Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пять простых шагов, чтобы организовать охрану труда с нуля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В современных экономических условиях проблема охраны труда или безопасности условий труда работников приобрела первостепенное значение. Она достаточно актуальна и остра как для организаций (в том числе воинских частей и военных организаций), использующих труд наемных и иных работников в своей хозяйственной деятельности, так и для государства, осуществляющего правовое регулирование условий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
За последние 10 лет в Российской Федерации принято множество нормативных правовых актов в области охраны труда. Основополагающим среди них является Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 425), который пришел на смену Основам законодательства Российской Федерации об охране труда от 1993 г. Ожидается, что действенная реализация этого Закона и других подзаконных актов в полном объеме органами исполнительной власти, и прежде всего предприятиями и организациями всех форм собственности, позволит переломить неблагополучную тенденцию в работе по охране труда и добиться позитивных сдвигов в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на производстве.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Приведенное общее понятие охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Кроме этого, охрана труда с учетом данного определения предполагает рассмотрение данной проблемы в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом и, наконец, в правовом аспекте, который образует правовую охрану труда.
Правовая охрана труда как институт трудового права представляет собой систему правовых норм, непосредственно направленных на создание таких условий труда, которые обеспечивают сохранение в процессе труда жизни и здоровья работников, и обязательных для выполнения всеми субъектами трудовых правоотношений.
Запросите в отделе кадров штатную расстановку. По ней составьте список работников, которых нужно направить на обучение в учебный центр. В этот список войдут руководители и специалисты, на которых впоследствии возложите обязанности по охране труда. Например, директор, руководители подразделений, технические руководители, главные специалисты, а также сотрудники, которые выдают наряды-допуски, проводят стажировку, занимаются осмотром инструмента (п. 2.3.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок № 1/29). Составьте приказ о направлении работников на обучение в учебный центр.
После того как руководители работ пройдут обучение, назначьте их приказом ответственными за проведение инструктажей на рабочем месте по подразделениям соответственно. Остальных сотрудников, которые не войдут в список, обучайте в своей организации внутренней комиссией. Назначьте ее приказом, а регламент работы пропишите в положении о СУОТ. Специалист по охране труда также проходит обучение в установленном порядке. В первый год может не проходить, если имеет непрерывный стаж работы пять лет (пп. 1.5–1.6 Порядка № 1/29).
Осмотрите территорию предприятия, выявите недочеты. Например, работники не используют СИЗ, места проведения опасных работ не ограждены, отсутствуют разметка и предупредительные знаки, территория плохо освещена. Все, что вы заметите при визуальном осмотре, — потенциальный несчастный случай, поэтому постарайтесь устранить подобные нарушения как можно скорее.
Пример. Специалист по охране труда заметил, что при выходе из цеха № 13 три дня подряд скользкие ступеньки. Чтобы предотвратить потенциальный несчастный случай в организации, постелили резиновый коврик и поставили предупреждающий знак «Осторожно: скользкая поверхность!»
В организации нужно проводить оценку профессиональных рисков (ст. 209, 212 ТК). На данный момент нет четких требований, как именно работодатель должен организовать управление профрисками, поэтому порядок процедуры и методы определяют на локальном уровне. Оценка рисков входит в компетенции специалиста по охране труда на основании профстандарта (профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утв. приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н).
Оценку рисков проводит оценочная группа, в ее состав входит не только служба охраны труда, но и представители других отделов. Это комплексная процедура, объясните работодателю, что участвовать в ней должны линейные руководители, работники производственно-технического отдела и представители трудового коллектива.
Качественная оценка профессиональных рисков и корректирующие мероприятия после нее помогут снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Кроме того, важно научиться оценивать риски, так как это основная процедура, вокруг которой законодатели планируют выстроить охрану труда будущего.
После того как вы оцените весь масштаб своей работы, составьте поэтапный план. Распределите свою работу на четыре квартала. Если придет инспектор ГИТ, он увидит ваш план и поймет, что работа по охране труда уже началась. Штраф будет, но правонарушение не будет признано длящимся и вы не понесете ни дисциплинарную, ни административную ответственность.
Ответственность за нарушение охраны труда
Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).
Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)
Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)
Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Нормы, предусматривающие организацию охраны труда гражданского персонала
Состояние условий и охраны труда гражданского персонала во многом зависит от организации охраны труда. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о причинах несчастных случаев, связанных с производством в Вооруженных Силах в 1996 — 1997 гг. Согласно этим данным значительная доля указанных несчастных случаев обусловлена неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей по осуществлению разного рода организационных мероприятий в области охраны труда. Причем эта доля имеет тенденцию к увеличению1. На состояние условий и охраны труда отрицательно влияют недостатки в организации деятельности по охране труда, в проведении мероприятий организационного характера, наличие нерешенных проблем в области организации охраны труда. Как отмечается в ФЦП, неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда во многом связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, не на должным уровне находится система обучения работников безопасным приемам работы. Изложенное свидетельствует о большом значении организационных мероприятий по охране труда для состояния условий и охраны труда. На проведение указанных мероприятий существенное влияние оказывают нормы права. Поэтому целесообразно рассмотреть нормы, предусматривающие организацию охраны труда гражданского персонала.
В соответствии с частью і ст. 8 Основ отраслевые министерства и ведомства обязаны создавать службы охраны труда.В целях исполнения Основ в Вооруженных Силах пунктом 2 приказа Министра обороны 1993 г. № 602 «О мерах по исполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» предписано создать службу охраны труда Вооруженных Сил в составе УТЗП1. Однако, до настоящего времени в Вооруженных Силах стройной и сильной системы органов управления охраной труда гражданского персонала не создано. Процесс их создания имеет недостаточно организованный характер. Создание указанных органов в настоящее время во многом зависит от наличия возможностей для их создания, прежде всего-финансовых. Имеющаяся система органов управления охраной труда в Вооруженных Силах неоднородна. Так, в УТЗП действует отдел охраны труда, в видах Вооруженных Сил- службы охраны труда, группы и отделы охраны труда и техники безопасности, в главных и центральных управлениях Министерства обороны-гругты, отделы и отделения охраны труда, в некоторых округах- отделения охраны труда. Органы управления охраной труда гражданского персонала действуют, как правило, в составе органов управления по труду и заработной плате. Например, в ВМФ система органов управления охраной труда состоит из отдела охраны труда и техники безопасностив составе группы труда и заработной платы гражданского персонала ВМФ, действующего на основании положения о нем, утвержденного Главнокомандующим ВМФ 8 мая 1998 г., инженеров охраны труда ВМФ на флотах, Ленинградской воєнно- морской базе и Каспийской флотилии. Очевидно, что настоятельно необходимо упорядочить процесс создания системы органов управления охраной труда гражданского персонала. Однако этим проблема создания последних не исчерпывается. Необходимо решить принципиальный вопрос о том, какие именно органы в Вооруженных Силах должны ведать охраной труда гражданского персонала.
Как отмечалось, труд гражданского персонала тесно переплетается с военно-служебной деятельностью военнослужащих. Лица гражданского персонала в процессе труда в военных организациях могут быть вовлечены в сферу возможного проявления опасностей, связанных с жизнедеятельностью Вооруженных Сил. В некоторых случаях военнослужащие могут привлекаться к работе на предприятиях и в связи с этим подвергаться воздействию вредных и опасных производственных факторов. В подобных случаях деятельность по обеспечению безопасности военной службы имеет много общего с мероприятиями по охране труда. Данное обстоятельство в определенной степени нашло свое отражение в Основах. Согласно ст. 2 Основ их действие распространено, в том числе на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях. Возможны и другие случаи, когда нормы об охране труда действуют как в отношении гражданского персонала, так и в отношении военнослужащих. Например, в соответствии с Нормой № 39 снабжения специальной одеждой военнослужащих Вооруженных Сил, занятых на выполнении разных специальных работ военнослужащие, занятые на выполнении работ, не вошедших в данную норму, обеспечиваются специальной одеждой применительно к нормам бесплатной выдачи специальной одежды гражданскому персоналу. Причем такие нормы об охране труда действуют не только в отношении военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, то есть согласно ст. 2 Основ, но и в отношении иных военнослужащих, постоянно исполняющих обязанности военной службы в военных организациях. То есть, при определенных условиях нормы об охране труда могут действовать как в отношении лиц гражданского персонала, так и в отношении военнослужащих. С учетом изложенного, вряд ли является плодотворным раздельное решение взаимосвязанных задач обеспечения безопасности военной службы и охраны труда гражданского персонала, как в концептуальном, так и в структурном плане. Необходимо в комплексе решать данные задачи.
III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (помещениям, площадкам и участкам работ)
35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).
36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.
37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.
38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.
39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.
40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:
- Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
- Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
- Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
- По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
- Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.
41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.
42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.
43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.
V. Общие требования охраны труда при проведении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования в строительном производстве
89. Для предупреждения воздействия на работников вредных производственных факторов (неблагоприятного микроклимата, шума, вибрации, пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны) необходимо:
- Определить участки работ, на которых могут возникнуть вредные производственные факторы, обусловленные технологией и условиями выполнения работ
- Определить средства защиты работников
- Предусматривать при необходимости специальные меры по хранению опасных и вредных веществ
90. При проведении строительного производства с применением строительных машин, механизмов или иного технологического оборудования необходимо предусматривать:
- Выбор типов машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ
- Вероприятия, ограничивающие зону действия машин для предупреждения возникновения опасной зоны в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы машин
- Особые условия установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре
91. Ввод в эксплуатацию стационарного технологического оборудования, установленного на строительных площадках (бетонных или растворных заводов, строительных подъемников, компрессорных станций и тому подобное), производится совместным решением работников, ответственных за обеспечение охраны труда при проведении строительных работ на данной площадке и безопасную эксплуатацию данного вида оборудования.
92. Включение (запуск) и эксплуатация транспортных средств, строительных машин, технологического оборудования и других средств механизации должны производиться работником, за которым они закреплены, имеющим право управления этим средством.
Оставлять без надзора транспортные средства, строительные машины, технологическое оборудование и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем запрещается.
93. Перед началом выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в которых возможно появление опасного газа, в том числе в емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды.
При появлении опасных газов производство работ в данном месте следует приостановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) и (или) работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.
94. Запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами, а также строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, производственные отходы для повторной переработки и использования, лом черных и цветных металлов (металлолом) без ознакомления с инструкциями по их применению.
95. При хранении материалов, содержащих вредные или взрывоопасные растворители, должны быть исключены риски возникновения возгорания и выделения вредных веществ.
96. Перед проведением технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и механизмов они должны быть приведены в состояние, при котором исключена возможность самопроизвольного включения и приведения их в действие. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен. Приводные ремни должны быть сняты с рабочих шкивов, под пусковые педали поставлены соответствующие подкладки.
При проведении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы оборудования или транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения.
Ремонт оборудования и механизмов во время их работы запрещается.
97. Снимаемые при ремонте части оборудования должны устойчиво размещаться на специально отведенных местах. Круглые детали следует укладывать с применением упоров.
Съем узлов и деталей станка необходимо производить с применением специальных приспособлений и устройств.
98. Работы на высоте, в том числе с применением средств механизации, оснастки, приспособлений и средств подмащивания (электротали, домкраты, грузовые лебедки, люльки, подмости, передвижные леса, лестницы, стремянки), переносных ручных машин и инструмента (электродрели, электропилы, рубильные и клепальные пневматические молотки, кувалды, ножовки и другие), должны производиться в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №26, ст.3528).
Работники, эксплуатирующие средства механизации, оснастку, приспособления, средства подмащивания, переносные ручные машины и инструмент до начала работ должны быть обучены безопасным методам и приемам работ с их применением в соответствии с требованиями охраны труда, инструкций изготовителей и инструкций по охране труда, разработанных работодателем.
99. Лебедки, применяемые для перемещения подъемных подмостей и устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки.
Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.
100. Поверхность грунта, на которую устанавливаются средства подмащивания, должна быть спланирована (выровнена и утрамбована) с обеспечением отвода с нее поверхностных вод. В тех случаях, когда невозможно выполнить эти требования, средства подмащивания оборудуются регулируемыми опорами для обеспечения горизонтальности установки или временными опорными сооружениями, обеспечивающими горизонтальность установки средств подмащивания.
101. Средства подмащивания, расположенные в непосредственной близости от проездов транспортных средств, должны быть ограждены отбойными брусами.
102. Подвесные лестницы и площадки, применяемые для работы на конструкциях, должны устанавливаться и закрепляться на монтируемые конструкции до подъема последних.
103. Места установки приставных лестниц на участках движения транспортных средств или людей надлежит на время производства работ ограждать или охранять.
Строительные леса и другие средства подмащивания с площадками, огражденными перилами, следует применять при проведении работ:
- Около и над вращающимися работающими машинами, транспортерами
- С использованием ручных машин и порохового инструмента
- Газосварочных и электросварочных работ
- По натяжению проводов и поддержанию на высоте тяжелых деталей
Комментарий к статье 11 ТК РФ
В комментируемой статье уточняется сфера действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, дано соотношение общих и специальных норм, единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.
В ч. 1 комментируемой статьи указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет об отношениях, определенных ст. 1 ТК. Соответственно, трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (ст. ст. 15, 16 ТК), а также на участников (стороны) отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Часть 2 настоящей статьи определяет, что они применяются к другим отношениям при условии, что связаны с использованием личного труда, если в ТК или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ч. 7 коммент. статьи).
Согласно ч. 6 комментируемой статьи особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только ТК. В разд. XII ТК содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41), работников, не достигших 18 лет (гл. 42), руководителя организации (гл. 43), лиц, работающих по совместительству (гл. 44), и др.
В ч. 3 настоящей статьи установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при вступлении ими в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения (см. ч. ч. 3 — 5, 7 — 10 ст. 20 ТК).
Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства либо с участием международных организаций и иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и двусторонние соглашения.
Указанные акты действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) , которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона). Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 19.07.2011)) , быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 11.07.2011) установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешительном порядке.
——————————— СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 2. Ст. 361; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, ст. 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, ст. 2321; N 27. Ст. 3880; N 30 (ч. 1). Ст. 4590. СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519; N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 46. Ст. 5557; N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 29. Ст. 3625; 2010. N 27. Ст. 3425; N 48. Ст. 6246; 2011. N 23. Ст. 3253; N 25. Ст. 3534; N 30 (ч. 1). Ст. 4590, ст. 4596. СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285; 2007. N 49. Ст. 6071; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3589; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3636; 2010. N 21. Ст. 2524; N 31. Ст. 4198; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 13. Ст. 1689; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4291.
Комментируемая статья определяет сферу действия общих и специальных норм, закрепленных ТК и иными актами. Соотношение общих и специальных норм проявляется в распространении общих норм на всех работников, а специальных норм — на отдельные категории работников, особенности регулирования трудовых отношений которых связаны с характером и условиями труда или обусловлены иными факторами, указанными в ст. ст. 251, 252 ТК. Таким образом, в комментируемой статье выражено сочетание и соотношение единства и дифференциации правового регулирования труда (см. разд. XII ТК).
В последней части комментируемой статьи определены лица, не являющиеся работниками, вступившими в трудовые отношения, при этом если они не являются работодателями, то трудовое законодательство и указанные акты на них не распространяются. К ним отнесены: военнослужащие, при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор согласно ст. 281 ТК); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
Организация охраны труда с нуля
Разработать систему охраны труда в организации может только опытный специалист, который не один год работает по профессии. Если доверить это дело новичку, не исключены ошибки, которые могут стоить человеческих жизней.
На какие основные законы опираться при разработке системы:
- Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы ОТ».
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О СОУТ».
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Перечень локальных нормативных актов по охране труда (законодательный минимум)
Мероприятия по ОТ | Какие локальные акты нужно разработать работодателю |
---|---|
Функционирование Системы управления охраной труда | |
1 | Положение о системе управления охраной труда. Положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя может содержать следующие разделы (подразделы): а) общий порядок обеспечения функционирования СУОТ; б) порядок разработки и реализации процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда; в) планирование и исполнения мероприятий по охране труда; г) контроль исполнения мероприятий и достижения результатов; д) мониторинг и анализ реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда; е) планирование улучшений функционирования СУОТ; ж) анализ со стороны руководства работодателя эффективности функционирования СУОТ и достижения поставленных целей по охране труда; з) управление документированной информацией СУОТ. Отдельными локальными нормативными актами по охране труда у работодателя могут быть разработаны и утверждены на основе государственных нормативных требований охраны труда: а) порядок управления профессиональными рисками; б) внутренние нормативы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; в) порядок обучения и развития компетенций по охране труда; г) распределение функциональных обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя с учетом управленческой (организационной) структуры; д) организация работы комиссии по охране труда; е) организация работы комиссии по охране труда и уполномоченных по охране труда; ж) организация работы по соблюдению требований охраны труда подрядных организаций и т.п. |
2 | Отчет о проведении оценки профрисков: а) перечень (реестр) опасностей; б) документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска; в) документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску; г) документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков. |
3 | Протокол обсуждения проекта Политики по охране труда с представительным органом работников |
4 | Отчет по мониторингу функционирования СУОТ |
5 | Предварительный Анализ состояния охраны труда |
6 | Политика в области охраны труда |
7 | Приказ об организации постов оказания первой помощи, оборудованных аптечками |
8 | Приказ, устанавливающий порядок проведения контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты |
9 | Перечень работ, при которых перерывы предоставляются в рабочее время на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно |
10 | Перечень работ, предусматривающих предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда продолжительность, а также порядок предоставления таких перерывов |
Специальная оценка условий труда | |
1 | Приказ об утверждении состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда |
2 | Порядок деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда |
3 | График проведения специальной оценки условий труда |
4 | Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда |
5 | План мероприятий по улучшению условий и охраны труда |
Медицинские осмотры (предварительные и периодические) | |
1 | Приказ об организации медосмотра |
2 | Утвержденный список лиц на медосмотр |
3 | Утвержденный поименный список на медосмотр и подтверждение его направления в медицинскую организацию |
4 | Календарный план медосмотра |
5 | Направления на медосмотр |
6 | Журнал учета направлений на медосмотр |
Обучение по охране труда | |
1 | Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте |
2 | Программа вводного инструктажа по охране труда |
3 | Инструкции по охране труда |
4 | Программы первичного инструктажа по охране труда |
5 | Программы специального обучения по охране труда |
6 | Приказ (распоряжение) о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда |
7 | Приказ об организации обучения по охране труда с календарным графиком для ознакомления работников |
8 | Протоколы проверки знаний требований охраны |
9 | Журналы регистрации инструктажей на рабочем месте |
10 | Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда |
11 | Перечень работ, профессий и должностей работников, в отношении которых проводится обучение по охране труда в обучающих организациях, а также во внутренней комиссии работодателя |
Организация работ с повышенной опасностью | |
1 | Планы производства работ |
2 | Технологические карты |
3 | Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ, о назначении ответственных руководителей работ, ответственных исполнителей работ, за утверждение ППР, за выдачу наряда-допуска, за составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, за обслуживание и периодический осмотр средств индивидуальной защиты |
4 | Журнал учета работ по наряду-допуску |
5 | Наряд-допуск на производство работ в местах действия вредных и опасных производственных факторов, акт-допуск, график совместных работ |
6 | Перечень работ, связанных с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска |
7 | Порядок проведения работ, связанных с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска |
8 | Программа первичного инструктажа на рабочем месте на каждый вид работ или на профессию |
9 | Программа обучения по охране труда на каждый вид работ или на профессию |
10 | Программа стажировки на рабочем месте |
11 | Комплект инструкций по охране труда по профессиям и должностям, комплект нормативных правовых актов по охране труда в соответствии с отраслевой спецификой |
Выдача СИЗ | |
1 | Приказ об организации работы по выдаче и уходу за СИЗ |
2 | Приказ, утверждающий нормы бесплатной выдачи |
3 | Копии сертификатов и деклараций о соответствии |
4 | Копии заключений Минпромторга о происхождении продукции |
5 | Личные карточки учета выдачи СИЗ |
Сколько действует инструкция по охране труда?
В нормативных документах срок действия ИОТ не установлен. По Методическим рекомендациям от 13.05.2004 он составляет не более пяти лет, но это не обязательное требование.
Организации электроэнергетики руководствуются п. 1.7.6 Правил технической эксплуатации в ред. приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, согласно которому инструкции пересматривают раз в три года. Прочие работодатели самостоятельно определяют, сколько будет действовать ИОТ.
Мы считаем логичным, что инструкция, разработанная по Требованиям 772н, не может «жить» дольше, чем сами Требования. Рекомендуем устанавливать срок ее действия не позднее 01.03.2028.
ИОТ подлежит досрочному пересмотру при изменении государственных нормативных требований охраны труда, правил охраны труда (п. 2 Требований 772н), а также:
- при изменении условий труда, например, по результатам СОУТ и ОПР, произошедшем несчастном случае на рабочем месте;
- при вводе нового оборудования или внедрении новой технологии;
- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве, профзаболеваний;
- по требованию представителей Роструда (п. 30 Требований).
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, в частности:
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- приобретение за счет собственных средств и выдачу работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, которые прошли в установленном законодательством порядке обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Указанные средства выдаются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, которые выполняются в особых температурных условиях или связаны с загрязнением;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
Какие обязанности по охране труда есть у подрядчика?
Общие требования содержатся в статье 751 Гражданского кодекса. Так, подрядчик в ходе проведения работ должен соблюдать требования природоохранного законодательства и обеспечивать безопасность самих работ. При этом он не вправе использовать материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, если это может привести к нарушению безопасности работ или законодательства об охране окружающей среды. Запрет распространяется и на выполнение указаний заказчика, если они могут повлечь аналогичные последствия.
Остальные обязанности подрядчика по охране труда необходимо включать в договор подряда. Это нужно сделать, чтобы разграничить ответственность за безопасность строительных работ между заказчиком и подрядчиком. Требования в договоре желательно выделить в отдельную статью. Она может включать следующие пункты:
- Подрядчик (субподрядчик) несет ответственность за выполнение необходимых мероприятий по охране труда и за безопасное производство работ.
- Подрядчик представляет заказчику (генподрядчику) приказы о назначении лиц, ответственных за: