Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Технические регламенты: понятие, цели, виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственными органами, контролирующими исполнение технических регламентов, являются федеральные органы исполнительной власти, субъектов РФ, различные государственные учреждения, которые имеют право проводит контроль. Должностные лица перечисленных органов осуществляют государственный контроль РФ.
Технический регламент и стандартизация
Основной задачей продвижения технических регламентов является определение минимальных и требуемых правил, которые обеспечат стопроцентную операционную надёжность продукции и процессов. Технические нормы создаются и внедряются национальными организациями и воспринимаются, как приказы президента Российской Федерации, государственные документы или распоряжения правительства России. Данные нормы возможно разделить на общие и специфические регламенты.
Первая группа норм излагает общие понятия создания безопасных изделий. Эти нормативы вводят в массовые категории изделий и в процедуры, связанные с отдельными положениями надёжности.
Специфические нормы разделяют на конкретные группы однородной продукции и сервиса, в которых просматриваются особые виды опасностей нанесения ущерба.
В этом примере говорится о продукции и процедурах в индустрии с большим охватом деятельности, таких как транспорт и строительство. Технические регламенты также организовывают условия к соответствующему производству при сварочных работах. Область применения данной документации распространяется на надёжность строительных устройств и механизмов, а также на разную техническую аппаратуру.
Специфические требования по стандартизации качества обязаны дополнять перечни стандартов, содержащие необходимые нормы по обеспечению надёжности изделий.
В отличие от отмеченных нормативов обыкновенные стандарты устанавливают всего лишь наблюдение за изготовлением изделий. Они не учитывают нормы по качественному производству продукции и не соотносятся к специфическим регламентам.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основополагающие принципы при принятии решения о необходимости разработки технического регламента, как правило, включают в себя:
— идентификацию проблемы (в том числе ее природу и значимость);
— рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;
— изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания технических регламентов как наиболее предпочтительного варианта;
— изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики);
— изучение степени гармонизации с международными и региональными регламентами и международными и региональными стандартами;
— рассмотрение механизма оценки соответствия;
— изучение возможности пересмотра и контроля технических регламентов;
— обеспечение проведения необходимых консультаций;
— соблюдение правил разработки и принятия технических регламентов.
В технический регламент в общем случае рекомендуется включать структурные элементы, отражающие следующие вопросы:
— объекты технического регулирования;
— терминология;
— общее положение для размещения на рынке;
— требования безопасности;
— положение о свободном перемещении;
— подтверждение соответствия;
— оценка соответствия;
— управление перечнем стандартов;
— контроль и надзор на рынке;
— назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента;
— переходный период.
Перечень стандартов, используемых для соблюдения требований технического регламента, утверждает национальный орган по стандартизации и публикует в официальном издании федерального органа в области технического регулирования.
Федеральный закон «О техническом регулировании»
Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.
Технический регламент должен был заменить прежнюю систему стандартизации. Дело в том, что действовавшие ГОСТы перестали соответствовать современным нормам. Это привело к тому, что процедура обязательной сертификации превратилась в формальный процесс. У уполномоченных органов всегда были возможности выявить какие-либо «несоответствия». В результате изделия сертифицировались обычно за взятку. Термин «технический регламент» впервые введен в России изменением в ГОСТ Р1.0-92. Это произошло в 1996-м году. Технический регламент о безопасности представляет собой документ, которым устанавливаются характеристики продукции или услуг, связанных с ними методов и процессов производства. Нормативный акт может включать в себя стандарты по символам, упаковыванию, терминологии, этикетированию или маркированию. В 2003-м году в действие вступил Закон о техрегулировании. Им предусматривалась замена десятков тысяч СанПиНов и ГОСТов новыми документами.
Технический регламент ФЗ-123
Закон № ФЗ-123 — технический регламент, в котором содержатся правила соблюдения пожарной безопасности (далее — ПБ), применяемые в отношении следующих объектов:
- разработки проектов, постройки и пользования населенными пунктами;
- разработки проектов, постройки и пользования строениями;
- производственных объектов;
- пожарной техники;
- товаров общего назначения.
Цель данного ТР — охрана жизни, здоровья, собственности физических лиц, организаций, государства и муниципалитетов от пожаров.
Ответственность за соблюдение ПБ несут владельцы соответствующих объектов охраны. Факт соблюдения им правил ПБ подтверждается в декларации ПБ. Декларация выдается владельцу после проведения проверки производимой им продукции на соответствие ТР (кроме товаров общего назначения и пожарно-технических товаров).
В рамках проверки устанавливаются следующие параметры:
- воспламеняемость;
- категория огнестойкости и горючести;
- возможность возникновения дыма;
- быстрота распространения огня по площади;
- появление токсичных веществ при возгорании и др.
Технический регламент 870
Технический регламент 870, принятый постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, содержит правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления (далее — БСГиГ).
БСГиГ означает энергетическую продуктивность передачи природного газа в соответствии с показателями, установленными техническими документами, а также правилами его использования, перечисленными в ТР 870.
Проверка БСГиГ происходит на следующих этапах:
- при разработке проекта сетей газораспределения и газопотребления посредством исследования проектной документации и итогов инженерных изысканий;
- окончании стройки или переустройства сетей в виде приемки сетей газораспределения и газопотребления;
- стройке, пользовании, переустройстве, ремонте, снятии, приостановке и уничтожении сетей через государственный контроль.
Так, при разработке проекта сети газа должны обеспечиваться:
- прочность и устойчивость конструкций в целях исключения возможных аварийных ситуаций;
- пропускная способность для соблюдения баланса перепада давления на отдельном участке газопровода с учетом его диаметра.
3.3 Варианты решения проблемы
Признав, что допустимо в какой-то форме вмешательство органов власти, требующее изменения действующего правового и нормативного обеспечения, важно точно обозначить цели такой политики. Эти цели или задачи должны быть сфокусированы в большей степени на результатах, а не на средствах для их достижения, для чего необходимо проанализировать все альтернативные варианты. Знание истоков рассматриваемой проблемы поможет оценить, какая альтернатива наилучшим образом приблизит к решению поставленных задач.
Чтобы быть уверенным, что какое-либо вмешательство органов власти принесет максимально возможный положительный результат, необходимо удостовериться, что все возможные варианты проанализированы и оценены.
Помимо введения технических регламентов существует ряд других доступных инструментов, которые также должны быть рассмотрены.
Такие альтернативные решения могут включать:
— использование общего законодательства;
— образовательные программы;
— добровольные стандарты;
— экономические инструменты (налоги, продажа прав собственности);
— законы о страховании и ответственности;
— кодексы поведения и установившейся практики;
— промышленное саморегулирование и совместное регулирование.
Перед принятием решения о введении технических регламентов необходимо рассмотреть различные альтернативные механизмы, способные преодолеть существующую проблему. При оценке альтернативных механизмов необходимо четко идентифицировать возможные ограничения (законодательные или финансовые). Каждый из вариантов следует затем четко взвесить с точки зрения затрат и выгод. Выбранный вариант должен обеспечивать либо максимум выгод, либо минимум затрат для общества.
В рассматриваемый набор вариантов очень важно включить состояние статус-кво (оставить все как есть), чтобы быть уверенным, что никакой из выбранных вариантов не окажется в действительности хуже для страны, чем статус-кво.
Анализ проблемы и предварительный анализ вариантов должны прояснить, какие варианты в принципе являются приемлемыми. Это избавит от необходимости проводить детальный анализ каждого варианта.
Когда все приемлемые варианты будут рассмотрены, нужно выбрать тот вариант, который по сравнению с другими вариантами обеспечит для страны либо минимум затрат, либо максимум выгод. Это и будет наиболее предпочтительный вариант.
Ключевые контрольные вопросы, которые рекомендуется задавать при выборе варианта решения, приведены в приложении А.
Продукция не может быть реализована на рынке, если она может оказать вредное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использовании по назначению.
Федеральный закон «О техническом регулировании»
Статья 29. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
1. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.
Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.
2. Продукция, определяемая в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи документов о соответствии.
3. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи и с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.
Принципы технического регулирования
Осуществление процесса технического регулирования опирается на соблюдение следующих принципов:
- в отношении производимой продукции и сопутствующих производственных и иных процессов применяются единые правила;
- применяемые инструменты и сам процесс технического регулирования должны соответствовать уровню материально-технической оснащенности, научно-технического развития и развития экономики страны в целом;
- органы, уполномоченные на проведение аккредитации и сертификации, должны осуществлять свою деятельность независимо от производителей, ритейлеров, исполнителей, потребителей;
- механизм проведения аккредитации и ее правила едины для всех;
- мероприятия по обязательной оценке соответствия осуществляются по единым правилам и заданным единым набором инструментария для испытаний;
- применяемые требования технических регламентов едины для всех в независимости от типа и специфики сделок;
- реализация процедур аккредитации и сертификации не должна приводить к ограничению конкуренции;
- недопустимо, чтобы полномочиями по аккредитации/сертификации и полномочиями по государственному надзору обладал один и тот же орган. Исключение составляет контроль за действиями лиц, прошедших аккредитацию;
- недопустимо, чтобы один и тот же орган был уполномочен осуществлять и аккредитацию и сертификацию;
- недопустимо, чтобы деятельность государственных органов по надзору за соблюдением нормативов техрегламентов получала финансирование из внебюджетных источников;
- недопустимо, чтобы одними и теми же полномочиями по проведению надзорных (контролирующих) мероприятий за соблюдением нормативов техрегламентов обладали различные органы.
Реформа российской системы стандартизации и сертификации, в первую очередь, коснулась вопроса формирования требований государства к товарам и иным объектам технического регулирования. Если ранее для разных групп товаров были установлены разные требования, закрепленные в несвязанных между собой нормативных актах, то в Законе о техническом регулировании впервые была закреплена единая система императивов в области обеспечения безопасности товаров на рынке. Следует отдельно отметить, что именно понимает закон под понятием безопасности товаров.
В технический регламент в общем случае рекомендуется включать структурные элементы, отражающие следующие вопросы:
— объекты технического регулирования;
— терминология;
— общее положение для размещения на рынке;
— требования безопасности;
— положение о свободном перемещении;
— подтверждение соответствия;
— оценка соответствия;
— управление перечнем стандартов;
— контроль и надзор на рынке;
— назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента;
— переходный период.
Продукция не может быть реализована на рынке, если она может оказать вредное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использовании по назначению.
Федеральный закон «О техническом регулировании»
Статья 29. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
1. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.
Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.
2. Продукция, определяемая в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи документов о соответствии.
3. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи и с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.
В общем виде оценка соответствия включает государственный контроль (надзор), аккредитацию, испытания, регистрацию, подтверждение соответствия, приемку и ввод в эксплуатацию объекта и иные формы.
В техническом регламенте, как правило, содержатся требования по подтверждению соответствия продукции и осуществлению за ней государственного контроля (надзора). Вопросы, связанные с конкретным применением этих форм оценки соответствия в технических регламентах, приведены в 3.7 и в разделе 5 настоящих рекомендаций.
Другие формы оценки соответствия могут отражаться в техническом регламенте в случае, когда эти формы необходимы для достижения целей конкретного технического регламента.
Обязательное подтверждение соответствия проводится в формах декларирования соответствия и обязательной сертификации.
Федеральный закон «О техническом регулировании»
Статья 24. Декларирование соответствия
1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третья сторона). При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
2. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.
3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:
включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных, в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
4. Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.
5. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя;
информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
указание на схему декларирования соответствия;
заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
сведения о проведенных исследованиях, (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия декларации о соответствии;
иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
6. Оформленная по установленным, правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.
Для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию оформленную в соответствии с требованиями пункта 5 настоящей статьи декларацию о соответствии.
Порядок ведения реестра деклараций о соответствии, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений определяются Правительством Российской Федерации.
7. Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
Статья 25. Обязательная сертификация
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Установление обязательных требований
Основные условия:
– продукция должна соответствовать ТР,
– маркирование знаком соответствия, указание о соответствии ТР в сопроводительной документации.(Маркирование знаком обращения на рынке осуществляется заявителем).
В разделе «Требования к продукции» определены все необходимые требования к продукции, а также включаются требования к информации для пользователя продукции, включая маркирование, этикетирование, эксплуатационную документацию.
Раздел также должен содержать требования безопасности на разных стадиях ЖЦП.
В разделе «Применение стандартов»описываются условия применения национальных стандартов для случая задания общих требований в рамках презумпции соответствия. Этот принцип заключается в том, что при установлении требований ТР в качественной форме их соблюдение может обеспечиваться выполнением национальных стандартов или сводов правил. Одновременно разрабатывается перечень гармонизированных стандартов для применения их в целях соблюдения ТР.
Для случая, когда стандарты отсутствуют, в разделе устанавливаются конкретные положения. Например, если требования заявитель изложил в стандарте организации, ТУ и т.д. их анализирует специально уполномоченный на это орган по сертификации.
В разделе «Подтверждение соответствия»устанавливаются формы и схемы обязательного соответствия.
В разделе «Государственный контроль (надзор)» содержатся положения о процедурах государственного контроля соблюдения ТР:
– способы контроля соответствия продукции требованиям ТР;
– действия по приведению несоответствующей продукции в соответствие с ТР;
– санкции в случае несоответствия продукции, включая отзыв продукции с рынка.
В разделе определяются органы власти, ответственные за контроль на рынке, за предельные сроки проведения проверок, описываются условия информирования органов надзора о нарушениях и причинении вреда из-за этих нарушений.
В разделе «Заключительные и переходные положения» устанавливается процедура вступления в силу ТР, включая переходный период. В разделе устанавливаются сроки и особенности переходного периода. Например, определяются сроки действия ранее выданных сертификатов соответствия, условия реализации продукции (задела), маркированной знаком соответствия, и т.д.
В разделе «Приложения» могут помещаться перечни, таблицы, графики, формы документов и т.д.
Установление обязательных требований
Обязательное требование – требование нормативного документа, подлежащее обязательному исполнению.
Требование – положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.
Обязательные только те требования, которые включены в регламент.
Содержащиеся в регламенте требования можно изменить только путем изменений регламента.
Требования устанавливают с учетом риска причинения вреда.
Вред – это материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества или умалении нематериальных благ (жизни, здоровья).
Риск – это вероятность причинения вреда.
Безопасность – отсутствие недопустимого риска.