Что такое «Двойной обгон»?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое «Двойной обгон»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский написал в своем телеграм-канале, что его однопартийцы внесут в ближайшее время в Госдуму законопроект о конфискации автомобилей у виновников ДТП, которые являются злостными нарушителями ПДД. Так он отреагировал на крупную аварию, которая произошла в центре Москвы 1 апреля.

ДТП при совершении маневра на регулируемом перекрестке

Кажется, что там, где есть светофор, проблем возникать не должно. Но аварии случаются, когда автомобиль сворачивает налево при желтом сигнале, а другое ТС едет через перекресток прямо. Здесь виновным назовут водителя первой машины. Даже при начале маневра на зеленый сигнал он должен уступать тому, кто движется через перекресток. Таковы требования пункта 13.4 ПДД:

При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо.

Но и при таких обстоятельствах вина автомобилиста, который поворачивал, не всегда бесспорна. Ведь иногда для остановки на желтый сигнал ради того, чтобы пропустить оппонента, нужно применять экстренное торможение. А это создает угрозу для машин, едущих позади поворачивающей. Поэтому водитель последней мог завершить свой маневр и не быть при этом наказанным за аварию со встречным ТС.

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Предлагаем ознакомиться: Формирование конкурсной массы должника

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Опережение и обгон, в чем отличия?

Для наилучшего усвоения понятия «двойной обгон», следует хорошо разбираться в разнице обгонных и опережающих действий. Обгоняющий водитель начинает маневрировать на одной полосе направления. Затем он опережает впереди идущий автотранспорт и делает возврат на первоначально занимаемый путь. Он никоим образом не создает помех другим водителям.

Под опережением подразумевается увеличение скорости авто по отношению к опережаемому транспортному средству, едущему по соседней полосе. Опережение с перестроением связано с переходом опережающего автомобиля на соседнюю полосу попутного направления по отношению к опережаемому ТС. В противовес обгонным действиям, опережение с перестроением и без него не заканчивается на изначально выбранной позиции.

На заметку! В ПДД имеет место такой термин, как объезд препятствия. Напоминаем, что движущийся автотранспорт не является препятствием. Соответственно объезжать его как «помеху на пути следования» неправомерно.

Однозначно ответить на вопрос, разрешен ли двойной обгон, затруднительно. Этот маневр требует предельной осторожности и быстрой реакции. Как упоминалось ранее, из всех авто, составляющих «паровозик», грамотно ведет себя управляющий первой машины. Что еще необходимо предпринять, чтобы обезопасить ситуацию при обгоне? Вот основные рекомендации:

  • Сначала внимательно осматриваем дорогу и обочину, нет ли запрещающих знаков, сплошных линий, пешеходных переходов, шлагбаумов, тоннелей и сложных участков.
  • Затем обращаем внимание на встречную полосу, нет ли приближающегося автотранспорта.
  • Делаем обзор соседних авто, не готовятся ли они объезжать препятствие или опережать соседние ТС. Следим за сигналами поворотников как переднего, так и заднего автомобилей.
  • Следующий важный шаг – это определение достаточной дистанции для необходимого разъезда и возвращения на первоначальную позицию.
  • Включаем левый поворотник и, ускоряя езду на 15–20 делений, выходим навстречку. Чем выше скорость, тем скорее завершится маневр.
  • Включаем правый поворотник и, обогнав машину, занимаем первоначальную позицию.
  • Выключаем правый поворотник.
Читайте также:  Минимальная пенсия в Красноярске 2024 году

Чем двойной обгон отличается от обычного

Обычный обгон можно считать совокупностью трех последовательных этапов: автомобиль перестраивается на встречную полосу для объезда впереди идущей машины, совершает обгон и встает на прежнюю полосу движения. Однако автомобилисты часто путают такие понятия как обгон и опережение. Во избежание недомолвок с сотрудниками ГИБДД, помните, что второй термин – это когда машины двигаются по своим полосам, но одно авто вырывается вперед, не совершая выезда на чужую полосу.

Двойной обгон квалифицируется как участие трех и более машин, и бывает трех видов:

  • одно авто совершает обгон нескольких машин;
  • несколько решаются на обгон и двигаются «паровозом»;
  • вереница машин обгоняет другую такую же.

В таких ситуациях сложно правильно оценить обстановку на трассе, и поэтому часто возникают аварийные случаи.

Картинки двойного обгона в учебнике по вождению покажут любому водителю, как правильно совершать движения по манёвру. Зная пункт 11 ПДД, перед началом обгона обязательно нужно быть предельно уверенным, что на встречной полосе нет транспорта. Правила не включают в себя такого понятия, как двойной обгон.
Но в них прописано, что подобный вид маневрирования не проводят в случае, если:

  • впереди идущий автомобиль не включил левый поворотный сигнал и начал выезжать для обгона машины, находящейся перед ним;
  • движущееся за ним авто приступило к обгону;
  • будет невозможно завершить перестановку без помех для обгоняемого авто.

Нужно следить, чтобы своими манёврами не создать препятствий остальным участникам дорожного движения.

Обгон путём пересечения сплошной линии

Частенько такой обгон на улицах и трассах происходит по причине нехватки времени у водителей, которым нужно везде успеть. Статистика отмечает рост количества транспорта на дорогах. И в должной мере результат происходящего зависит от хорошего профессионального уровня работников дорожной службы.

В правилах, пересечение разметки 1.1 является серьёзным нарушением, но ГОСТ на наложение дорожной разметки официально не регистрируется. Полоска специальной ширины наносится на полотно дороги в начале сплошной линии. Полоска длиннее обязательной в 3 раза, а в промежутках между линиями короче.

Существование такой схемы даёт знак владельцу ТС, что обгон может заканчиваться на сплошной линии. И доказать свою невиновность в нарушении будет гораздо проще.

При нарушении ч.2 статьи 12.16 КоАП РФ, надо будет заплатить штраф. Взыскание составит от 1000 до 1500 российских рублей, если водитель по встречной объезжал место ДТП, хотя можно было это сделать справа.

Практически всякое нарушение правил, связанное с фактом пересечения сплошной осевой линии разметки, рассматривается в суде. Исключаются только случаи, когда протокол составлен с опорой на информацию систем наблюдения.

Камеры-шпионы установлены на самых сложных участках улиц. Они с успехом заменяют собой машины ДПС, которые обычно подстерегали водителей в таких местах. Автолюбителям больше нет смысла сигналить своим коллегам о том, что в кустах притаился проверяющий. Все, кто за рулём, быстро выучили места расположения мнимых и реальных камер слежения и вынуждены следить за соблюдением правил хотя бы в таких местах. Автоматика равнодушно фиксирует нарушение, и письмо со штрафной квитанцией отправляется по адресу нарушителя, который обязан оплатить штраф.

Однако существует ряд плюсов, благодаря которым инцидент может разрешиться с пользой для водителя. Для этого необходимо проследить, чтобы инспектор внёс в протокол факт несоответствия размещения дорожной разметки государственным стандартам, и максимально верно зафиксировал схему происшествия. Для суда это будет весомым аргументом.

Правила выполнения маневра

Перед началом такого маневра, как обгон, водитель обязательно должен оценить обстановку и убедиться в том, что та полоса, на которую он собирается осуществить выезд, свободна, а на большом расстоянии нет машин. Если в процессе обгона может быть причинен хоть малейший вред другим участникам ДД, его не следует выполнять.

Читайте также:  Оформить пенсию. Кто и какие документы должен собирать

Соседняя трасса – встречная полоса, должна быть полностью свободна от машин. Чаще всего, обгон выполняют за городом.

Если в результате выполнения маневра происходит дорожно – транспортное происшествие, виноватым всегда оказывается тот водитель, который совершал обгон.

Исключение возможно только в единственном случае, в соответствие с ПДД пунктом 11.3, водитель обгоняемого средства не имеет право создавать препятствия для обгона посредством превышения скорости движения или любыми другими способами.

Водитель, намереваясь совершить обгон, не может предвидеть поведение водителя на встречной полосе. Если тот повышает скорость намеренно, создается препятствие. В таком случае, вина ложится на второго водителя.

В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:

Признак Обгон Опережение
Порядок выполнения — выезд на встречную полосу; — возврат в свою полосу — выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении; — необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке
Скоростной режим Увеличивается для выполнения маневра В зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения
Ограничения Несколько. Устанавливаются правилами движения Одно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов
Может совершаться Исключительно с левой стороны Как с левой, так и с правой стороны
Наличие штрафов Установлены. Административным Кодексом за невыполнение правил Отсутствуют
Опасность маневра Большая, так как требуется выезд на полосу встречного движения Невысокая, так как осуществляется в попутном направлении

Места с запрещенным обгоном

ПДД в главе 11 информируют водителей о том, как нельзя обгонять и где именно. Единое правило — обгонять недопустимо если не видно встречную полосу или есть препятствия безопасному разъезду. На всех дорогах обгон запрещен:

  • Под запрещающий знак, сплошную разметку;
  • На подъеме;
  • На участках, где видимость в обе стороны закрывают какие-либо предметы, конструкции;
  • На ж/д переездах и ближе 100 м до них;
  • На изгибах дороги, в зоне опасных поворотов;
  • В тоннелях;
  • Под эстакадами, мостами, путепроводами и на них;
  • На пешеходных переходах;
  • На перекрестке со светофором, а также на нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге.

Разновидности нарушений

Есть еще один маневр, который также иногда называют двойным – когда на встречной оказываются два и более авто и едут «паровозиком».

Невиновным в нарушении правил будет водитель, который начал обгон первым, однако доказать это можно только при наличии видеорегистратора или камеры. Иногда присутствующий поблизости инспектор ГИБДД также замечает, кто выехал первым.

Правила запрещают совершать маневр двойного обгона (11.2 ПДД), если водитель, следующий впереди или сзади, выезжает на встречку для обгона.

Отсутствие нарушения в ситуациях обгона доказать сложно: даже если происходящее видел сотрудник ГИБДД, то он мог не заметить, кто выехал на встречку первым, соответственно, виноватыми окажутся оба водителя или все водители, принимающие участие в маневре.

Как наказывают нарушителей

Фактически водители наказываются не за двойной обгон, а за нахождение в зоне риска – на встречной полосе. Двойной обгон не определяется в Правилах отдельно. В создавшихся ситуациях анализируется соответствие действий водителя или водителей предписанному ПДД алгоритму поведения на встречной полосе.

Несмотря на то, что в правилах не предусмотрены штрафные санкции за маневр обгона, нарушители не остаются безнаказанными. К ним применяются административные меры наказания за неправильный выезд на встречную полосу (12.15.4 КоАП):

  • за первое нарушение – 5000 или лишение прав на срок до полугода (12.15.5)
  • второе такое нарушение – 5000 или лишение прав на год (для назначения штрафа достаточно записи камеры видеонаблюдения, лишение прав состоится, если водителя заметил и остановил инспектор)
  • за выезд на встречную при объезде препятствия – 1000-1500 (12.15.3).

Общие правила проезда перекрёстков

Очередность движения через перекресток зависит от того, к какому виду он относится. Однако есть и общие правила, которые действуют на любых перекрестках.

Вот эти правила:

  1. Поворачивая на перекрестке направо или налево, водитель обязан пропустить пешеходов, идущих через ту дорогу, на которую он поворачивает, а также велосипедистов, продолжающих движение в прямом направлении по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. Исключение составляют случаи, когда движение пешеходов регулируется отдельным светофором. Если во время поворота транспортного средства пешеходам горит запрещающий сигнал, то уступать им дорогу не следует.
  2. Запрещается въезжать на перекресток, если на нем или за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пересечении проезжих частей, создав препятствие для движения других транспортных средств в поперечном направлении. В таком случае въехать на перекресток можно только для того, чтобы тут же выехать с него в свободном направлении (например, выполнив поворот или разворот). Если же вам необходимо двигаться именно в том направлении, в котором образовался затор, то нужно остановиться перед въездом на пересечение проезжих частей и возобновить движение только после того как за перекрестком появится свободное место для вашего транспортного средства.
  3. На любых перекрестках ТС с включенными проблесковыми маячками синего (синего и красного) цвета и специальным звуковым сигналом (сиреной) имеют преимущество независимо от имеющихся на перекрестке дорожных знаков, разметки, а также сигналов светофора. Остальные водители обязаны уступить дорогу специальному транспортному средству и тем, кого оно сопровождает.

Обгон запрещен: знаки и разметка

Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.

При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.

Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.

Как правильно выполнить маневр?

Конечно, лучше исключить обгон справа, но если иным способом маневр не совершить, то делать это нужно следующим образом:

  • Перед тем, как начинать обгон, нужно удостовериться в том, что дорога с правой сторона проезжей части совершенно свободна и нет припаркованных автомобилей.
  • Обязательно нужно обратить внимание на наличие запрещающих знаков, дорожной разметки, информационных щитов. Это дает возможность полностью убедится в том, что маневр можно осуществить безопасно – как для других водителей, так и для пешеходов.
  • Непосредственно перед началом маневра нужно убедится в том, что за это время не создастся аварийная ситуация на дороге.
  • Обязательно принимайте во внимание погодные условия, а также состояние дорожного полотна и грунта на обочине – если дорога будет скользкой, то при осуществлении маневра авто может слететь в кювет.
  • Важно соблюдать установленную ПДД дистанцию между автомобилями.

Помните, каким бы образом вы не совершали маневр, безопасность должна стоять на первом месте!

Объезд транспортного средства с правой стороны

У водителя может возникнуть ситуация, при которой не получается избежать объезда препятствия, транспортного средства справа. Необходимо знать, как это сделать правильно, снижая возможность создания аварийной ситуации.

Рекомендации при совершении маневра:

  • проверить, что правая сторона дороги свободна, нет препятствий, припаркованных машин, пешеходов;
  • весь участок дороги хорошо просматривается;
  • проанализировать состояние грунта обочины: нет ли ям, наледи, что может привести к потере управления, сползанию машины в кювет;
  • проверить, не будете ли помехой для других автомобилей;
  • обратите внимание на транспортное средство, которое идет впереди, не собирается ли водитель совершить поворот направо;
  • посмотрите на знаки и указатель на дороге, откажитесь от маневра, если рядом находится автобусная остановка, пешеходный переход, перекресток;
  • снизьте скорость, соблюдайте дистанцию, выполняйте маневр предельно аккуратно.

Нужно помнить о том, что при обгоне по правой полосе штраф неизбежен, и доказать необходимость объезда будет сложно.


Похожие записи:

Добавить комментарий