Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2023 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.

Есть ли скидка на штраф?

Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:

  • систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
  • нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.

В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.

Когда грозит штраф, а когда лишение прав

Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):

Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.

Определение двойной сплошной линии разметки

Представим водителя-новичка, который пропустил все курсы в автошколе, но его допустили на дорогу. Прежде всего он должен выяснить, что собой представляет двойная сплошная линия. Это специальная разметка выглядящая, как две параллельные горизонтальные полосы, которые рисуют на автомагистралях и трассах. Она используется, чтобы обозначить полосы противоположного направления движения автомобилей.

В частности, рассматриваемая полоса используется для многополосных дорог (от четырех полос). Пересекать черту нельзя, поскольку водитель сразу же ощутит последствия в виде аварийной обстановки. Но даже если удалось избежать аварии, последствия все равно настигнут в виде штрафа или более серьезной меры – зависит от обстоятельств нарушения.

Когда нельзя выезжать на встречную полосу движения?

Чтобы избежать лишения прав за «встречку», каждый владелец автомобиля должен разбираться в том, когда можно и нельзя выезжать на полосу встречного движения. Только в некоторых ситуациях запрещается данный маневр на основании требований ПДД. Если выявляется такое нарушение, то за это приходится автовладельцу нести действительно суровое наказание. Оно представлено не только крупным штрафом, но и лишением водительского удостоверения. К таким нарушениям относятся:

  • во время поворота машина оказывается на полосе встречного движения;
  • если на дороге в одну сторону имеется больше одной полосы, то для обгона запрещается выезжать на встречную полосу;
  • выезд на трамвайные пути встречного направления;
  • обгон автомобилей, стоящих перед переездом;
  • запрещается обгон на мостах, в тоннелях, на путепроводах или эстакадах;
  • не разрешается выезд на встречную полосу движения соответствующей разметкой или дорожными знаками.

Если будут водителем нарушаться вышеуказанные правила, то это приведет к негативным последствиям для непосредственного автовладельца. Статистика показывает, что в 2018 году часто к водителям применяется жесткая мера наказания, представленная лишением прав за «встречку».

Как выполняется процесс?

Процедура лишения водительских прав за «встречку» выполняется в правильной последовательности действий. Если нарушение фиксируется камерой видеонаблюдения, то назначается только штраф. Поэтому лишение возможно исключительно при условии, что незаконные действия со стороны автовладельца были выполнены в присутствии автоинспектора.

Поэтому процедура делится на этапы:

  • первоначально работником ГИБДД фиксируется нарушение со стороны автовладельца;
  • составляется протокол о выявленном нарушении;
  • данная документация передается в суд, причем удостоверение остается у водителя до суда;
  • возможна ситуация, когда комиссия ГИБДД после рассмотрения документов, имеющих отношение к этому делу, примет решение о необходимости назначения штрафа и возврата удостоверения, поэтому в течение 3 дней гражданин оповещается о таком решении;
  • если дело будет разбираться в суде, то постановление должно быть передано в суд в течение двух недель после составления;
  • рассматривается такое дело обычно в течение трех месяцев;
  • судом оцениваются как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства, после чего принимается объективное решение;
  • если принимается судом решение о том, что водитель должен быть лишен своего удостоверения, то гражданин обязан в указанные сроки принести документ в отделение ГИБДД, работники которого зафиксировали нарушение.

Если автовладелец отказывается от передачи своего удостоверения в отделение ГИБДД, то это приводит к тому, что не начинается период лишения, а также гражданин может привлекаться к административной ответственности в виде крупного штрафа.

Как поступить, если инспектор неправ?

Нередко люди совершают обгон через сплошную линию за счет наличия препятствий или других чрезвычайных ситуациях. Сотрудник ГИБДД может не учитывать данные факты, поэтому сразу выписывает протокол, отправляемый в суд. Чтобы отстоять свои права, непременно выполняются следующие действия:

  • первоначально надо спокойно объяснять автоинспектору, по какой причине гражданине выехал на «встречку»;
  • если все равно сотрудник ГИБДД заполняет постановление, то оно тщательно изучается;
  • в данный документ вносятся сведения о том, по какой причине было совершено правонарушение;
  • проводится съемка местности, так как она позволит подготовить доказательства правоты автовладельца;
  • сохранятся запись с видеорегистратора, если она имеется;
  • не следует вовсе подписывать протокол, выражая свое несогласие с информацией, которая содержится в этом документе;
  • обратиться за обжалованием данного протокола в суд необходимо в следующие 10 дней.
Читайте также:  Жалюзи это основные средства или материальные запасы в 2024 году

Практика показывает, что выигрывают суды автовладельцы, обращающиеся за помощью к опытным юристам.

Таблица наказаний за пересечение сплошной разметки

Теперь, подводя итоги, чтобы не запутать вас всеми этими сроками лишения, рассмотрим в удобном табличном виде, что грозит водителю за повторную сплошную.

Таблица наказаний за второе пересечение сплошной 2023
Нарушение Если зафиксировал сотрудник ГИБДД Если зафиксировала камера
Пересекли сплошную без выезда на встречную полосу (справа проезжей части, на парковке, между попутными полосами движения и так далее) Штраф 500 рублей Штраф 500 рублей
Проезд через сплошную и оказались на встречке во второй раз, если с даты окончания лишения прав или полной оплаты штрафа за первое нарушение прошло больше года (см. ниже, как считать повторность) Штраф 5 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев (на усмотрение сотрудника ГИБДД и/или суда) Штраф 5 000 рублей
Второй раз за год пересекли одинарную или двойную сплошную (здесь и ниже – если она разделяет встречные потоки) Лишение водительских прав на 1 год Штраф 5 000 рублей
Проезд через сплошную, если подвергнуты наказанию по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ (в третий раз)

Уголовная ответственность:

штраф от 200 до 300 тысяч рублей с лишением прав до 3 лет, или штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного, которую он получает за 1-2 года с лишением прав до 3 лет, обязательные работы до 480 часов с лишением прав до 3 лет, принудительные работы до 2 лет с лишением прав до 3 лет, лишение свободы до 2 лет с лишением прав до 3 лет.

Всё это с возможной конфискацией автомобиля (по решению суда).

Штраф 5 000 рублей
Пересечение сплошной в четвёртый раз (если подвергнуты судимости по части 1 статьи 264.2 УК РФ

Уголовная ответственность:

штраф от 300 000 до 500 000 рублей с лишением прав до 6 лет, или штраф в размере дохода за 2-3 года с лишением прав до 6 лет, исправительные работы до 2 лет с лишением прав до 6 лет, ограничение свободы до 3 лет с лишением прав до 6 лет, принудительные работы до 3 лет с лишением прав до 6 лет, лишение свободы до 3 лет с лишением прав до 6 лет.

Всё это с возможной конфискацией автомобиля (по решению суда).

Штраф 5 000 рублей

Для инициализации процедуры, по результатам которой Вас могут лишить прав, должен быть составлен протокол об административном правонарушении. Вам обязаны вручить копию протокола, а также Вы вправе ознакомиться и сделать самостоятельно копию иных материалов, например, схемы совершения нарушения. Протокол, с иными материалами, направляется на рассмотрение мировому судье по месту совершения правонарушения. В суде или в протоколе вы можете ходатайствовать о рассмотрении дела по Вашему месту жительства.

Лишать прав вождения уполномочен только мировой судья. Обвиняемое лицо, подлежит вызову на открытое судебное заседание, на котором судья заслушивает его устные или письменные объяснения и исследует представленные им доказательства невиновности или смягчения вины, если они относятся к сути дела.

Если мировой судья вынес не устраивающее Вас постановления, то вы вправе подать жалобу. С момента разрешения жалобы районным судом, постановление вступает в силу и подлежит исполнению.

Как правильно защищаться

Прежде чем давать объяснения сотруднику ДПС, нужно выяснить, как им зафиксирован проступок. Если есть видео-, фотоматериалы следует попросить ознакомиться с ними.

Когда нарушение будет четко зафиксировано, даже не на спец.оборудование, то шансов отпираться мало.

Но при документировании по принципу «сам видел», следует стоять на своем конца. Не признавать вины и требовать, чтобы доказательства были весомее, чем «глаз» сотрудника ДПС, свидетельские показания и пр.

Часто водители совершают ошибку, допуская маневры на разметке, которая слабо видна из-за погодных условий, давности нанесения, думая, что это их железное оправдание. Но при этом не собирают доказательств, то есть не производят фото-, видеосъемку, не просят работника госавтоинспекции указать об этом в протоколе. А когда они начинают говорить об этом в суде, то такие слова воспринимаются, как голословная попытка уклонится от ответственности.

Что показывает судебная практика

Существенным основанием при вынесении приговора служит замечание о плохом состоянии дорожной разметки на этом участке трассы.

Стертые, временами, линии подтвердят версию водителя, который пошел на обгон, о ненадлежащем состоянии разметки и тем самым он избежит ареста прав.

Для этого нужны доказательства и факты, которыми может выступить видеосъемка, несколько фотографий с разных ракурсов, использование записи видеорегистратора или камеры, осуществляющей видеонаблюдение на этом участке улицы.

Если подтвердится претензия водителя, то суд его оправдает или назначит какую-то небольшую сумму в виде штрафа.

При определенных обстоятельствах в судебной практике предусмотрены некоторые послабления, например:

  • объезд водитель начал по пунктиру, а когда заканчивал, то заехал уже на сплошную полосу;
  • с правой стороны невозможно было объехать ДТП, что вынудило водителя сделать объезд слева (если в суде будут доказательства обратного, то по ст. 12.15 КоАП РФ это может быть опровергнуто);
  • инспектором было изъято ВУ у водителя еще до вынесения решения судом. Такого типа действие должностного лица считается противозаконным!
  • вызывают сомнения записи в протоколе, видны явные ошибки и предвзятое отношение к нарушителю;
  • количество доказательств недостаточно для обвинения.
Читайте также:  Алименты — можно ли перечислять на счет ребенка до 18 лет

Как только будет вынесен судебный вердикт, то в течение 10 дней он подлежит обжалованию в форме встречного иска, ходатайства или возражения. Помочь в этом может адвокат или автоюрист.

Момент, который может повлиять при обжаловании — это наличие доказательств, представленных в виде видео и фотоматериалов, письменных свидетельств очевидцев происшествия (хорошо иметь их контакты).

В течение всего 2021 г. вносились предложения в Проект поправок на рассмотрение по вопросу наказаний за нарушения с выездом на «встречку».

На встречке и с правами

Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.

При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.

Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.

А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.

«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».

Иными словами, депутаты предлагают не грести всех под одну гребенку. А отличать лихачей, любящих погонять по встречке, и разок отвлекшегося водителя.

Параллельно депутаты предлагают пересмотреть подходы к лишению прав за повторный выезд на полосу встречного движения. В настоящее время за это предусматривается единственное наказание — лишение водительских прав сроком на один год.

Авторы законопроекта считают, что судам нужно дать большую гибкость при выборе величины наказания. И вместо безальтернативной формулировки «год лишения» установить «вилку» наказаний — от двух месяцев до года «пешком».

Комментарий к Ст. 12.15 КоАП РФ

1. Объектом деяний, регламентированных настоящей статьей, являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения. Объективная сторона правонарушений в общем виде может быть определена как нарушение правил расположения транспортного средства на автомобильной дороге, т.е. п. 9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи 12.15 КоАП, определяется в общем порядке, отсылая при этом к положениям вышеуказанного нормативного акта. Если речь идет о нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, в качестве объективной стороны могут выступать такие действия, как выезд для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения, поворот налево или разворот вне перекрестка, движение по левой полосе дороги при свободной правой и т.п. Нормы настоящей статьи призваны декларировать и акцентировать внимание на наиболее распространенных и опасных нарушениях Правил дорожного движения.

Таким образом, объективная сторона ч. 1 настоящей статьи призвана обеспечить соблюдение общих правил. Она выражается в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, движения по обочинам или пересечении организованной транспортной или пешей колонны либо занятии места в ней.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 комментируемой статьи, является нарушение требований Правил дорожного движения пропустить для обгона или опережения тихоходными транспортными средствами, транспортными средствами, перевозящими крупногабаритный груз, или транспортными средствами, двигающимися со скоростью, не превышающей 30 километров в час, следующие за ними транспортные средства.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, заключается в движении по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам, что также противоречит Правилам дорожного движения.

Объективная сторона ч. ч. 3 и 4 характеризуется общностью нарушений и заключается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления. Однако по смыслу ч. 3 совершение данного нарушения связано с необходимостью объезда препятствия, ч. 4 не ставит совершение рассматриваемого правонарушения в зависимость от наличия или отсутствия препятствий на дороге. Следует также заметить, что указанные действия не могут рассматриваться в качестве правонарушения, если выезд на встречную полосу движения или трамвайные пути встречного направления определен в качестве единственно возможного способа объезда препятствия, например, в случае проведения ремонтных работ и обозначен специальным знаком с указанием направления объезда.

Читайте также:  Разрешение на травматическое оружие

Часть 5 комментируемой статьи 12.15 КоАП РФ не предусматривает отдельного состава правонарушения, определяя лишь квалифицирующий признак для деяния, предусмотренного ч. 4. Неоднократное совершение указанного правонарушения влечет за собой применение повышенных мер ответственности, т.е. более строгих по сравнению с первичным совершением данного деяния.

2. Субъектом всех определенных настоящей статьей деяний может быть исключительно водитель, т.е. лицо, допустившее нарушение Правил дорожного движения. Субъективная сторона характеризуется умыслом со стороны виновного лица.

В каких случаях маневр запрещен

Совершаемый на дороге маневр обгона подразумевает обязательный выезд на полосу со встречным движением. Используя этот прием, водитель целенаправленно опережает впереди идущий транспорт, который двигается на одной с ним полосе, однако со сравнительно меньшей скоростью.

Но совершение маневра не всегда выполняется по правилам, возникают нарушения. Правила требуют от водителей соблюдать установленные ограничения, так как в условиях быстро движущихся транспортных средств они могут повлечь серьезные последствие.

Нельзя обгонять на дороге, если:

  • едущее спереди ТС, уже совершает маневр обгона или же объезда определенного препятствия (участка),
  • водитель в обгоняемом ТС подал сигнал о выполнении поворота влево (включен соответствующий поворотник),
  • исходя из дорожной обстановки видно, что движущийся впереди автомобиль не сможет занять место в той же полосе без создания аварийной ситуации.

Как составить жалобу на действия сотрудников ГИБДД?

В дополнение нужно обозначить, что на выполнение маневра установлен прямой запрет на определенных участках:

  • на любом из перекрестков,
  • на «зебре» при условии движения по ней больше 2-х граждан,
  • на ж/д переезде (и на ближайших к нему 100 метрах),
  • на эстакадах, путепроводах, мостах и в туннелях,
  • на участках, где обзор видимости дорожной обстановки заметно ограничен.

Кроме того, водителю однозначно будет назначен соответствующий штраф, если, выезжая на встречку, он допустит нарушение разметки на дороге.

Ни в коем случае нельзя при таком маневре пересекать следующую разметку:

  • сплошную,
  • двойную сплошную,
  • сплошную, идущую параллельно прерывистой,
  • двойную прерывистую (при условии выключенного реверсивного светофора, или же когда горит красный свет).

Согласно действующим Правилам дорожного движения, нарушения, связанные с выездом на встречную полосу, предполагают всего 3 варианта:

  • водитель неправильно обогнал транспорт или выполнил разворот с явным несоответствием действий ПДД,
  • авто пересекло соответствующую разметку, что запрещают Правила,
  • водитель мешает трамвайному движению.

Какой размер штрафа за выезд на встречкую полосу?

Тип нарушения Статья и соответствующая часть КоАП Размер штрафа Возможна ли скидка
Препятствие ст. 12.15 ч.3 1 000 – 1 500 рублей Да
Обгон ст. 12.15 ч.4 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) Да
Разворот ст. 12.16 ч.2 1 000 – 1 500 рублей Да
Выезд на полосу с односторонним движением ст. 12.16 ч.3 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) Да
Выезд на полосу с реверсивным движением ст. 12.12 ч.1 1 000 рублей Да
Появление машины на трамвайных путях ст. 12.15 ч.3 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) Да

Лишение за выезд на встречку

В статье 12.15.4 перечислено, в каких ситуациях водителя могут оставить без прав за выезд на встречную полосу в 2021 году. Это происходит:

  • При появлении автомобилиста на односторонней дороге навстречу потоку или на встречных трамвайных рельсах (от четырех до шести месяцев). Если данный момент попадет на видеокамеры, выпишут штраф в 5 000 рублей.
  • Повторное нарушение пункта, указанного в предыдущем абзаце, грозит лишением прав на один год (12.15.5).
  • 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) применимо при пересечении одиночной или двойной сплошной линии. Такое случается при обгоне, повороте или во время разворота, когда не удается вписаться в прерывистую линию.
  • Нельзя выезжать на встречную полосу на дороге с 4-мя и более полосами. Повороты и развороты допускаются только в специально отведенных местах.
  • Если дорога трехполосная (средняя полоса используется для движения в обоих направлениях), без прав автомобилист останется за появление на крайней левой полосе, а также при обгоне в ситуациях, перечисленных одноименном пункте этой статьи.

Во всех этих случаях лишение на срок от четырех до шести месяцев.

Возможность и допустимость движения по трамвайным путям

Водитель сможет вполне законно осуществлять движение по трамвайным путям, если будут присутствовать определенные условия.

Условие первое. Трамвайная линия должна проходить слева с учетом направления движения автомобиля. Трамвай ездит по правилам, которым должны подчиняться и другие ТС. Значит, полоса справа — это «втречка». Заезжая на эти пути, водитель нарушает правила.

Только если дорожное полотно с установленными рельсами располагается с левой стороны, у водителя авто появляется возможность заезжать на него. Конечно, если нет других ограничений.

Условие второе. Полотно с трамвайными рельсами обязано располагаться на том же уровне, что и рядом расположенная полоса, предназначенная для движения авто. Нельзя выезжать на трамвайную линию, если:

  • рельсы приподняты;
  • отсутствует асфальт, обрамляющий рельсы.

Условие третье. Трамвайное полотно не отделяется от основной дороги, — нет сплошной линии. Также отсутствуют знаки, что запрещают движение в зоне расположения трамвайных колей. Знаки должны были устанавливаться на предыдущем перекрестке (обозначения 5.15.1, 5.15.2).

Условие четвертое. Все полосы заняты другими автомобилями.

Условие пятое. На следующем перекрестке нужно:

  • совершить разворот;
  • свернуть налево.

Условие шестое. Выезжая на путь следования трамвая, автомобиль не создает помехи.


Похожие записи:

Добавить комментарий