Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения в обязательном аудите с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.
В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.
Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.
При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.
Организации, обязанные проводить аудит бухгалтерской отчётности в силу иных законов:
- Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
- Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
- Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
- Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
- Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
- Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
- Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
- Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
- Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
- Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»)
Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.
Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.
Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:
- Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
- Внутренние кодексы.
- ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
- Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
- Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.
Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.
Ответственность за не проведение обязательного аудита
Ответственность за непроведение обязательного аудита установлена статьей 15.11. «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, понимается отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов (абзац 7 примечания 1).
Совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Для каких предприятий проводится обязательный бухгалтерский аудит? Как проверить?
Перечень предприятий, подлежащих неизбежному ежегодному аудиту, утвержден действующим ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307 (ст.5), прочими нормативно-правовыми актами.
Кто подлежит обязательному аудиту бухгалтерской отчетности:
- акционерные общества;
- кредитные компании, в частности, микрофинансовые фирмы;
- страховщики;
- члены торгов на различных биржах;
- приватные пенсионные фонды (НПФ);
- организаторы азартных игр;
- все компании вне зависимости от организационно-правовой формы, которые по результатам отчетного периода получили прибыль от реализации свыше 400 миллионов рублей;
- фирмы, балансовая стоимость всех активов у которых превышает по итогу года 60 миллионов рублей;
- компании, формирующие консолидированную бухгалтерскую отчетность (исключение – муниципальные и федеральные органы власти) и т.д.
Что такое обязательный аудит
Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.
Общие правила проведения аудитов в России:
- аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
- организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
- любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
- заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.
Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.
Проведение обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.
Таким образом, были утверждены Правила, которые регламентируют порядок проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (далее именуется — конкурс).
Министерство финансов РФ разрабатывает и по согласованию с Министерством имущественных отношений РФ утверждает типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита.
Министерство имущественных отношений РФ разрабатывает и по согласованию с Министерством финансов РФ утверждает типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитарных предприятий.
В договоре о проведении обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий обязательно предусматривается обязательство аудиторской организации представить в Министерство имущественных отношений РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, 1 экземпляр отчета аудитора, подготовленного для руководства (собственников имущества) предприятия по результатам проведения аудита.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции представляют ежегодно, до 1 августа, в Министерство финансов РФ информацию о нарушениях требований законодательства РФ о проведении обязательного аудита.
Доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале организаций определяется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Конкурс проводится ежегодно и является открытым.
Организатором конкурса является орган управления организации, подлежащей обязательному аудиту.
Организатор конкурса:
• извещает не менее чем за 45 дней до проведения конкурса через средства массовой информации о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса, в том числе о порядке оформления участия в конкурсе, требованиях, касающихся опыта работы аудиторской организации в области аудита, порядке определения аудиторской организации, выигравшей конкурс, а также о сроке заключения с ней договора;
• в течение 15 дней с даты извещения о проведении конкурса осуществляется сбор заявок на участие в нем заинтересованных аудиторских организаций.
В случае получения менее 2 заявок на участие в конкурсе организатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о проведении нового конкурса.
Организатор конкурса не позднее 10 дней после поступления заявки от аудиторской организации на участие в конкурсе направляет ей приглашение, которое должно содержать:
• техническое задание на проведение аудита, разработанное в соответствии с типовым техническим заданием на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
• образец договора на оказание аудиторских услуг.
В течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки (далее именуются — технические и финансовые предложения).
Все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторским организациям в нераспечатанном виде.
Оценка технических и финансовых предложений, представленных аудиторскими организациями, производится конкурсной комиссией, создаваемой организатором конкурса.
В состав конкурсной комиссии включаются представители организатора конкурса, Министерства финансов РФ, Министерства имущественных отношений РФ или органов по управлению государственным имуществом субъектов РФ, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ.
На основе типового положения разрабатывается Положение о конкурсной комиссии, которое утверждается организатором конкурса.
После получения организатором конкурса технических и финансовых предложений аудиторских организаций конверты с техническими предложениями вскрываются членами конкурсной комиссии.
Конверты с финансовыми предложениями находятся на хранении у организатора конкурса и вскрываются после оценки технических предложений.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку технических и финансовых предложений аудиторских организаций в два этапа.
На первом этапе проводится оценка технического предложения по 100-балльной шкале, при этом максимальный балл по каждому критерию составляет:
60 баллов — оценка образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (без указания ее наименования и других идентификационных признаков), содержащего в обязательном порядке показатели и экономические расчеты, максимально соответствующие типовому техническому заданию на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также сведения о практической пользе, которую получила проверяемая организация в результате проведения аудита участником конкурса;
20 баллов — оценка методики осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки;
20 баллов — оценка квалификации специалистов, которые предлагаются для проведения аудита, подтверждаемая соответствующими квалификационными аттестатами аудитором, с учетом опыта проведения не менее 5 аудиторских проверок по типу деятельности организации.
По результатам первого этапа отбирается не более 5 аудиторских организаций, получивших наибольшее количество баллов, которые допускаются ко второму этапу.
На втором этапе проводится оценка финансовых предложений отобранных аудиторских организаций.
Финансовые предложения, содержащие наименьшую цену проведения аудита, получают 100 баллов, а оценка предложения аудиторской организации, содержащего более высокую цену, рассчитывается как отношение наименьшей цены к более высокой цене, умноженной на 100 баллов.
После завершения оценки технического и финансового предложений аудиторской организации конкурсная комиссия суммирует оба результата с учетом следующих коэффициентов: оценка технического предложения — 0,6, оценка финансового предложения — 0,4.
По результатам оценки указанных предложений конкурсная комиссия дает заключение, которое представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом.
Победителем конкурса признается аудиторская организация, которая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее количество баллов.
При равенстве предложений победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана раньше.
Особенности проведения обязательного аудита
Обязательную аудиторскую проверку вправе проводить исключительно аудиторские организации, но не независимые предприниматели и лица без юридического образования.
Обязательный аудит в организации, чей уставной капитал является государственной собственностью более чем на 25%, может быть проведен только после размещения соответствующего заказа в порядке, определенном Федеральным законом РФ.
Аудиторская проверка организаций, чья отчетная документация содержит сведения, являющиеся государственной тайной, осуществляется только после получения допуска к работе с такими сведениями.
Все критерии обязательного аудита подлежат страхованию риска ответственности в случае нарушения пунктов заключенного с проверяемой организацией договора.
Что будет, если организация не бкдет проводить обязательный для нее аудит
Российское законодательство не содержит в себе мер ответственности за невыполнение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Однако, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.
За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.
При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году?
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ на сегодняшний день в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит попадают компании, отвечающие следующим критериям:
- акционерные общества, независимо от их типа;
- юридические лица, выручка которых в прошлом году превысила 400 млн. руб. в год или те, у кого активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.;
- организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
- организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
- организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации, клиринговые организации и общества взаимного страхования;
- организаторы торговли;
- негосударственные пенсионные или иные фонды;
- акционерные инвестиционные фонды;
- управляющее компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).
Кроме этого, обязательный аудит нужно проходить организациям, попадающим под критерии других федеральных законов, а именно:
Тип организаций |
Законодательная база |
государственные организации |
п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ |
некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента |
п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ |
жилищные накопительные кооперативы |
ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ |
государственным корпорациям |
п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ |
саморегулируемым организациям |
ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ |
застройщикам |
ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ |
Чем руководствоваться при определении времени для организации обязательного аудита
Период, на который распространяется проведение обязательного аудита, составляет, как правило, один календарный год. Договор определяет конкретные даты начала и окончания обязательного аудита финансовой деятельности предприятия на основе проверки документов бухгалтерской отчетности, но, как правило, все работы по составлению аудиторского заключения должны быть выполнены и переданы в контролирующий орган власти до конца года, следующего за отчетным (31 декабря текущего года).
Продолжительность проведения аудиторской проверки связана и с объемом предполагаемых работ, который предварительно определяется аудитором. Весь период работы аудиторов может быть разбит на 2 этапа. Сами аудиторы не все время прохождения проверки находятся на предприятии. Как правило, они собирают необходимую информацию, проводят опросы сотрудников и др. Аналитическую работу проводят на своих рабочих местах. Могут высылать дополнительные запросы на предоставление недостающих данных.
Размеры проверяемой организации также существенно влияют на продолжительность аудиторской проверки. Чем меньше организация, тем, соответственно, меньше времени потребуется для работы аудиторов. В таких случаях проверка может проходить в один этап и заключение аудиторов предприятие может получить через 5-10 дней. Ускорить прохождение аудита возможно оперативностью и полнотой предоставляемой информации со стороны организации.
В отношении акционерных обществ в текущем 2022 году они должны до 3 апреля раскрыть информацию обязательной аудиторской проверки.
При определении продолжительности и сроков проведения обязательного аудита следует также руководствоваться действующими законодательными нормами по предоставлению отчетности предприятия в органы контроля.
Важно! Результаты проведение обязательного аудита подлежит раскрытию в течение 3-х дней с момента получения заключения от аудиторской фирмы.
Учет расходов на проведение аудита
В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.
Пример. ООО «Альфа» заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС — 18 000 руб.).
В учете бухгалтеру ООО «Альфа» нужно сделать следующие проводки:
Дебет 26 — Кредит 60
- 100 000 руб. — отражена стоимость аудиторских услуг;
При каких условиях проводится обязательный аудит?
Критерии проведения обязательного аудита описаны в федеральном законе № 307-ФЗ от 30.12.2008года. На 2020 год определены такие организации, подлежащие обязательному аудиту:
- Страховые компании;
- НКО с долей иностранного капитала;
- МФО, банки и другие финансовые организации;
- Предприятия с годовым доходом от 400 млн. рублей;
- Публичные, закрытые и открытые акционерные общества;
- Компании, публикующие консолидированную финансовую отчетность;
- Организации, суммарная стоимость активов которых превышает 60 млн;
- Предприятия, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
Результаты проведения аудиторской проверки публикуются в открытых источниках и сохраняются в комплекте бухгалтерской отчетности. Если требование о проведении обязательного аудита предприятие не выполняет, назначаются штрафные санкции. Причем штрафы выписывает целых три организации:
- Банк России – от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 700 тысяч до 1 млн. рублей для юрлиц;
- Налоговая – от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц при первом нарушении и 20 тысяч рублей при повторном нарушении;
- Росстат – от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 до 5 тысяч рублей для юридических лиц.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).
К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее — Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).
Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п.
1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае — аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).