Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Летевший в Москву самолет совершил экстренную посадку в Самарканде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день возможность получать пенсию в Республике имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Важным фактором является также наличие трудового стажа. Минимальный стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20.
Новости – повышение пенсии в Узбекистане
Долгожданное повышение пенсии в Узбекистане ожидается в 2019 году. Соответствующий указ был подписан президентом страны Шавкатом Мирзиеевым. Сумма ежемесячных выплат увеличится даже для тех, кто получает пенсию, но продолжает официально работать.
До того, как закон был принят, работающие пенсионеры в Узбекистане получали только 50% от пенсии.
Многие рядовые граждане постсоветских республик до сих пор не могут избавиться от убеждения, что на Западе люди живут лучше. Это не всегда и не совсем так. Наоборот, в том, что касается выхода на пенсию, жители западных стран завидуют россиянам, казахстанцам и узбекистанцам. Так, в Туманном Альбионе женщины выходят на пенсию в 68 лет, а мужчины — в 73 года.
В Узбекистане же, согласно существующему законодательству, на выплату пенсии имеют право лица мужского пола, перешагнувшие шестидесятилетний порог, и женщины, достигшие пятидесятипятилетнего возраста. Играет свою роль и трудовой стаж. Закон республики Узбекистан гласит, что он должен быть не менее 20 лет.
В 2019 году действует бюджетная программа, предусматривающая внесение различных дополнений и изменений в существующий закон. Целью существующих поправок следует считать улучшение социальной защиты лиц, ожидающих или продолжающих получать выплату пенсии.
Слухи о повышении пенсии не покидают граждан Узбекистана. Еще несколько лет назад Республика считалась самой бедной страной бывшего СНГ. Сегодняшняя ситуация на порядок лучше, а эксперты прогнозируют еще некоторые приятные изменения в экономике.
Президент Республики известен во всем мире своей политикой, которая обращена на улучшение уровня жизни граждан. Шавкат Мирзиёев ведет политику реформатора, что привлекает внимание международных СМИ. Показатели пенсионных выплат за прежние годы во многом были низкие от того, что банковской системой в Республике никто не занимался.
Например, раньше любое предприятие платило налоги в размере 50% от полученных средств ежемесячно. С началом новой банковской реформы эта сумма уменьшилась до 25%. В связи с этим у руководителей есть возможность повышать уровень заработных плат. По простой формуле расчета пенсии, о которой говорилось выше, именно от уровня зарплат во многом зависит начисление пенсий.
Хоть сейчас точных прогнозов на следующее увеличение пенсионных выплат нет, граждане Узбекистана празднуют маленькое событие, ведь последнее увеличение пенсии на 15% тоже является хорошим результатом. То что власть страны уже продемонстрировала свои серьезные планы в отношении экономики страны, не оставляет сомнений в будущем увеличении уровня жизни.
Таким образом, пенсионные реформы в Узбекистане начали проводиться совсем недавно, но уже достигли определенных успехов. На сегодняшний день минимальная пенсия в Республике составляет почти 300 тысяч сумов. При определении размера выплат учитывается стаж работы, определение индивидуального коэффициента заработки и несколько других факторов. Также государство обеспечивает выплату надбавок и возможность перевода пенсий при переезде в любую из стран СНГ.
Как живут пенсионеры в Узбекистане?
Уровень жизни пенсионеров нельзя назвать высоким, однако правительство страны принимает законы, чтобы безопасность и социальные гарантии повышались и становились на один уровень с мировой практикой. Это повышает защиту населения, ведь пожилые граждане являются мало защищенными людьми.
Стоит отметить, что теперь при возникновении проблем с трудовым стажем, человек может обратиться в суд, чтобы получить максимально возможный коэффициент для расчета пенсионных выплат. То есть не просто выбрать менее привлекательный вариант, а доказать свою правоту. Это серьезная возможность показать, что страна работает четко по законам и не нарушает их порядок в предоставлении помощи гражданам.
Сегодня люди пенсионного возраста могут работать по желанию после оформления пенсии и при этом получать 100% пенсионное обеспечение вне зависимости от заработной платы. Это серьезный шаг вперед, ведь люди вправе самостоятельно выбирать чем им заниматься, а забрать заслуженную пенсию у них не может никто.
Социальные пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению подлежат ежегодной индексации с 1 апреля. Повышение таких выплат осуществляют в соответствии с темпом роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за год, предшествующий дате индексации. Такое повышение социальной пенсии уже запланировано и на 2022 год.
В соответствии с законом о федеральном бюджете ПФР на 2022 г., социальные пенсии планировали повысить на 7,0% в 2022 году. Однако, как заявил министр труда Антон Котяков, по окончательным расчетам индексация составит 6,1%. Размер выплаты при этом будет зависеть от вида назначенного обеспечения (см. таблицу).
Отметим, что в случае получения пенсионером доплаты до прожиточного минимума, прибавка с 1 апреля 2022 г. будет назначена сверх размера минимальной пенсии. Такой порядок индексации действует с 2019 г. в связи со вступлением в силу закона № 49-ФЗ от 01.04.2019 г. Таким образом, прибавку от апрельской индексации должны ощутить все получатели социального обеспечения.
Узбекистан полностью изменит пенсионную систему
Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы. За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.
Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.
Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры
В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.
Справка! Доля лиц в возрасте до 65 лет в стране составляет около 94%. Пожилых лиц, возраст которых составляет более 65 лет, менее 6%.
Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.
В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.
Как и во многих других постсоветских странах у мужчин в Узбекистане возраст выхода выше, чем у женщин. Так, официально установленный возраст для них составляет 65 лет.
Полезно также почитать: Пенсионная система в Украине
Особенности формирования выплаты
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
Данный перечень не является исчерпывающим.
Так, установлено, что право на назначение пенсии возникает при наличии стажа 20 лет (для женщин) и 25 лет (для мужчин). При этом допускается получение пенсионных выплат и при неполном стаже. Однако размер обеспечения в данном случае будет прямо пропорциональным отработанному периоду. При этом минимальный стаж не может быть менее 5 лет. Если гражданин проработал меньше 5 лет, то право на пенсию у него не возникает.
Перевод пенсии из Узбекистана в Россию
Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.
После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.
Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства».
После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.
Пенсионный возраст в Узбекистане
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Возраст выхода на пенсию мужчин | 60 | 2022 |
Возраст выхода на пенсию женщин | 55 | 2022 |
Полные зарплаты работающим пенсионерам: все за и против
Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. В Узбекистане с января этого года наконец-то был внедрен порядок, в рамках которого все работающие пенсионеры стали получать стопроцентную пенсию.
И это не единственное изменение в сфере. Теперь размер заработка, принимаемого для расчета пенсии, повышен с восьмикратного до десятикратного размера минимальной заработной платы (МРЗП).
Что стоит за этими процессами, разбиралась корреспондент Podrobno.uz.
Для чего это делается?
Конечно, опыт старшего поколения очень важен в любой сфере деятельности, так как опираясь на него мы можем совершенствоваться дальше.
Практика показывает, что государство, если оно стремится избежать перекосов и народного недовольства, должно предпринимать усилия по улучшению механизмов поддержки социально уязвимых слоев общества.
В том числе именно этим можно мотивировать тот факт, что правительство решило поднять пенсии и выплачивать работающим пенсионерам полную заработную плату за их труд.
«На первый взгляд это положительный шаг. Данные меры, по мнению разработчиков, должны предотвратить отток опытных кадров из ряда важных отраслей, где в последнее время наблюдается дефицит специалистов: медицина, образование, промышленность», – сообщил корреспонденту Podrobno.uz экономист, аналитик и независимый эксперт Игорь Цой.
По его словам, дополнительно к стопроцентной зарплате увеличение предельного размера заработка, принимаемого для расчета пенсии, до десяти МРЗП вводится из-за «общепризнанных международных стандартов и современных требований». Все эти нововведения направлены на то, чтобы работник как можно дольше трудился и относился к экономически активному населению.
«В 2018 году уровень безработицы в республике достиг 9,3% к экономически активному населению.
Коэффициент демографической нагрузки старше трудоспособного возраста составил всего 172 человека на одну тысячу человек трудоспособного возраста, а 14,6 миллионов человек – это экономически активное население.
Но по данным Пенсионного фонда 60% трудоспособного населения вообще не были вовлечены в систему государственного социального страхования», – сказал собеседник.
По словам эксперта, наличие избытка трудовых ресурсов и формальной системы подготовки профессиональных кадров, отсутствие стимулов для наставничества, недостаточное материальное обеспечение и падение престижа квалифицированного работника, а также создание бюрократического капитализма, острая нехватка специалистов, отсутствие учета интересов человека, это то, что сейчас можно наблюдать и то с чем нужно бороться.
«Пенсионный фонд говорит о дисбалансе доходов и расходов фонда – о проблеме, которая была очевидна, но не решалась годами.
И вместо того, чтобы принять меры по действительному решению застаревших проблем, разработчики пошли по пути наведения «легкого марафета».
Даже увеличение дохода за счет получения пенсии в полном размере и заработной платы не поможет заполнить все имеющиеся вакансии», – отметил Игорь Цой.
Опыт зарубежных стран
В Узбекистане, начиная с этого года, работающие пенсионеры стали получать полные пенсии. Такой способ выплаты практикуется в Швеции, Финляндии, Франции, Бельгии, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Германии, Румынии, Эстонии, Латвии. Эти государства проводят поддержку активных в экономическом плане граждан и выплачивают полные размеры пенсий и заработной платы.
Сохранение пенсий и некоторые ограничения в выплате заработной платы существуют в Ирландии, Великобритании, Италии, Португалии, Швейцарии, Австрии, Болгарии и Литве.
Игорь Цой считает, что в целом изменения можно отнести к негативным явлениям. Повышение размера пенсионных выплат – это удар по принципам социальной справедливости. Получается, что у пенсионеров, которые имели заработок восемь и более МРЗП, размер пересчитанной пенсии увеличился значительно, а у тех, кто имел ниже восьми – остались на прежнем уровне.
«Кроме того, данное повышение приведет к тому, что высокооплачиваемые работники пенсионного возраста, не будут иметь стимула к выходу на работу.
В категорию «счастливчиков» также попали руководители и чиновники высшего и среднего звена.
Подобный перерасчет нарушает статью 31 Закона «О пенсионном обеспечении граждан», по которой для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не свыше восьмикратного МРЗП», – высказал он.
Специалисты Пенсионного фонда заверяют, что «дополнительной нагрузки на государственный бюджет не будет, поскольку параметрами бюджета фонда на 2019 года эти средства предусмотрены».
«Дополнительные расходы внебюджетного Пенсионного фонда составят 502 миллиарда сумов в год, а итоговая цифра – 1,6 триллиона сумов. И тут хочется спросить, неужели фонд научился сам зарабатывать деньги и кому тогда в социальных расходах бюджета на 2019 года запланировано выделение 4,7 триллиона сумов в качестве субсидий Пенсионному фонду», – сказал эксперт.
Реакция работодателя
Никто не дает гарантий на то, что всех сотрудников пенсионного возраста работодатели встретят радушно. Все зависит и от вида деятельности.
По словам Игоря Цоя, основной производительной силой продолжают оставаться физические навыки и способности. Пожилой человек в физическом плане, несомненно, уступает более молодому работнику. И даже на тех должностях, где необходимы образование, интеллект, использование современных методов и подходов, предпочтение будет отдано специалисту, имеющему современные знания.
Минимальные размеры пенсий повышаются с 1 июля
Расчет пенсии проходит в несколько этапов:
- Ключевую роль для расчета играет стаж работы. В первую очередь сюда включается любой вид деятельности, при котором гражданин Республики получал официальное государственное социальное страхование. При этом сам характер работы значения не имеет.
Внимание! Специальные проверяют соблюдения условия выплат (ежемесячный страховой взнос) в Пенсионный фонд. В случае обнаружения нарушений вопрос о расчете пенсии прекращается до тех пор, пока не будет проведено расследование государственными службами.
- Помимо основной работы в стаж зачисляются занятия и другого рода деятельностью, а именно:
Последние корректировки в определении размера минимальной пенсии были внесены указом президента Узбекистана от 1 октября 2016 года. Согласно ему, минимальная пенсия граждан, начисляемая по возрасту, составляет 29 2940 узбекских сумов. Если сравнивать эту цифру с показателями 2015 года, то она выросла на 15%.
По последним данным средней пенсией в Узбекистане считается показатель в 352152 сумов. Эксперты отмечают, что зачастую на уровень начислений влияет и место жительства. Ведь если человек живет в районе Республике, промышленные сферы деятельности которого слабо развиты, то и высокооплачиваемой работой он себя не обеспечит. Отсутствие возможности получать высокую зарплату находится в основе расчета заработка для исчисления, показатели которого будут минимальными.
Право на накопительную пенсию имеют все граждане. Государство выступает гарантом того, что все средства, которые человек успел накопить за время трудовой деятельности на индивидуальном счете, будут сохранены и выплачены.
Законом предусмотрены две категории граждан:
- которые участвуют в накопительной системе добровольно;
- которые должны это делать в обязательном порядке.
Надбавки к пенсионным выплатам предусмотрены в ряде ситуаций:
- инвалидам войны 1 и 2 группы;
- инвалидам 1 группы;
- инвалидам 2 группы, за которыми некому ухаживать;
- участникам войны;
- близким родственникам военнослужащих, которые погибли при исполнении государственной службы;
- гражданам, которые имеют определенные заслуги перед Республикой;
- артистам и художественному персоналу (в согласии с дополнительными статьями Закона).
Хорошие новости для работающих пенсионеров в 2021 году!
Страховую пенсию по старости начисляют по правилам, которые установлены:
По этим законам пенсионный фонд определяет длительность страхового стажа, величину индивидуального пенсионного коэффициента и размер будущей пенсии.
Для госслужащих, военных, космонавтов, летчиков и их родственников пенсию начисляют по другому закону — Федеральному закону от № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Количество индивидуальных пенсионных коэффициентов
Размер страховой пенсии, руб.
Общий стаж, лет
Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле: сумма Ваших пенсионных коэффициентов умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии и прибавляется сумма фиксированной выплаты.
При расчете условного размера страховой пенсии используются следующие показатели 2020 года:
- Фиксированная выплата — 5686 руб. 25 коп;
- Стоимость 1 пенсионного коэффициента — 93,00 руб;
- Максимальная заработная плата до вычета НДФЛ, облагаемая страховыми взносами — 107 666 рублей в месяц.
Страховой период (полный календарный год) | Количество пенсионных баллов |
---|---|
Служба в армии по призыву | 1,8 |
Уход за инвалидом 1 группы | 1,8 |
Уход за пожилым человеком старше 80 лет | 1,8 |
Уход за ребенком-инвалидом | 1,8 |
Проживание с супругом-военнослужащим в месте, где не было работы | 1,8 |
Проживание за границей с супругом-дипломатом или консульским работником | 1,8 |
Отпуск по уходу за первым ребенком до 1,5 лет | 1,8 |
Отпуск по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет | 3,6 |
Отпуск по уходу за третьим и последующими детьми до 1,5 лет | 5,4 |
Пенсия по инвалидности
В республике Узбекистан предусмотрена поддержка граждан, которые по причине увечья или получения инвалидности не могут себя обеспечивать. Чтобы получить право на пенсионное обеспечение, нужно пройти комиссию в медицинском учреждении.
Различают 2 группы инвалидности. Первая дается по состоянию здоровья. Определяют степень инвалидности и размер пенсионных выплат, положенные в данной ситуации. Вторая группа по стажу работы. Для получения пенсии важно проработать официально несколько лет. Также льгота по инвалидности может быть установлена, если работающий человек получил на предприятии увечье, не позволяющее дальнейшую трудовую деятельность.
Выплаты по инвалидности из — за заболевания назначается, если у человека имеется достаточный трудовой стаж: до 23 лет 2 года трудового стажа; от 23 до 31 года – 3-5 лет; от 31 до 41 – 5-9 лет. Если заболевание настигло от 41, то необходимо официально проработать более 10 лет.
Пенсионный возраст в Узбекистане
В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.
Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.
В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».
Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.
Пенсионные выплаты осуществляются в стране в национальной валюте – сумах.
Внимание! По курсу на 07 августа 2020 года 10 тысяч узбекских сумов = 71,53 рубля или 0,97 USD.
Средний размер пенсии в Узбекистане на май 2020 года был равен 747 480 сумов.
Минимальная пенсия по возрасту составляет 466 680 сумов. Для лиц, которые имеют неполный стаж, этот показатель равен 286 390 сумов.
Пенсионная система в Узбекистане неоднократно подвергалась изменениям. Одним из наиболее значимых из них за последние годы следует признать введение стопроцентной оплаты пенсий работающим пенсионерам. Данное изменение произошло с 1 января 2019 года. До этой даты пенсионеры, которые продолжали работать, могли рассчитывать только на половину от назначенной им пенсии.
В целом, на фоне многих азиатских стран узбекские пенсионеры находятся в довольно выигрышной позиции, поскольку государство обеспечивает им необходимый минимум для жизни. Следует отметить, что во многих развивающихся странах пенсионное обеспечение полностью отсутствует.
В то же время размер пенсий, несмотря на периодические индексации, остается предельно низким даже по сравнению со многими другими странами СНГ. В этой связи многие пенсионеры продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Решение же выплачивать полный объем обеспечения работающим пенсионерам значительно улучшило их уровень жизни.
Многих людей, которые хотят встретить старость в Узбекистане волнует вопрос, сколько получают пенсионеры в Узбекистане? Средняя сумма равно 352 155 сумов. Следует отметить, что на уровень пенсионного обеспечения нередко оказывает влияние местность проживания человека. Это связано с тем, что в некоторых районах мало работы, а значит получать высокую заработную плату не получается, а ее сумма учитывается при расчете пенсии.
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:
- Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
- Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.
Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:
- Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
- Добровольное пополнение баланса;
- Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
- Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.
Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.
С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.
Пенсию по инвалидности могут назначить людям, которые получили категорию I и II группы. Причины могут быть различными, как и срок действия инвалидности. Это вопросы решаются индивидуально, после медицинского обследования. Если инвалидность получена по причине профессионального заболевания или трудовой травмы, то пенсия назначается вне зависимости от стада работы.
Если инвалидность получена по причине общего заболевания, то пенсия назначается при наличии стажа работы. То есть уровень обеспечения будет рассчитан исходя из длительности стажа.
В текущем году принят законопроект по реформированию пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что предыдущий вариант не полностью отвечал современным нормам и требованиям, которые дают возможность благоприятного проживания граждан в престарелом возрасте.
Самым важным моментом является повышение пенсии в Узбекистане в 2020 году. В первую очередь стоит отметить, что пенсионеры будут получать полную помощь вне зависимости от их трудоустройства. Увеличится выплата тем, кто одинок и проживает в домах престарелых, пансионатах. Минимальный стаж для оформления пенсии по возрасту станет 7 лет. Однако пенсионный возраст планируют постепенно повышать. Чтобы посчитать уровень пенсии в рублях необходимо перевести местные деньги по курсу.
Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ
ПРОИЗВОДСТВ, УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТ,
ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ,
ДАЮЩИХ ПРАВО НА ПЕНСИЮ
НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ
Во исполнение постановления Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Список N 1 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста, при наличии требуемых общего и специального стажа работ;
Список N 2 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет, при наличии требуемых общего и специального стажа работ;
Список N 3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет, при наличии требуемых общего и специального стажа работ.
2. Установить, что:
применение Списка N 2, часть 1 , Списка N 3, часть 1 производится с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда, в порядке, установленном Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;
контроль за правильностью применения списков на льготное пенсионное обеспечение на предприятиях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляется внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
3. Предоставить право Министерств у занятости и трудовых отношений и Министерству финансов Республики Узбекистан давать разъяснения о порядке применения Списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту на льготных условиях, а также вносить дополнения и изменения в эти Списки.
- Изменен порядок начисления пенсий судьям
- Проекту по укреплению соцзащиты населения утвердили параметры
- Получение соцпособий сильно упростили
- С 1 сентября пенсии и пособия повысятся на 10%
- Соцзащита: два пособия и две справки – через центры госуслуг
- Упростили порядок получения соцпособий в махаллях
- Новости
- Экономика
- Политика
- Центральная Азия
- Общество
- Технологии
- Культура
- Аналитика
- Тренды
- Рынки
- Интервью
- Бизнес
- Журнал
- Мнения
- Мультимедиа
- Фотогалерея
- Видеогалерея
- Инфографика
- COVID-19
Мужчины имеют право претендовать на пособие в 60 лет при наименьшем трудовом стаже в 25 лет, женщины – в 55 лет при его длительности 20 лет и более.
При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.
После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.
Повышение пенсий в Узбекистане – новости 2021
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) денежное выражение месячной тарифной ставки по первому разряду Единой тарифной сетки (от 01.02.2021) оплаты труда с тарифным коэффициентом 1,0.
МРОТ применяется в сфере трудовых отношений для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других видов выплат стимулирующего характера, а также удержаний, установленных законодательством, и других платежей, ранее установленных в отношении к МРЗП, а также определения нуждаемости семьи в социальной поддержке и размера пособия по безработице.
С 1 февраля 2021 года размер МРОТ в Узбекистане равен 747 300 сум в месяц (С 01.02 2020 до 01.02.21 года размер МРОТ в Узбекистане равен 679 330 сум в месяц)
Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 февраля 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 245 000 сумов в месяц (с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)
Базовая величина исчисления пенсии применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 262 470 сумов в месяц
С 1 февраля до 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 238 610 сумов в месяц
- Изменен порядок начисления пенсий судьям
- Проекту по укреплению соцзащиты населения утвердили параметры
- Получение соцпособий сильно упростили
- С 1 сентября пенсии и пособия повысятся на 10%
- Соцзащита: два пособия и две справки – через центры госуслуг
- Упростили порядок получения соцпособий в махаллях
Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.
Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.
Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.