Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок действий после ДТП если не виновен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.
Когда виновник скрылся с места аварии
По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?
- Выполнить все правила поведения при ДТП;
- Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
- Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
- Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
- Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.
Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.
Страховая заплатила мало – что делать потерпевшему?
Недостаточная сумма к возмещению по ОСАГО – пожалуй, основная проблема 2024 года в правоотношениях между страховыми и выгодоприобретателями. Это связано со многими факторами, начиная от политики СК (это, в первую очередь, бизнес), и заканчивая ценами на запчасти и неактуальными справочниками РСА.
Итак, если выплаченной по ОСАГО суммы не хватает на ремонт, рекомендуем вначале ознакомиться с копией осмотра и калькуляцией страховщика. Из этих документов вы поймёте, какие повреждения были учтены, а какие нет, сколько за них выплатила страховая и соответствует ли это реалиям. И уже отталкиваясь от этих цифр, можно планировать следующие шаги.
Чего точно не стоит делать на месте происшествия?
Часто люди совершают распространенные ошибки, которые потом приводят к проблемам со страховой компанией или в зале суда. Поэтому:
- Не влезайте в конфликт и, тем более, в драку с другим участником ДТП. Агрессивным поведением вы только усугубите ситуацию. Никто не хотел аварии. Лучше держать эмоции при себе.
- Не стоит «ударять по газам» и скрываться с места происшествия. Даже если вы не виновны. За подобные «фортели» могут даже лишить водительских прав. Мы живем в век цифровизации, поэтому вас быстро вычислят благодаря неравнодушным гражданам, регистраторам и видеокамерам.
- Когда ДТП случается на оживленной трассе, люди стараются переехать на обочину, чтобы не причинять никому неудобств. Но это неправильно, потому что отъезд противоречит ПДД. Пункт 2.5 устанавливает, что участники должны включить «аварийку», выставить знаки и зафиксировать произошедшее.
И все же, долго в таком положении автомобили оставлять нельзя, иначе вскоре случится вторая авария. На трассах люди обычно ездят со скоростью за 100 км/час, и они просто не будут успевать затормозить. Постарайтесь как можно быстрее зафиксировать аварию и отъехать на обочину для дальнейших разбирательств.
Как защитить себя от несправедливых обвинений?
Безусловно, основная битва вас будет ожидать в зале суда. Но это не значит, что в остальное время можно расслабиться. Если вы попали в неоднозначную ситуацию, проявите бдительность с самого начала:
- Если вы понимаете, что вашей вины в произошедшем нет, но вследствие обстоятельств вас легко признают виновником (например, потому что у машины заклинило руль, и вы въехали в другой автомобиль), не подписывайте никаких документов, пока в дело не будет внесена ясность. Лучше всего сразу вызвать независимую экспертизу и потребовать проверить все на месте.
- Фотографируйте все — все части автомобиля, поврежденные и неповрежденные места, осколки, тормозной путь. Лучше всего еще снять видео, где четко будет озвучена дата и время.
- Если в машине есть видеорегистратор, обязательно сохраните видео в нескольких экземплярах. Один из них передайте сотрудникам ГИБДД, один — экспертам, один — страховщику, можете еще поделиться с другим участником ДТП. Также постарайтесь найти свидетельства очевидцев, авось, у кого-то тоже есть съемка вашей аварии.
- Своими руками нарисуйте схему ДТП, указав все в деталях.
- При подписании протокола внимательно все изучите. Если какие-то места вызывают у вас сомнения или вы с ними не согласны, не стоит подписываться. Можно запросить составление протокола КоАП РФ. Если вы все равно не согласны с ним, напишите письменное возражение и опишите, в каких местах вы не согласны.
- Далее, если на вас уже составили протокол об административном правонарушении, составьте жалобу в адрес руководителя ГИБДД. Можно также привлечь другие инстанции и пожаловаться в районный суд.
- Найдите хорошего адвоката, который поможет доказать вашу невиновность. И да, если вы еще не сделали этого — привлеките экспертов. Их заключение обязательно потребуется на суде.
В особенности потребуется юридическая помощь, если вследствие ДТП вам теперь грозит уголовная ответственность. Вам нужны специалисты, которые будут взаимодействовать со следственными органами, защищать вас на суде, следить за соблюдением ваших прав в ходе расследования.
Нет свидетелей — как доказывать
Иногда вместо свидетелей выступают видеозаписи аварии. Но даже если нет свидетелей и видео, отчаиваться не надо. Если вы действительно невиновны, доказать это практически всегда можно.
Понадобится схема аварии, правильное объяснение своих действий, твёрдое знание законов и ПДД. При разборе и в суде необходимо будет подготовить вопросы к оппоненту, которые поставят его в неловкое положение и выявят неправду с его стороны, так как при ответе на них он или будет вынужден признать свою неправоту, или пытаться выдумывать что-то, что сразу заметит сотрудники ГИБДД (судья).
Дело это не простое, нужно действовать по ситуации, необходим опыт и глубокое знание нормативных актов, поэтому, на мой взгляд, полезным будет нанять адвоката, или, по крайней мере, получить консультацию.
ДТП стало причиной травм и смерти
Когда машина попала в дтп и пострадали люди – дело более серьезное. Виновник должен оказать первую поддержку. Особенно если вокруг больше нет никого, кто может это сделать. Параллельно или после этого, вызывайте медицинскую помощь. Если это невозможно (телефон разбился, и нет других способов коммуникации) можно отправить пострадавшего на машине очевидцев в ближайшую больницу. Если ваш автомобиль ещё на ходу, можно довести человека на нем (если находитесь на безлюдной дороге или никто не останавливается). Когда привезли пострадавшего, покажите в больнице свой паспорт, а также СТС, и вернитесь обратно. Если оставить человека без помощи, вас привлекут к криминальной ответственности и лишат свободы на год.
Следующий шаг – сообщить о том, что пришлось попасть в аварию сотрудникам Госавтоинспекции, скорой и ГИБДД. Также можно позвонить по одному экстренному номеру — 112. Виновник или вторая сторона должны сфотографировать каждую деталь ДТП или снять на видео, привязав снимки к геолокации. Машина также должна быть сфотографирована.
Административная ответственность водителя
Поэтому обратимся к самой распространённой ответственности водителей — административной. Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП:
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вот тут и начинается самое интересное, чему, собственно, и посвящена статья. Из определения вины следует, что вина нарушителя ПДД возникает не в любом случае, а лишь тогда, когда за это установлена административная ответственность.
Читатель опять может спросить: а что, разве так бывает, чтобы водитель совершил ДТП и не понёс никакой ответственности? — Увы, бывает, и даже довольно часто. Приведу в качестве примера два случая. Оба они реальны, но ссылку дать не могу, поскольку такого рода документы не публикуются. Придётся поверить на слово.
Оформление аварии по Европротоколу
В 2024 году водители имеют возможность оформить ДТП в форме Европротокола. Документ составляется по обоюдному согласию участников происшествия, если причиненный ущерб незначительный и никто не травмирован. Нужно поставить в известность своего страховщика о решении оформить ДТП в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Водителям понадобится детально описать обстоятельства происшествия в бланке извещения для страховой компании (выдается при подписании договора). Нужно сделать несколько фото или видеозапись происшествия, а в конце бланка поставить свои подписи.
В каких случаях используется Европротокол:
- Участие в ДТП принимали только два автомобиля.
- Пострадавших нет.
- Оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО.
- Стороны согласны с трактовкой произошедшего, указанной в протоколе.
Обязан ли виновный водитель сообщить о ДТП своей страховой
Водителям, которые виноваты в дорожном инциденте, очень важно правильно действовать. Не все виновники аварий знают, какие действия при ДТП по ОСАГО они должны предпринять. Одно из них – уведомить страховщика. Это регламентирует закон «Об ОСАГО» в статье 11. Иначе страховая организация может отказать в компенсации или взыскать с виноватого водителя свои расходы через судебное разбирательство.
При общении с представителем страховой организации, автомобилист обязан сообщить, что он оказался виновным в дорожно-транспортном происшествии. Водитель должен предоставить такую информацию:
- Количество участников в дорожном инциденте
- Информация об автотранспорте: госномера, марки и даты изготовления
- Место и время аварии
- Сведения о наличии жертв и пострадавших, их состояние и степень причинённого здоровью и смерти вреда
Внимание! Страховщик имеет право отправить на место ДТП своего эксперта, он может участвовать в оформлении аварии.
Что делать в аварии по ОСАГО, если автотранспорт полностью разрушен
Когда восстановление автомобиля нецелесообразно либо не представляется возможным, тогда страховщик часто настаивает на его уничтожении. Обычно подобное происходит, когда на ремонт необходимо потратить более 60% стоимости машины. Последнее слово за экспертным заключением о стоимости восстановления.
Если принято решение уничтожить транспортное средство, нужно определить, кому будут принадлежать его остатки. В ситуациях, когда они будут принадлежать страхователю, тогда он должен получить финансовую компенсацию. Все тонкости в отношении конструктивного уничтожения автотранспорта должны быть оговорены в договоре со страховщиком. Поэтому его важно внимательно прочитать перед тем, как подписать.
Итак, мы подробно рассмотрели, что делать при наступлении страхового случая по ОСАГО. Важно познакомиться с действующим порядком и запомнить основные этапы. Это поможет не растеряться в сложной ситуации, ничего не забыть и без проблем получить положенную страховую выплату.
Что нужно делать, если попал в ДТП — первоочередные обязанности водителей
Для каждой подобной ситуации в законе прописаны правила, которые необходимо соблюдать. Порядок действий виновника и потерпевшего в случае ДТП без пострадавших регламентируется пунктами 2.5, 2.6.1 ПДД. Первоочередные меры после столкновения перечислены в п. 2.5 Правил:
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;
- включить аварийную сигнализацию;
- выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил;
- не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Что делать после оформления ДТП
Участники ДТП обязаны уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Порядок и сроки уведомления прописываются в договоре. Лучше сделать это как можно быстрее. Одной из причин регрессного иска к виновнику происшествия является неподача Европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней после ДТП.
Для получения возмещения пострадавший обращается в страховую компанию. При отсутствии пострадавших водитель может выбрать, к кому обращаться — к своему страховому агенту (прямое возмещение) или к страховщику виновника. Прямое возмещение возможно при выполнении следующих условий (ст. 14.1 Закона «Об ОСАГО»):
- ущерб причинен только автомобилям участников ДТП;
- гражданская ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.
Можно ли получить страховку, если виновник ДТП не установлен
Случается так, что налицо по всем признакам дорожно-транспортное происшествие, однако дознаватель после необходимых действий выносит постановление о том, что оба водителя не виноваты. Есть ли в таком случае смысл обращаться к страховой компании за получением ОСАГО?
Даже когда вина участников ДТП не установлена, все равно существует возможность рассчитывать на страховое возмещение.
В силу предписаний ст. 12 ФЗ об ОСАГО в том случае, когда степень вины участников происшествия не определена, считается, что они несут ответственность за причиненный вред в равных частях. Аналогичное указание содержится и в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 29.01.2015 г.
Следовательно, можно обращаться в свою страховую компанию за получением компенсации по ОСАГО. Правда, она будет вдвое меньше ожидаемой суммы.
Оформление ДТП по европротоколу
Этот вариант считается наиболее упрощенной формой того, что делать при аварии. В случае, когда риски обеих сторон защищены страховыми полисами и имеется четкое понимание того, кто прав, а кто виноват – европротокол существенно сэкономит время и нервные клетки. Необходимые условия для этой системы:
- два участника;
- ущерб только в отношении машин;
- отсутствуют пострадавшие;
- нет ущерба госимуществу;
- у всех есть актуальные полисы ОСАГО;
- нет разногласий;
- ущерб до 400 тысяч рублей при оформлении через приложение или наличии ГЛОНАСС (до 100 тысяч рублей при оформлении по старинке).
Следует отметить, что нет отдельного специального документа с таким названием, при регистрации происшествия таким образом используют форму «Извещения о дорожно-транспортном происшествии», который составляется водителями совместно. Принципиальные пункты:
- место, дата;
- наличие освидетельствований;
- материальный ущерб;
- свидетели;
- участвовали ли сотрудники ГАИ;
- информация о ТС А;
- информация о ТС В;
- обстоятельства ДТП, место удара и характер повреждений;
- схема ДТП (картинка);
- подписи сторон;
- обстоятельства ДТП в свободной форме;
- повреждения, выявленные в ходе первичного осмотра;
- примечания.
После составления бумаги, можно покинуть место происшествия и обратиться в страховую компанию. В течение двух недель нельзя ремонтировать машину. Как показывает практика, этот вариант не только быстрее, но и дешевле. Так не придется платить штраф за нарушение правил, который обязательно выпишет сотрудник органов.