Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная проверка ПФР при ликвидации ООО и ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд. Первоначально Правлением ПФР (Распоряжение от 11.05.2010 № 127р) были утверждены Временные методические указания по организации проведения выездных проверок. Однако этот документ во многом повторял положения названного закона и не давал четкого представления об основных аспектах, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки. В связи с этим для установления единообразной правоприменительной практики по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 №34р были утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации). Ранее действовавший документ, регулирующий порядок проверок, признан утратившим силу.
Организация выездных проверов ПФР.
Обратите внимание: хотя Методические рекомендации были утверждены в 2011 году, данный документ применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 года.
Процедура прохождения выездной проверки
Ревизоры ПФР осуществляют проверку совместно с ФСС по отдельным решениям, требованиям, актам и другим документам, обязательным при документальном оформлении материалов проверки.
Для проведения проверки ревизоры выезжают в место ведения деятельности предприятия. При отсутствии офиса или иной территории для контроля документов местом проведения определяется ТО ПФР. Организация или ИП должна беспрепятственно предоставить документы в оригинале или заверенных копиях при их выносе из бухгалтерии компании.
Процедура осуществляется в несколько этапов:
- Принятие руководителем Фонда решения о проверке.
- Вручение руководителю предприятия решения, требования о предоставлении документов.
- Изучение документов предприятия.
- Оформление акта по проверке.
- Опротестование предприятием данных при несогласии с выводами или указанными нарушениями.
- Принятие начальником ТО ПФР решения по акту и предъявление требования при наличии нарушений.
Процедура выездных проверок фондов предоставляет контролерам меньше полномочий по сравнению с инспекцией, проводимой ФНС. Ревизоры не имеют права осматривать территорию предприятия, склады, производить принудительную выемку документов, проводить опросы работников.
Проверке подлежит период, не превышающий 3 года, предшествующих календарному году проведения контроля выездного типа.
Какие документы могут проверить?
В рамках проводимой выездной проверки сотрудники ПФР могут затребовать предоставления определенных документов. При этом в законе определено, что они должны соответствовать вопросам проводимой проверки. Для удобства все документы, которые могут быть затребованы, сведены в таблицу.
Проверяемые направления | Формы документов | Анализируемые данные |
Учредительные документы | Устав, свидетельство о применении специальных режимов в учете, выписка из реестра и прочие | Подтверждение сведений, указанных в лицевом счете и учетном деле плательщика взносов |
Учетная политика | Приложение к приказу, действующее в проверяемом периоде | Выявляется отсутствие схем уклонения от уплаты взносов |
Формы общего характера о работниках | Штатное расписание, журнал учета договоров,
расчет списочной численности |
Выявление лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, сотрудников, работающих по договорам ГПХ |
Формы, подтверждающие наем работников не по трудовым договорам | Договоры гражданско-правового характера | Определение факта произведения отчислений в ПФР с вознаграждений работников |
Документы о приеме на работу физических лиц | Трудовые договоры и книжки, дополнительные соглашения, приказы | Срок действия трудового договора |
Приказы о предоставлении отпуска | Приказ о предоставления отпуска без сохранения заработной платы | Период, не включаемый в страховой стаж |
Внутренние акты о выплатах работникам основного и дополнительного характера | Положение об оплате труда, премировании, коллективный договор | Перечень выплат в составе заработной платы |
Формы, подтверждающие выплаты заработной платы | Расчетно-платежные ведомости, документы кассы и банка, карточки лицевых счетов, авансовые отчеты | Проверка факта выдачи заработной платы, периода начислений |
Регистры учета | Оборотно-сальдовые ведомости, налоговые регистры, для ведущих УСН и ИП на ОСН – книга учета доходов и расходов | Данные, отраженные на счетах учета для сравнения с показателями, указанными в отчетности |
Рассмотрим пример определения инспектором ПФР данных по сотруднику, отчисления которого не были учтены в отчетном периоде. При проверке предприятия ООО «Импульс» был выявлен договор с физическим лицом М., отчисления взносов которого не внесены в отчетность РСВ-1. Сумма взносов составила 2500 рублей и была разнесена между другими сотрудниками. В ходе проверки ПФР не было обнаружено занижение отчислений. По результатам проверки было принято решение о необходимости представления уточненной РСВ-1с исправлениями данных по работникам. Если бы сумма отчислений была не распределена, а занижена, предприятию полагалось бы доплатить взнос, пени и штраф.
Сроки проведения документальной проверки
Соблюдение сроков всех этапов проверки является обязательным условием работы ревизоров.
Этап проверки |
Срок исполнения |
Период, предоставляемый плательщику на подготовку документов | 10 дней со дня вручения решения о проверке |
Срок проведения проверки | 2 месяца |
Время оформления акта | 2 месяца от дня вручения справки об окончании проверки |
Срок опротестования результатов | 15 дней от даты вручения акта |
Вынесение решения по проверке руководителем ПФР | 10 дней от даты окончания срока на опротестование |
Вступление в силу решения по акту проверки производится по истечении 10 дней со дня вручения документа руководителю предприятия. При несогласии с данными оспаривание итогов проверки производится в судебных органах.
Рассмотрим пример опротестования размера штрафа, наложенного по результатам проверки. По данным решения, предприятие «Комфорт» предоставило недостоверные сведения персонифицированного учета в 1 квартале 2015 года, повлекшие штраф в размере 5% от величины страховых взносов, начисленных за отчетный период. Инспекторы начислили санкции со всех выплат предприятия, включая правильные отчисления. Сумма составила 58 тысяч рублей. Наложение штрафа было оспорено в судебной инстанции. Суд определил неправомочность наложение штрафа на сумму всех взносов. По решению суда сумма снижена до 3 тысяч рублей.
Какие документы может требовать Пенсионный фонд при проверке?
Что проверяет Пенсионный фонд при выездной проверке? В самом общем видетакиепроверки сводятся к определению того, правильно ли рассчитывают и своевременно ли работодатели платят:
- пенсионные взносы;
- взносы на обязательное медстрахование.
Для этого у проверяемого субъекта посредством требования запрашиваются копии документов, которые:
- выступают основанием для расчета и перечисления в фонд взносов;
- подтверждают корректность произведенных расчетов и перечислений.
Перечень документов, которые могут требовать проверяющие, установлен в приложении № 1 к Методическим рекомендациям. К ним, к примеру, относятся:
- учредительные документы и лицензии;
- бухгалтерская отчетность;
- расчеты по пенсионным страховым взносам и взносам на ОМС;
- регистры бухгалтерского и налогового учета;
- трудовые и коллективные договоры;
- приказы;
- гражданско-правовые договоры;
- банковские и кассовые документы;
- первичные документы, касающиеся выплат в пользу физлиц (ведомости, расходные ордера, платежные документы);
- документы, касающиеся персонифицированного учета в системе пенсионного страхования.
Место проведения выездной проверки
Доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки этого плательщика страховых взносов.
При воспрепятствовании доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов (за исключением жилых помещений) руководитель проверяющей группы составляет акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта орган контроля за уплатой страховых взносов по имеющимся у него данным о проверяемом лице (или по аналогии) вправе самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. Акт составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, по форме 13.
Проведение выездной проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица
При указании периода проверки ликвидируемых (реорганизуемых) организаций органам контроля предписано учитывать, что, если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Согласно ч. 20 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом также проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
На основании положений ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ, а также п. 6 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ, если организация ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее будет период с 1 января этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации (день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ).
Следовательно, в связи с тем, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложен на ПФР и его территориальные органы только с 01.01.2010, территориальные органы ПФР вправе осуществлять выездные проверки по вопросу правильности исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС ликвидируемых или реорганизуемых плательщиков за период с 01.01.2010 до момента ликвидации (реорганизации).
Выездная проверка ликвидируемого плательщика страховых взносов организуется с учетом положений ст. ст. 63 и 64 ГК РФ таким образом, чтобы до истечения двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации и порядке и сроке заявления требований его кредиторами (то есть до утверждения промежуточного ликвидационного баланса) плательщику страховых взносов были вручены копия решения территориального органа ПФР по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а также требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов.
В ходе выездной проверки проверяется факт представления юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации или реорганизации, сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае их отсутствия принимаются меры по их истребованию.
Как составляется план-график проверок?
Пункт 3 ст. 33 Федерального закона n. 212-ФЗ предусматривает, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании годовых планов таких проверок, разрабатываемых такими органами. Согласно методическим рекомендациям, годовой календарь проверок формируется на основе критериев отбора плательщиков страховых взносов на четвертый квартал года, предшествующего тому, в котором запланированы проверки.
В ходе выездных проверок территориальные органы ПФР контролируют соблюдение плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательству пенсионного обеспечения страхование, уплачиваемое в Пенсионный фонд, и страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в фонды обязательного медицинского страхования.
Примечание: В соответствии с соглашением о взаимодействии между ФС РФ и ФСС РФ по вопросам реализации совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов, заключенным 28 октября 2009 г. АД-30-35 / 10сог, н. 02-43 / 07-2205П календарь утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год.
За что предпринимателя может оштрафовать фсс?
Возможные нарушения и санкции прописаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ. В частности, работодателя могут наказать, если:
- Компания вовремя не отправила форму 4-ФСС: документ сдают 4 раза в год – в апреле, июле, октябре и январе, до 20 числа этих месяцев (в бумажном виде, для электронной отчетности — до 25 числа). За нарушение сроков начисляют штраф – 5% от суммы страховых платежей за каждый месяц просрочки. При этом минимальный размер штрафа составляет 1000 р., а максимальный – 30% от взносов на травматизм.
- Нарушены сроки перечисления взносов на НС и ПЗ – платеж нужно провести до 15 числа следующего за отчетным месяца. За неуплату или неполную уплату штраф составит 20% от суммы долга, а если удастся доказать умышленный характер задержки – то размер штрафа возрастет до 40%. Плюс придется оплатить набежавшие пени – по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Если же размер долга составляет более 1,8 млн р., то «подключается» уголовная ответственность (ст. 199.3 УК РФ) со штрафами до 300 тыс. р., принудительными работами или арестом на срок 1 год.
- Представлен отчет в бумажном виде – если отчет включает в себя сведения о 25 или более сотрудниках, то ФСС примет только электронный вариант. За бумажную версию придется оплатить штраф в 200 р. Впрочем, оплата штрафа не освобождает от обязанностей по отправке электронной отчетности.
- Не представлены документы – штраф 200 р. за каждый экземпляр, необходимый для контроля за правильностью начисления взносов.
- Нарушили сроки регистрации в ФСС для ИП: предприниматель обязан зарегистрироваться в течение 30 дней с момента найма первого сотрудника, то есть с даты заключения трудового или ГПХ договора. За нарушение сроков придется выплатить штраф в размере 5 тыс. р. Если просрочка составляет 90 дней и более, то сумма наказания возрастает до 10 тыс. р.
Как проходит выездная проверка
В ходе выездной проверки работники ПФР могут проверить период не больше трех лет, которые предшествуют году, когда было принято решение о проверки (ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В общем случае выездная проверка проходит в помещении организации. Но если плательщик не может предоставить помещение для проверяющих, то выездную проверку проводят на территории отделения ПФР (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Кроме того, компании передадут требование о представлении документов. Так, ОПФР может потребовать у компании копии документов, на основании которых исчислены и уплачены взносы, и документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (ч. 1 ст.
Документы нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования (ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Запрашивать документы, которые не относятся к предмету проводимой проверки, ПФР не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утв. распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2021 №120р).
В последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР (Приложение N 18 к Приказу N 957н). В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка составляется в двух экземплярах, один из которых вручается организации.
В случае уклонения страхователя от получения справки она направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР (Приложение N 26 к Приказу N 957н). Требования к составлению акта выездной проверки изложены в Приложении N 28 к Приказу Минздравсоцразвития России N 957н.
В акте выездной проверки не должна отражаться неуплата текущих платежей. По таким платежам составляется справка о выявлении недоимки у организации по форме 3-ПФР (Приложение 5 к Приказу N 957н).
Акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов. В описательной части отражается информация по основным вопросам, подлежащим проверке, в том числе сведения о выявленных:
— занижении базы для начисления страховых взносов;
— сумме страховых взносов, не уплаченных в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
— неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
— непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, —
а также о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах.
В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.
В случае если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные вопросы и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений относительно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.
Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать:
— выводы о взыскании со страхователя суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за их неуплату (несвоевременную уплату);
— предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения по устранению выявленных нарушений;
— предложения о привлечении организации к ответственности с изложением оснований и состава правонарушений;
— указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки.
Кроме того, в акте отражаются результаты проверки своевременности и полноты представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими выездную проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
В течение пяти дней с даты подписания акт проверки должен быть вручен страхователю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При уклонении от получения акта проверки этот факт отражается в акте проверки. Акт в таком случае направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.
При несогласии с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих страхователь в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить пенсионщикам письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). При этом к письменным возражениям им могут быть приложены (или в согласованный срок переданы) документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений (п. 9.2 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия нарушений на это указывается в акте выездной проверки и в служебной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР, выносившего решение о проведении этой проверки. При этом решение по результатам выездной проверки не принимается (п. 9.3 Методических рекомендаций).
Порядок назначения проверки
Согласно п. 5 Методических рекомендаций документальные (выездные) проверки достоверности представленных предпринимателями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе работников проводятся на основании решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда РФ, которое оформляется в установленном порядке.
При вручении предпринимателю решения (постановления) о проведении документальной проверки проверяющим рекомендуется приложить перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц. Примерный перечень таких документов представлен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям.
Выясните, что будет проверять Пенсионный фонд Российской Федерации
Проверки ПФР бывают двух видов – камеральные и выездные. Первые предполагают проверку документов, которые были предоставлены работодателем в пенсионный фонд. Они осуществляются в территориальном отделении ПФР, причем его специалисты могут не извещать предприятие о предстоящей проверке. Если же они выявят ошибки в расчете страховых взносов, то оперативно передадут информацию компании. Выездные проверки проводятся только совместно с ФСС России, а значит, можно отследить их график на портале регионального отделения ФСС России. В рамках процедуры определяют, своевременно ли были начислены и уплачены страховые взносы в пользу лиц, которые работают по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Кроме того, специалисты могут проверить правильность заполнения данных о заработной плате сотрудников и страховом стаже.
Проверки, проводимые внебюджетными фондами, бывают двух видов: камеральные, иногда их называют «документальные», и выездные. Во время камеральной проверки обрабатываются документы, уже переданные в фонд (без выезда на фирму или к предпринимателю). Выездная проверка проводится на территории фирмы или предпринимателя.
Выездные проверки территориальные органы ПФР и ФСС проводят совместно на основе ежегодных планов-графиков.
Проводить проверки государственным внебюджетным фондам позволяют следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г.№167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г.№255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
ПФР и его территориальные органы проверяют:
- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
- правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
- правильность сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
ФСС не может проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Эта прерогатива принадлежит ПФР.
ФСС и его территориальные органы проверяют:
- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР. Повторные проверки по страховым взносам проводиться не должны.
При проведении проверок внебюджетными фондами вы вправе представлять и отстаивать свои интересы лично или через представителя. Если контролеры из ПФР и ФСС проводят выездную проверку, вы вправе присутствовать на ней.
По окончании проверки вам вручат или направят акт проверки, а затем решение по ней. В каждом случае закон дает на это пять дней. По акту проверки вы можете дать свои пояснения в устной или письменной форме. Фирма и предприниматель вправе участвовать в рассмотрении материалов проверок.