Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контролируемые иностранные компании: закон и разъяснения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Сравнение налогового и валютного резидентства РФ
Критерии налогового резидентства:
|
Критерии валютного резидентства:
|
Что признается осуществлением контроля?
Осуществление контроля над организацией включает в себя право распределения прибыли после налогообложения, основанное на долях прямого и косвенного участия или же специальном договоре об управлении финансовыми потоками организации.
При этом существует определенная разница между осуществлением контроля над организацией и контролированием иностранной структуры без образования юридического лица. В случае последней право на распределение активов может быть предусмотрено помимо специального договора, законодательством иностранного государства.
Законодатель дает оговорку, что о контролируемости организации может свидетельствовать свершение следующих сделок:
- Заключение договора об оказании услуг номинального директора
- Заключение трастового соглашения и договора доверительного управления имуществом
- Выдача лицу генеральной доверенности на управление активами и иными средствами.
Резюмируя, можно заключить, что контролирующими лицами могут быть признаны не только непосредственные «владельцы» иностранной организации, но и ее бенефициары, так или иначе задействованные в распределении прибыли.
Законодатель в понятии «осуществление контроля» стремился охватить максимально большое количество разновидностей возможного контроля российских резидентов, создавая тем самым казуальные критерии, которые при буквальном толковании игнорируют некоторые виды иностранных компаний. Таковыми являются частные фонды, которые функционируют в классических офшорных зонах Кипра, Сейшельских островов в качестве юридических лиц и не могут быть признаны КИКами, если их учредители лишены права распределения прибыли. В дальнейшем это может вызвать множество споров на практике между потенциальными налогоплательщики и налоговыми органами.
Ответственность за нарушение законодательства о КИК.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога посредством невключения в налоговую базу части прибыли КИК наказывается штрафом в размере 20% на сумму неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая должна включаться в налоговую базу по НДФЛ для лиц, контролирующих организацию (если субъект физлицо), по налогу на прибыль организации для контролирующей организации. Однако сумма штрафа не может быть меньше 100 000 рублей.
При этом данная статья пока не применяется в отношении периодов 2015-2017 годов.
Если Вы решили укрыть сведения о КИК, то Вас также ждут санкции в размере 100 000 рублей в отношении каждой КИК, о которой вы не представили сведения или же представили недостоверные.
Также НК РФ не дозволяет скрывать сведения об участии в иностранной организации или представлять недостоверные сведения. Указанное налоговое правонарушение при его обнаружении обернется штрафом в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, о которой были скрыты сведения или были предоставлены недостоверные.
Более подробно меры налоговой ответственности описаны в ст. 129. 5 и 129.6 НК РФ. Однако специальные нормы законодательства о налогах не отменяли давно установленных положений УК РФ, посвященных уклонению от уплаты налогов. Ст. 198 и ст. 199 УК РФ применимы и контролирующим КИК лицам, если уклонение достигло крупного или даже особо крупного размера.
Крупный размер — 2 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (в случае если не уплачено более 10% сумм, подлежащих уплате, либо неуплаченная сумма превышает 6 000 000 рублей)
Особо крупный размер – 10 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (20% неуплаченных налогов и сборов, либо превышение 30 000 000 рублей).
Более того УК РФ в статье 199 УК РФ предусматривает особый квалифицирующий признак, выраженный в сокрытии и искажении информации о КИК.
Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях настоящего Кодекса признаются следующие организации:
пп.1 российские организации;
пп.2 иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
пп.3 иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также настоящей статьей, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.
При этом указанная организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории Российской Федерации наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.
Для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с настоящей главой и налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 15.02.2016 № 32-ФЗ; от 27.11.2018 № 424-ФЗ)
Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом Российской Федерации, вправе отказаться от статуса налогового резидента Российской Федерации на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ)
В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации, при соблюдении иностранной организацией положений настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении налоговых резидентов Российской Федерации указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании статьи 25.13 настоящего Кодекса.
Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?
Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:
- Резиденты России; и
- Нерезиденты России.
Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.
Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:
- Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
- Страховые выплаты;
- Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
- Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.
(№ 13) Важные даты и сроки взаимодействия с ФНС — уведомления, отчеты и уплата налогов для цифровых кочевников и релокантов
Предлагаю ознакомиться с самыми важными датами и сроками взаимодействия с ФНС и держать их в голове чтобы не попасть на штрафы.
-
Уведомление об открытии (закрытии) изменении реквизитов, счета в иностранном банке или иной финансовой организации (брокере, страховом счете, пенсионном и т.д.) — в течение 1 месяца с момента совершения действия;
-
Отчет о движении денежных средств по иностранным счетам — до 1 июня года следующего за отчетным периодом;
-
Подача декларации 3-НДФЛ — до 30 апреля года следующего за отчетным периодом;
-
Уплата НДФЛ — до 15 июля года следующего за отчетным периодом;
-
Уведомление об участии в иностранных организациях (доля более 10%) — в течение 3 месяцев с даты учреждения;
-
Уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК) — до 20 марта (для юридических лиц) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.
Не ФНС и отдельная тема, но напишу тут, уведомление о получении ПОСТОЯННОГО ВНЖ или второго гражданства подается в течение 60 дней в случае если Вы находитесь за пределами территорий РФ и в течение 30 дней если Вы находитесь в РФ. Прошу обратить внимание на слово — ПОСТОЯННОЕ ВНЖ, то есть не имеющее срока давности, если ВНЖ временное, подавать уведомление не нужно. |
Как подтвердить налоговое резидентство РФ для организации
Для подтверждения налогового резидентства РФ следует получить сертификат, который выдается Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных. Документ предоставляется на основании заявления, которое можно подать в Налоговую службу:
- через портал фискальной службы;
- лично по адресу: г. Москва, улица Неглинная, дом 23;
- по почте за адресом: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3.
К заявлению желательно приложить документы (копии), требующие подтверждение статуса налогового резидента РФ, например:
- договора с контрагентами, копии платежных поручений, кассовые чеки, другую первичную документацию;
- учредительные документы;
- решение собрания акционеров о выплате дивидендов.
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Налоговый резидент
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ
На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст.
224 НК РФ).
Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.
Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.
Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.
Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):
- миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
- справки с места работы (в том числе с предыдущего);
- приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
- авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
- справка, полученная по месту проживания в РФ;
- договор с медицинским (образовательным) учреждением;
- справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).
Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.
Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).
Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ).
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.
Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.
Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:
- либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
- либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.
Заявление для подтверждения разрешения
Первым делом нужно подать заявление для получения определенной справки. Ее уполномочена выдавать только российская Федеральная Налоговая Служба. Сам документ должен свидетельствовать о законности и соблюдении законодательных норм.
При заполнении заявления, нужно указывать следующие данные:
- для юридических лиц – ИНН, адрес, наименование;
- для физических лиц – Ф.И.О., адрес, ИНН;
- год, за который нужно подтверждение статуса;
- страну, в которую будет предоставлена справка в соответствующие службы;
- документы, которые должны быть с заявлением;
- подпись – в случае если это физлицо, подписывать нужно лично, а если есть оригинал, подтверждающий полномочия этого лица, тогда подпись может ставить руководитель организации.
Специальный шаблон для таких заявлений не предусмотрен, поэтому, если вопросом занимается некая организация, заявление оформляется на ее фирменном бланке, а физические лица оформляют произвольно.
Заявление на налоговое резидентство РФ должно быть дополнено копиями некоторых форм, которые должны содержать подпись руководителя и обязательно нужно проставление печати. Это подтверждение возможных доходов из-за границы, а в роли документа, удостоверяющего данный факт, может выступать:
- заключенный контракт или другая форма договора;
- документ о выплате дивидендов, это может быть принято на акционерском собрании;
- копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность физлица;
- документы, подтверждающие получение иностранной пенсии;
- физические лица, кроме индивидуальных предпринимателей, предоставляют таблицу, в которой рассчитано время и периоды пребывания в РФ, оно не должно быть меньше 183 дней на протяжении года.
Для чего нужна справка о налоговом резидентстве
Важно! Обычно справка о налоговом резидентстве требуется в тех случаях, когда лицо (юридическое или физическое) начинает какое-либо сотрудничество с зарубежными компаниями.
Для физлица данная справка будет служить основанием для избежания двойного налогооблодения. А для юрлиц справка нужна в случае работы с организациями иных стран. Таким образом, подтверждение статуса и получение справки потребуется в следующих случаях:
- При оказании российской компании иностранной фирме услуг (продаже товаров). В этом случае для того, чтобы избежать двойного налогообложения иностранная компания запрашивает подтверждение своего статуса от российской организации.
- В случае оказания ИП или физлицом услуг иностранной компании. С целью избежания двойного налогообложения иностранная компания запрашивает у физлица данную справку.
- При получении российской организацией или филицом дохода от участия в деятельности зарубежной фирмы (доход участник получает в виде дивидендов).
- Для предоставления в иностранный орган по соответствующему требованию.
Налоговое резиденство для иностранных граждан
Получить статус НР имеет право и гражданин России, и субъект другой страны, который, например, получил рабочую визу. Главное условие — находиться в стране 183 дня на протяжении 12 месяцев. К иностранцам, которые стали подданными РФ за 3 месяца, используя упрощенную схему получения гражданства, также относится правило 183 дней. На 184 день инспектор ФНС должен выполнить перерасчет ставки за текущий период. Содействовать обретению резиденства поможет «центр жизненных интересов», подразумевающий проживание членов семьи, местонахождение предприятия или собственного дела в РФ.
Вид на жительство не может быть использован как доказательство статуса резиденства, т.к. он лишь дает возможность пребывать в стране, но не относится к документам, гарантирующим постоянное нахождение в ней.
Россия заключила официальные соглашения со многими государствами о предотвращении двойного налогообложения. Учитывая тот факт, что российская система налогообложения более гибкая и демократичная, чем, например, во многих европейский странах, подданные иностранных государств предпочитают стать НР РФ.
Проблемы определения резидентства физических лиц
Рассмотрим подробнее сначала порядок определения налогового резидентства физических лиц и порядок подтверждения резидентства. В теории имеется множество определений данного понятия. Так, автор книги «Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий» профессор В.А. Кашин дает следующее определение понятию «налоговое резидентство», проводя аналогию между гражданством и резидентством следующим образом: «Если государственное, административное, гражданское право основываются на понятиях гражданства и домицилия, то в налоговом праве применяется понятие резидентства» . Таким образом, налоговое резидентство — это правовая связь государства с физическими лицами и организациями, основанная на том или ином отношении последних к территории данного государства, устанавливаемая в целях налогообложения. Что же касается законодательного определения, то в соответствии со ст. 207 НК РФ налоговым резидентом России признается лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Причем налоговыми резидентами выступают физические лица, как имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, так и не имеющие его, но фактически находящиеся на ее территории установленное количество времени. С учетом того что в соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год, налоговое резидентство должно подтверждаться ежегодно. Но вот именно здесь и начинаются сложности. Как установить и подтвердить фактическое пребывание физического лица на территории РФ в течение установленного периода в НК РФ не прописано. Порядок получения подтверждения налогового резидентства в России определен в Информационном сообщении Федеральной налоговой службы (далее — ФНС) от 26 февраля 2008 г. «Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ» . Но даже в нем не определен точный перечень документов, которые могут подтвердить пребывание физического лица на территории РФ: «Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и др.». По всей видимости, здесь открывается простор для усмотрения: в ход могут идти справки с места работы и жительства, отметки пограничного контроля и т.п. И в каждом отдельном случае решение о признании резидентства будет принято по усмотрению налогового органа.
Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. М., 1998. С. 27.
См.: Информационное сообщение Федеральной налоговой службы от 26 февраля 2008 г. «Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».
Также отдельного внимания требует вопрос двойного налогообложения, поскольку налоговый резидент РФ обязан платить налоги с доходов, полученных как на территории РФ, так и за ее пределами. Во избежание возникновения двойного налогообложения дохода РФ были заключены межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения. В этих соглашениях более подробно прописан способ определения налогового резидентства в случаях, если по внутреннему законодательству каждого договаривающегося государства лицо признается резидентом. Риск возникновения двойного резидентства встречается достаточно часто, в связи с несовпадением определения налогового резидентства внутренним законодательством отдельных государств. Так, например, в соответствии с законодательством США, для того чтобы считаться налоговым резидентом, нужно находиться в стране не менее 31 дня в календарном году с учетом проживания в двух календарных годах, предшествующих данному году . А в России не менее 183. Таким образом, человек может жить в течение года в двух государствах и в обоих признаваться налоговым резидентом. Именно для избежания таких ситуаций в Соглашениях подробно перечислены признаки резидентства, учитываются такие факторы, как: гражданство, место нахождения основного жилья, место нахождения центра жизненных интересов. Если же по всем этим факторам все же не удается установить место налогового резидентства, то компетентные органы договаривающихся государств решают этот вопрос по взаимному согласию. Полагаем, что именно фактор нахождения центра жизненных интересов следует позаимствовать для использования во внутреннем налоговом законодательстве РФ. Он позволит наиболее точно и справедливо определить территориальную связь физического лица с государством в условиях мировой глобализации. Но при этом необходимо заранее продумать и подробно прописать признаки определения центра жизненных интересов, в противном случае это приведет к появлению еще одного размытого определения в законодательстве.
См.: Свинухов В.Г., Оканова Т.Н. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности. М.: МАГИСТР; ИНФРА-М, 2010. С. 129 — 130.
Для освобождения от уплаты налога на доходы, полученные на территории РФ, резидент государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, должен предоставить документарное подтверждение статуса резидента иностранного государства в течение одного года после окончания соответствующего налогового периода (ст. 232 НК РФ, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 03-04-08/4-189). Однако нигде не прописано, какой именно документ подтверждает резидентство физического лица на территории иностранного государства, и не прописаны требования к оформлению данного документа. Полагаем, что документ должен быть оформлен в соответствии с внутренним законодательством выдавшего его государства и должным образом легализован, чтобы иметь юридическую силу на территории РФ. Однако еще раз отметим, что нигде в законодательстве это не прописано.
Как видно из вышесказанного, определение налогового резидентства физического лица достаточно подробно проработано в законодательстве РФ, но вот что касается документарного обоснования, то здесь необходимо доработать перечень и требования к документам, так как фактическое нахождение на территории РФ является основным фактором для определения статуса налогоплательщика.
Невозможность получения нерезидентами налоговых вычетов
Еще одним негативным последствием утраты статуса налогового резидента является невозможность получения физлицом налоговых вычетов по НДФЛ.
Это объясняется тем, что установленные НК РФ вычеты действуют только в отношении доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13% на основании п. 1 ст. 224 НК РФ. Доходы же нерезидентов облагаются по ставке 30%. В соответствии с п. 4 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 30%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, без применения налоговых вычетов, предусмотренные ст. ст. 218–221 НК РФ. Поэтому утрата статуса налогового резидента автоматически влечет утрату и права на получение всех видов налоговых вычетов: стандартных, социальных, инвестиционных, вычетов, связанных с ценными бумагами и финансовыми инструментами, а также профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ.
Равным образом нерезиденты лишаются и налоговых льгот, гарантированных налоговым резидентам при продаже/покупке недвижимого имущества. И если по итогам налогового периода, в котором физическое лицо продает недвижимое имущество, оно не является налоговым резидентом РФ, то лишается права на имущественные налоговые вычеты (письмо ФНС № БС-3-11/10138@ от 26.12.2018).
Помимо всего прочего, продавая недвижимость, нерезидент лишится не только права на вычеты, но и не сможет уменьшить налогооблагаемую базу (доход от продажи объекта) на величину понесенных расходов (затраты на приобретение продаваемой недвижимости). С учетом п. 3 ст. 224 НК РФ такой доход будет облагаться по ставке в размере 30% со всей суммы полученного дохода. Нерезидент не сможет уменьшить доход, полученный им от продажи недвижимости, на сумму расходов, связанных с его приобретением (п. 2 ст. 220 НК РФ).
Термин «налоговое резидентство РФ» относится к принадлежности компании или физического лица к налоговой системе российского государства. При этом резидент имеет ответственность по налоговым платежам перед государством, то есть он обязан декларировать весь полученный доход. Любое лицо может получать статус независимо от его гражданства или принадлежности.
Основная суть этой концепции заключается в том, что не только граждане, но и лица, которые проживают либо ведут коммерческую деятельность, относятся к налоговому законодательству конкретной страны.
Такие тенденции достаточно ярко проявляются в западноевропейских странах. Миллионы нерезидентов живут на территории этих государств на постоянной или временной основе. Большинство из них, имеющие другое гражданство, полностью подчиняются налоговым правилам конкретной страны. Следует отметить, что в Западной Европе система международных соглашений, которая регулирует сферу налогообложения, хорошо развита.