Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли иметь двойное гражданство в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Двойное подданство разрешено только с Таджикистаном. Однако, если лицо получило второй паспорт Беларуси или Украины, то это считается вторым гражданством, а не двойным. Разница между ними рассмотрена выше.
Федеральный закон о возможности двойного гражданства
Федеральный закон о российском гражданстве со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1 июля 2002 г.
В данном законе:
- детально разобраны правила и условия для получения иностранцами гражданства России;
- содержатся все основные принципы российского законодательства, касающиеся урегулирования данного вопроса;
- четко расставлены приоритеты оснований для получения гражданства России, отменена норма отказа от имеющегося гражданства заявителя;
- установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.
В законе даны чёткие разъяснения всем понятиям и терминам, а все статьи в совокупности представляют собой практическое руководство, написанное буквой закона.
Трактовка каждой статьи предполагает ответы на те многочисленные вопросы в отношении прав и свобод граждан, которые могут возникнуть как в процессе оформления двойного гражданства, так и во время проживания в другой стране.
Закон подробно освещает все принципы гражданства России и правила, которые являются регуляторами вопросов гражданства России, дает разъяснения по поводу двойного гражданства, оформлению гражданства детей. Обратившись к закону, можно подробно изучить, как осуществляется приём в гражданство РФ на общих основаниях, а также в упрощённом порядке.
Разрешено ли двойное гражданство в России официально?
Ответ на вопрос, можно ли иметь двойное гражданство в России, положительный. Государство не будет настаивать на обязательном отказе от гражданства иной страны в любом случае, но факт его наличия может ограничить определенные права конкретного лица. Необходимо отличать термины «двойное гражданство» и «второе гражданство».
Если двойное гражданство предусмотрено международными соглашениями России, то человек становится бипатридом, то есть один и тот же объем прав и обязанностей он получает в отношении каждой из стран. Так, например, он может быть призван в армию только в одном из государств. При наличии второго гражданства он несет обязанности, предусмотренные конституциями и законами, в каждой из стран отдельно. Второй паспорт создает дополнительную обязанность подачи уведомления в государственный орган, осуществляющий функции по миграционному учету.
Что дает двойное гражданство?
Помимо возможностей, перечисленных в соглашениях, лицо, официально имеющее два гражданства, список своих прав не расширяет. Лица, имеющие второе гражданство, обычно не знают, что согласно нормам закона № 62-ФЗ в России они не получают никаких дополнительных прав и возможностей. В спорных ситуациях ответ на вопрос, есть ли в России двойное гражданство, иногда становится неожиданностью для истцов или заявителей, искренне надеющихся использовать факт наличия второго паспорта для ухода от различных форм ответственности.
Может ли двойное гражданство предохранить от привлечения к ответственности по нормам российского законодательства? П. 1 ст. 6 закона № 62-ФЗ четко устанавливает, что наличие гражданства другого государства, за исключением ситуаций, когда двойное гражданство предусмотрено международными соглашениями, не будет учитываться при определении правового статуса гражданина. Вне зависимости от того, если ли второй паспорт, к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности человек будет привлекаться как гражданин России.
Классическим случаем при наличии второго гражданства становится ходатайство о передаче осужденного для отбывания наказания в другую страну, гражданином которой он является. В связи с отсутствием между Россией и такой страной международного договора, регулирующего вопросы двойного гражданства, такое ходатайство удовлетворению не подлежит (применительно к Украине см. апелляционное постановление ВС Республики Адыгея от 30.01.2018 по делу № 22-35/18).
Когда россиянам запрещено второе гражданство
Согласно международным правилам, категорически запрещено претендовать на второе гражданство следующим категориям:
- Лицам, которые собираются поступать на государственную службу (исключение составляют случаи, когда получение статуса поддерживается международным договором);
- Сотрудникам любого средства массовой информации;
- Покупателям акций СМИ, если доля составляет более 20%, а также учредителям;
- Работникам и владельцам иных компаний, деятельностью которых является вещание;
- Членам избирательных комиссий, голос которых является решающим;
- Участникам Общественной палаты России.
Возможно, в ближайшее время этот список будет расширен. Так, сейчас госдума изучает законопроект, по которому запрет на получение удостоверения второй страны будет распространяться на госслужащих, уже занимающих свои посты. Под действие закона попадут также их мужья/жены и дети.
Второе гражданство – в чем плюсы?
Второе гражданство подразумевает, что у человека есть паспорта разных стран. При этом страны не признают права и обязанности бипатрида по отношению к другим государствам. Каждая страна считает гражданина только своим подданным.
Государственные органы могут не знать о втором гражданстве человека, если закон не требует уведомлять о его наличии. В России подавать такое уведомление обязательно — на это дают 30 или 60 дней в зависимости от ситуации. За опоздание назначают административный штраф, а за умышленное сокрытие могут привлечь к уголовной ответственности.
Гражданство любой страны, кроме Таджикистана, для россиянина будет считаться вторым. Паспорт можно получить разными способами: например, через инвестиционные программы, натурализацию или брак.
Кто и в каких случаях может оформить гражданство
Причиной для получения второго гражданства может выступать:
- трудоустройство в зарубежной организации;
- продолжительное лечение в зарубежном медицинском учреждении;
- брачный союз с иностранцем;
- репатриация (определенные государства дают возможность потомкам переселенцев возвратиться на историческую родину);
- беженство (не слишком надежное основание, так, как только двадцать процентов заявлений одобряют);
- воссоединение с родственниками;
- создание своего бизнеса;
- покупка недвижимого имущества и принятие участия в программе инвестиций, если такая предусмотрена.
Плюсы и минусы двойного гражданства
Поскольку при приобретении гражданства другого государства без отказа от российского возникает «двойной объем» как прав, так и обязанностей, то понятно, что у такой процедуры есть и плюсы, и минусы. Они сведены в Таблицу 2:
Таблица 2
Преимущества и недостатки двойного гражданства
Преимущества | Недостатки |
1. Возможность пользоваться правами граждан двух государств. | 1.Появление большего количества обязанностей. |
1. Свободный въезд в обе страны. | 2.Возможность призыва сразу в обе армии в случае развязывания военных действий. |
1. Дипломатическая поддержка от обоих государств, если возникнут неприятности в третьей. | 3.Проблемы вывоза детей-бипатридов из страны рождения на родину родителей. |
1. Можно получать различные субсидии, а также заводить свой бизнес в двух странах сразу. | |
1. Возможность пользоваться разными льготами в обоих государствах. |
В случае двойного гражданства могут возникать ситуации конфликта внутригосударственных норм, что осложняет жизнь бипатрида. Однако есть и много преимуществ для такого гражданина.
Что такое двойное гражданство?
Двойное гражданство означает наличие у лица одновременно гражданства (подданства, если государство возглавляет не президент, а монарх) двух или более государств.
У России полностью легализован этот вопрос с Туркменией и Таджикистаном. Между странами был подписан договор, который определяет, в частности, что каждая из сторон признаёт за своими гражданами право приобрести гражданство другой страны, не утрачивая прежнего гражданства. Согласно договору, обладатель двойного гражданства может выбрать, к примеру, в какой из двух стран он будет проходить службу в армии, а дети автоматически при рождении получают документы обоих государств.
В отношении других государств россиянам хоть и не запрещено иметь второе гражданство и второй паспорт, но обладатели двух или даже нескольких гражданств на территории России не рассматриваются властью как «двойные граждане».
Двойное гражданство в России
Основной закон Российской Федерации не запрещает её гражданам иметь подданство другой юрисдикции. Однако на территории страны двойное гражданство подданного не имеет никакой юридической силы, если иное не предусмотрено международным договором с иностранным государством, предоставившим своё гражданство.
Говоря ещё проще, на своей территории власти считают вас исключительно российским гражданином, если только вы не оформили второй паспорт в Таджикистане, с которым подписаны соглашения о двойном гражданстве.
В Конституции РФ нет никаких ограничений по количеству иностранных паспортов, которые вы можете оформить. Зато в федеральном законе о гражданстве предусмотрена ответственность за утаивание и несвоевременное предоставление информации органам МВД о наличии у вас второго подданства или статуса постоянного резидента другой страны.
Обладатели множественного гражданства в России не могут занимать некоторые государственные и выборные должности и служить в органах госбезопасности. Каких-либо других ограничений на владельцев нескольких паспортов не накладывается.
Допустимо ли многогражданство
Допускается ли в России двойное гражданство? Следует различать когда имеет место быть двойное гражданство, а когда нет. Это зависит от того, паспорт чьей страны имеется, кроме российского.
Конституция нашей страны в ст.62 разъясняет условия приобретения у гражданина России иностранного подданства при сохранении российского наряду со всеми правами и обязанностями.
В чистом виде человек может оформить еще одно гражданство лишь тогда, когда между Россией и другой страной заключен договор или соглашение. Только таким образом происходит международное контролирование ситуации с двойным подданством.
На практике допустимы всего только два варианта и они достаточно редко встречаются.
Как сообщить ГУВМ МВД о втором гражданстве
Когда гражданин России получает второе гражданство какого-либо другого государства, он обязан сообщить об этом правительству России. Для этого нужно подать уведомление в письменном виде в подразделение ГУВМ МВД по месту регистрации, либо по месту фактического нахождения.
Отметим, что далеко не каждое подразделение ГУВМ МВД принимает такие документы от россиян. Имеет смысл позвонить в ГУВМ МВД в своем регионе и уточнить у них, в какое из отделений ведомства лучше всего обратиться с этим вопросом.
Кроме этого, подать соответствующее уведомление нужно если россиян получил вид на жительство или разрешение на временное пребывание в другом иностранном государстве.
Уведомить ГУВМ МВД о наличии вида на жительство или гражданства иностранного государства можно тремя способами: лично, по почте, через представителя.
Закон о двойном гражданстве в РФ, страны для двойного гражданства с Россией
Закон федерального уровня под названием «О гражданстве РФ» и номером 62 был подписан 31 мая 2002, отредактирован 1 мая 2016 года.
В нем прописаны страны, с которыми подписано соглашение о двойном гражданстве – Туркменией и Таджикистаном. Граждане этих стран, в том числе и России, могут иметь двойное гражданство.
Обладатель такого гражданства может сам решить, в какой стране он будет проживать, где будет проходить службу в армии и т.п.
Заметьте, дети, родившиеся в любом государстве, если у их родителя есть двойное гражданство, автоматически получают такой же тип гражданства.
С другими странами у России не подписано договоров и соглашений, поэтому россиянин не сможет получить двойное.
Однако, согласно действующей конституции РФ, граждане России смогут получить второе гражданство любого другого государства по желанию и иметь второй паспорт.
Правовые последствия приобретения двойного гражданства
Приобретение гражданами РФ иностранного гражданства либо иностранными гражданами российского гражданства не прекращает национальное гражданство, не умаляет их прав и свобод и не освобождает обязанностей, предусмотренных законодательством страны приобретения гражданства.
Однако законодательством РФ могут быть установлены определенные ограничения для иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Двойное гражданство предоставляет лицам, обладающим таковым, определенные ограничения и последствия:
- сохраняют свое национальное гражданство;
- имеют равные права и обязанности;
- вправе осуществлять трудовую либо иную деятельность как на территории РФ, так и другой страны без получения соответствующего разрешения;
- не могут проходить государственную службу;
- не вправе выступать учредителем либо участниками СМИ;
- не могут осуществлять распорядительные действия в отношении более 20% акций в уставном капитале юридического лица;
- налоги оплачивают по законодательству той страны, налоговым резидентом (183 дня) которой являются (13%) и т.д.
Часть 1 ст. 62 Конституции рф определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный за кон;
2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию — наличию международного договора — Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за — 10 лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, про должает действовать.
Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз нано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно го государства.
Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.
Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т.п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).
Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
-
Президент Российской Федерации;
-
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
-
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.
Полномочия Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации решает вопросы:
а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;
в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;
г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.
4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.
5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами «б» — «ж» статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, и с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами РФ
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
В законодательстве РФ предусматриваются следующие способы приобретения гражданства РФ:
-
гражданство РФ, приобретаемое по рождению;
-
гражданство РФ, приобретаемое в результате приема в гражданство РФ;
-
гражданство РФ, приобретаемое в результате восстановления в гражданстве РФ;
-
гражданство РФ, приобретаемое по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ и международными договорами и соглашениями.