Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2023. Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу в новом году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
1. Увеличение МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда с 2023 года увеличивается и составляет 16 242 рубля, что больше аналогичного показателя прошлого года на 963 рубля. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда».
2. Объединение ПФР и ФСС.
Одно из самых заметных для граждан изменений, которое коснется многих категорий. Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования объединяют в Социальный фонд России (Федеральный закон № 236-ФЗ от 14 июля 2022 г.). Вследствие этого в числе прочего изменится порядок уплаты страховых взносов работодателем. Так, отдельных тарифов на пенсионное, медицинское и социальное страхование не будет, перечисляемые единым платежом средства Фонд будет распределять самостоятельно.
Для работников, оформленных по договору ГПХ (за исключением самозанятых), вводятся страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства (раньше они отсутствовали). Но больничные и декретные такие работники смогут получить только в том случае, если взносы за них платили в предыдущем году, то есть реально воспользоваться нововведением можно будет с 2024 года.
Индивидуальным предпринимателям также больше не нужно делить фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
Изменения, касающиеся мобилизованных граждан
1. Поправки о приостановке судебных и исполнительных производств с участием мобилизованных.
Эти поправки вступили в силу в конце 2022 года, но актуальны для 2023. В частности, арбитражный суд обязали приостановить производство по делу, если истца или ответчика, например, призвали на военную службу по мобилизации. Суд также вправе приостановить дело, если призыв по мобилизации коснулся участника-единоличного исполнительного органа юрлица. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 29.12.2022 № 603-ФЗ в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Кроме того, приставы обязаны теперь полностью или частично приостанавливать исполнительное производство, если оно касается мобилизованного должника.
2. Работодатели и банки приостанавливают взыскания к мобилизованным.
Тоже вступило в силу с конца 2022 года (Федеральный закон от 29.12.2022 № 603-ФЗ).
Сходные правила ввели и для кредитных организаций, которые обслуживают счета должника-гражданина, в том числе ИП. Ранее особые правила о приостановке исполнения требований к ряду военнослужащих и их семьям касались лишь возврата просроченных долгов по кредитам.
Наиболее полная информация о характеристиках объектов недвижимости, включая описание местоположение границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей, содержится в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение № 1 к Приказу № 975).
Для выполнения кадастровых работ целесообразно получение выписки из ЕГРН, содержащей наиболее полную информацию о характеристиках объектов недвижимости, включая описание местоположение границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей, в частности, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение № 1 к Приказу № 975). Данная выписка является своего рода аналогом представлявшейся до 1 января 2017 г. кадастровой выписки об объекте недвижимости.
При выполнении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельных участков или образованием земельных участков из земель, находящихся в государственной иди муниципальной собственности, в том числе при перераспределении земельного участка и земель, по мнению Департамента недвижимости, в случае необходимости выявления правообладателей смежных земельных участков целесообразно использовать кадастровый плана территории.
Однако, кадастровый план территории при наличии сведений о местоположении границ всех земельных участков и контуров всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в кадастровом квартале, не содержит сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей. Отсутствие достоверной информации о наличии частей объекта недвижимости и их границах может привести к неверным результатам кадастровых работ, и как следствие, к приостановлению учетно-регистрационных действий органа регистрации прав по причине несоответствия сведений об объекте, указанных в межевом или техническом плане сведениям из ЕГРН.
«Относительно необходимости выполнения измерений для определения площади объекта индивидуального жилищного строительства»
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступает в силу с 1 января 2017 г. за исключением отдельных положений, далее – Закон № 218-ФЗ) сведения о здании, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке и площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Статьей 70 Закона № 218-ФЗ определены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. Так согласно части 7 статьи 70 Закона № 218-ФЗ сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Принимая во внимание, что понятие «здание» является общим по отношению к частному понятию «объект индивидуального жилищного строительства», — сведения о площади указываются в техническом плане здания (объекта индивидуального жилищного строительства) на основании произведенных кадастровым инженером измерений, что следует из части 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
§ 3. Порядок кадастрового учета. Кадастровая деятельность
Для
осуществления кадастрового учета
необходимо предусмотренное законом
основание, а именно заявление о кадастровом
учете (по определенной законодательством
форме) и соответствующие документы.
Формы
заявлений утверждены Приказом Минюста
РФ от 20.02.2008 N 34:
—
форма заявления о постановке на
государственный кадастровый учет
объекта недвижимости – заявление по
данной форме в орган кадастрового учета
может быть представлено в форме документа
на бумажном носителе или в форме
электронного документа. Заявление,
представленное в форме электронного
документа, заверяется электронной
цифровой подписью заявителя.
Заявление
на бумажном носителе оформляется на
стандартных листах формата А4. При
недостатке места на одном листе для
размещения реквизитов заявление может
оформляться на двух и более листах.
На
каждом листе указывается его порядковый
номер. Нумерация листов осуществляется
по порядку в пределах всего документа
арабскими цифрами.
На каждом листе также
указывается общее количество листов,
содержащихся в заявлении.
Заявление
оформляется на один объект недвижимости.
Оформление одного заявления для
постановки на государственный кадастровый
учет нескольких объектов недвижимости
допускается, если в результате
преобразования одновременно образовано
несколько объектов недвижимости;
—
форма заявления о государственном
кадастровом учете изменений объекта
недвижимости – данное заявление
оформляется на бумажном носителе,
оформляется на стандартных листах
формата А4. Требования к заполнению
данной формы заявления аналогичны
требованиям к заполнению предыдущей
формы;
—
форма заявления о снятии с государственного
кадастрового учета объекта недвижимости
– оно также оформляется на бумажном
носителе. В заявлении указывается
требуемое количество экземпляров
кадастровой выписки об объекте
недвижимости, но не более 5 экземпляров.
- Если
информация об изменении предусмотренных
статьей 16 Федерального
закона «О
государственном кадастре недвижимости»
сведений (в частности, адреса, сведений
о вещных правах; об обладателях этих
прав; об ограничениях (обременениях)
вещных прав; о лицах, в пользу которых
установлены такие ограничения; о
кадастровой стоимости объекта
недвижимости; сведения о лесах, водных
объектах, категории земель, к которой
отнесен земельный участок; разрешенном
использовании; назначении здания
(нежилое здание, жилой дом или
многоквартирный дом); назначении
помещения (жилое помещение, нежилое
помещение); виде жилого помещения)
поступила в орган кадастрового учета
в порядке информационного взаимодействия,
кадастровый учет осуществляется на
основании поступивших соответствующих
документов. - Если
в порядке информационного взаимодействия
поступили документы об изменении
сведений, касающихся адреса объекта
недвижимости, кадастровой стоимости,
категории земель, к которой отнесен
земельный участок, его разрешенном
использовании, назначения здания
(нежилое здание, жилой дом или
многоквартирный дом), а также помещения
(жилое помещение, нежилое помещение),
то орган кадастрового учета в срок не
более чем 5 рабочих дней со дня завершения
кадастрового учета направляет уведомление
об осуществленном кадастровом учете
по почтовому адресу и (или) адресу
электронной почты правообладателя
указанного объекта недвижимости. - Если
же в государственном кадастре недвижимости
сведений отсутствуют сведения об адресе
правообладателя указанного объекта
недвижимости, то уведомление направляется
по почтовому адресу этого правообладателя
в соответствии с кадастровыми сведениями
о вещных правах на объект недвижимости
и об обладателях этих прав в объеме
сведений, которые содержатся в Едином
государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним
(при наличии таких кадастровых сведений). - Кадастровый
учет осуществляется в связи с постановкой
на учет объектов недвижимости, с
изменением характеристик объектов
недвижимости, со снятием их с учета. - Также
в кадастр могут вноситься иные
предусмотренные настоящим Федеральным
законом сведения. - В
статье 20 Федерального
закона «О
государственном кадастре недвижимости»
приведен перечень заинтересованных
лиц, которые вправе обратиться в орган
кадастрового учета с соответствующими
заявлениями о проведении кадастрового
учета.
Подача
заявления является обязательной, так
как это предусмотрено в п. 2 ст. 16 указанного
Закона.
В соответствии с ней постановка
на учет и снятие с учета объекта
недвижимости, а также кадастровый учет
в связи с изменением уникальных
характеристик объекта недвижимости
или любых предусмотренных законом
сведений осуществляются на основании
представляемых в орган кадастрового
учета заявления о кадастровом учете и
необходимых для осуществления такого
учета документов.
- Заявители
могут обратиться в орган кадастрового
учета лично либо предоставить
соответствующие полномочия своему
представителю. - По
общему правилу, изложенному в комментируемом
пункте, представители могут действовать
на основании: - —
нотариально удостоверенной доверенности
– согласно ст. 185 ГК РФ доверенность –
это письменное уполномочие, выдаваемое
одним лицом другому лицу для
представительства перед третьими
лицами;
В законодательство внесены изменения, касающиеся комплексных кадастровых работ
Согласно требованиям пункта 10 части 2 статьи 29.1 Федерального закона №221 «О кадастровой деятельности» специалист обязан один раз в три года проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, в одной из организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Выбор образовательной организации осуществляет сам кадастровый инженер.
Необходимо отметить, что образовательная программа должна соответствовать требованиям Приказа № 541 от 24 августа 2016 года «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области кадастровой деятельности» (скачать).
Если у инженера есть высшее образование, но не по той специальности, которая указана в Перечне, то он должен получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.
Скачать Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.04.2018 г. № 229 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, и о признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 29 июня 2016 г. № 413 и пункта 1 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России в сфере кадастровой деятельности, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 г. № 578»
Современная научно-технологическая академия проводит обучение специалистов по программам дополнительного профессионального образования «Кадастровая деятельность» с 2013 года. За это время у нас прошли курсы переподготовки и повышения квалификации, а также подготовились к аттестации более 200 кадастровых специалистов. Для справки: По состоянию на 2016 год в реестре кадастровых инженеров состояло до 35 000 специалистов.
Перечень образовательных программам в СНТА по специальности «Кадастровый инженер»
В июне 2019 года президент РФ В.В. Путин подписал указ об упрощении кадастровых работ, который вступает в свою силу по истечении срока в девяносто дней. Основные положения, предусмотренные в данном указе:
• Вводится возможность проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (если разработка и утверждение такого проекта не требуется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации).
• Определяются обязанности проведения комплексных кадастровых работ для земельных участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, а также в отношении лесного хозяйства.
• Устанавливается порядок выявления самовольного занятия земельных участков, а также порядок уточнения границ земельных участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.
• Расширяется перечень реестровых ошибок в сведениях реестра, которые могут быть устранены кадастровым государственным реестром самостоятельно.
• Исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ.
Данное изменение затрагивает только комплексные кадастровые работы, для осуществления которых теперь возможно избежать некоторых трудностей. Указ об упрощении кадастровой деятельности затрагивает два действующих закона: «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно данным Росреестра, нередко площадь фактически используемой территории превышает указанную в Едином государственном реестре недвижимости более, чем на десять процентов (является минимальным размером). Новый указ позволяет владельцам оформить право собственности на получение данных излишков участка, а также обеспечить на них справедливое налогообложение и избежать незаконного использования территорий.
Стоит учитывать тот факт, что комплексные кадастровые работы в основном касаются объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Поправки к законодательству позволяют существенно сэкономить бюджетные деньги и не тратить время на составление технического/межевого плана на объект (за исключением некоторых территорий – например, застроенных многоквартирными домами).
Обычно заказчиками комплексных кадастровых работ выступают органы государственной и местной власти. Поправки к законодательству позволяют им получить право на бесплатное оформление технического паспорта (основного документа, который определяет право собственности и фиксирует ключевые особенности данного участка/сооружения), а также оценочной и прочей документации, необходимой для постановки объекта на учет в государственный кадастровый орган или внесения необходимых изменений.
Также Указ президента РФ прописывает правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра. Основной целью постановления было прекратить незаконное использование участков, не находящихся в чьей-либо собственности, а также повысить эффективность управления территориями и сократить количество споров относительно земельных участков и недвижимого имущества. Данный указ вступает в силу по истечении девяноста дней с момента подписания.
Какими законами руководствуется кадастровый инженер
С 1 января будущего года статья 9 закона № 237-ФЗ начнет действовать в новой редакции. Росреестр будет наблюдать (без осуществления плановых проверок) за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не предупреждать, выявлять или пресекать нарушения правил государственной кадастровой оценки, как это записано сейчас в законе. Кроме того, с 01.01.2021 года вступит в силу и новая редакция статьи 14, зафиксировавшая факторы, влияющие на расчет кадастровой стоимости. Таковыми считаются местоположение и год постройки здания, материал стен, серия МКД, состояние здания (ветхое, аварийное), расположение недвижимости в зоне с особыми условиями использования территории и т.д. Эта же статья описывает алгоритм действий бюджетного учреждения при определении стоимости и подготовки отчета об оценке.
Ну и наконец, законодатель упростил рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, сделанных при определении кадастровой стоимости (ст. 21 закона № 237-ФЗ). Новая норма вводит пятилетний срок на подачу обращений, дает возможность направить заявление об исправлении ошибки всем юридическим и физическим лицам, а не только тем, чьи интересы нарушены неточностью, сокращает с 60 до 45 дней срок исправления ошибки по заявлению и т.д.
Постановление правительства — это не законодательный акт, но сказать о нем следует, так как этот документ регулирует правоотношения в сфере противопожарной безопасности объектов недвижимости и затрагивает интересы собственников, нанимателей и арендодателей. С 1 января вступают в силу новые правила противопожарной безопасности, утвержденные постановлением правительства № 1479. Эти правила запретили хранить мебель и имущество не только на чердаках и технических этажах, но и в цоколях и подпольях. Запрет остеклять лоджии и балконы, ведущие к лестничным клеткам, дополнился запретом устанавливать на таких балконах жалюзи. Кроме того, Правила запретили пользоваться не только неисправными газовыми приборами, но и всеми подобными устройствами, не прошедшими техобслуживания, а также парковать машины на колодцах пожарных гидрантов и в местах вывода на фасад здания патрубков для подключения пожарной техники.
По состоянию на ноябрь 2020 года в Думе находятся несколько проектов, которые примут в конце этого или течение следующего года. Например, Госдума работает над проектом № 962484-7. Этот нормативный акт внесет очередные изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Государство снимет ограничения на размер машино-мест, запретит создание сайтов-посредников для получения сведений из ЕГРН и т.д.
В 2021 году вступят в силу поправки в ЖК РФ. Так, с июля 2021 г. можно будет проводить общее собрание собственников в МКД с помощью ГИС ЖКХ. По крайне мере до 01.07.2021 г. ответственные службы обязаны обеспечить такую возможность (ст. 4 закона № 156-ФЗ). Кроме того, законодатель наконец-то уточнил категории граждан, которым власти откажутся выплатить субсидии и компенсации на оплату услуг ЖКХ. Сейчас статьи 159 и 160 отказывает в предоставлении выплат субъектам, имеющим задолженность. Однако это расплывчатое и некорректное определение. Поэтому с 01.01.2021 года вступит в силу уточненная редакция статьи, определяющая, что субсидии и компенсации не получат граждане, в отношении которых вступило в силу судебное решение о взыскании задолженности по оплате услуг ЖКХ, возникшей в течение последних трех лет.
С 1 января будущего года статья 9 закона № 237-ФЗ начнет действовать в новой редакции. Росреестр будет наблюдать (без осуществления плановых проверок) за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не предупреждать, выявлять или пресекать нарушения правил государственной кадастровой оценки, как это записано сейчас в законе. Кроме того, с 01.01.2021 года вступит в силу и новая редакция статьи 14, зафиксировавшая факторы, влияющие на расчет кадастровой стоимости. Таковыми считаются местоположение и год постройки здания, материал стен, серия МКД, состояние здания (ветхое, аварийное), расположение недвижимости в зоне с особыми условиями использования территории и т.д. Эта же статья описывает алгоритм действий бюджетного учреждения при определении стоимости и подготовки отчета об оценке.
Ну и наконец, законодатель упростил рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, сделанных при определении кадастровой стоимости (ст. 21 закона № 237-ФЗ). Новая норма вводит пятилетний срок на подачу обращений, дает возможность направить заявление об исправлении ошибки всем юридическим и физическим лицам, а не только тем, чьи интересы нарушены неточностью, сокращает с 60 до 45 дней срок исправления ошибки по заявлению и т.д.
Постановление правительства — это не законодательный акт, но сказать о нем следует, так как этот документ регулирует правоотношения в сфере противопожарной безопасности объектов недвижимости и затрагивает интересы собственников, нанимателей и арендодателей. С 1 января вступают в силу новые правила противопожарной безопасности, утвержденные постановлением правительства № 1479. Эти правила запретили хранить мебель и имущество не только на чердаках и технических этажах, но и в цоколях и подпольях. Запрет остеклять лоджии и балконы, ведущие к лестничным клеткам, дополнился запретом устанавливать на таких балконах жалюзи. Кроме того, Правила запретили пользоваться не только неисправными газовыми приборами, но и всеми подобными устройствами, не прошедшими техобслуживания, а также парковать машины на колодцах пожарных гидрантов и в местах вывода на фасад здания патрубков для подключения пожарной техники.
По состоянию на ноябрь 2020 года в Думе находятся несколько проектов, которые примут в конце этого или течение следующего года. Например, Госдума работает над проектом № 962484-7. Этот нормативный акт внесет очередные изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Государство снимет ограничения на размер машино-мест, запретит создание сайтов-посредников для получения сведений из ЕГРН и т.д.
Приказы Министерства экономического развития РФ:
- № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» от 08.12.2015;
- № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» от 18.12.2015;
- № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» от 20.11.2015;
- № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории…» от 27.11.2014;
- № 650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории…» от 23.11.2018;
- № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» от 01.03.2016;
- № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков» от 03.08.2011;
- № 157 «Об утверждении формы декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений» от 21.03.2016;
- № 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места» от 07.12.2016.
Также отметим некоторые Постановления Правительства РФ и Приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. На данные документы также необходимо обращать внимание при выполнении кадастровых работ.
ЭТАП №2 – Мифическое национальное объединение.
Читаем. «Статья 303. Национальное объединение. 6. Национальное объединение обязано:
1) проводить экзамен в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, а именно: «4. Проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением. Экзамен проводится в форме тестирования с применением автоматизированной информационной системы, проектирование и внедрение которой осуществляются национальным объединением. Экзамен принимается комиссией, формируемой национальным объединением (далее — комиссия). Порядок проведения экзамена, формирования и работы комиссии, в том числе порядок обжалования результатов экзамена, устанавливается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Вопросы тестовых заданий разрабатываются и утверждаются национальным объединением в соответствии с программой экзамена, утвержденной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и размещаются на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня с даты их утверждения. За прием экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются национальным объединением». Все возложено на национальное объединение, о котором в той же статье 30 сказано:
«2. Национальным объединением признается некоммерческая организация, которая создана саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров, зарегистрирована в государственном реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и членами которой являются более пятидесяти процентов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров». Вот здесь и вторая собака зарыта, а может и лев. Получается, что национальное объединение может быть и не создано в принципе, поскольку в него не захотят вступить более половины саморегулируемых организаций. Сейчас таких организаций, где более 700 членов, две. Обе организации находятся в Москве, и имеют принципиальные разногласия по деятельности национального объединения. Пусть и договорятся, хотя не сразу, но прочитайте еще раз статью 4, чуть выше. Это только небольшая часть того, что должно сделать национальное объединение. Его надо зарегистрировать, а значит провести собрание, выбрать учредителей, утвердить устав, снова собрание, создать органы управления, собрать взносы, разработать положения и т. д. Уйдет год, как минимум, пока будут созданы предпосылки для появления стажеров, которые через два года смогут претендовать на кадастрового инженера.
ЭТАП №4. Изнурительная стажировка.
«Статья 29. Кадастровый инженер
2. Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:
3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ (далее — стажировка)».
И так, 2 года в подмастерьях у кадастрового инженера, отчеты, затем экзамен в национальном объединении, о котором мы уже писали, что его может и не быть. Кто платит за стажировку, которая проходит при СРО? По закону – работодатель, он заинтересован, но будет ли он вкладывать деньги в новых кадастровых инженеров? Какими гарантиями этот работодатель должен связать себя с будущим кадастровым инженером, чтобы тот остался работать у него надолго и окупить затраты? Но впереди сдача квалификационного экзамена, тоже платить, и если кадастровый инженер не сдает? Раньше все просто, кадастровые инженеры делали все сами, думали, предполагали, и учились, и сдавали. А тут стоп, все будет делать работодатель, свободное воспроизводство закончилось, кадастровых инженеров будет столько, сколько надо работодателю, государству. Избытка не будет, конкуренции тоже.
Собственник будет вправе получить информацию о том, кто прописан в его помещениях
Как это ни странно, но сегодня владелец жилья официально не обладает правом запросить органы МВД о том, кто зарегистрирован в его помещении, без согласия этих зарегистрированных лиц. Закон РФ № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 года не включает собственника жилья в круг лиц, имеющих право получить из органов МВД адресно-справочную информацию о гражданах, зарегистрированных в его квартире или доме без их согласия. Федеральный закон № 304-ФЗ от 14.07.2022 года исправил этот недочет. С 1 января 2023 года собственник помещения сможет запросить органы МВД о гражданах, проживающих в его помещениях без их согласия. Это представляется важным для граждан, утративших возможность владеть и пользоваться своими объектами.
Субъекты, осуществляющие кадастровую деятельность
Кадастровую деятельность осуществляют кадастровые инженеры, которые должны иметь профессиональный квалификационный аттестат, а также состоять членом одной из саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.
Форма осуществления кадастровой деятельности выбирается каждым инженером самостоятельно:
Это может быть работа в качестве индивидуального предпринимателя. В данном случае инженер, который зарегистрирован в качестве ИП, осуществляет деятельность по своему усмотрению, однако должен являться членом одной из саморегулируемых организаций в сфере выполнения кадастровых работ;
Также это может быть работа в качестве инженера юридического лица. В этом статусе инженер является наемным работником организации, которая является членом саморегулируемой организации. Результат кадастровой работы, выполненной инженером, будет утверждаться работодателем – руководителем организации.
Выбор формы осуществления кадастровой деятельности не влияет на итоговый результат – заказчик в обоих случаях получит одинаковый комплекс документов для последующей постановки участка на кадастровый учет.
Также, вне зависимости от выбранной формы деятельности, кадастровый инженер должен иметь профессиональный квалификационный аттестат.
О выборе конкретной формы кадастровой деятельности инженер должен уведомить уполномоченный орган власти субъекта РФ, выдавший ему аттестат, а также орган кадастрового учета. Также орган кадастрового учета ведет реестр кадастровых инженеров, куда вносятся все основные сведения о нем (личные данные, информация о наличии аттестата и т.д.).
Для осуществления кадастровой деятельности в качестве наемного работника инженер должен состоять в организации, имеющей в своем штате не менее двух инженеров с высшим профильным образованием, состоящей в саморегулируемой организации (СРО). Каждая СРО состоит в государственном реестре таких организаций и осуществляет общий контроль за деятельностью кадастровых инженеров.
Сведения, которые стоит принять во внимание
Российские чиновники думают над построением общего реестра апартаментов, что станет располагать данными о реестрах собственности, кадастровых картах, а также распределении земель. По новым правилам, уполномочены оформлять государственное имущество исключительно работники ЕГРН. В свою очередь, теперешние коррективы в законодательную базу РФ обещают значительно облегчить все этапы мероприятий, касающиеся оформления апартаментов.
Согласно последним новостям о федеральном законе о кадастре недвижимости 2023, передавать документацию надо в традиционном и электронном виде. Получать бумаги обязаны только трудоустроенные в Госреестре, а это учреждение станет работать над документацией. Информация, поданная на электронных носителях, заносится в предназначенный для этих целей сайт по оказанию госуслуг.
Обзор изменений законодательства о кадастровой деятельности
Вся недвижимость: Есть несколько случаев, когда во внесении изменений заявителю откажут на 100%. При этом ему обязаны в письменном виде направить мотивированный отказ. Если заявитель не согласен с подобной позицией, он имеет право оспорить данное решение в судебном порядке. Однако чаще отказ предполагает повторное обращение, после устранения неточностей. Оснований, чтобы отказать заявителю много, и они могут быть весьма существенны. Например, заявителем оказалось неуполномоченное лицо или его полномочия были оформлены неправомерным образом. Пакет поданных документов неполный, либо же оформлены они неверно, допущены ошибки, которыми, согласно закону, пренебречь нельзя. Есть и довольно неприятная для заявителя причина. Она подразумевает, что внесение изменений в кадастр невозможно, так как подобные действия будут расценены как нарушение российского законодательства.
Нередки ситуации, при которых объект недвижимости снимают и тут же снова ставят на учет. Вероятность такого развития событий велика, если процедура охватывает несколько объектов или изменения носят глобальный характер. Если при сдаче объекта обнаружилось, что на определенную квадратуру увеличилась его площадь, то процедура ничем не отягчается. Просьбу собственника о внесении изменений удовлетворяют в обусловленные законодательством сроки. Но есть и другая ситуация. К зданию достроили еще одну часть, которая служит магазином, котельной, продолжением здания и т.п. В этом случае целесообразно старую постройку с учета не снимать, а новую поставить через оформление реконструкции.
Касаемо сооружений, зданий и помещений в кадастр обращаются, если поменялись технические характеристики объекта: его этажность, конфигурация, площадь, для строительства наружных стен применен отличный от зафиксированного материала. Также необходимо отобразить изменение адреса (или первичное присвоение), местоположения, наименования, назначения здания, степень его готовности. Чаще изменения возникают после завершения строительных работ, ведь ряд сделок, например, договора переуступки или долевого участия, фиксируются в Росреестре еще до появления недвижимости как таковой. После завершения работ необходимо внести корректировки. Это обязательная для выполнения процедура.
Срок, в который работники Кадастра обязаны внести изменения, не превышает 18 дней. Если документы подавались через МФЦ, то к этому сроку нужно добавить 2-3 дня — столько потребуется, чтобы передать документы из одного учреждения в другое. Если изменения касаются адреса или местоположения объекта, их вносят за 3-5 дней. Сроки регулируются ФЗ-221. Возможно ускорение сроков, но у наших кадастровых инженеров это оплачивается дополнительно.
- ГКН
- внесение изменений
- кадастровый учет
[ФЗ «О кадастровой деятельности»] [Глава 4]
1. Кадастровым инженером признаётся физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
2. Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:
- 1) наличие гражданства Российской Федерации;
- 2) наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;
- 3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ (далее — стажировка);
- 4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности (далее — экзамен);
- 5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;
- 6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
- 7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера, отвечающего установленным статьёй 29.2 настоящего Федерального закона требованиям;
- 8) отсутствие ограничений, предусмотренных частями 19 и 20 настоящей статьи.
3. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров не вправе предъявлять к физическим лицам, претендующим на вступление в такую саморегулируемую организацию, требования, кроме тех, что установлены частью 2 настоящей статьи.
4. Проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением. Экзамен проводится в форме тестирования с применением автоматизированной информационной системы, проектирование и внедрение которой осуществляются национальным объединением. Экзамен принимается комиссией, формируемой национальным объединением (далее — комиссия). Порядок проведения экзамена, формирования и работы комиссии, в том числе порядок обжалования результатов экзамена, устанавливается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Вопросы тестовых заданий разрабатываются и утверждаются национальным объединением в соответствии с программой экзамена, утвержденной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и размещаются на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня с даты их утверждения. За прием экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются национальным объединением.
5. Информация о результатах экзамена подлежит размещению на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня со дня проведения экзамена.
В статье 29 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» впервые введена квалификация «Кадастровый инженер».
Кадастровый инженер – это физическое лицо, которое вправе осуществлять кадастровую деятельность. Кадастровый инженер обязан иметь действующий квалификационный аттестат.
До 01.01.2011 г. к кадастровым инженерам приравнивались:
-
лица, обладающие на 01.03.2008 г. правом выполнения работ по территориальному землеустройству;
-
органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, аккредитованные Роснедвижимостью;
-
лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству.
Законом предусмотрены три обязательных условия, при которых физическое лицо может претендовать на получение квалификационного аттестата:
-
имеет гражданство Российской Федерации;
-
имеет среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;
-
не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2009 г № 34 утвержден перечень специальностей среднего профессионального образования, полученных физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца.