Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7 Процессуальное положение прокурора, следователя, потерпевшего.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К иным участникам уголовного судопроизводства относятся лица, являющиеся источниками доказательственной информации либо привлекаемые для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий.
Процессуальное положение следователя
Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК РФ).
Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военной, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК РФ).
Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.
Прокурор как участник уголовного судопроизводства.
Прокурор – это Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделённые соответствующими полномочиями ФЗ «О Прокуратуре РФ» (п. 31 ст. 5 УПК РФ).
Прокурор является участником уголовного судопроизводства, который осуществляет свою деятельность во всех стадиях уголовного процесса. Задачи прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве определены в ФЗ «О прокуратуре РФ», а также в ряде норм УПК РФ.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Полномочия прокурора можно разделить на 3 группы:
1) в ходе досудебного производства по уголовному делу;
2) в ходе судебного производства по уголовному делу;
3) после судебного производства по уголовному делу.
Производство по делу проходит определенные эта–пы (части), именуемые стадиями уголовного процес–са. Стадии – это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части процесса. Стадии чередуются, сменяют одна другую в строгой последовательности, определяемой уголовно-процессуальным законом. Совокупность стадий образует систему уголовного процесса. Выделяют следующие стадии.
1. Возбуждение уголовного дела – первона–чальная стадия процесса, в которой уполномоченные должностные лица при наличии к тому повода и осно–вания решают вопрос о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела или передаче сообщения о преступлении по подследственности. Только после возбуждения уголовного дела возмож–но производство следственных действий, мер процес–суального пресечения (за исключениями, носящими неотложный характер).
2. Предварительное расследование (дознание и предварительное следствие). На данной стадии со–бираются, закрепляются, проверяются и оценивают–ся доказательства, чтобы установить наличие или от–сутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненно–го преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
3. Подготовка дела к судебному заседанию. На этой стадии процесса судья единолично, знако–мясь с делом, выясняет, имеются ли в деле факти–ческие и юридические основания для рассмотрения его в судебном заседании, и в случае наличия таких оснований производит необходимые подготовитель–ные действия к судебному заседанию или назначает предварительное слушание.
4. Судебное заседание. В данной стадии в усло–виях гласности, непосредственности, непрерывности происходит рассмотрение и разрешение дела по су–ществу. Судебное разбирательство завершается по–становлением оправдательного или обвинительного приговора. В судебном заседании рассматривается и решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.
5. Производство в суде второй инстанции. Производство в суде второй инстанции происходит в порядке апелляционного и кассационного обжало–вания судебных решений, не вступивших в законную силу. Апелляционное производство предусмотрено ис–ключительно для пересмотра приговоров или иных ре–шений мирового судьи.
6. Исполнение приговора. Данная стадия вклю–чает в себя обращение к исполнению вступивших в за–конную силу приговора, определения, постановления суда и производство по рассмотрению и разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора.
7. Производство в надзорной инстанции вклю–чает в себя пересмотр приговоров и иных определе–ний суда, вступивших в законную силу.
8. Возобновление производства по уголов–ному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. При наличии данных обстоятельств возможна отмена приговора суда и возобновление производства по уголовному делу.
Каждой стадии процесса свойственны: 1) непосред–ственные задачи; 2) определенный круг участвующих в ней органов и лиц; 3) процессуальная форма; 4) спе–цифический характер уголовно-процессуальных отно–шений, возникающих между субъектами в процессе производства по делу; 5) итоговый процессуальный акт (решение), завершающий цикл процессуальных действий и влекущий переход дела на следующую стадию.
Уголовно-процессуальный закон – это норма–тивный акт, принятый высшим органом государствен–ной власти, регулирующий порядок возбуждения, рас–следования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, деятельность участников уголовного судопроиз–водства и складывающиеся в сфере этой деятельно–сти общественные отношения.
1. Производство по уголовным делам на террито–рии РФ независимо от места совершения преступле–ния во всех случаях ведется в соответствии с УПК, если международным договором РФ не установлено иное (ч. 1 ст. 2 УПК).
2. Производство по уголовным делам о преступле–ниях, совершенных на воздушном, морском или реч–ном судне (корабле), находящемся вне пределов Российской Федерации под флагом или с опознава–тельным знаком Российской Федерации, если судно приписано к порту в Российской Федерации, осу–ществляется в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 2 ст. 2 УПК).
3. При производстве по уголовному делу применя–ется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процес–суального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4 УПК).
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут приме–няться законы, если они не опубликованы официаль–но. Порядок официального опубликования определен ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Фе–деральные конституционные, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Международные договоры, ратифицированные Феде–ральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами о их ратификации. Офи–циальным опубликованием считается первая публи–кация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательст–ва РФ». Действие закона прекращается в случаях, когда: а) вступил в силу новый закон, который фактиче–ски исключает действие прежнего; б) закон отменен.
Уголовно-процессуальный закон не имеет обрат–ной силы.
4. Производство по уголовным делам о преступле–ниях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ, ведется по правилам УПК. В случае совершения преступле–ния на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, вопрос о его выдаче для уголовного преследования или осу–ществления уголовного преследования в иностранном государстве решается по правилам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизвод–ства (ст. 458 УПК).
5. Процессуальные действия в отношении лиц, об–ладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министер–ство иностранных дел РФ. Конкретные условия про–изводства следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и приви–легиями, а также в помещениях и на территории част–ных и дипломатических резиденций регулируются международными договорами.
Потерпевший в уголовном процессе
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ч. 1 ст. 42 УПК РФ).
В силу принципа презумпции невиновности констатировать, что определенное деяние является преступным и причинило вред конкретному лицу, от него пострадавшему, может только суд, рассмотрев уголовное дело в рамках состязательной процедуры, при условии, что вина подсудимого доказана. Следовательно, до вступления приговора в законную силу факт причинения преступлением вреда определенному лицу есть лишь предположение.
Поэтому, говоря о потерпевшем как о лице, которому преступлением причинен вред, закон имеет в виду, что имеются основания полгать, что такой вред причинен и соответственно пострадавшему лицу необходимо предоставить определенные права и обязанности для эффективного его участия в производстве по уголовному делу. Но, так же как и обвиняемый еще не есть виновный, потерпевшим до разрешения уголовного дела судом по существу лицо признается лишь с целью предоставления ему возможности участия в уголовном процессе для защиты своих прав и законных интересов
Потерпевшим лицо признается не только по уголовным делам о преступлениях, но и в рамках производства о применении принудительных мер медицинского характера, которое может вестись как по поводу преступлений, так и в отношении деяний, совершенных невменяемыми лицами (глава 51 УПК).
Для более полного уяснения содержащихся в ч. 1 ст. 42 УПК понятий необходимо обратиться к нормам гражданского права.
Физическое лицо — гражданин РФ, гражданин другого государства, лицо без гражданства, т.е. любой человек, правоспособность которого возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 Гражданского кодекса РФ). По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников. Если близких родственников несколько, то вопрос о том, к кому переходят права потерпевшего, они решают по соглашению между собой, а в случае недостижения согласия между ними данный вопрос решает дознаватель, следователь, прокурор или суд, в производстве которого находится уголовное дело.
Под юридическим лицом ч. 1 ст. 48 ГК РФ понимает организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.
Фактическим основанием для признания лица потерпевшим являются: для физического лица — данные о причинении ему преступлением физического, имущественного, морального вреда, а для юридического лица — вреда его имуществу и деловой репутации.
Под физическим вредом понимается причинение вреда здоровью различной степени тяжести, нанесение побоев и т.п.
Согласно ст. 1058 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Имущественный вред — это ущерб, нанесенный имущественной сфере жизнедеятельности человека, т.е. причиненный в результате лишения его определенного имущества (материальных благ, ценностей, денег и т.п.), его повреждения, уничтожения или уменьшения, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), в том числе недополученные в результате совершенного преступления материальные блага, т.е. упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ).
Моральный вред — это нравственные или физические страдания, причиненные гражданину преступлением, посягающим на принадлежащие ему от рождения или по закону нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация, честь и достоинство личности), а также на его личные неимущественные (право авторства) и имущественные права (ст. 151. 1099 ГК РФ).
Что касается вреда, нанесенного деловой репутации юридического лица, то необходимо отмстить, что он может выражаться в его дискредитации, подрыве авторитета как участника делового оборота. не вдаваясь в дискуссию о возможности причинения морального вреда юридическому лицу, отмстим, что правовой режим защиты деловой репутации физических лиц применяется по аналогии и к юридическим лицам (ч. 7 ст. 152 ГК РФ).
Юридическим фактом, с которым связано вступление потерпевшего в уголовно-процессуальные отношения, является не факт причинения ему вреда уголовно-наказуемым деянием, а принятие решения о признании его потерпевшим должностным лицом или органом, ведущим уголовный процесс. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда по их инициативе либо по заявлению самого потерпевшего.
Конституция России в ст. 52 установила, что права потерпевших от преступлений охраняются законом и государство обеспечивает им доступ к правосудию. Корреспондирует с данным конституционным положением ч. 1 ст. 6 УПК, определяющая в качестве одной из составляющих назначения уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
Смысл участия потерпевшего в уголовном процессе видится не в обеспечении публичных интересов государства, использующего потерпевшего как источник доказательственной информации, а, прежде всего, в необходимости обеспечения и защиты частных интересов, нарушенных преступлением. Соответственно потерпевший должен быть наделен комплексом прав, необходимых и достаточных для его равноправного участия в состязательном процессе, и не только в судебном разбирательстве, но и на всех других этапах уголовного судопроизводства.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 1999 г. указано, в частности, что «потерпевший как участник уголовного судопроизводства имеет собственные интересы, для защиты которых он должен быть наделен адекватными правами стороны в судебном процессе… Частный интерес потерпевшего состоит в восстановлении всех его прав, нарушенных преступлением, в защите чести и достоинства личности, возмещении причиненного ему не только материального, но и морального вреда… Потерпевший заинтересован в том, чтобы способствовать раскрытию преступления, установлению истины по делу, изобличению преступника и справедливому воздаянию за содеянное. При этом он фактически, с учетом его процессуального положения, выступает в качестве стороны, противостоящей обвиняемому (подсудимому)».
Согласно п. 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 г. «состязательность в уголовном судопроизводстве во всяком случае предполагает, что возбуждение уголовного преследования, формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечивается указанными в законе органами и должностными лицами, а также потерпевшими».
Новый Уголовно-процессуальный кодекс провозгласил, что потерпевшие имеют право на участие в уголовном преследовании: потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения — выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном настоящим Кодексом (ст. 22). Потерпевший включен в число участников процесса на стороне обвинения (п. 47 ст. 5 УПК). Признание потерпевшего обвинителем — важный шаг на пути к построению уголовного судопроизводства охранительного типа усилению принципов состязательности и диспозитивности, призванный ввести в ткань публичного уголовного процесса частно-правовые элементы.
Наделение потерпевшего статусом обвинителя означает, что по делам публичного и частно-публичного обвинения потерпевший и органы государственного обвинения осуществляют уголовное преследование параллельно друг с другом: прокурор, следователь и дознаватель отстаивают в процессе публичные интересы, а потерпевший — частные. Соответственно обвинение, представляемое государственным обвинителем, по своей природе является публичным, потерпевший же осуществляет частное обвинение. Однако действующий УПК именует потерпевшего частным обвинителем лишь по узкой категории уголовных дел (ч. 2 ст. 20 УПК).
Правовой статус потерпевшего как обвинителя реализуется путем использования потерпевшим комплекса прав, предоставленных законом. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 42 УПК потерпевший вправе:
- знать о предъявленном обвиняемому обвинении, давать показания, представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы;
- участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
- знакомиться с процессуальными документами — протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, с постановлением о назначении судебной экспертизы, а в случае если экспертиза проводилась в отношении самого потерпевшего или по его ходатайству, то также и с заключением эксперта; по окончании предварительного расследования (независимо от формы окончания) знакомиться со всеми материалами уголовного дела, снимать с них копии, выписывать любые сведения и в любом объеме;
- получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;
- участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций; выступать в судебных прениях; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
- обжаловать действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения.
Кроме того, потерпевший вправе пользоваться помощью представителя, что не лишает самого потерпевшего предоставленных законом прав. Потерпевший может как использовать перечисленные права по своему усмотрению, так и занять пассивную позицию по делу, отказавшись от их использования. Кроме того, он может не только поддерживать обвинение, но и примириться с обвиняемым, что при определенных условиях может повлечь за собой прекращение уголовного дела, в том числе публичного и частно-публичного обвинения (ст. 25 УПК).
Участие потерпевшего в уголовном процессе может повлечь угрозу причинения ему или его близким вреда с целью воспрепятствовать ходу расследования или судебного рассмотрения дела, поэтому законодатель предусмотрел в УПК возможность применения в отношении потерпевших комплекса мер безопасности, указанных в ч. 9 ст. 166 (сохранение в тайне данных о личности потерпевшего), ч. 2 ст. 186 (контроль и запись переговоров), ч. 8 ст. 193 (проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым), п. 4 ч. 2 ст. 241 (проведение закрытого судебного разбирательства) и ч. 5 ст. 278 (проведение допроса в условиях, исключающих визуальное наблюдение потерпевшего другими участниками судебного разбирательства). Кроме того, систему мер государственной защиты потерпевших, основания и порядок их применения определяет Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ В ч. 1 ст. 6 указанного Закона перечисляются следующие меры безопасности, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- переселение на другое место жительства;
- замена документов;
- изменение внешности;
- изменение места работы (службы) или учебы;
- временное помещение в безопасное место.
Весьма важным представляется также вопрос о моменте, с которого пострадавшему от преступления лицу предоставляются права потерпевшего. Очевидно, что для эффективного осуществления своих прав потерпевший должен иметь возможность участвовать в процессе на самых ранних его этапах. Как уже отмечаюсь выше, новый УПК сохранил один из существенных недостатков УПК РСФСР: согласно ч. 1 ст. 42 лицо признается в уголовном процессе потерпевшим с момента вынесения соответствующего постановления дознавателем, следователем или судом. При этом закон не определяет момента, когда лицо должно быть признано потерпевшим, что позволяет должностным лицам, ведущим процесс, необоснованно затягивать принятие соответствующего решения.
Такое положение не раз подвергалось серьезной критике со стороны многих ученых и практических работников. Возможность использования потерпевшим своих прав не должна быть обусловлена произвольным усмотрением соответствующих должностных лиц. Лицо, пострадавшее от преступления, должно признаваться потерпевшим в силу императивного указания в законе одновременно с началом предварительного расследования, а если на этот момент данные о потерпевшем отсутствуют, то незамедлительно по установлении таких данных.
Участие потерпевшего в российском уголовном процессе является не только его правом, но и обязанностью, так как он, являясь жертвой преступления, одновременно выступает источником доказательственной информации. Поэтому потерпевший не только вправе давать показания об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, но и обязан такие показания давать. В этой связи потерпевший не вправе уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд. В случае неявки потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.
В рамках действующего законодательства правовое положение следователя в уголовном процессе накладывает ряд обязанностей, которые необходимо неукоснительно соблюдать:
- Выявлять достоверные факты, которые свидетельствуют о совершении преступления.
- Изобличить лицо, круг лиц, которые причастны к правонарушению, установить события преступления.
- Принимать и проверять сообщения о готовящихся или уже совершенных фактах преступления, в рамках своих полномочий выносить по нему объективное решение.
- После получения одобрения вышестоящего руководителя либо единолично (если законом на то нет препятствий) принимать решение о прекращении уголовного расследования.
Также в число обязанностей следователя входит рассмотрение всех заявлений, которые поступили по ходатайству от участников процесса в рамках расследования уголовного дела. Если у обвиняемого лица имеются несовершеннолетние дети, он обязан отдать их на попечение родственникам либо в специализированное государственное учреждение. Имущество, которое осталось без внимания, также должно быть сохранено, для чего предпринимаются определенные меры (например, опечатывание недвижимого имущества).
Данные о ходе расследования, результатах экспертиз и прочих сведений, относящихся к рассматриваемому делу, являются секретными и не подлежат огласке. Следователь должен воздержаться от дачи каких-либо комментариев в средствах массовой информации или социальных сетях. Все, что касается результатов и хода предварительного расследования в отношении несовершеннолетних, деталей личной жизни участников расследования, также не подлежит огласке. Исключительными являются случаи, когда разглашаемые данные могут быть озвучены третьим лицам (если это не противоречит интересам следствия), не нарушают права и законные интересы участников судопроизводства по уголовному делу.
Обвинение и разрешение уголовного дела
Чтобы довести дело до этапа его разрешения, следователю необходимо самостоятельно собрать все доказательства, определить круг обстоятельств, которые относятся к расследованию, осуществить оценку и проверку информации, опираясь на внутренние убеждения и имеющиеся факты. В случае необходимости он может избрать меру пресечения для недопущения обвиняемым дальнейшего совершения противоправных действий. Это может быть подписка о невыезде, домашний арест, залог, запрет на осуществление определенных действий, заключение под стражу, присмотр за обвиняемым, если он не достиг совершеннолетия.
Несмотря на то, что в настоящее время к роли следователя в уголовном процессе относятся как к стороне обвинения, он должен изучать материалы дела всесторонне, без предвзятости. Он изучает обстоятельства преступления как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, выступая третьим незаинтересованным лицом, которое объективно может оценить всю ситуацию.
Вынесение обвинительного заключения является сигналом к тому, что процесс сбора доказательств, расследования и выявления всех обстоятельств дела подошел к логическому заключению, а материал готов для передачи в суд. Окончательный вердикт выносит судья. В уголовном процессе следователь хоть и наделен широкими полномочиями, однако должен понимать, что принимать решение о виновности может только судебный орган либо суд присяжных.
Правовое положение прокурора в российском уголовном процессе
Функции прокурора в уголовном процессе представляют собой обязанность выполнения должностным лицом прокуратуры определенных видов процессуальной деятельности, выражающих государственно-правовое предназначение прокуратуры в обеспечении законности расследования преступлений и рассмотрения уголовных дел в суде. Функциям прокурора принадлежит ведущая роль в установлении его правового статуса как участника уголовного судопроизводства. В уголовном судопроизводстве прокурор выступает, с одной стороны, как процессуальное лицо, деятельность которого регламентирована процессуальным законом, с другой — как должностное лицо, на которого Законом о прокуратуре возложены функции надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Следовательно, на любой стадии уголовного судопроизводства прокурор, кроме обязанностей участника процесса со стороны обвинения, обязан выполнять и свою правозащитную функцию. Однако, выявляя и устраняя нарушения законодательства на предварительном следствии, в настоящее время прокурор лишен многих реальных и действенных мер прокурорского реагирования, которыми он обладал ранее. Он не имеет права сам отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, при серьезных нарушениях федерального закона не может возбудить уголовное дело, отстранить следователя, допустившего нарушения закона, от ведения уголовного дела и т. д. — все эти вопросы он должен решать, обращаясь к руководителю следственного органа. Вследствие этого прокурор на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного следствия превратился в такую процессуальную фигуру, которая в значительной степени утратила свое процессуальное влияние на ход и результаты проводимого предварительного следствия по уголовному делу.
Проводя научный анализ обвинительной деятельности органов прокуратуры и ее кадрового аппарата надзорных органов в досудебном производстве, следует констатировать, что признание многофункциональности прокурорской деятельности уголовного судопроизводства является позицией большинства представителей науки уголовного процесса и прокурорского надзора и предельно ясно законодательно закреплено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Г. Мирзоев, в свою очередь, придерживается мнения, что основной функцией прокурора должен являться исключительно надзор за законностью [3]. Аналогичную точку зрения высказывает и В. П. Беляев [4].
Вопросы определения места, роли и назначения прокурора в реализации уголовного преследования ни доктринально, ни законодательно не имеют своего четкого и единообразного уяснения. По-прежнему по этим вопросам в науке проходят острые, порой бесплодные дискуссии, а законодатель в нормативно-правовом плане проводит неустойчивое и нередко противоречивое правовое регулирование. По данному вопросу была высказана позиция К. И. Амирбековым, который полагает, что с момента выделения из системы прокуратуры следственного аппарата прокурор не осуществляет функции непосредственного обвинения и уголовного преследования в досудебном производстве, а только надзирает за соблюдением требований закона при осуществлении уголовного преследования органами следствия и дознании [5].
В литературе отсутствует единое понимание о правовом статусе прокурора в уголовном процессе в связи с внесенными изменениями в уголовно-процессуальное законодательство. В частности, одни авторы полагают, что исключение возможности самостоятельного возбуждения уголовных дел значительным образом сужает права и обязанности прокурора в уголовном судопроизводстве [6]. Как представляется, данная точка зрения имеет право на существование и является вполне обоснованной. В тоже время, прокурор обладает иными значительными полномочиями, позволяющими рассматривать его в качестве одного из основополагающих субъектов уголовного процесса. Одной из таких функций является поддержание обвинительного заключения в суде, которой наделен исключительно прокурор. При этом, в научной среде активно дискутируется правомерность отказа прокурора от государственного обвинения, что имеет и большое практическое значение, поскольку следует констатировать, что сегодня прокуроры во многом связаны указаниями вышестоящего прокурора.
Безусловно, что любое законодательство, в том числе, и уголовно-процессуальное не является статичным. Оно также подвержено постоянным преобразованиям, что мы и наблюдаем сегодня. Внесенные изменения в УПК РФ значительным образом не изменили, правовое положение прокурора как участника уголовного судопроизводства, они лишь некоторым образом скорректировали его перечень прав и обязанностей, взаимоотношения с другими участниками уголовного судопроизводства, но основное предназначение прокурора в уголовном процессе осталось прежним — осуществление контроля за соблюдением законности как на стадии предварительного следствия и дознания, так и в ходе судебного разбирательства.
Положение государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве специфично тем, что он является процессуально самостоятельной фигурой. Однако в определенной мере он связан в своей позиции базисом — материалами уголовного дела, которые сформированы следствием, проверены и признаны процессуально состоятельными прокурором, вследствие чего им утверждено обвинительное заключение (обвинительный акт). При этом не исключены ситуации, когда у государственного обвинителя после ознакомления с материалами дела возникает собственное представление о картине преступления, о действиях подсудимого, а главное, о доказательствах, необходимых для их подтверждения. Здесь государственный обвинитель может усмотреть необходимость получения каких-то дополнительных документов, производства дополнительных следственных действий, которые, по его мнению, с большей убедительностью подтвердят обстоятельства содеянного и более эффективно будут выглядеть в суде. Однако гораздо чаще на практике возникает ситуация, когда доказательственная база обвинения страдает неполнотой, например при исключении отдельных доказательств обвинения в предварительном слушании. Учитывая изложенные выше обстоятельства, государственный обвинитель в целях восполнения доказательственной базы по делу и получения соответствующих необходимых ему сведений должен активно использовать право заявления ходатайств о дополнении материалов дела новыми доказательствами. Еще одной действенной возможностью для государственного обвинителя восполнить доказательственную базу по уголовному делу является использование нормы ч. 4 ст. 271 УПК РФ, которая не допускает отказа в допросе свидетеля или эксперта, явившегося по инициативе стороны в судебное заседание, если на предварительном слушании показания и заключение этих участников уголовного судопроизводства были признаны недопустимыми доказательствами и их допрос может восстановить свойство допустимости этих доказательств.
Участие государственного обвинителя в судебном следствии и определенная уголовно-процессуальным законом его роль на данной стадии судебного разбирательства показывают, что эта деятельность носит исключительно процессуальный характер и является формой реализации уголовного преследования, а правовые средства этой деятельности направлены на реализацию в суде основного назначения уголовного судопроизводства.
Процессуальное положение прокурора
Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуществлять от имени государства:
- уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства;
- ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и
- поддержание в суде обвинения, обеспечивая его законность и обоснованность.
Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Обвинение в суде поддерживается прокурором — государственным обвинителем.
Государственный обвинитель — поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).
Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).
Процессуальное положение потерпевшего
При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потерпевший от преступления.
Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).
Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.
Гражданский истец
Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Материальным основанием признания лица потерпевшим является установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.
Под вредом в уголовно-процессуальной теории понимается:
- физический вред — нарушение телесной или психической целостности организма личности;
- моральный вред — причинение нравственных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
- имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.
По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как исключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.
Частный обвинитель — потерпевший или его законный представитель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).
В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и поддерживающее обвинение в суде.
Участники уголовного судопроизводства
В ходатайстве указываются перечень информации, которую желает получать потерпевший или его законный представитель, адрес места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, которые могут обеспечить своевременное получение потерпевшим или его законным представителем информации.
Согласно легальному определению, «уголовное преследование» понимается как деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).
Последующий судебный контроль в досудебных стадиях связан с проверкой судом уже совершенных следователем или дознавателем процессуальных действий или принятых решений.
Однако возможность такого понимания складывается только на основании широкой трактовки понятия уголовного преследования, охватывающей как обвинительную, так и исследовательскую деятельность этих субъектов.
Последующий судебный контроль в досудебных стадиях связан с проверкой судом уже совершенных следователем или дознавателем процессуальных действий или принятых решений.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Полномочия следователя
Согласно со ст. 5 УПК следователь обладает следующими полномочиями:
- возбуждение уголовного дела;
- принятие уголовного дела к производству или передача его руководителю следственного отдела с целью направить по подследственности;
- самостоятельное управление ходом расследования, принятие решения о производстве следственных, или процессуальных действий (исключение составляют случаи, когда в соответствии с УПК требуется получить судебное решение или согласие руководителя следственного органа);
- подача органу дознания письменные поручения (обязательные для исполнения) о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, об исполнении постановлений о приводе, задержании, об аресте, о производстве некоторых процессуальных и следственных действий, получение содействия при их осуществлении;
- обжалование в порядке, установленном УПК, решения прокурора о возвращении уголовного дела для дополнительного следствия следователю, об отмене постановления, о возбуждении уголовного дела, изменение квалификации действий или объема обвинения, пересоставление обвинительного заключения и устранение выявленных недостатков;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных УПК.
Если требования прокурора об устранении нарушений федеральных законов, допущенных при предварительном следствии, вызывают несогласие, обязанность следователя — представление своих письменных возражений руководителю следственного органа, информирующего об этом прокурора.
Дополнительные функции прокурора
У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:
- Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
- Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
- Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
- Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.
Судебное производство
В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:
- предварительное;
- основное.
Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:
- Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
- В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
- Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.
Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:
- представляет доказательную базу;
- аргументирует свою позицию;
- отвечает на контраргументы противной стороны;
- изучает доказательства защиты;
- предлагает конкретное наказание.
То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:
- квалифицирующий признак не подтвердился;
- дело переквалифицировано на иную норму или статью.
У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.
Полномочия в стадии кассации и надзорного производства
В кассации суд:
- по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
- принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.
Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.
Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:
- Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
- Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.
На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.