Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база
Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.
Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.
Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
-
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
-
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
-
арест сроком до шести месяцев;
-
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера
Состав правонарушения и норма УК РФ |
К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания: |
Наказание может быть дополнено |
||
штраф |
арест |
лишение свободы |
||
Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ): — непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*; — включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ): — собственником или руководителем организации; — иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 5 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса
1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК.
2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.
3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.
Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.
Признаки уклонения от уплаты налогов
Чем же отличается уклонение от уплаты налогов от неуплаты обязательных платежей без злого умысла? Это очень важный вопрос, поскольку в первом случае речь идет о преступлении, а во втором – об административном правонарушении с намного менее строгими санкциями. Вот основные признаки, которые отличают уклонение от уплаты налогов:
- в деятельности представителей компании есть конкретные действия, направленные на минимизацию налогообложения – сразу стоит отметить, что сама по себе минимизация налогов не является преступным действием, если выполняется в рамках законодательства (например, налогоплательщик может вполне законно воспользоваться налоговыми льготами, если подпадает под необходимые критерии). Здесь речь идет о таких действиях, которые идут вразрез с требованиями закона: дробление бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки, занижение объема прибылей и завышение расходов в отчетности, трудовые договоры и сотрудничество с ИП вместо оформления сотрудников в штат и т.д. При выявлении подобных действий и обнаружении неуплаты части налогов может быть возбуждено уголовное дело;
- размер недоплаченных налогов превышает установленный размер – уголовное преследование по статье об уклонении от уплаты налогов начинается с определённой суммы, которая составляет 5 млн рублей или свыше 25% от требуемого размера.Ниже этого порога налогоплательщик может быть привлечен только к административной ответственности;
- налоги не поступили в бюджет по злому умыслу – привлечь юридическое или физическое лицо к ответственности за неуплату налогов можно только в том случае, если обязательные платежи не вносились умышленно. Если удастся доказать, что это произошло из-за ошибки или других неумышленных действий, статья об уклонении от уплаты налогов уже не может быть применена.
При расследовании уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, анализируется много факторов, прежде чем определяется вина конкретных лиц и степень их ответственности.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
К организациям относятся: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ (ст. НК РФ).
Субъект преступления — руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).
Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 комментируемой статьи, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.
Ответственность и наказание
Соответственно, если лицо, имеющее статус «агента» не исполняет своих обязанностей, возложенных действующим законодательством, то неминуемо наступление ответственности. Преступления и правонарушения по рассматриваемой экономической сфере подразумевают два вида ответственности: налоговую и уголовную. В первом случае предусмотрены определённые штрафные санкции, установленные в соответствии с главой 16 НК РФ.
Например, это статья 126.1 – предоставление в уполномоченные органы документов, содержащих недостоверную информацию. За совершение подобного правонарушения полагается штраф в размере 500 рублей за каждый документ, носящий ложный характер. Статья 123 НК РФ – это несоблюдение установленных сроков удержания и перечисления выплат, совершаемое в неправомерной форме. Виновному полагается штраф в размере 20% от неудержанной суммы.
Уголовная ответственность
Само по себе признание деяния в форме уголовно наказуемого преступления говорит о серьёзности и значимости, а также об общественной опасности данного поступка, а, следовательно, и тяжесть наказания будет на порядок выше, нежели вышеприведённые санкции, регламентированные положениями НК РФ. Сразу следует отметить, что диспозиция статьи 199.1, о которой и пойдёт речь ниже, содержит такой обязательный признак, как крупный или особо крупный размер фигурируемой в деле сумме денежных средств.
В соответствии с примечанием законодателя, крупный размер исчисляется как сумма налогов и сборов за трёхлетний финансовый период в 5000000 рублей, если на невыплаченную сумму приходится более 25% от упомянутых 5000000 рублей, либо если сумма превышает 15000000 рублей. А особо крупным размером считаются суммы денежных средств, исчисляющиеся в размерах 15000000 рублей, 50% и 45000000 рублей.
В РФ уклонение от уплаты налогов реализуется налогоплательщиками разными методами. Наиболее популярные из них:
- уничтожение или подмена накладных или другой документации;
- искажение или устранение первичных документов, что приводит к отсутствию в этих бумагах актуального размера чистой прибыли;
- выручка, полученная от продажи товаров, проводится в меньшем размере, либо вовсе не фиксируется в документации предприятия;
- компания передает другой организации товары со счетами-фактурами;
- как только вносится оплата покупателем в виде наличной суммы, происходит уничтожение или корректировка документации.
С помощью вышеуказанных действий организации довольно легко и быстро снижают по документам свою прибыль и выручку. Даже физические лица могут пользоваться разными уловками, позволяющими уйти от налогообложения. Например, уклонение от налогов физическим лицом может заключаться в отсутствии официального арендного договора, если гражданин получает доход от сдачи своей недвижимости в аренду.
На самом деле существует много способов, позволяющих фирмам и гражданам нарушать налоговое законодательство. Обычно применяется за это наказание в рамках НК, но при специфических и сложных ситуациях может использоваться уголовная ответственность.
В отношении любого гражданского, административного, уголовного дела устанавливаются сроки давности – т.е. предельное время для обращения потерпевшей стороны в суд. Если срок давности истек, то сторона уже не может взыскать с ответчика соответствующую сумму, в том числе и по факту уклонения от уплаты налогов.
В случае с невыплатой налоговых платежей устанавливается срок давности в 3 года. Начало отсчета наступает с максимальной даты, когда гражданин должен был оплатить налог. В случае нанесения ущерба государству в особо крупном размере, т.е. более 36 млн рублей, срок давности составляет 6 лет.
ПРИМЕР 1. Гражданин выигрывает в лотерею сумму в 1 млн рублей. Согласно действующему законодательству он должен оплатить налог с этого выигрыша, который в зависимости от условий проведения акции может составить 13% или 35%. Предельный срок оплаты – 15 июля того же года (или следующего года, если выигрыш случился после этой даты). Соответственно, срок давности в 3 года по делу об уклонении от уплаты налогов будет отсчитываться именно с 15 июля.
ПРИМЕР 2. Индивидуальный предприниматель участвует в нелегальной схеме и подает декларацию с заведомо заниженными сведениями о доходе. Формально преступление (или правонарушение – в зависимости от суммы) совершается в момент подачи этой декларации. Но срок исковой давности в 3 года начнет отсчитываться именно с предельной даты уплаты налога.
ПРИМЕР 3. Гражданин приобрел земельный участок 30 ноября 2015 года. Срок уплаты налога на имущество наступает 1 декабря следующего, т.е. 2016 года. Гражданин не внес платеж ни 1 декабря 2016, ни 1 декабря 2017 года. Соответственно, срок исковой давности – 3 года с момента последнего неплатежа, т.е. с 1 декабря 2017 по 1 декабря 2020 года.
Важно понимать, что во многих случаях недобросовестные налогоплательщики сознательно затягивают сроки давности, чтобы по формальному признаку (истечение 3 лет) освободиться от уплаты. В подобных ситуациях налоговые инспекторы могут приостановить течение срока даже без решения суда.
Издается соответствующий акт, форма которого утверждена законодательно.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Уголовная ответственность за неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)
По этой статье уголовная ответственность наступает за неисполнение обязанностей налогового агента.
Размеры крупного и особо крупного нарушения определяются аналогично статье 199 (Таблица 2), а вот наказания несколько отличаются.
Таблица 3
Вид нарушений
(условие нарушения) |
Наказание | |||
Штраф | Принудительные работы / лишение права занимать должности | Арест | Лишение свободы / лишение права занимать должности | |
В крупном размере | от 100 000,00 до 300 000,00 | до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока | на срок до 6 месяцев, | до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока |
В особо крупном размере | от 200 000,00 до 500 000,00 | до 5 лет / до 3 лет либо без указания срока | нет | до 6 лет / до 3 лет либо без указания срока |
Статья 199 УК РФ является наиболее применяемой из всех имеющихся на сегодня налоговых составов. Однако схема выявления данного преступления излишне зарегулирована и неэффективна. Должным образом разделить полномочия между налоговой службой, полицией и следственным ведомством не удалось, да и вряд ли было возможно. Материалы налоговых органов, только на основании которых можно возбудить уголовное дело, формируются посредством контрольной работы, в них не проработаны вопросы установления умысла, противоправной схемы, соучастия иных лиц, сокрытия следов противоправного деяния и т.д. А имеющиеся ограничения в полномочиях налоговых органов по проведению повторных налоговых проверок одной организации практически не позволяют учитывать выявленные оперативным или следственным путем новые эпизоды противоправных деяний в сфере налогообложения и, соответственно, корректировать итоговую сумму крупного или особо крупного размера уклонения. Кроме того, в ходе реформирования органов внутренних дел отдельное направление по борьбе с налоговыми преступлениями было ликвидировано. Таким образом, сегодняшний «механизм» противодействия налоговой преступности — разрозненные остатки некогда единой системы, единого цикла от выявления налогового преступления до направления дела в суд.
К чему мы пришли? Предварительные выводы о возбуждении и расследовании уголовных дел по ст. 199 УК РФ
Презумпции невиновности нет.
Следствие формирует обвинительную позицию, совершенно не обращая внимание на ваши доводы. Здесь нет ситуации, что вы правы «по умолчанию», а следователь должен доказать обратное (как должно быть по закону). Фактически позиция следователя — это скала, о которую безнадежно разбиваются, как морские волны, все ваши доводы.
Что бы вы ни сказали, какие бы ни нашли аргументы, у следователя уже готовы все выводы.
Также следствию не очень-то и нужны ваши документы с проблемными контрагентами. Ведь то, что контрагент недобросовестный, он узнает из допроса номинального директора этого контрагента. А суммы вычетов по проблемным контрагентам следователь/эксперт рассчитает, используя вашу налоговую отчетность. Таким образом, для того, чтобы подготовить обвинительное заключение, вы или ваша позиция следователю не нужны. То, что вы скажете следователю, пройдет мимо «фоном» и никак не повлияет на уже сформированную обвинительную позицию.
Мы хотим, чтобы вы осознали ситуацию. Логика уголовного обвинения — это паровоз, где одно цепляет другое, и никто не разбирается в составных частях:
- вот контрагент. По мнению следователя контрагент недобросовестный. Это мнение может основываться на формальной позиции (допрос директора номинала, отсутствие в штате необходимого количества сотрудников, транзитные платежи по расчетному счету, адрес массовой регистрации и т.д.). Таким образом, по версии следователя, контрагент не мог выполнить работы/оказать услуги/поставить товар;
- если контрагент недобросовестный значит вы не проявили должную осмотрительность. И что бы вы не возразили, это не изменит этот довода следствия;
- вы заявили вычет по этому контрагенту, например по работам, которые контрагент не мог выполнить своими силами;
- заявив вычеты по недобросовестному контрагенту, вы незаконно уменьшили НДС к уплате.