Водный налог: как должны отчитываться сельхозпроизводители

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог: как должны отчитываться сельхозпроизводители». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отчетность контролирует Федеральная налоговая служба. Инспекция, куда сдавать декларацию по водному налогу, определяется по месту регистрации подотчетного лица (код на титульном листе декларации — 214) или по месту учета крупнейших налогоплательщиков (код 215). Если используемые объекты расположены в пределах одного региона, но адресно прикреплены к разным районам, сводный отчет подают в любую ИФНС по договоренности со всеми инстанциями. А вот платить налог придется в несколько инспекций — отдельно по каждому ОКТМО. В декларации такие платежи разделяются по месту нахождения объектов.

Налоговые ставки водного налога и база

Налоговые ставки водного налога устанавливаются по бассейнам озер, рек, морей и экономическим районам в твердых размерах – в рублях за 1 тысячу кубовых метров воды. Полные показатели ставок представлены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. При осуществлении забора воды сверх установленных лимитов, налоговая ставка в части превышения увеличивается в пятикратном размере. Налоговая база водного налога:

  • Налоговая база определяется налогоплательщиком по каждому виду водопользования отдельно по каждому объекту. Если установлены разные налоговые ставки, налоговая база определяется исходя из каждой из них.
  • При заборе воды база определяется как объем воды, который был забран за налоговый период. Объем воды определяется исходя из показаний водоизмерительных приборов, при их отсутствии рассчитывается время работы и производительности технических средств при заборе воды. Также расчет базы может быть произведен исходя из норм водопотребления.
  • Налоговая база при использовании акватории водных объектов определяется, как площадь предоставления водного пространства, которая применяется по данным лицензии на водопользование.
  • Определение налоговой базы при использовании водных объектов с целью гидроэнергетики определяется по результатам произведенной электроэнергии за налоговый период.
  • Объем произведенной древесины за налоговый период, сплавляемой в плотах, является показателем для определения налоговой базы при использовании водных объектов для сплава древесины в кошелях и на плотах.

Пример расчета налога и заполнения декларации

Вводные данные:

  • источник — артезианская скважина рядом с бассейном реки Кубань;
  • место расположения водного объекта — Северо-Кавказский ФО;
  • тип использования — водозабор;
  • объем воды, забранной в отчетном периоде, — 150 000 кубометров, в том числе:
    • 100 000 кубометров — в пределах лимита;
    • 50 000 кубометров – сверх лимита;
  • базовая налоговая ставка — 570 рублей за 1 000 кубометров;
  • коэффициент — 1,52;
  • ставка по забору сверх лимита — 2 850 рублей за 1 000 кубометров.

Расчет суммы налога:

  1. В пределах лимита — 100 (тыс. кубометров) × 570 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 86 640 рублей.
  2. Сверх лимита — 50 (тыс. кубометров) × 2 850 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 216 600 рублей.
  3. Общая сумма налога: 86 640 + 216 600 = 303 240 рублей.

Инструкция по заполнению декларации: применение кодов (водопользования и иных)

Один из ключевых нюансов подготовки декларации по водному налогу — корректное указание кодов:

  1. Водопользования.

    Данный код прописывается в поле 050 подраздела 2.1 раздела 2, а также в поле 060 подраздела 2.2. Он определяется исходя:

    • из экономического района, в котором расположен источник водных ресурсов;
    • характеристик бассейна реки, к которому относится соответствующий источник

    Установить, какой именно код использовать, можно с помощью приложения № 4 к Порядку, утвержденному приказом ММВ-7-3/497.

  2. Цели забора воды.

    Фиксируется данный код в строке 080 подраздела 2.1 раздела 2.

    Здесь возможно 3 варианта:

    • снабжение водой граждан (код 1);
    • использование подземных вод для продажи после проведения необходимой обработки и упаковки (код 2);
    • прочие цели, например для использования в промышленном цикле (код 3).

Как правильно заполнить декларацию

Для всех налогоплательщиков действует такой порядок заполнения декларации по водному налогу в 2021 году:

  1. Оформлять в строгом порядке — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
  2. Не исправлять корректором ошибки.
  3. Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
  4. Не печатать бланк с двух сторон.
  5. Нумеровать страницы по порядку, начиная с 001.
  6. Присваивать первичной декларации номер «0- -». Корректировкам присваиваются номера по порядку — «1- -», «2- -».
  7. Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.

Теперь рассмотрим инструкцию по заполнению налоговой декларации по водному налогу для каждого раздела:

Читайте также:  Какие льготы с 1 января 2023 года положены пенсионерам

Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе.

Вносятся ИНН и КПП, название или ФИО налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контакты и ответственное лицо.

Прописываются реквизиты отчета: период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета

Номер раздела Название раздела Порядок заполнения
Титульный лист
Сведения о физическом лице, не являющемся ИП Заполняется для подотчетных физических лиц, действующих в некоммерческих целях
1 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет В этом блоке идентифицируется налог: прописываются все взносы, КБК и ОКТМО для оплаты в бюджет
2 Расчет налоговой базы и суммы Здесь ведется расчет суммы налога. Блок дифференцируется на два подраздела по типу использования водных ресурсов
2.1 Расчет налоговой базы и суммы при заборе воды из водного объекта Исчисляется взнос в случае забора водных ресурсов. Указываются данные объекта: наименование скважины и номер лицензии, код водопользования (проверяется в порядке заполнения формы, приложение №4), количество изъятой воды в тысячах кубометров, лимит по лицензии и сверхлимит. Производится расчет — лимит и превышенный объем умножаются на соответствующие ставки и на повышающий коэффициент. В последней ячейке вводится исчисленная сумма налога к уплате. Раздел 2.1 заполняется отдельно для каждого объекта и для каждой ставки
2.2 Расчет налоговой базы и суммы при использовании водного объекта, за исключением забора воды Данные формируются аналогично разделу 2.1. В этом блоке учитываются все остальные способы использования водных ресурсов, кроме забора

По какой форме и куда отчитываться

Бланк КНД 1151072 не обновлялся. Форма декларации и порядок ее заполнения закреплены в Приказе ФНС №ММВ-7-3/497@ от 09.11.2015 .

Формат сдачи определяется численностью сотрудников организации или ИП. Если, судя по налоговому отчету о среднесписочной численности за прошлый год, в организации работают 100 человек, направляйте декларацию в электронном виде ( п. 3 ст. 80 НК РФ ). Если в учреждении трудятся меньше 100 человек, есть возможность выбрать способ сдачи — на бумаге или в электронной форме.

В ст. 333.15 НК РФ указано, куда сдают декларации по водному налогу: в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются в ИФНС по месту постановки на учет в качестве крупнейших.

Помимо бумажной формы и электронного формата приказом ФНС № ММВ-7-3/497 закреплён порядок заполнения декларации по водному налогу.

Внести необходимые сведения необходимо в следующие части декларации:

  • титульный лист;
  • данные о физлице (не ИП);
  • Раздел № 1 – размер налога к отчислению в бюджет;
  • Раздел № 2 – расчет налоговой базы и величины налога.

Заметим, что у второго раздела есть 2 подраздела:

  • 2.1 – расчет базы и величины водного налога при взятии воды из водного объекта;
  • 2.2 – расчет базы и размера водного налога при использовании объекта (без забора воды).

В зависимости от видов водопользования, на которые у предприятия (ИП) есть лицензия, заполняют один или оба подраздела Раздела 2 декларации.

Схемы оценки качества воды

Требования к воде устанавливает Технический регламент ЕАЭС 044/2017. Этот норматив предусматривает несколько схем подтверждения качества для воды.

Схема
Лабораторные испытания + + + + +
Производственный контроль + + +
Сертификация системы менеджмента +

При схемах 1Д, 3Д и 6Д заявителем может выступать изготовитель, либо уполномоченное им лицо. Если речь идет о схемах 2Д и 4Д, то заявителем может являться изготовитель, уполномоченное им лицо или продавец.

Сроки отчетности и уплаты налога

Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.

Декларация подается в те же сроки:

4 квартал 2020 года — до 20 января включительно;

1 квартал 2021 года — до 20 апреля включительно;

2 квартал 2021 года — до 20 июля включительно;

3 квартал 2021 года — до 20 октября включительно;

4 квартал 2021 года — до 20 января включительно.

Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.

Декларацию надо сдавать, даже если облагаемый водный объект не используется или деятельность в принципе не ведется. Пока у организации есть лицензия на водопользование, она обязана подавать декларацию по водному налогу.

Отчетность подается в ИФНС по месту использования водного объекта. Организации, у которых среднесписочная численность в 2020 году была больше 100 человек, сдают отчет электронно. Остальные могут выбирать между бумажной и электронной формой.

Декларацию в налоговую в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов ( ст. 333.19 НК РФ ):

Нормативная технология расчета и составления налоговой декларации по водному налогу такова: взнос рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.

Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.

Читайте также:  Нужна ли онлайн-касса для автосервиса?

Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.

Год Повышающий коэффициент Тариф за 1000 м³, руб.
2020 2,31 162
2021 2,66 186
2022 3,06 214
2023 3,52 246
2024 4,05 283
2025 4,65 326

Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам. В порядке заполнения отчетной формы разъясняется, суточный или годовой лимит указывать при заполнении декларации по водному налогу, — указываем лимит водопользования, который закреплен в лицензии для данного вида объекта и установленной цели пользования ( п. 5.1.9 Порядка №ММВ-7-3/497@ ).

Общей ставки для расчета водного налога не установлено. Коэффициенты различаются по типу использования и географическому расположению водных объектов ( ст. 333.12 НК РФ ).

Налоговые ставки водного налога и база

Налоговые ставки водного налога устанавливаются по бассейнам озер, рек, морей и экономическим районам в твердых размерах – в рублях за 1 тысячу кубовых метров воды. Полные показатели ставок представлены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. При осуществлении забора воды сверх установленных лимитов, налоговая ставка в части превышения увеличивается в пятикратном размере. Налоговая база водного налога:

  • Налоговая база определяется налогоплательщиком по каждому виду водопользования отдельно по каждому объекту. Если установлены разные налоговые ставки, налоговая база определяется исходя из каждой из них.
  • При заборе воды база определяется как объем воды, который был забран за налоговый период. Объем воды определяется исходя из показаний водоизмерительных приборов, при их отсутствии рассчитывается время работы и производительности технических средств при заборе воды. Также расчет базы может быть произведен исходя из норм водопотребления.
  • Налоговая база при использовании акватории водных объектов определяется, как площадь предоставления водного пространства, которая применяется по данным лицензии на водопользование.
  • Определение налоговой базы при использовании водных объектов с целью гидроэнергетики определяется по результатам произведенной электроэнергии за налоговый период.
  • Объем произведенной древесины за налоговый период, сплавляемой в плотах, является показателем для определения налоговой базы при использовании водных объектов для сплава древесины в кошелях и на плотах.

Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов (ст. 333.19 НК РФ):

  • забор воды;
  • пользование акваторией;
  • использование воды для гидроэнергетики;
  • сплав древесины по воде.

Налог рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.

Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.

Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.

Год Повышающий коэффициент Тариф за 1000 м³, руб.
2020 2,31 162
2021 2,66 186
2022 3,06 214
2023 3,52 246
2024 4,05 283
2025 4,65 326

Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам.

Как правильно заполнить декларацию

Для всех налоговых отчетов действуют единые правила заполнения:

  1. Оформлять в строгом порядке — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
  2. Не исправлять корректором ошибки.
  3. Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
  4. Не печатать бланк с двух сторон.
  5. Нумеровать страницы по порядку, начиная с 001.
  6. Присваивать первичной декларации номер «0- -». Корректировкам присваиваются номера по порядку — «1- -», «2- -».
  7. Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.

Теперь рассмотрим, как заполняется каждый раздел.

Номер раздела Название раздела Порядок заполнения
Титульный лист Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе.

Вносятся ИНН и КПП, название или Ф.И.О. налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контакты и ответственное лицо.

Прописываются реквизиты отчета: период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета.

Сведения о физическом лице, не являющемся ИП Заполняется для подотчетных физических лиц, действующих в некоммерческих целях.
1 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет В этом блоке идентифицируется налог: прописываются все взносы, КБК и ОКТМО для оплаты в бюджет.
2 Расчет налоговой базы и суммы Здесь ведется расчет суммы налога. Блок дифференцируется на два подраздела по типу использования водных ресурсов.
2.1 Расчет налоговой базы и суммы при заборе воды из водного объекта Исчисляется взнос в случае забора водных ресурсов. Указываются данные объекта: наименование скважины и номер лицензии, код водопользования в декларации по водному налогу в 2021 году (проверяется в порядке заполнения формы, приложение № 4), количество изъятой воды в тысячах кубометров, лимит по лицензии и сверхлимит. Производится расчет — лимит и превышенный объем умножаются на соответствующие ставки и на повышающий коэффициент. В последней ячейке вводится исчисленная сумма налога к уплате. Раздел 2.1 заполняется отдельно для каждого объекта и для каждой ставки.
2.2 Расчет налоговой базы и суммы при использовании водного объекта, за исключением забора воды Данные формируются аналогично разделу 2.1. В этом блоке учитываются все остальные способы использования водных ресурсов, кроме забора.
Читайте также:  Что изменится у инвалидов в 2023 году

Определяемся со сроками и местом подачи отчета

Основные моменты, касающиеся сроков сдачи декларации по ВН и ее получателей, указаны в ст. 333.15 НК РФ:

  • отправить декларацию необходимо в инспекцию по местонахождению вашего водного объекта;
  • срок подачи — не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В указанной статье НК РФ детализировано еще 2 нюанса, касающиеся:

  • крупнейших налогоплательщиков — им отчет нужно сдавать в инспекцию, в которой они стоят на учете;
  • плательщиков ВН — иностранцев: им необходимо не только отправить оригинал декларации в инспекцию по местонахождению водного объекта, но еще направить ее копию в орган, выдавший лицензию на водопользование.

На этом пояснения НК РФ по данному вопросу исчерпываются. Но как же быть тем, кто пользуется водой на территории нескольких муниципальных образований (МО) в пределах одного субъекта РФ? Куда им подавать «водную» отчетность?

Нужно ли вам подавать декларацию по водному налогу

Сразу успокоим — если вы пользуетесь водой, поступающей к вам по водопроводным сетям, и оплачиваете эту воду специализированной компании (например, подразделениям водоканала или сельской администрации), вы не становитесь автоматически плательщиком водного налога (ВН). Огромная масса людей и часть бизнесменов не уплачивают ВН на законных основаниях. Все они лишь вносят плату за потребленное количество воды, но плательщиками ВН не считаются.

Главный признак, по которому можно отличить плательщика ВН от неплательщика — факт непосредственного использования водных объектов. При этом не просто пользование, а обязательное к лицензированию на основании законов РФ. И неважно, кто этот лицензированный пользователь — компания, ИП или физлицо (не считающееся ИП).

Что понимать под водным объектом? Этот термин расшифрован в ст. 1 Водного кодекса РФ (ВК РФ) и означает природный или искусственно образованный водоем, водоток или другой объект, постоянное или временное скопление вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Определяемся со сроками и местом подачи отчета

Основные моменты, касающиеся сроков сдачи декларации по ВН и ее получателей, указаны в ст. 333.15 НК РФ:

  • отправить декларацию необходимо в инспекцию по местонахождению вашего водного объекта;
  • срок подачи — не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В указанной статье НК РФ детализировано еще 2 нюанса, касающиеся:

  • крупнейших налогоплательщиков — им отчет нужно сдавать в инспекцию, в которой они стоят на учете;
  • плательщиков ВН — иностранцев: им необходимо не только отправить оригинал декларации в инспекцию по местонахождению водного объекта, но еще направить ее копию в орган, выдавший лицензию на водопользование.

На этом пояснения НК РФ по данному вопросу исчерпываются. Но как же быть тем, кто пользуется водой на территории нескольких муниципальных образований (МО) в пределах одного субъекта РФ? Куда им подавать «водную» отчетность?

На этот вопрос ответила ФНС в письме от 25.03.2013 № ЕД-4-3/: она указала на 2 допустимых способа подачи отчета:

  • по местонахождению налогоплательщика в этом субъекте РФ;
  • в одну из инспекций этого субъекта по месту водопользования (согласовав получателя отчетности с УФНС этого субъекта).

Соотношение непосредственного водопользования с правом пользования водным объектом

Как следует из материалов дела N А78-6167/05-С2-12/551-Ф02-2661/06-С1, рассмотренного в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2006 г., общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции об уплате водного налога. Это решение было принято на основании деклараций, а также истребованных документов, в частности утвержденных лимитов на забор воды, лицензий на водопользование и на право пользования недрами, а также непоименованных ведомостей расходов технической воды.

Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции указал следующее. В силу ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется исходя из показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если такие приборы отсутствуют, объем забранной воды определяется согласно времени работы и производительности технических средств. При невозможности определить объем забранной воды данным способом объем определяется с учетом норм водопотребления.

Судом было установлено, что общество получило в 2005 г. от собственника на правах аренды оборудование для забора воды. Доказательств того, что до этого момента налогоплательщик имел техническую возможность забирать воду из водных объектов, налоговым органом не представлено.

Ссылку инспекции на то, что общество стало юридическим лицом в 2004 г. и с этого момента приобрело статус плательщика, суд отклонил, поскольку ст. 333.8 НК РФ определяет плательщиком данного налога любого субъекта при наличии в его действиях факта водопользования в соответствии с действующим законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий