Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что должны уметь дети в 2 5 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Органы чувств ребенка от 2 до 3 месяцев — Первые предпосылки к осознанности можно уловить на лице двухмесячного малыша. Осмысленность в глазках говорит о первых сложных процессах мышления, во все еще созревающем головном мозге. Повышается двигательная активность: движения более координированные, целенаправленные.
Таблицы роста и веса ребенка в 2.5 года
В таблице представлены данные по нормам веса и роста ребенка в 2 года 6 мес по наблюдениям отечественных педиатров.
2 года 6 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 12,0 | 16,3 |
Вес девочек, кг | 11,7 | 15,5 |
Рост мальчиков, см | 87,0 | 97,1 |
Рост девочек, см | 86,0 | 96,5 |
Что должен уметь делать ребенок в 2.5 месяца?
- Родители начинают отмечать, что ребенок фокусирует взгляд на крупных и ярких предметах.
- Провожают взглядом передвигающегося по комнате родителя.
- Начинают сознательно отличать папу и маму от других людей, находящихся в комнате, узнают их по голосу.
- Ребенок потихоньку начинает улавливать, откуда исходит звук, сопровождает взглядом предмет, издающий звук (погремушка, которую перемещают возле малыша, или мама, поющая песню для крохи, которая ходит по комнате).
Улыбка перестает быть произвольной: теперь малыш улыбается, если его что-то заинтересовало, либо впечатлило. Нередко, кроха смеется во время любимых процедур: купание, массаж, мамины объятья. Как мы знаем, в раннем возрасте у малышей очень чувствительная кожа и восприимчивая к раздражителям.
Потому для приятного купания представлен первый крем Bebe uriage для мягкого очищения лица, тела и кожи головы. Мягкие вещества крема бережно очищают тело от загрязнений, предохраняя от пересыхания. Крем состоит на 92% из природных элементов, сочетает в себе термальную воду Урьяж, масло карите, экстракт эдельвейса, молочко.
При объёме в 500 мл бутылки хватает на 2 месяца минимум. Покупайте крем Bebe uriage — радуйте малыша и себя купанием!
Что должен уметь 2-3-летний ребёнок?
Вполне очевидны те умения, которые 2-3-летние дети должны приобрести в плане физического развития. В этом возрасте они уже могут самостоятельно делать следующее:
- аккуратно есть;
- обуваться, одеваться и раздеваться, пользуясь лишь небольшой помощью взрослых;
- пользоваться носовым платком;
- контролировать свои физиологические отправления, вовремя садясь на горшок.
Если говорить о социальном и эмоциональном развитии, то дети этого возраста выглядят весьма активными. В общении с близкими они демонстрируют яркие эмоции, их интересуют игры, мультфильмы, музыка. Дети уже твёрдо усвоили значения таких слов, как «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». К этому периоду относится характерный «кризис трёх лет» – малыши капризничают особенно сильно, не слушаются родителей, упрямятся при попытках как-то ограничить их свободу выбора и действий.
Как правило, 2-3-летние дети могут:
- выполнять простые просьбы взрослых;
- использовать воображение для сюжетных игр;
- лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы и кубики, пользоваться конструктором;
- общаться на простейшем уровне с ровесниками;
- распознавать качества предметов (цвет, форму, температуру, вес и т. д.).
В отношении навыков речевого развития можно отметить следующие успехи:
- понимание и усвоение бытовых выражений;
- разучивание простейших потешек, песенок и стишков;
- уверенное складывание простых фраз, состоящих из 4-5 слов;
- постепенное вытеснение облегчённых форм слов правильно произносимыми;
- введение в речь местоимений и наречий, предлогов и прилагательных.
Воспитание детей 2-3 лет
Активизируется деятельность ребёнка, у него возникают свои желания, часто отличные от намерений родителей. Уговоры и, тем более, тактика принуждения оказываются уже неэффективными, в то время как желания малыша всё более очерчиваются. Теперь от родителей больше требуется уважение к праву чада на выбор, предоставление ему больших возможностей для самовыражения. А «не те» интересы нужно умело поворачивать в нужное русло. У малыша просыпается самолюбие, появляется потребность в похвале, зарождается самостоятельность. Он из кожи вон лезет, чтобы похвастаться своими умениями, хочет выглядеть достойным и способным в глазах взрослых.
В этом возрасте очень важно поддерживать мотивацию познания и исследования окружающего мира, для чего нужно сформировать интересную среду для развития, отставив детям свободу деятельности в этой среде. Нужно поддерживать попытки малыша наблюдать за чем-то интересным и помочь ему увидеть в этом самое существенное, а также ответить на неизбежно возникающие вопросы. Даже если от ребёнка нет вопросов, его к ним нужно ситуативно подталкивать.
Особый акцент следует сделать на развитие памяти и внимания, упорства в решении сложных задач, усидчивости. Всем известна непоседливость 2-3-летних детей, но если их, не принуждая, чем-то заинтересовать, то этим путём можно добиться впечатляющих результатов. Направляя в нужное русло пока ещё бесцельную фантазию малыша, тем самым можно будет формировать навыки работы интеллекта. Научившись видеть в собственных действиях логику, малыш начнёт больше самого себя уважать.
Наглядно-действенная форма мышления становится основной – проблемные ситуации, возникающие перед ребёнком, он разрешает через реальное взаимодействие с предметами. Важно не «вдалбливать» в ребёнка факты, а воспитать в нём мотивацию для будущего самосовершенствования.
Поскольку 2-3-летние дети искренне открыты окружающему миру, то очень важно не отбить у них стремление познавать новое и учиться, наоборот, нужно всячески пестовать любовь к этому. Таким образом, взрослые могут подготовить плодородную почву для семян будущих знаний. Навыки и способности малыша нужно активно формировать. В два года у ребёнка развивается логическое мышление и мелкая моторика. В три года важнее становятся развитие логики, освоение синтеза, причинно-следственной зависимости. Каждый из этих навыков становится камешком в интеллектуальном базисе малыша, ведь гармоничная личность не должна развиваться в одном направлении. Если в этот период что-то упустить в воспитании ребёнка, то уже в школе у него могут возникнуть проблемы.
Развитие: наблюдаем за малышом
В этом возрасте большинство детей могут похвастаться 15 и более зубами, мальчики весят 11,8-15 кг при росте 88,5-95,3см, соответствующие показатели для девочек: 11,2-14,5 кг и 87,1-94,2 см.
Ребенок научился бегать и прыгать, он может бросать мяч руками в движении и пинать его перед собой. Также, многие малыши осваивают искусство ходьбы задом наперед или ловко передвигаются на цыпочках. Ребенок может пить из чашки и пользоваться соломинкой. Теперь он с легкостью открывает все двери в комнатах и шкафах. И сознательно выдвигает ящики комода, зная, где лежит нужная ему вещь.
Малыш продолжают активно исследовать мир вокруг, открывая все более интересные вещи как в доме, так и за его пределами. В этом возрасте дети понимают что есть опасные и безопасные для них предметы и ситуации. Они гораздо лучше ориентируются в пространстве, оценивают связи предметов между собой, понимают понятия «здесь» и «там», «дальше» и «ближе», «внутри» и «снаружи». Ребенок может лучше определить размеры предметов, оценить их количество по принципу «больше» или «меньше». Теперь он может нарисовать замкнутый круг и собирать простые паззлы, а также с удовольствием строит из кубиков довольно сложные конструкции и сооружения.
В этом возрасте малыши обычно добавляют в свой активный словарный запас 50 новых слов в месяц и могут связно изъясняться простыми фразами и предложениями. Если раньше разобрать детскую речь могли только близкие, то теперь разговорные навыки ребенка настолько усовершенствовались, что даже незнакомый человек может понять, что говорит малыш. Любопытный ребенок будет постоянно задавать окружающим вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?», усложняя их по мере пополнения словарного запаса.
Малыш становится все более социально активным, начинает с интересом общаться с другими детьми, знакомится на практике с правилами совместных игр.
На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
В этом возрасте дети по-прежнему спят 10-11 часов ночью, а вот дневной сон может сократиться до 2-2,5 часов*. Но, если малыш постоянно засыпает в транспорте, неохотно просыпается утром и часто бывает капризным и раздражительным, скорее всего, он недосыпает.
В этом возрасте дети часто спят уже во «взрослой» кроватке, из которой могут выбраться самостоятельно. Поэтому ночных визитов от беспокойного малыша родителям не избежать. Детям иногда снятся плохие сны. У них живое воображение, и в «придуманном» мире могут жить и чудовища, и привидения. Приласкайте нежданного гостя, отведите в детскую и уложите спать. Подождите, пока малыш успокоится, пожелайте ему сладких снов и постарайтесь уйти, пока он не заснул окончательно. Так ребенку будет проще заснуть самостоятельно, если он еще раз проснется ночью.
Постарайтесь придерживаться единого режима и в будни, и в выходные. Если малыш отказывается спать днем, можно пойти на хитрость: скажите, что настало время для отдыха, и нужно просто полежать в кроватке и отдохнуть, а «спать» совсем необязательно.
Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.
Сколько же должен спать малыш в возрасте 2-х лет? В данном вопросе все уже намного проще. Дневной сон занимает не меньше 2 часов, а ночной — 10. Всего ребенок должен в сутки спать 12 часов. Желательно неукоснительно соблюдать режим.
Малыш очень много двигается, активен, получает много информации из окружающего мира. Поэтому отдыху необходимо уделять максимум внимания. Старайтесь не нарушать распорядок, даже если идете в гости или находитесь в поездке.
Часто в таком возрасте кроха очень сопротивляется дневному сну. Укладывание порой затягивается на несколько часов. В итоге полностью сбивается весь режим, и ночной сон тоже отодвигается на неопределенное количество часов. Как же вовремя положить сына или дочку? Вот несколько советов.
После достижения двух лет дети растут медленней, чем до этого возраста. За третий год жизни в росте малыш прибавляет 8-10 см, а в весе – до трех килограмм. В этом возрасте конечности растут быстрее, чем голова. Но при всем этом мозг увеличивается в объеме.
Как понять, соответствует ли малыш установленным параметрам? Для этого существует формула – масса тела в кг равна: возраст умножается на 2 и к полученному произведению прибавляется 8. Для роста (см) формула следующая: возраст умножается на 6 и к произведению прибавляется 77. Полученные цифры дают понять, соотносятся ли показатели роста и веса.
Чтобы установить, гармонично ли развивается малыш, его вес рассматривают в соответствии с ростом, а не с возрастом. Норма – значение веса в границах 6-7%, недобор или перебор веса – отклонение цифры от среднего показателя на 7-14%, легкий недобор или перебор – 12-14%, необходимость корректировки питания – 20-25%. Нормой роста считается значение в пределах 3% от установленного показателя. Если отклонение больше, чем на 10%, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Обратите внимание! Более точно узнать о норме или отклонениях от нее можно по специальным центильным таблицам, разработанных ВОЗ.
Таблица роста для мальчика и девочки 2-3 лет
Год+месяц | Мальчик | Девочка | Месяц | ||
Вес (кг) | Рост (см) | Вес (кг) | Рост (см) | ||
2 года ровно | 12.67 | 87.3 | 12.05 | 85.8 | 24 |
2 года, 1 месяц | 12.83 | 88.1 | 12.22 | 86.7 | 25 |
2 года, 2 месяца | 12.95 | 88.9 | 12.38 | 87.5 | 26 |
2 года, 3 месяца | 13.08 | 89.7 | 12.52 | 88.4 | 27 |
2 года, 4 месяца | 13.22 | 90.3 | 12.68 | 89.2 | 28 |
2 года, 5 месяцев | 13.35 | 91.1 | 12.82 | 90 | 29 |
2 года, 6 месяцев | 13.48 | 91.8 | 12.98 | 90.7 | 30 |
2 года, 7 месяцев | 13.62 | 92.6 | 13.11 | 91.4 | 31 |
2 года, 8 месяцев | 13.77 | 93.2 | 13.26 | 92.1 | 32 |
2 года, 9 месяцев | 13.9 | 93.8 | 13.4 | 92.9 | 33 |
2 года, 10 месяцев | 14.03 | 94.4 | 13.57 | 93.6 | 34 |
2 года, 11 месяцев | 14.18 | 95 | 13.71 | 94.2 | 35 |
3 года ровно | 14.3 | 95.7 | 13.85 | 94.8 | 36 |
3 года 6 месяцев | 15.2 | 98.8 | 14.8 | 97.4 | 42 |
4 года | 16.3 | 102.4 | 15.9 | 100.7 | 48 |
Что влияет на рост и вес детей?
На параметры роста и веса детей влияет несколько параметров. К ним относятся:
- Наследственный фактор: на телосложение, рост и вес влияют гены, которые передаются малышу от мамы и папы. Замечено, что мальчики наследуют своих предшественников по мужской линии, а девочки – по женской.
- Развитие внутри утробы матери. Для хорошего здоровья ребенка важны отсутствие повреждений и потрясений, отсутствие заболеваний и патологий во время вынашивания малыша, сбалансированное питание беременной женщины.
- Природные факторы, такие как экологическая обстановка, климатические условия. Входит сюда и диета матери в течение всей беременности. От правильного питания ребенок должен получать все витамины, минералы. Особую роль играет кальций и витамин К2. Они содержатся в творожках «Агуша». Эти витамины благотворно влияют на усвоение других веществ, к примеру, которые отвечают за костную систему. Чтобы малыш полноценно развивался, важно также заниматься подвижными играми на свежем воздухе.
- Индивидуальные особенности здоровья. Это касается, в первую очередь, гормонального баланса. Известно, что гормон роста выделяется в ночное время, поэтому важно соблюдение режима дня, своевременный отход ко сну. Если родители заметят, что их сын или дочь маленького роста или имеют чрезмерный вес, потребуется консультация эндокринолога. Когда специалист назначит правильный диагноз, а причины нарушений устранятся, рост и вес со временем нормализуются.
Конкретная реакция на обращение появляется у ребёнка к 3-4-м месяцам. Малыш начинает активно гулить в этом возрасте, смеётся. Далее работа мозга направлена на изучение окружающей среды, себя, определение своих и чужих.
К 6 месяцам ребёнок начинает лепетать и пробовать коммуницировать с окружающими людьми с помощью речи. В лексиконе появляются слоги-обращения (ба, ма, па) и реакции (да, не, ну).
По мере развития мелкой моторики и приобретения навыков, развивается и речевой центр. К 8-ми месяцам маленький человек уже пьёт из чашки, интересуется игрушками, понимает простую речь и пробует подражать взрослым. В 9 месяцев у крохи уже может формироваться словарный запас из простых коротких слов (дай, мой). Ребёнок понимает просьбы взрослых, а простые уже может выполнять.
Чем активнее физическое развитие, тем успешнее освоение речи, мелкой моторики и новых навыков. К году малыш уже может осознанно говорить 5-6 слов, хорошо различать свой круг людей, играть в игры, реагировать торможением на слово «нельзя».
Общее и интеллектуальное развитие
Дети в 2,5 года обычно легко умеют делать следующее:
- кушают ложкой, пьют из кружки, а не из поильника,
- одевают несложные вещи и обувь без застежек,
- моют руки, лицо и чистят зубы,
- осуществляют подъем и спуск по лестнице, не прибегая к помощи взрослых,
- играют в догонялки, катаются с горки и прыгают с невысоких опор.
Интеллектуальное развитие:
- может собрать пирамидку из 5-9 колец,
- из кубиков строит башни, «мостик» и «паровоз»,
- различает некоторые геометрические формы (куб, шар, цилиндр и другие),
- методом подбора определяет подходящие объемные фигуры к плоской форме,
- умело собирает вкладыши разных форм и подбирает правильные отверстия в сортере, попыток вставить неверный элемент силой все меньше,
- из простых предметов (конструктор, кубики) делает несложные постройки, определяя их назначение (дом, башня, ворота),
- умеет собирать несложные пазлы,
- хорошо работает память,
- правильно держит карандаш во время рисования.
Ребенок в 2,5 года ест 4 раза в день. Перерывы между приемами пищи – около 4 часов. Малыш очень активен, много бегает, прыгает, играет, отчего обмен веществ в организме происходит очень быстро. Это говорит о том, что детский организм нуждается в восполнении энергозатрат. Для полноценного развития в сутки малышу требуется 50 грамм белков, 50 грамм жира и 210 грамм углеводов. Общая калорийность пищи в сутки составляет примерно 1500 ккал.
Не забывайте о важности включения в рацион питания белков животного происхождения, их должно быть около 70% от общего числа. Получить такие белки можно из рыбы, мяса, печени, молочных продуктов и яиц.
Сохраняйте 10% составляющую растительных жиров. Помните о том, что растительное и сливочное масла должны подаваться в сыром виде без термообработки.
Кисломолочные и молочные продукты занимают большую нишу в детском меню. Их объем в сутки составляет 500-600 мл. В числе прочих непременно включайте в рацион питания сыры, кефир и творог. В дополнение к обеденному супу предлагайте немного хлеба. Его присутствие в ежедневном меню также важно, объем должен составлять около 60-90 г в день.
Эмоциональное и психическое развитие ребенка
К 2,5 годам у малыша начинается фаза активного отстаивания своего «Я». Психологически он постепенно отделяется от родителей, начиная осознавать себя отдельной личностью. Наблюдая за окружающим миром, ребенок формирует собственные взгляды на все, что происходит вокруг. В 2 года 5 месяцев начинается формирование характера малыша.
- Эмоциональное развитие. Когда вашему чаду чуть более 2-х лет, у него активно начинают проявляться различные эмоции. Он испытывает нежность и проявляет заботу о близких людях, радуется или злится, тоскует, завидует или боится, очень гордится своими достижениями. Пока он еще не может понять до конца поведение других людей и оценить их поступки. Ближе к 2,5 годам малыш восторгается всем, что происходит вокруг — увиденным на прогулке цветков или порывом ветра, который быстро мчит по воздуху осенний листок. Проявляет активный интерес к животным и растениям. В маленькой головке уже существуют эмоциональные ассоциации с тем, что происходило с ним раньше — во время праздника бывает весело, играть одному скучно, а идти к доктору страшно.
- Привязанность к близким людям. Дети по-прежнему очень привязаны к родным, но уже четко осознают индивидуальность каждого из них и к каждому относятся по-разному. Кроха понимает, что папа строгий, мама добрая, а бабушка самая заботливая. Малыш теперь относится к ним по-разному, кого-то слушается, а кого-то нет. Настороженность, с которой он встречает незнакомого человека проходит, как только ребенок почувствует к себе доброжелательное отношение. В этом возрасте дети становятся более любознательными и легко идут на контакт.
- Проявление самостоятельности. В 2-3 года любимой фразой маленького человечка становится «Я сам!» К сожалению, не все у малыша может получаться сразу, поэтому неудачи вызывают у ребенка бурю эмоций. Взрослым нужно проявлять терпение, не отбивая у крохи стремления к самостоятельности, а тактично помогать справиться с этим. У ребенка должно сложиться впечатление, что он справился с задачей сам.