Гарантии права работников на охрану труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии права работников на охрану труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если в организации числится более 50 человек, работодатель должен создать службу охраны труда или закрепить в штатном расписании должность специалиста по охране труда. Если такой штатной единицы нет, ее необходимо ввести приказом по организации, после чего принять на нее работника.

Обязанности работников

Опираясь на нормы трудового законодательства, а также вытекающие из них положения, сотрудники обязаны:

  • поддерживать порядок на своем рабочем месте, своевременно убирать мусор;
  • правильно применять средства индивидуальной защиты;
  • не захламлять холлы, переходы, эвакуационные пути;
  • прокладывать кабели, соблюдая правила электробезопасности;
  • незамедлительно убирать разлитые или рассыпанные вещества;
  • при возникновении ситуации, угрожающей жизни и здоровью, немедленно сообщать об этом руководству;
  • знать нюансы производственного процесса;
  • соблюдать правила использования инструментов;
  • регулярно проходить инструктаж;
  • использовать униформу и устройства защиты;
  • соблюдать требования пожарной и электробезопасности.

Плановые проверки соблюдения требований охраны труда проходят не реже, чем 1 раз каждые пять лет. Первая проводится не позже двух месяцев после открытия компании.

Оценка может проводиться и чаще по решению администрации. Например, если обстановка улучшена и руководство хочет отчислять в фонды меньше, уменьшить расходы на средства защиты и выплаты компенсаций.

Итоговый отчет изучается проверяющими десять дней. К нему прикрепляются подписанные протоколы. Готовые документы передаются директору, который издает приказ об окончании процедуры и знакомит персонал с результатами.

После получения отчета составляется итоговая ведомость в электронном и бумажном вариантах и направляется в местную инспекцию. Хранится данная документация на протяжении 75 лет, если вредные факторы имеют место на предприятии, и 45 лет — если таковые отсутствуют.

Что делать в ходе проверки

По закону инспектор может прийти на предприятие в любое время суток. Но ради проверки предприятие не должно менять свой график работы. Например, если ваше кафе открывается в полдень, вы не обязаны являться на вызов инспектора в 7 утра. Если же ваше предприятие работает круглосуточно, инспектор может прийти на проверку конкретного технологического процесса даже ночью. Как и кого вызывать на работу в этом случае, решает руководство организации. Например, если нет возможности моментально организовать выход на работу сопровождающего лица (не успеваете сделать приказ), сообщите об этом инспектору.

  • В ходе проверки показывайте только те документы, которые просит инспектор. Не спешите соглашаться с критикой, аргументируйте, почему вы делаете так или эдак. Инспектор тоже человек, который может ошибиться, что-то перепутать или о чем-то не знать. Даже если инспектор с вами не соглашается в ходе беседы, спорный вопрос он может не включить в список нарушений. Он понимает, что его действия могут быть обжалованы в суде, а это ему не нужно.
  • Рассказывайте о документах, которые показываете. Например, показывая журнал инструктажей, обратите внимание, что вы не пропускаете строчек, не исправляете ошибки корректором и т.д. Все равно вам нужно будет о чем-то говорить, так почему бы не рассказать о том, что вы делаете правильно?
  • Помните, что изымать оригиналы любых документов инспектор не вправе. Предоставляйте ему заверенные копии. Это же правило действует относительно ответов на предписания.
  • Не приводите инспектора в полностью остановленный цех или мастерскую, в которой нет людей, если проверка происходит в разгар рабочего дня. Инспектор, который действительно хочет посмотреть рабочий процесс, придет еще.
  • Если цеха, мастерские, другие места, которые хочет осмотреть инспектор, расположены далеко друг от друга, лучше организовать подвозку. Проходя по территории предприятия, инспектор заметит гораздо больше, чем если он будет ехать на автомобиле и при этом беседовать.
  • Не отстраняйтесь, будьте готовы к диалогу. В конце концов, проверка ГИТ по вопросам ОТ – отличная возможность для службы ОТ достучаться до руководства и «выбить» средства для решения вопросов безопасности, которые в штатном режиме не выделяются.

Гарантии предоставляемые работнику для обеспечения охраны труда

Трудовой кодекс РФ обеспечивает работников рядом гарантий, которые установлены для защиты их прав на трудовую деятельность в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, причем ни работодатель, ни его представители не имеют права вмешиваться в процесс самозащиты или как-то ему препятствовать.

Сохранение за работником его рабочего места и среднемесячного заработка в случае временного прекращения или запрета деятельности работодателя, которое связано с нарушением требований охраны труда, является одной из таких гарантий. В этом случае работнику могут предоставить другое рабочее место, но только с его согласия и только на время прекращения деятельности работодателя, причем заработная плата в этой ситуации не может быть ниже среднего заработка по прежнему месту работы. Это относится и к случаям, когда работник отказывается от выполнения своих обязанностей в связи с появлением опасной ситуации для его здоровья или жизни.

Замечание 2

Стоит заметить, что работа, которая непосредственно связана с высокой степенью риска для работника, считается исключением. К такой деятельности относятся мероприятия по спасению людей из чрезвычайных ситуаций, а также связанные с существенными материальными ценностями.

Что касается случаев, когда отсутствует возможность предоставить другое рабочее место, то до момента устранения всех нарушений время простоя работника будет оплачиваться в размере двух третей от среднего заработка.

В список гарантий входит также и компенсация вреда, причиненного жизни или здоровью работника при выполнении им трудовых обязательств. Выплаты происходят в соответствии с ФЗ «обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и осуществляются Фондом социального страхования РФ. Что касается порядка такого рода выплат, то он прописан в нормативных правовых актах РФ, а также в актах Фонда социального страхования.

Не менее важной гарантией является и обеспечение работника средствами индивидуальной и коллективной защиты. Эта необходимость появляется в результате работы с опасными условиями труда или при выполнении работ в специфических температурных условиях либо связанных с загрязнением. Бесплатная выдача работникам спецодежды, обуви и других средств защиты распространяется на всех служащих и регламентируется Межотраслевыми правилами, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития России. Если же работодатель не предоставляет сотруднику специальных средств защиты, то он не имеет права принуждать работника к выполнению трудовых обязанностей, к тому же он должен оплатить возникший по этой причине простой.

Читайте также:  Санитарно – гигиенические мероприятия

Помимо средств защиты, работодатель должен обеспечивать сотрудников, занятых на работах с вредными условиями, бесплатным молоком и лечебно-профилактическим питанием, в зависимости от степени вредности. Также, в случае необходимости, работодатель обязан возместить работнику стоимость молока или других равноценные продуктов. Условия, при которых происходят выплаты компенсаций, либо непосредственное обеспечение сотрудников такого рода продуктами, утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Также в обязанности работодателя входит предоставление санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. К этим требованиям относится оснащение оборудованием помещений для приема пищи, медицинской помощи, комнаты отдыха и психологической разгрузки, а также оснащение специальными аппаратами для предоставления работникам горячих цехов и участков газированной соленой воды.

Работодатель не имеет права привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, если последний отказывается выполнять рабочие обязанности, в силу возникшей опасности для жизни и здоровья из-за нарушенных требований охраны труда. То же самое касается случаев тяжелых условий работы или занятостью на вредном и опасном производстве, если это не было прописано в трудовом договоре.

Государственный надзор является важной составляющей при выполнении мероприятий относительно предупреждения и устранения нарушений по правилам охраны труда.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст.7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Правовая система обеспечения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности в нашей стране получила закрепление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст.17, 20, 21, 23, 24, 26, 27) от 22 июля 1993 г.201, ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»202, разделе X (гл.33–36) Трудового кодекса РФ, а также в подзаконных нормативных актах, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, и в иных нормативно-правовых актах. В важнейшем комплексном нормативно-правовом акте, каким являются Основы, и Трудовом кодексе РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда, конкретизированы права работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и закреплены гарантии этих прав, предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда и т.д.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда

В ст.7 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровье и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда, Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в том числе и об охране труда), действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.

Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в подчиненных им организациях, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст.353 ТК РФ).

Профессиональные союзы и состоящие в их ведении правовые и технические инспекции труда имеют право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и по вопросам охраны труда (ст.370 ТК РФ и ст.20 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.).

Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями – правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т.д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Основные задачи, функции, полномочия Федеральной инспекции труда определяются Положением о ней, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78.

Федеральную инспекцию труда возглавляет главный государственный инспектор Российской Федерации, полномочия которого закрепляются названным Положением. Главный государственный инспектор назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ.

Главному государственному инспектору труда Российской Федерации предоставлено право назначать и освобождать от должности руководителей территориальных инспекций труда – главных государственных инспекторов труда.

Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Читайте также:  Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо знать предпринимателю

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с настоящим Кодексом.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Другой комментарий к статье 219 ТК РФ

Комментируемая статья закрепляет и детализирует право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Согласно ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Она закрепляет ряд прав работника, которые корреспондируют, в частности, обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда:
— право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Для оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда производится специальная оценка условий труда (подробнее см. комментарий к ст.212 ТК РФ);
— право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья и о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Такую информацию должны предоставлять не только работодатель, но и соответствующие государственные органы и общественные организации;
— право на отказ от выполнения работ в случае опасности для жизни и здоровья работника. Данное право является одной из форм самозащиты работником своих трудовых прав (см. ст.370 ТК РФ и комментарий к ней). Такая опасность должна быть обусловлена нарушением требований охраны труда. Федеральными законами могут быть предусмотрены исключения из данного правила (например, в отношении ликвидаторов последствий чрезвычайных ситуаций). Право на отказ от выполнения работ действует до устранения такой опасности. Согласно ст.220 ТК РФ при отказе работника от выполнения работ в данном случае работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения такой опасности. Если это невозможно, имеет место простой по вине работодателя, время которого оплачивается работнику (см. комментарий к ст.220 ТК РФ);
— право на бесплатное обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты (см. ст.221 и комментарий к ней). В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель также не вправе требовать от него выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ст.220 ТК РФ);
— право на бесплатное обучение безопасным методам и приемам труда, дополнительное профессиональное образование в случае ликвидации рабочего места по причине нарушения требований охраны труда (см. ст.225 и комментарий к ней). Прохождение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ является одновременно и обязанностью работника согласно ст.214 ТК РФ;
— право на подачу запроса в уполномоченные органы о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте работника. Данное правомочие работника может быть реализовано путем направления запроса: в уполномоченные органы исполнительной власти; в органы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Об органах, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) в трудовой сфере, см. комментарий к статьям главы 57 ТК РФ. Об органах, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда, см. комментарий к ст.216.1;
— право на обращение в органы власти, к работодателю, а также к представителям сторон социального партнерства по вопросам охраны труда. Вопросы рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
— право на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (см. ч.1 ст.213 и комментарий к ней). Данное право является одновременно и обязанностью работника согласно ст.214 ТК РФ;
— право на компенсации в случае занятия работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. ТК РФ предусматривает для данной категории работников следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст.92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней (ст.117 ТК РФ); повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст.147 ТК РФ).

Комментируемая статья предусматривает, что при обеспечении на рабочих местах безопасных условий труда, подтверждаемом результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам выплачиваться не будут.

Нормативная регламентация

Определение трудовых условий осуществляется в ходе специальной оценки, согласно следующим нормативно-правовым документам:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • ФЗ № 426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда»;
  • Санитарные правила и нормы;
  • «Р 2.2.2006-05. 2.2. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005);
  • Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;
  • Отраслевые правила и нормы.

Замечание 1
В Конституции РФ говорится, что каждый гражданин имеет право на безопасные условия труда и охрану здоровья. В связи с этим был принят Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Охраной труда является система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе осуществления ими своей трудовой деятельности. Эта система мер включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и многие другие мероприятия.

Государством установлены специальные нормативы и правила, которые направлены на обеспечение безопасных условий труда и сохранение жизни и здоровья работника в процессе производственной деятельности. Требования охраны труда являются обязательными к исполнению для юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность:

  • в период проектирования, строительства и эксплуатации объектов;
  • при конструировании машин, механизмов и оборудования;
  • при разработке технологических процессов;
  • при организации производства.

Ранее на территории Российской Федерации действовало Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 65 «Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций».

Постановлением Минтруда РФ от 15 октября 2001 г. № 74 вышеуказанное постановление признано утратившим силу. В данный момент сохраняет действие приказ Минобразования РФ от 22 апреля 1997 г. № 779 «Об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России» и Приказ Минздрава РФ от 7 мая 1998 г. № 155 «Об организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минздрава России».

Сегодня федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, предприятиям необходимо разработать с учетом своей специфики соответствующие положения.

Читайте также:  ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя возложены эти обязанности.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятии приказом (распоряжением) их руководителей создаются аттестационные комиссии по проверке знаний (одна или несколько). В состав комиссии включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспектора по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюзного органа.

Конкретный состав, порядок и форму работы комиссии определяют руководители предприятий.

Члены комиссии по проверке знаний должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия, и пройти проверку знаний по охране труда. Если численность предприятия не позволяет создать комиссию по проверке знаний, то проверка знаний руководителей и специалистов таких предприятий, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с работами, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда, должна проводится в комиссиях по проверке знаний учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих специальное разрешение.

Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами определенной формы. Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией по труду.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства наименее защищенная в настоящее время в области охраны труда. Случаи несоблюдения элементарных правил техники безопасности и охраны труда в данной отрасли не так уж и редки. Связано это как с элементарным незнанием правил техники безопасности со стороны самих работников, так и попустительством со стороны руководителей. Ситуация осложняется и тем, что жилищно-коммунальное хозяйство находится в плачевном состоянии, износ техники, механизмов и коммуникаций достигает порой 100 %. Все это сказывается на числе несчастных случаев, происходящих при производстве работ.

Поэтому руководители предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы должны более ответственно подходить к требованиям по охране труда и технике безопасности, установленными как Трудовым кодексом РФ, так и ведомственными подзаконными актами.

Основным органом, принимаемым акты по охране труда в этой отрасли, является Министерство труда Российской Федерации. Так, Постановлением Минтруда РФ от 16 августа 2002 г. № 61 утверждены и действуют Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства. Данные Правила действуют на всей территории Российской Федерации и должны учитываться при реконструкции и техническом перевооружении организаций, эксплуатирующих водопроводно-канализационное хозяйство, производстве ремонтных работ систем водоснабжения и канализации, организации технологических процессов и операций.

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, утверждены Постановлением Минтруда РФ от 29 декабря 1997 г. № 68.

Для рабочих котельных (машинист (кочегар) котельной, оператор котельной, кочегар технологических печей) обязательна Типовая инструкция по охране труда для рабочих котельной ТОИ Р-218-55-95 (утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 5 декабря 1994 г.). Нормы по охране труда содержатся в Отраслевом тарифном соглашении по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г. от 12 мая 2004 г. (с изменениями и дополнениями, зарегистрированными Федеральной службой по труду и занятости от 6 декабря 2005 г. № 34/05-07).

Что из перечисленного относится к основным задачам и функциям, возлагаемым на службу охраны труда в организации?

  • Обеспечение беспрепятственного доступа должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в организацию в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда
  • Организация и контроль за соблюдением требований и правил внутреннего трудового распорядка
  • Установление доплаты работникам при совмещении профессий (должностей)

Что относится к задачам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  • Обеспечение родителей детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение
  • Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и возмещения вреда, в том числе возникшего вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов
  • Уменьшение размера ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в случае смерти застрахованного, но не более чем на 25%
  • Обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска

Основные принципы обеспечения безопасности труда

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

В таблице, в части контрольных вопросов, в графе 4 инспектор отмечает исполнение работодателем требований законодательства, которые указаны в реквизитах нормативного акта, устанавливающего обязанность работодателя.

Если требование законодательства соблюдено, в графе 4 ставится соответствующая отметка. Если выявлено нарушение, графа 4 не заполняется, а в графе 5 проставляется соответствующее значение.

Графа «Не относится», которую содержат проверочные листы Роструда, заполняется в особых случаях — только если пункт не имеет отношения к работодателю. Например, в чек-листе № 1 есть перечень вопросов по заключению трудовых договоров со спортсменами (т. к. на спортсменов распространяются отдельные нормы трудового права, отдельный порядок проведения обязательных мероприятий по охране труда). Соответственно, если оценивается компания, в которой нет спортсменов в штате, то в графе 6 указывается «Не относится».


Похожие записи:

Добавить комментарий