется в соответствии с общими требованиями к порядку оформления документов в судебную инстанцию.
Обязательными пунктами являются: полное указание наименования судебного органа, а также Ф. И. О., адрес, контактный телефон и е-майл (при наличии) самого заявителя и его положение в деле.
Далее перечисляются: дата вынесения определения, именуются стороны и приводится сущность исковых требований, суть вынесенного судом определения и разъяснение уважительной причины несоблюдения требований, явившихся препятствием для успешного завершения хода процесса.
В ходатайстве обязательно указывается факт причин по которым процесс оставили без рассмотрения.
Далее, основываясь на ст. 223 ГК РФ, заявитель излагает просьбу отменить определение судьи.
Смотрите в этой статье, как правильно составить апелляционную жалобу на отмену решения суда первой инстанции.
Перечень прилагаемых к ходатайству документальных подтверждений необходимо указать в конце.
Оставление заявления без рассмотрения встречается как в судебных инстанциях общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.
Процедура оставления иска без рассмотрения призвана устранить ошибку, которая была допущена при его принятии и прекратить производство по делу.
Наибольшее распространение данный институт получил в судах первой инстанции. Законодательство не запрещает суду апелляционной, кассационной и т.д. инстанции отменить решение суда предыдущего звена и оставить заявление без рассмотрения.
Происходит это в случае, если были допущены ошибки при принятии заявления, но несмотря на это оно было рассмотрено и в результате по нему было вынесено решение.
Статья 196. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения
1. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:
1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
2. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Последствия несоблюдение порядка обращения в суд
Абзац 2 ст. 222 ГПК РФ предусматривает случай нарушения так называемой условной подведомственности, сущность которой заключается в том, что гражданское дело становится предметом рассмотрения суда лишь при условии предварительного его урегулирования во внесудебном порядке.
Установленный законом или предусмотренный сторонами в договоре претензионный порядок урегулирования спора относится к одному из случаев досудебного урегулирования конфликта. Так, обязательный претензионный порядок урегулирования спора установлен для требования об изменении или расторжении договора, согласно которому требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок. Соблюдение претензионного порядка разрешения спора необходимо и при предъявлении требований к перевозчику, вытекающих из договора перевозки, а также связанных с предоставлением услуг организациями связи.
Согласно абз. 3 ст. 222 ГПК РФ продолжение рассмотрения дела становится невозможным, если после принятия заявления установлено, что с ним в суд обратилось лицо, которое к этому времени являлось или было признано недееспособным.
Недееспособность лица определяется в соответствии с требованиями гражданского законодательства и гражданского процессуального права.
В подтверждение недееспособности заявителя в силу возраста представляется свидетельство о рождении. При этом следует иметь в виду, что в случаях, предусмотренных законом, по определенным категориям дел несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы, а также учитывать возможность объявления несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация). Так, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правам, ребенок, достигший четырнадцати лет, вправе самостоятельно обращаться за защитой в суд.
Недееспособность лица, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, подтверждается вступившим в законную силу решением суда. Оставление заявления без рассмотрения возможно, если оно было подано лицом, уже недееспособным. При утрате дееспособности после возбуждения дела наступают последствия, предусмотренные ст. 215 ГПК РФ, а именно: производство по делу приостанавливается до назначения недееспособному лицу представителя.
Установление попечительства в форме патронажа над дееспособным не лишает последнего возможности от своего имени обращаться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов. В случае оставления заявления, поданного недееспособным, без рассмотрения законный представитель последнего вправе обратиться в суд с аналогичным заявлением в интересах опекаемого.
Заявление также остается без рассмотрения, если оно подано в суд от имени заинтересованного лица другим лицом, не имеющим полномочий на ведение дела.
В силу ст. 48 ГПК РФ лица, участвующие в деле, могут вести свои дела через представителей. Представительство, независимо от вида судебного представительства (договорное, общественное, законное, уставное), должно быть оформлено надлежащим образом.
Обращение в суд лица, не являющегося представителем и, следовательно, не обладающего правом совершать какие-либо процессуальные действия от имени и в интересах представляемого, становится нарушением принципа диспозитивности, заключающегося в возможности участвующих в деле лиц распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, а также средствами их защиты по своему усмотрению.
В то же время процессуальным законодательством предусматриваются случаи, когда другие лица вправе обратиться в суд с заявлением от своего имени, но в защиту чужих прав и охраняемых законом интересов. Заявление таких лиц не может быть оставлено без рассмотрения.
Основанием к оставлению заявления без рассмотрения может быть поступление в суд требования, уже находящегося в производстве того же либо другого суда, совпадающего по сторонам, по предмету и основанию. Если тождественный спор уже рассмотрен и по нему имеется вступившее в законную силу решение суда или определение о принятии отказа от иска или об утверждении мирового соглашения сторон, то производство по ошибочно принятому к судебному разбирательству делу подлежит прекращению.
Последствия неявки в судебное заседание по статье 222 ГПК РФ.
Первый случай имеет в виду неявку обеих сторон на два судебных заседания подряд при условии, если они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, а отсутствие их не было обусловлено уважительными причинами. Необходимым условием для принятия решения об оставлении заявления без рассмотрения является то, что ни от одной из сторон не поступило заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В то же время неявка сторон без уважительных причин по вторичному вызову не приводит к обязательному оставлению заявления без рассмотрения. Суд вправе вновь отложить рассмотрение дела и направить извещения сторонам, а также разрешить дело по существу в отсутствие сторон, если посчитает это возможным по имеющимся в деле материалам.
Второй случай касается неявки лишь одного истца при условии участия в судебном заседании ответчика. Положительное решение вопроса об оставлении заявления без рассмотрения зависит от позиции ответчика. Если он настаивает на разрешении дела по существу, применение абз. 8 ст. 222 ГПК РФ невозможно. Требование ответчика о разбирательстве дела может быть выражено в письменном заявлении либо устно с занесением в протокол судебного заседания.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КАС РФ
В заявлении об ускорении рассмотрения административного дела должны быть, в частности, указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее заявление, основывает свое требование.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение суда о приостановлении производства по административному делу или об отказе в возобновлении производства по административному делу может быть подана частная жалоба – статья 193 КАС РФ.
Наряду с этим положениями п. п. 3 — 6, 8 и 9 ч. 1 ст. 148 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г.
Что такое административные дела?
Административные дела возникают из административных и других публичных правоотношений (ст. 1 КАС РФ). Это дела о защите прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций, которые кто-то нарушил или не признает, то есть оспаривает.
Также к административным относятся дела, когда в отношении гражданина или компании реализуют отдельные административные властные требования, и суд контролирует, чтобы при этом не нарушались их права и свободы. Это, к примеру, следующие дела:
- о госпитализации гражданина в различные медучреждения, включая психиатрическую и противотуберкулезную лечебницу, если он не согласен лечиться,
- о принудительном психиатрическом освидетельствовании человека,
- о взыскании денег с граждан в счет уплаты обязательных платежей и санкций,
- о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, которые не являются юрлицами,
- об исключении сведений о некоммерческой организации из госреестра.
Какие документы надо приложить к административному исковому заявлению (образец 2022)?
КАС РФ называет следующие обязательные документы, которые надо представить в суд вместе с административным иском (ст. 126):
1) уведомление о вручении или другие документы, которые подтверждают вручение административному ответчику копий административного иска и приложенных к нему документов (в том числе при подаче иска в электронном виде),
2) квитанция об уплате госпошлины.
Важно! Размер пошлины для граждан и компаний, которые намерены подать административный иск, смотрите в п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, правила ее уплаты – в ст. 333.20, льготы – в ст. 333.36 того же Кодекса.
3) документы об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования (если вы освобождены от доказывания каких-либо из этих обстоятельств, представлять документы не нужно),
4) документ о вашем высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если вы намерены лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя),
5) доверенность или другие документы о полномочиях вашего представителя, а также документ о его высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если административный иск подает представитель),
6) документы о соблюдении вами досудебного порядка урегулирования спора (если он прописан в федеральном законе) или документы со сведениями о жалобе, которую вы подавали в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения (при условии, что вы подавали жалобу),
7) документы, подтверждающие совершение вами, или ответчиком, или вами обоими действий, направленных на примирение (если такие действия предпринимались и задокументированы).
Кроме перечисленных, могут потребоваться другие документы. Их список смотрите в КАС РФ для вашей категории административного дела.
Например, к административному иску об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надо дополнительно приложить документы, перечисленные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ.
Если срок подачи административного иска прошел
Бывает, что срок для обращения в суд вы пропустили. Знайте: в некоторых случаях суд может его восстановить (ст. 95 КАС РФ).
Для этого нужно подать в суд административный иск вместе с необходимыми документами, а также дополнительно приложить к нему заявление о восстановлении пропущенного срока.
В заявлении опишите вашу ситуацию и укажите причины, по которым не успели вовремя обратиться в суд. Приложите документы, которые говорят об уважительности этих причин.
Суд рассмотрит заявление и оценит причины, из-за которых вы не подали административный иск в положенный срок. Если они уважительные, срок вам восстановят, если нет – откажут в этом. Уважительность причин суд выясняет с учетом всех обстоятельств и нюансов дела, ориентируясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по этому вопросу.
Важно! Если вы пропустили срок для подачи административного иска, суд не имеет права отказаться принять его только по этой причине. Такие разъяснения приведены в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Обратим внимание на еще один важный момент: в некоторых ситуациях восстановить пропущенный срок обращения в суд не получится независимо от причин его пропуска. Это ситуации, прямо указанные в КАС РФ. Например, нельзя восстановить пропущенный срок для подачи иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (ст. 240 КАС РФ).
Оставление иска без рассмотрения
Одним из видов судебного решения является определение об оставлении искового заявления без рассмотрения.
При подаче искового заявления в суд любой инстанции возможны несколько вариантов развития событий. Суд может принять иск для последующего изучения, возвратить его заявителю, оставить заявление без движения или отказать в его принятии.
Чтобы документ был принят к производству, необходимо:
установить стороны процесса;
верно определить подсудность и соблюсти процессуальные сроки;
составить документ в полном соответствии с требованиями и нормами оформления;
сделать копии по числу участников процесса;
приложить оригинал квитанции об уплате госпошлины.
Суд может возвратить иск заявителю, если обнаружил ошибки или недочеты. В этом случае выносится определение с указанием на неточности, которые нужно устранить.
Если истец не исправит указанные недочеты в установленном порядке, такое заявление также остается без рассмотрения.
Но и в том случае, когда со стороны истца не было допущено нарушений, существуют обстоятельства, при которых документ может остаться без рассмотрения.
Временная остановка судебного разбирательства
В доктрине цивилистического процесса выделяют три вида временной остановки судебного разбирательства: перерыв, отложение и приостановление.
Перерыв — это отсрочка продолжения судебного заседания на относительно короткое время, вызываемая главным образом необходимостью отдыха судей или возникновением таких обстоятельств, которые препятствуют продолжению процесса, но могут быть устранены сравнительно быстро и просто.
Несмотря на то что действующий КАС не содержит нормы, регулирующей перерыв, без этой формы временной остановки очень сложно обойтись на практике. Сложное административное дело может подлежать рассмотрению в течение нескольких рабочих дней, в связи с чем объективно для отдыха судей и других участников процесса потребуется перерыв. Перерыв нельзя объявлять непосредственно перед удалением суда в совещательную комнату для постановления решения, в остальном он возможен в любой момент судебного разбирательства. По окончании перерыва процесс не возобновляется, а продолжается.
Под отложением разбирательства понимается такой перенос рассмотрения дела на более позднее число, когда одно заседание оканчивается в незавершенном состоянии и назначается время очередного полностью возобновляемого заседания (ст. 152 КАС).
Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если:
1) признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;
2) возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;
3) удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств;
4) возникла необходимость совершения иных процессуальных действий;
5) имеется ходатайство лица, участвующего в деле, о необходимости получения дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.
Об отложении судебного разбирательства административного дела суд выносит определение.
При отложении рассмотрения дела суд обязан назначить дату нового судебного заседания и объявляет эту дату присутствующим лицам под расписку. Неявившиеся лица и вновь привлекаемые в процесс участники извещаются о месте и времени нового судебного заседания.
Поскольку при отложении разбирательства судебное заседание оканчивается, а новое начинается с самого начала, принцип непрерывности в период между такими двумя заседаниями не действует. Определение об отложении разбирательства дела обжалованию в вышестоящий суд не подлежит, но постановивший его суд может сам изменить дату возобновления процесса.
Если после отложения стороны не настаивают на повторном объяснении всех участников процесса, знакомы с материалами, в том числе с объяснениями участников процесса, которые давались ранее, то суд в целях ускорения процесса вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить ранее данные объяснения без повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы. Также суд при отложении разбирательства вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны, чтобы не повторять их показания в новом судебном заседании. Повторный вызов этих свидетелей допускается в случае необходимости.
Перерыв необходимо отличать от отложения. Перерыв — это короткий промежуток времени в период рассмотрения одного дела, когда рассмотрение других гражданских, уголовных или административных дел полностью исключается. После перерыва производство по делу продолжается с того момента, на котором оно было остановлено до перерыва. Отложение допускается на более длительный срок, необходимый для совершения отдельных процессуальных действий. Поэтому во время отложения разбирательства дела суд рассматривает другие дела, после отложения разбирательство дела начинается с самого начала.
Приостановление производства — это временная и полная остановка всех процессуальных действий по делу, вызываемая наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему судопроизводству.
В этом случае дело хотя и не окончено, но полностью до возобновления снимается с производства. Приостановление подразделяется на обязательное (ст. 190 КАС) и факультативное (ст. 191 КАС) в зависимости от оснований, которые устанавливаются законом, и расширительному толкованию не подлежит.
В силу ст. 190 КАС суд обязан приостановить административное производство по делу в случае:
1) смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство (до определения правопреемника);
2) признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина (до определения законного представителя);
3) участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта (до прекращения участия в этих мероприятиях);
4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта РФ (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);
5) обращения суда в КС РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции РФ (до вступления в законную силу судебного акта);
6) установления судом срока для примирения сторон (до истечения этого срока).