Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная проверка 3-НДФЛ: сроки в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы. Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.
Оформление результатов проверки
После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.
В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.
В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.
Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.
Как узнать результаты камеральной проверки
Статус камеральной ревизии вы можете посмотреть в личном кабинете на сайте госуслуг или ФНС России.
Если в ходе контрольных мероприятий инспектор выявит ошибки, неточности или расхождения, он должен сообщить вам об этом. По закону инспектор высылает требование, в котором написано, что нужно сделать:
- представить пояснения;
- внести исправления.
Если вы такое требование не получали — значит проверка вашей декларации 3-НДФЛ завершилась без ошибок. После успешных камеральных мероприятий никакой акт, справка или иной документ не составляется. Об успешном контроле инспектор вам сообщать не должен. И если вы увидели, что заявленные в декларации суммы отражены на вашем лицевом счете, это автоматически означает, что процесс завершился успешно.
В ходе камеральной проверки 3-НДФЛ специалист налогового органа может запросить у вас дополнительные документы или сведения, если он не будет уверен в расчетах — их придется уточнить.
Налоговики не вправе требовать у вас документы, которые не имеют отношения к проверяемому налогу. Если вы подали 3-НДФЛ на вычет, а инспектор просит данные об уплаченном налоге на профессиональный доход — ПНД (если вы зарегистрированы как самозанятый), то вы имеете право не подавать такие документы.
Если вы хотите оформить, например, вычет на лечение, то иные документы, не относящиеся к этому вычету, у вас требовать не вправе.
Если в ИФНС проверяют декларацию по НДС, то потребовать могут только счета-фактуры и договоры.
- Если пришло требование предоставить пояснения, то их можно подать лично, направить по почте или через личный кабинет — как вы отправляли сам отчет. Но есть определенный срок, когда вы должны пояснить какие-либо моменты — не более 5 рабочих дней со дня получения требования о предоставлении пояснений.
- Если вам пришло требование о внесении исправлений, вы должны исправить данные в документе и направить его уточненный вариант. То есть отправить декларацию заново, но только на титульном листе указать что это корректирующая (уточненная) декларация.
Частые ошибки в декларациях
Наиболее частые ошибки, которые обнаруживает «автоматика» при первичной ревизии 3-НДФЛ:
- неверное указание отчетного периода;
- неверное указание налогового периода (года);
- данные о налоговой инспекции, в которую вы подали декларацию.
Эти ошибки не влияют на расчет налога, поэтому в большинстве случаев результат не изменится.
Теперь рассмотрим действия инспектора, если он выявит ошибки или другие нарушения, которые меняют сумму налоговых начислений.
После завершения контрольных мероприятий:
- инспектор составит акт проверки в срок не позднее 10 рабочих дней с момента окончания ревизии;
- вы получите этот акт в срок не позднее 5 дней после составления;
- у вас будет месяц для того, чтобы при желании подать возражения на этот акт;
- еще через 10 дней руководитель инспекции вынесет решение о привлечении вас к ответственности за нарушение налогового законодательства или о непривлечении к ответственности.
Длительность на практике
Работа инспекций Налоговой службы РФ показывает, что налоговики довольно оперативно проверяют декларации 3-НДФЛ и приложенные к ним документы. Поэтому реальные сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ на самом деле короче. Значит, и налог вам вернут быстрее, если был заявлен вычет.
По практике, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ, зависит от того, насколько скрупулёзно инспектор будет изучать вашу декларацию, заявленные в ней показатели и сопоставлять их с приложенным пакетом документов. Если будут выявлены ошибки, противоречия и иные неточности, ревизия затянется.
Таким образом, сколько проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, напрямую зависит от:
- качества заполнения этой декларации;
- отсутствия противоречий с приложенными к ней документами.
Когда начинается отсчет?
Важно понимать, в какой именно день ФНС считает точкой отсчета. Особенно это актуально при направлении документов по почте. Согласно разъяснениям Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52, днем начала КП считается дата получения документации от налогоплательщика, а не дата их отправки. Так, например, если вы отправили документы с описью вложения и личным вручением 20-го марта, а они поступили в ФНС только 23-го марта, датой начала проверки будет считаться 23-е марта.
Кроме того, отсчет начинается всякий раз заново, когда в декларацию вносятся исправления со стороны гражданина. Если налоговики отправили 3-НДФЛ обратно заявителю с замечаниями, новая декларация так же будет рассматриваться заново в течение 3 месяцев.
В какие сроки производится камеральная проверка 3-НДФЛ
Камеральная проверка деклараций, в том числе и 3-НДФЛ, производится в течение 3 месяцев с их поступления в соответствующий налоговый орган (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если представляется уточненная декларация, то текущая проверка закрывается и открывается другая — по вновь сданной отчетности. Ее продолжительность также 3 месяца, но отсчитывается этот срок со дня поступления уточненки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, причиной, по которой период камеральной проверки 3-НДФЛ больше 3 месяцев, является сдача уточненной декларации.
При выявлении несоответствий в представленной налогоплательщиком отчетности налоговая служба может запросить у него дополнительные разъяснения, документы или уточнения (п. 3 ст. 88 НК РФ). При запросе разъяснений и прочих материалов продолжительность проверки остается в установленном трехмесячном интервале. А вот потребность во внесении уточнений означает сдачу уточненки, обновление срока представления отчетности и в итоге нахождение камеральной проверки в процессе больше 3 месяцев.
Длительность по закону
Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ четко установлено, сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ – максимум 3 месяца со дня сдачи этой декларации. Исключений из данного правила нет. Причем этот срок актуален не только для формы 3-НДФЛ, а для любой налоговой отчетности.
Если подаёте декларацию почтовым отправлением, то срок камеральной проверки этой 3-НДФЛ стартует не с дня, когда документ считается поданным, а с даты получения налоговиками соответствующего почтового отправления с описью вложения. Логика здесь простая: инспекция не может начать проверку до получения на руки пакета документов. Это подтверждают разъяснения Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52.
Инспектор начинает ревизию и сопоставление всего сданного пакета документов автоматически: какого-либо специального разрешения руководства ИФНС ему на это не нужно.
На установленные законом сроки камеральной проверки декларации 3-НДФЛ не влияет, что именно заявил плательщик в этом отчете:
- только доходы за прошедший календарный год;
- только положенные ему вычеты;
- и доходы, и вычеты.
И только в одном случае сроки камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ подлежат аннулированию. Это когда инспектор еще не закончил проверять первичный отчет, а физлицо уже сдало исправленный (уточненный) вариант этой декларации. Значит, 3 месяца стартуют заново. Об этом сказано в тоже пункте 2 статьи 88 НК РФ.
Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ
Российским законодательством предусмотрена обязанность плательщика, не имеющего статус предпринимателя, подать налоговую декларацию 3-НДФЛ только в случае получения в отчетном периоде какого-либо дохода. Для получения социального или имущественного вычета гражданин может обратиться в инспекцию в порядке осуществления своих прав, а не обязанностей.
При проведении контрольных мероприятий налоговый инспектор обязан уложиться в срок, предусмотренный ст. 88 Налогового кодекса РФ. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году не должен превышать 3-х месяцев с момента ее подачи. За этот период работником налогового органа проверяется:
- Соблюдены ли сроки подачи декларации;
- Наличие или отсутствие ошибок в представленной информации;
- Законность и обоснованность заявленных вычетов;
- Соответствуют ли сведения, содержащиеся в отчете, данным полученным от других источников (факультативных участников налогового контроля, таких как Регистрационная палата или органы ГИБДД).
Срок проверки декларации 3-НДФЛ для налогового вычета в 2018 году также, как и в случае отражения в отчете полученных доходов, составляет 3 месяца. Причем, если декларация была отправлена по почте, датой ее представления в налоговый орган будет считаться дата ее отправки. Несмотря на то, что начать проверочные действия должностное лицо ФНС может только с момента получения декларации, срок начала контрольных мероприятий будет исчисляться с даты календарного штемпеля места отправления отчета.
Что налоговая может затребовать дополнительно
Налоговое законодательство запрещает контролерам истребовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения (п. 7 ст. 88 НК РФ).
При этом законодатель делает оговорку: такие запросы будут законны только в одном случае — если Налоговый кодекс требует представлять данные документы вместе с декларацией. Обычно мы сдаем пакет подтверждающих документов при заявлении налоговых вычетов. Для каждого вида вычета предусмотрен свой набор бумаг, за полнотой и достоверностью которых зорко следят контролеры.
Какие документы вместе с 3-НДФЛ потребуются в зависимости от вида налогового вычета, узнайте из статей:
Дополнительно инспекторы запрашивают у налогоплательщика пояснения, если выявят ошибки или расхождения в 3-НДФЛ. Представить такие пояснения необходимо в течение 5 рабочих дней с момента их истребования (п. 3 ст. 88 НК РФ). Какие обстоятельства влияют на длительность камеральной проверки 3-НДФЛ, вы узнаете далее.
Ход камеральной проверки
Проверка осуществляется на основе предоставленной декларации и сопровождающей ее обосновывающей документации, при этом нет никакой связи с какими-либо событиями, основаниями. Никакого письменного сообщения налогоплательщику о начале камеральной проверки не направляется.
Письменного решения или иного документа для начала проведения камеральной проверки не требуется, инспекторы проводят ее самостоятельно без какого-либо приказа свыше.
Если проверяющим лицом устанавливаются какие-то нарушения, то проводится камеральная проверка с истребованием документации первичного характера у плательщика. В 5-ти дневный срок предлагается физлицу пояснить выявленные несоответствия, предоставить дополнительные сведения, а также внести корректировки. Камеральщик может связаться с налогоплательщиком с помощью указанного в 3-НДФЛ телефона или направить письменное требование о предоставлении какой-либо дополнительной информации.
Сама процедура частично автоматизирована – поступивший бланк 3-НДФЛ проходит проверку специализированной программой, которая на основе проведенного тестирования выявляет арифметические ошибки, противоречия показателей и нестыковки данных. Машина не может определить все возможные ошибки в показателях декларации, ее возможности имеют свои границы, а потому после машинной проверки за дело берутся камеральщики.
Информация о том, как именно проводится камеральная проверка, является закрытой. Никаких точных данных о методах и приемах, применяемых в ходе данной процедуры камеральщиками, налоговой не раскрывается.
В ходе процедуры инспекторы выявляют случаи занижения базы для вычисления налога путем логической проверки указанных цифровых показателей в полях декларации. Сведения из декларации сопоставляются с иной информацией, получаемой из предыдущих отчетов, внешних источников.
По факту проведенной камеральной проверки формируется список плательщиков, в отношении которых будет осуществлена выездная проверка.
Что такое камеральная проверка
Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.
Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.
Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.
Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.
ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.
Какие сроки должны быть по закону
Я подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры через личный кабинет налогоплательщика. О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т—Ж есть отдельная статья.
ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка. Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.
Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией. Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки. Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой. Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.
Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая. Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.
Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца
03.10.2016
Пункт 1 статьи 88 НК РФ говорит о том, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Судебная практика показывает, что пропуск установленного ст. 88 НК РФ срока проведения камеральной налоговой проверки (3 мес.) не приводит к отмене вынесенного инспекцией решения по итогам проверки.
В пункте 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сказано, что применяя указанную норму (ст. 88 НК), следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2016 г. по делу № А06-9110/2015: применяя норму пункта 2 статьи 88 НК РФ, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Следовательно, минимальный период просрочки (камеральная проверка была начата 09.02.2015 и закончена 12.05.2015) не является основанием для отмены решений, принятых по результатам проверки.
Так, АС Московского округа (Постановление от 18.03.2015 по делу № А40-57212/14), отменяя положительные для налогоплательщика решения судов, отметил:
«Удовлетворяя заявленное требование и признавая решение налогового органа недействительным, судебные инстанции исходили из того, что налоговым органом допущены нарушения порядка проведения налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, выразившиеся в нарушении срока проведения камеральной проверки, срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения, а также в не рассмотрении представленных Обществом возражений и указании в оспариваемом решении на отсутствие при рассмотрении материалов проверки представителей налогоплательщика, фактически присутствовавших при рассмотрении материалов проверки. При этом, суды пришли к выводу об избыточности и неограниченности по продолжительности применения Инспекцией мер налогового контроля, а также о нарушении целей налогового администрирования.
Так, указывая на нарушение сроков проведения камеральной налоговой проверки, их рассмотрения и вынесения решения налоговым органом, суды не приняли во внимание, что срок проведения камеральной проверки представленной Обществом уточненной налоговой декларации не превысил установленный ст.88 НК РФ, поскольку в акте проверки от 29.02.2012 отражен период проведения проверки – с 16.11.2011 по 16.02.2012, и после составления акта проверки никаких мероприятий налогового контроля относительно уточненной декларации налоговым органом не проводилось.
Кроме того, установленный срок проведения камеральной проверки не является пресекательным и его истечение не является препятствием для выявления фактов ненадлежащего исполнения налоговых обязательств и совершения налоговых правонарушений и принятию мер для принудительного взыскания при выявлении факта неуплаты налога».
Для выяснения дополнительных обстоятельств по данному делу (которые могли повлиять на нарушение прав налогоплательщика) суд кассационной инстанции отправил данное дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении АС г. Москвы подтвердил правоту налогового органа (Решение АСГМ от 11.06.2015 г. по делу № А40-57212/14):
«Суд признает неосновательными доводы заявителя о том, что его права и законные интересы нарушены избыточным или не ограниченным по продолжительности применением мер налогового контроля, поскольку заявитель не обосновал, как именно длительное не привлечение его к ответственности в виде штрафа негативно повлияло на деятельность организации.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией был существенно нарушен пятидневный срок вручения акта камеральной налоговой проверки, предусмотренный п. 5 ст. 100 Кодекса. Вместе с тем, инспекцией было обеспечено право заявителя, предусмотренное п. 6 ст. 100 Кодекса, на представление письменных возражений по акту проверки и в соответствии с п. 2 и п. 4 ст. 101 Кодекса обеспечено право на участие в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, а также на дачу объяснений на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. Решение по результатам рассмотрения акта налоговой проверки и других материалов налоговой проверки было принято заместителем руководителя инспекции после рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений заявителя и его объяснений, в пределах срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного п. 1 ст. 113 Кодекса. С учетом положений ст. 88 Кодекса, а также правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Информационном письме от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», установленный срок проведения камеральной проверки не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию». Ссылка заявителя на п. 14 ст. 101 НК РФ не помогла ему отстоять правоту, поскольку, по мнению суда, права налогоплательщика не нарушены.
Подводя итоги, стоит отметить, что нарушение установленных НК РФ сроков проведения налоговой проверки (вынесения решения и т.п.) не является нарушением прав и законных интересов налогоплательщика (по мнению судов) по смыслу п. 14 ст. 101 НК РФ.
Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2021 году
Каждая поступившая налоговикам декларация подвергается камеральной проверке — одной из форм налогового контроля. Декларация 3-НДФЛ не исключение. Отраженные в ней сведения и приложенные документы подлежат проверке с учетом следующих условий по срокам:
- контрольные процедуры могут продолжаться любое количество времени (например, 1 день или 3 недели), но не могут выходить за пределы 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ);
- начальная дата проверки 3-НДФЛ совпадает с моментом ее получения инспектором.
Какими путями 3-НДФЛ может попасть в инспекцию, см. в материалах:
- «Как подать декларацию 3-НДФЛ через госуслуги?»;
- «Электронная отчетность через интернет — что лучше?».
Срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ внутри 3-месячного периода может зависеть от нескольких факторов:
- объема отраженных в отчете данных;
- количества подтверждающих документов;
- наличия в представленных данных противоречий, несоответствий с имеющимися у инспектора данными и (или) ошибок;
- загруженности налогового инспектора и т. д.