Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иностранный партнер и НДС: проблемы с вычетом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Введение единого налогового платежа (ЕНП) с 2023 г. далеко не ограничивается изменением порядка заполнения платежных поручений на уплату налогов. Реформа гораздо масштабнее. В том числе, она коснулась налоговых агентов по НДС, существенно изменив для них «правила игры».
Организация заключила контракт с иностранной компанией на оказание услуг по организации выставки в Берлине на сумму 10 000 USD. Стороны договорились, что НДС начисляется сверх суммы договора.
2 марта Организация перечислила предоплату контрагенту в размере 5 000 USD и уплатила НДС в качестве налогового агента.
14 марта услуги по организации выставки оказаны.
21 марта Организация полностью рассчиталась с контрагентом: перечислила ему оставшиеся 5 000 USD и уплатила НДС как налоговый агент.
Курс ЦБ РФ:
- 2 марта — 91,7457 руб./USD,
- 14 марта — 116,7517 руб./USD,
- 21 марта — 103,9524 руб./USD.
С кого взимается налог?
Как известно, НДС — косвенный налог и в итоге он платится из кармана конечного покупателя. В случае с физическими лицами все просто — плательщики «налога на Google» просто увеличили цену на сумму НДС. Таким образом, теперь за одни и те же электронные товары и услуги россияне платят больше, чем, скажем, пользователи в Америке или Европе.
При работе с российскими компаниями и предпринимателями все сложнее. Теоретически налог должен удерживаться из сумм, полученных от иностранной компании. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому, допустим, если в контракте с иностранным контрагентом не фигурирует сумма налога, то отечественному агенту придется уплатить ее за счет собственных средств. Так считают чиновники Минфина и арбитры (постановление Президиума ВАС от 03. 04. 12 номер 15483/11). В соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ, в этом случае НДС должен быть исчислен по расчетной ставке 18/118.
Мы рассмотрели типичные вопросы, однако есть и такие, ответить на которые не представляется возможным.
О некоторых упоминалось выше — это взаимодействие с организациями, которые самостоятельно удерживают комиссию. Как узнать дату ее удержания, как составлять документы и уплачивать НДС в бюджет с каждого факта взимания комиссионных платежей? Особенно учитывая то, что они могут осуществляться по десятку в день.
Другой вопрос — что делать с бухгалтерской «первичкой»? Например, с актом оказанных услуг. Не каждого иностранного контрагента удастся убедить в необходимости составить этот документ, ведь они работают по собственным правилам. Это подтверждается практикой — обычно иностранцы предоставляют лишь инвойс, и все, больше никакой «первички»! Будет ли этого достаточно для налоговый службы? Официальная позиция ведомства по этому поводу неизвестна.
Еще одна сложность — ситуации возникновения двойного налогообложения. Например, компания Uber заявляла том, что самостоятельно платит налоги за всех клиентов — физических лиц, юридических лиц и ИП. В связи с этим ФНС разъяснила территориальным органам, что они не должны в таком случае требовать оплату НДС у агента (Письмо № СД-4-3/12602@ от 30.06.2017). В службе также задумались о том, что нужно подправить механизм взимания НДС с иностранных компаний. Но опять же, как российскому партнеру узнать, заплатил ли иностранный контрагент сам НДС или нет?
Несмотря на эти вопросы, НДС для иностранных интернет-компаний введен и требует исполнения российскими агентами своих обязанностей. Надеемся, что все оставшиеся проблемы будут урегулированы в течение ближайшего времени.
Корректировка таможенной стоимости
На практике может возникнуть следующая ситуация: импортный товар оприходован и продан в одном налоговом периоде, в этом же периоде принят к вычету НДС, а в другом налоговом периоде таможня корректирует таможенную стоимость, соответственно меняется сумма НДС и таможенных сборов. Возникает вопрос: нужно ли корректировать суммы вычета?
Если корректировка была произведена в сторону увеличения, то доплаченную сумму НДС организация имеет право принять к вычету. Но сделать это она должна по мере доплаты, т.к. в отношении «ввозного» НДС право на вычет возникает на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ). Соответственно дополнительные листы к книге покупок в таком случае не составляются, ведь дополнительную сумму вычета организация отразит в текущем периоде — периоде уплаты.
Если же в результате корректировки сумма НДС оказалась меньше уплаченной изначально, практика показывает: налоговики требуют представления уточненной декларации за период, когда был применен завышенный вычет «таможенного» НДС. Вероятность возникновения претензий со стороны налоговиков в отсутствие таких «уточнений» наиболее высока, если таможня по результатам корректировки произвела возврат излишне уплаченного НДС импортеру. Но в судебной практике можно встретить споры, в которых налоговая инспекция заявляла о незаконном применении вычета даже при отсутствии факта возврата лишнего НДС импортеру. Поэтому во избежание претензий организация может принять решение уточнить свои обязательства по НДС. В этом случае помимо уточненной декларации ей нужно будет составить дополнительный лист к книге покупок за период, в котором был применен вычет таможенного НДС.
Однако судебная практика в этом вопросе — на стороне импортеров. Подобный спор рассматривал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.12.2006 по делу N А05-4379/2006-18, причем в обсуждаемой ситуации излишне уплаченный НДС не был возвращен импортеру. Суд указал: изменение в сторону уменьшения таможенной стоимости товара «не может привести к занижению налога, поскольку сумма, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате на таможне, будет равна сумме, на которую должны быть уменьшены налоговые вычеты».
Более того, в судебной практике можно обнаружить решения, в которых суд принял сторону налогоплательщика даже при наличии факта возврата таможней излишне уплаченного НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2007 N Ф04-4105/2007(35511-А03-29)). Таким образом, если организация решит рискнуть и не представит уточненную декларацию по НДС за прошлый налоговый период, у нее есть шансы оспорить действия налоговиков по признанию части вычета незаконным в судебном порядке.
По данному вопросу существует также официальное разъяснение ФНС России. В Письме от 27.06.2007 N 03-2-03/1236 чиновники указали: если после принятия таможенной декларации будет осуществлена ее корректировка, то вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком и зачисленные на счет таможенного органа с учетом указанной корректировки.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Что осталось незыблемым?
Введение единого налогового платежа (ЕНП) с 2023 г. далеко не ограничивается изменением порядка заполнения платежных поручений на уплату налогов. Реформа гораздо масштабнее. В том числе, она коснулась налоговых агентов по НДС, существенно изменив для них «правила игры».
Тем не менее, российские покупатели по-прежнему исполняют функции налоговых агентов по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет НДС при приобретении у иностранных лиц товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 173, п. 10.1 ст. 174.2 НК РФ). Быть налоговым агентом придется в отношении иностранца, который:
- не состоит на учете в налоговых органах в РФ;
- состоит на учете в налоговых органах РФ только в связи с нахождением на территории России принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
- состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения в РФ, но не осуществляет через него реализацию товаров (работ, услуг) российскому покупателю.
Корректировки в правилах расчета и уплаты НДС
На основании Закона от 14.07.2022 г. № 323-ФЗ компании и ИП, которые получают электронные услуги у зарубежных продавцов, когда место их продажи — Россия, обязаны сами считать и платить НДС. Эти обязанности налогового агента по НДС появляются у указанных субъектов с 01.10.2022 г. (п. 2 ст. 4 Закона № 323-ФЗ).
Раньше НДС с электронных услуг рассчитывали и платили иностранные поставщики. Ввод данных корректировок был произведен из-за санкций в отношении РФ, в связи с которыми некоторые международные платежные системы, через которые проводились денежные переводы между отечественными и зарубежными организациями, перестали работать в России. По данной причине зарубежные поставщики электронных услуг по факту не имеют возможности законно и в регламентированные сроки платить НДС со стоимости продаваемых ими электронных услуг.
В связи с этим в начале 2022 года ФНС советовала отечественным компаниям и ИП самим рассчитывать и платить НДС при покупке у зарубежных продавцов электронных услуг (Письмо ФНС от 30.03.2022 г. № СД-4-3/3807@). И теперь указанная обязанность будет непосредственно зафиксирована в п. 10.1 ст. 174.2 НК.
По новому порядку при получении электронных услуг у зарубежной организации отечественные компании и ИП обязаны исполнять функции налогового агента по НДС, т.е. исчислять налог со стоимости услуги, платить его и указывать эти операции в налоговой отчетности. Данная обязанность касается ситуаций покупки у зарубежных поставщиков любых электронных услуг по списку, регламентированному в НК РФ.
Нормативное регулирование при определении места реализации услуг
Для определения места реализации услуг (работ), приобретаемых у иностранных организаций, следует пользоваться разными нормативными документами. Поэтому в первую очередь надо установить, откуда иностранный продавец.
Контрагент из дальнего зарубежья и РФ | Контрагент из ЕАЭС
(Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) |
ст. 148 НК РФ Место реализации работ (услуг) | Договор о ЕАЭС от 29.05.2014, Приложение N 18, Раздел 1 Общие положения и 4 Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг |
При работе с контрагентами из дальнего зарубежья налогоплательщики работают по нормам НК РФ.
НДС
Если по условиям договора возмездного оказания услуг организация-заказчик кроме оплаты стоимости оказанных исполнителем услуг возмещает расходы, связанные с исполнением договора, то при решении вопроса о включении суммы компенсации, полученной от заказчика в возмещение расходов, в налоговую базу по НДС возможны следующие варианты.
Безопасный вариант |
Рискованный вариант |
Компенсация заказчиком расходов исполнителя, понесенных им при оказании услуг, связана с оплатой этих услуг и увеличивает налоговую базу по НДС. Причем независимо от того, что по условиям договора возмещаемые расходы могут указываться отдельно от стоимости оказанных услуг. Сумма НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 в том налоговом периоде, в котором фактически получены денежные средства в возмещение расходов (п. 2 ст. 153, пп. 2 п. 1 ст. 162, п. 4 ст. 164 НК РФ, Письма Минфина России от 02.03.2010 N 03-07-11/37, от 09.11.2009 N 03-07-11/288). На сумму НДС, начисленную с полученной компенсации, исполнитель выписывает счет-фактуру в одном экземпляре и регистрирует его в книге продаж (п. п. 3, 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). При этом у исполнителя не возникает никаких налоговых последствий в отношении «входного» НДС, ранее правомерно принятого к вычету при принятии расходов к учету (п. п. 2, 7 ст. 171 НК РФ). Дополнительно см. также Энциклопедию спорных ситуаций по НДС |
Сумма компенсации заказчиком расходов исполнителя не включается в налоговую базу по НДС. Такой вывод можно сделать из Письма Минфина России от 22.02.2018 N 03-07-09/11443. Что касается «входного» НДС в части, приходящейся на затраты, понесенные исполнителем, то отметим следующее. В общем случае право на вычет НДС возникает после принятия на учет товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Поскольку возмещаемые расходы исполнитель не принимает к учету и не включает сумму полученного возмещения в налоговую базу по НДС, у исполнителя не возникает права на вычет «входного» НДС (в случае его предъявления контрагентами). Дополнительно см. также Энциклопедию спорных ситуаций по НДС |
Когда по условиям договора издержки исполнителя не выделены отдельной суммой в цене договора, налоговая база по НДС определяется исходя из договорной цены (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 НК РФ, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 N Ф04-1010/2009(961-А27-31), Ф04-1010/2009(962-А27-31) по делу N А27-5996/2008-6).
Услуги иностранцу, место реализации не РФ, услуги не по ст. 149 НК РФ
Организация заключила с иностранным заказчиком (Италия) договор на оказание маркетинговых услуг.
05 августа оказаны маркетинговые услуги на сумму 2 000 EUR.
26 августа оказаны консультационные услуги на внутреннем рынке на сумму 240 000 руб. (в т.ч. НДС 20%).
Условный курс EUR по ЦБ РФ:
- 05 августа – 72,0000
Оказание маркетинговых услуг заказчику (Италия):
- место реализации не РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), НДС не облагается;
- операции не по ст. 149 НК РФ: входящий НДС принимается к вычету в общем порядке;
- не требуется вести раздельный учет НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 170 НК РФ), но он нужен в 1С для раздела 7 Декларации по НДС;
- для расчета пропорции услуги относятся к облагаемым НДС.
Главное – Настройки – Налоги и отчеты – НДС.
НДС-новшество для «экспортеров» работ и услуг
Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ внес в Налоговый кодекс РФ изменения, вступившие в силу с 1 июля 2019 года. Компании получили возможность вычесть «входной» НДС по тем или иным приобретениям (в частности, товарам), предназначенным для выполнения работ либо оказания услуг за пределами России. То есть, работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса территория нашей страны не признается (подп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ).
До упомянутой даты такой «входной» налог организации включали в стоимость купленного, уменьшая, тем самым, на эту сумму облагаемую прибыль. С 01.07.2019 данную опцию убрали, заменив ее НДС-вычетом. Но право на него появляется, только если НДС по указанным приобретениям предъявлен налогоплательщику после 1 июля 2019 года (письмо Минфина от 18.11.2019 № 03-07-08/88858). На наш взгляд, даты заключения договоров с поставщиками и зарубежными заказчиками роли не играют.
Обратите внимание: право на вычет налога, уплаченного при ввозе на территорию РФ основных средств, в дальнейшем сдаваемых в аренду «заморскому» бизнес-партнеру, возникает, когда эти ОС были ввезены в Россию после 01.07.2019 (письмо Минфина от 20.11.2019 № 03-07-08/89869).
Одновременно уточнили порядок расчета пропорции для тех, у кого есть и облагаемые, и необлагаемые НДС операции (п. 4 и 4.1 ст. 170 Кодекса). Во избежание необходимости ведения раздельного учета сумм «входного» налога на добавленную стоимость операции по выполнению работ (оказанию услуг) за пределами нашей страны приравняли к НДС-облагаемым. Таковыми же они будут считаться и при расчете пропорции по общим расходам, используемым одновременно в облагаемых и необлагаемых операциях.
Новшество не распространяется на операции, перечисленные в статье 149 главного налогового документа (то есть, на обладающие персональным освобождением от НДС). В этом случае действует прежний порядок – «входной» налог к вычету не ставят, учитывая его в стоимости приобретения (подп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ).