Какой иммунитет передается по наследству от родителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой иммунитет передается по наследству от родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Понятие иммунитета включает в себя сумму реакций нашего организма на воздействие чуждых элементов: вирусов, бактерий, грибков. Кроме того, организм реагирует на проникновение чужеродных органов после их пересадки.

«Есть такое латинское слово «immunitas», оно означает «освобождение», и фактически это способность организма сохранять свою целостность, биологическую индивидуальность от чужеродных агентов, в том числе и от клеток, которые в организме изменили своё состояние, — рассказывает доцент кафедры внутренних болезней и семейной медицины ДПО ОмГМУ, иммунолог Елена Надей. — Основное свойство иммунной системы – сохранить генетическую индивидуальность, потому что нет одинаковых людей, у каждого свой состав клеток, определённый состав функций этих клеток. И поэтому генетическая индивидуальность должна быть непоколебима».

В функции иммунитета входит защита организма от внешних и внутренних врагов. Под внутренними врагами подразумеваются клетки самого организма, которые переродились в различные опухоли, а также погибшие и пораженные болезнями.

Идея естественных защитных сил организма от различных инфекций была предложена французским микробиологом Пастером. Однако клеточную теорию этого явления разработал русский ученый Мечников в 1883 году.

С тех пор ученые далеко продвинулись по пути изучения иммунитета и способов его повышения.

Иммунитет бывает двух видов-естественный и искусственный.

Естественный может быть врожденным и приобретенным. Первый получает человек по наследству от родителей. Второй приобретается после перенесенных болезней.

Искусственный иммунитет делится на активный и пассивный. Активный достигается прививками различных вакцин, а пассивный-введением сывороток.

Приобретенный иммунитет

Иммунитет может быть приобретен двумя путями. Первый возникает после того, как человек переболел определенной инфекцией. Второй достигается путем прививок вакцин и сывороток.

Собственно говоря, прививки были выработаны в результате опыта. Было замечено, что люди, переболевшие оспой или бубонной чумой, свирепствовавшими в средние века, становились устойчивы к этим заболеваниям. Если не умирали, конечно.

В конце 18 века английский врач Дженнер ввел заболевшему ребенку гной из язвы, взятый у одной женщины, болевшей коровьей оспой. Коровья оспа, в отличие от человеческой, не столь опасна. Ребенок перенес заболевание в легкой форме и больше уже оспой не болел.

Теорию Дженнера развили Пастер и Эрлих. С тех пор человечество получило мощный инструмент в борьбе с различными опасными инфекциями-прививки.

При вводе в организм вакцины в нем выpaбатываются антитела на данную инфекцию. Впоследствии сpaбатывает клеточная память и организм успешно борется с микробами и вирусами.

Как работает иммунная система?

Первыми на вторжение чужеродных агентов реагируют клетки врожденного иммунитета. Белые клетки крови (фагоциты) встречаясь с потенциально опасным микробом, поглощают его и переваривают. Фагоциты содержат большое количество гранул, которые при гибели этих клеток высвобождаются и поступают в кровоток. Дендритные клетки, являющиеся одним из компонентов клеточного звена иммунитета, стремятся попасть к ближайшему лимфоузлу, чтобы сообщить о местоположении «врага». В-лимфоциты начинают синтезировать иммуноглобулины (антитела), Т-киллеры уничтожают чужеродный агент, а Т-хелперы запускают продукцию цитокинов, которые передают сигнал другим клеткам.

План иммунного ответа и его участники могут меняться в зависимости от вида «врага», который попал в организм. Например, при образовании поверхностной раны на коже клетки повреждаются, выделяя при разрушении цитокины. На них быстро реагируют клетки иммунной системы, а именно — макрофаги и нейтрофилы. Они мигрируют в очаг повреждения и начинают уничтожать патогенные бактерии путем поглощения и переваривания. Здесь преимущественно работает врожденный иммунитет.

Но макрофаги одновременно с этим показывают фрагменты уничтоженных бактерий другим клеткам иммунной системы — этот процесс называется презентацией антигена. В-лимфоциты и Т-хелперы знакомятся с антигеном и продуцируют специфические антитела, которые могут в дальнейшем в борьбе с ним. Далее начинает работает гуморальный иммунитет.

Постепенно в кровотоке будет циркулировать достаточное количество антител, которые уничтожат все оставшиеся патогенные бактерии. Часть В-лимфоцитов трансформируются в клетки памяти — они необходимы, чтобы в следующий раз при встрече с конкретным микробом иммунная система сработала быстрее и эффективнее.

Признаки пониженного иммунитета

Симптомы и состояния, по которым можно заподозрить сбой в работе иммунной системы:

  • частые респираторные вирусные инфекции (у взрослых – более 3-4 раз в году, у детей это цифра может быть значительно больше и зависит от возраста);
  • затяжные бактериальные инфекции с тяжелым течением и частыми осложнениями;
  • рецивидирующие гнойничковые поражения кожи (свидетельствуют о снижении местных защитных сил);
  • увеличение периферических лимфатических узлов (в этом случае необходимо дообследование у врача для выяснения причины);
  • грибковые поражения кожных покровов и слизистых (онихомикоз, кандидоз и другие);
  • длительно текущие, рецидивирующие инфекции ЛОР-органов, мочеполовой системы;
  • наличие длительно незаживающих ран (снижение иммунитета нередко возникает при сосудистых заболеваниях, тяжелом сахарном диабете).

Передается ли иммунитет по наследству?

Конечно, всю генетическую информацию мы получаем в наследство. И иммунитет — не исключение. Мы может наследовать предрасположенность к каким-либо заболеваниям, но заболеем мы или нет, зависит еще от факторов внешней среды. Поэтому так важно создавать себе максимально здоровую среду. Есть заболевания иммунной системы, которые связаны с генетическими аномалиями. Эти заболевания называются «Первичные иммунодефициты». К ним относят синдром Вискотта-Олдрича, синдром Гитлина, синдром «голых лимфоцитов» и другие. Поражение иммунной системы на уровне генетики всегда очень тяжело переносятся.

Читайте также:  Наследования по закону схема в 2024 году

Нашу дружественную флору мы тоже наследуем. И тут имеет значение, каким образом ребенок появился на свет. Если через естественные родовые пути, то микробиота его кишечника будет заселена лактобактериями мамы. Если же через Кесарево сечение, то тогда его микробиом в первые недели будет напоминать микробиом кожи. В данном случае необходима поддержка пробиотическими препаратами.

Автор: Яник Светлана Робертовна

Организация: МАОУ «СОШ №14»

Населенный пункт: Пермский Край, г.Соликамск

Разработка сценария учебного занятия

Тема: Иммунитет. Раздел: Кровь. Кровообращение

Тип занятия: Урок открытия нового знания

Цель содержательная: создание условий для формирования знаний о иммунитете, видах иммунитета, вакцинах и сыворотках

Цель деятельностная: формирование у учащихся умений анализировать, усваивать, сравнивать, обобщать; работать с разными источниками информации, самостоятельно находить информацию из разных источников.

Планируемые результаты занятия:

Предметные:

  • приводить примеры вклада российских (в том числе, И. И. Мечников) в развитие представлений о, строении, жизнедеятельности,
  • применять биологические термины и понятия
  • характеризовать биологические процессы: иммунитет;
  • владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4—5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.

Метапредметные:

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биоло гических объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

Совместная деятельность (сотрудничество):

• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

  • Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

Личностные:

Патриотическое воспитание:

  • отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских учёных в развитие мировой биологической науки.

Ценности научного познания:

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
  • Формирование культуры здоровья:

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность)

  • Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других.

Ход занятия

Приветствие учащихся, этап мотивации к учебной деятельности (1-2 минуты)

Ребята, послушайте отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»

Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой!

О чем здесь говорится? (ответы учащихся)

этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном детерапевтыйствии.

Учитель: А в наше время такая ситуация возможна? (предположения учеников)

Выявление места и причины затруднения

Ребята, почему даже самые страшные болезни и эпидемии были опасны для одних и проходили без последствий для других? Как можно себя защитить? (варианты ответов учащихся, подведение к понятию иммунитет)

Построение проекта выхода из ситуации

Учитель:А что Вы знаете про иммунитет?(информация от детей)

Учащиеся в ходе беседы формулируют цель урока и записывают ее на доске:

1.выяснить что относится к органам иммунной системы

2.узнать виды иммунитета

3.Вакцины и сыворотки, в чем их польза и вред.

4.Как повысить свой иммунитет

Деятельность учащихся на этапах 1- 4 -участие в беседе

Этап реализации построенного проекта

Учащиеся делятся на группы: иммунологи (представить информацию о иммунной системе организма), аналитики (представить информацию о видах иммунитета), ученые (Дженнер, Пастер, Мечников, Эрлих), педиатры (представить информацию о вакцинах и сыворотках), терапевты (представление информации о повышении иммунитета).

Учитель выдает группам заранее подготовленные тексты. После изучения материала группы представляют информацию.

Учащиеся по ходу выступлений заполняют

1.заполнить схему

2.Виды иммунитета (повышенный уровень), заполнить таблицу

Вид иммунитета

Способ приобретения

Продолжительность действия

Первичный иммунодефицит — статистика

Тяжелые генетические дефекты иммунной системы, порой несовместимые с жизнью, встречаются довольно редко, примерно 1 случай на 10 000 новорожденных. Однако распространенность легких форм первичных иммунодефицитов, например, селективного дефицита иммуноглобулина А, составляет 1 случай на 500-1000 человек в зависимости от расы. Согласно последним данным в мире предположительно около 6 миллионов людей страдают различными формами наследственных нарушений иммунитета. Большое число случаев первичного иммунодефицита до сих пор остается недиагностированным.

Читайте также:  Детское кресло до какого возраста в 2024 году

С одной стороны, цифры статистики указывают на редкость тяжелых врожденных иммунодефицитных состояний, а с другой — на вполне реальную возможность родителей столкнуться с первичным иммунодефицитом легкого течения у их малыша. Наиболее частым является нарушение выработки антител или гуморальный иммунодефицит. Он может дебютировать у детей, начиная с возраста 5 — 7 месяцев жизни, как только снижается уровень защитных материнских антител. Такое заболевание имеет достаточно благоприятное течение и хороший прогноз.

Иммунитет подразделяют на несколько видов. Естественный (врождённый) иммунитет передаётся новому организму от родителей по наследству. Естественный (приобретённый) иммунитет возникает в том случае, когда антитела вырабатываются в течение болезни (например, кори или краснухи), а затем сохраняются в «иммунной памяти» лимфоцитов очень долго, часто в течение всей жизни человека. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат и человек не заболеет.

Искусственный активный иммунитет возникает в тех случаях, когда человеку вводят ослабленных возбудителей (вакцину), и это приводит к выработке антител. Искусственный пассивный иммунитет появляется при введении человеку сыворотки — готовых антител от переболевшего животного или другого человека. Этот иммунитетт самый нестойкий и сохраняется всего несколько недель. 24

Какой иммунитет передается малышу с молоком матери?

Антитела, передаваемые с грудным молоком, в основном представляют собой иммуноглобулины А (IgA). IgA — это тип антител, важных для защиты поверхностей слизистых оболочек, таких как, например, кишечник. По мере того, как пищеварительный тракт ребенка перерабатывает грудное молоко, материнские антитела покрывают кишечник ребенка, помогая бороться с желудочно-кишечными вирусами.

Антитела, которые защищают ребенка, но которые были выработаны у матери, обеспечивают так называемый пассивный иммунитет новорожденных. Эта относительно краткосрочная помощь дает иммунной системе ребенка возможность начать работать и завершить развитие в период сразу после рождения. По мере того, как эти антитела ослабевают в течение первых нескольких месяцев жизни, иммунная система ребенка укрепляется. Таким образом, мама и ребенок работают вместе, чтобы защитить малыша от многих патогенов, воздействию которых он подвергается в течение нескольких дней и недель после рождения.

Как поддержать иммунитет у новорожденных

До тех пор, пока иммунная система не начала полноценно работать, мама в силах помочь своему ребенку защититься от воздействия чужеродных агентов.

  • Грудное вскармливание. Иммунитет передается новорожденному от матери. Помимо ценных питательных веществ, вместе с грудным молоком ребенок получает антитела.

  • Вакцинация. Это единственный научно доказанный способ защитить организм от таких серьезных и жизнеугрожающих заболеваний, как полиомиелит, дифтерия, менингит и др.

  • Полноценное питание. Современные молочные смеси и рационально подобранный прикорм обеспечивают организм всеми полезными веществами, которые нужны для здоровья малыша. Единственный витамин, который малыш должен получать извне в качестве пищевой добавки, — витамин Д.

  • Оптимальные климатические условия дома. В помещении, где не жарко, достаточно увлажнен воздух и регулярно проветривают, гораздо меньше условий для размножения патогенных вирусов и бактерий.

Иммунитет новорождённого ребёнка и его особенности

Сразу после рождения дети редко болеют простудными заболеваниями, при естественном вскармливании они могут появляться к концу первого полугодия жизни, у искусственников — раньше.

Всё дело в том, что ещё в организме матери ребёнку передаются антитела к основным инфекциям. Поступают антитела и после рождения с женским молоком – именно поэтому педиатры настаивают на грудном вскармливании.

Иммунитет и его виды

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными (антигенными) свойствами.

Иммунитет человека делится на врождённый и приобретённый.

Врождённый иммунитет обеспечивается специальными клетками, которые поглощают и растворяют внутри себя вирусы и бактерии. К таким клеткам относятся некоторые клетки крови (нейтрофильные или зернистые лейкоциты) и тканевые клетки (макрофаги).

Это не специфический иммунитет (убиваются все антигены подряд) и первая линия защиты организма от внешних врагов.

Эти клетки информируют также другие звенья иммунитета о том, с каким именно антигеном они столкнулись. В крови, слюне и тканях организма находятся также бактерицидные белковые вещества, убивающие возбудителей инфекции (например, лизоцим, комплимент, интерферон).

Приобретённый иммунитет делится на клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунитет обеспечивается клетками крови Т-лимфоцитами.

Когда Т-лимфоциты впервые сталкиваются с каким-то конкретным антигеном (например, с вирусом кори) в них происходит изменение, которое позволяет навсегда запомнить этот антиген (сенсибилизация). Затем часть Т-лимфоцитов убивают антиген (это, так называемые, киллеры), а часть просто запоминает информацию, чтобы в следующий раз достойно встретить врага.

Гуморальный иммунитет осуществляется специальными белками – иммуноглобулинами, которые вырабатываются В-лимфоцитами.

Иммуноглобулины разделяются на 5 видов: IgA (он защищает слизистые оболочки), IgM (циркулирует в крови и первый встречает врага), IgG (также в крови, но появляется позже, более специфичен), IgD (его функции окончательно не выяснены), IgE (уровень увеличивается при аллергии и глистных инвазиях).

Особенности иммунитета у новорождённых.

Новорождённый ребёнок рождается стерильным и сразу же окружается огромным количеством самых разных антигенов. Врождённый иммунитет у него несовершенен, кожа и слизистые оболочки тонкие, и также не могут защитить ребёнка от проникновения в организм бактерий и вирусов.

Приобретённый клеточный иммунитет ещё не работает на полную мощность – он ведь впервые сталкивается с различными антигенами, поэтому Т-лимфоциты ещё не научились распознавать врагов, а киллеры убивать их.

И, тем не менее, ребёнок защищён.

Ещё в организме матери он получил достаточное количество IgG ко всем тем антигенам, с которыми сталкивалась мать.

IgG имеет небольшую массу и хорошо проходит через плаценту, поэтому в крови у доношенного ребёнка на момент рождения его содержится столько же, сколько у матери.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

У недоношенных детей IgG значительно меньше, так как он поступает в организм ребёнка в последние недели беременности.

Количество IgG, переданного матерью ребёнку, постепенно снижается и уже к полугоду практически сходит на нет. Именно с этого времени грудной ребенок и начинает подхватывать всевозможную инфекцию.

Другой защитой для новорождённого ребенка является IgA, который поступает в организм ребёнка уже после рождения с молоком матери.

Этот иммуноглобулин стоит на защите слизистых оболочек и на местном уровне не допускает попадания в организм ребёнка инфекции. Он защищает слизистые оболочки дыхательных путей и пищеварительного тракта.

Поэтому дети, находящиеся на грудном вскармливании, практически не болеют кишечными инфекциями. И, напротив, искусственники находятся под постоянной угрозой этого заболевания, поэтому все бутылочки и соски таких детей должны стерилизоваться.

Свой IgA ребенок начинает полностью вырабатывать только к 5-6 годам.

Умная система иммунитета позаботилась и о том, чтобы при встрече с огромным количеством инфекции после рождения у ребёнка не было аллергических реакций.

Для этого в организме новорождённого ребёнка присутствует повышенное количество Т-лимфоцитов супрессоров, которые были нужны его организму и раньше, во внутриутробном периоде для того, чтобы не конфликтовать с организмом матери.

Как укрепить иммунитет новорождённого ребенка

Это нужно начать делать ещё во время беременности: правильное полноценное питание, систематические прогулки на свежем воздухе, занятия гимнастикой, своевременная профилактика и лечение всех осложнений беременности, особенно, инфекционного характера, являются прекрасным средством укрепления иммунитета у новорождённого ребёнка.

После рождения основным средством укрепления иммунитета является грудное вскармливание. Но не меньшее значение имеет и правильный уход за ребёнком.

Естественный иммунитет: его виды и особенности

Защитная структура является типом совокупного действия реакций и механизмов, которые генетически заложены и обоснованы физиологией индивидуума. Можно назвать абсолютным, так как противостоит множеству антигенов.

Типы иммунитета,бывает несколько классов:

  • Наследственный — невосприимчивость к заболеваниям животных передается не уровне ДНК. Является неспецифическиой структурой. Основная функция обезвредить определенный микроорганизм;
  • Пассивный — получение антител от матери ребенку: через плаценту, в младенческом возрасте до полного формирования иммунных механизмов путем грудного вскармливания;
  • Адаптивный — развивается постоянно от непосредственного контакта с возбудителями. Способен к предупреждению тяжелых рецидивов при повторном заражении: благодаря наличию иммунной памяти. Вызывает ускорение резистентного ответа. К некоторым типам инфекции вырабатывается пожизненная невосприимчивость.

Факторы врожденного иммунитета

Механизм действия врожденного иммунитета – это совокупность определенных факторов, которые создают линию защиты человеческого организма от чужеродных агентов. Она состоит из нескольких защитных барьеров:

  1. Первичные барьеры – кожа и слизистые оболочки – при проникновении чужеродного агента развивается воспалительный процесс.
  2. Лимфатические узлы – эта защита борется с инфекционным агентом до попадания его в кровь. Если она ослаблена, то инфекция попадает в кровь.
  3. Кровь – когда инфекция попадает в кровь, то в работу включаются специальные элементы крови. В том случае, если они не в силах сдержать инфекцию, то она попадает во внутренние органы.

Кроме того, врожденный иммунитет имеет еще гуморальные и клеточные факторы. Гуморальные факторы делят на специфические и неспецифические. К специфическим относят иммуноглобулины, а к неспецифическим – жидкости, которые способны уничтожать бактерий (сыворотка крови, лизоцим, секреты разных желез). К клеточным факторам относят те клетки организма, которые принимают участие в защите от чужеродных агентов – Т- и В-лимфоциты, базофилы, нейтрофилы, эозинофилы, моноциты.

Итак, врожденный иммунитет имеет некоторые характерные особенности:

  • не меняется в течение жизни, определен генетически;
  • передается по наследству от поколения к поколению;
  • является видовым, т.е. как сформирован, так и закреплен для каждого отдельного вида в процессе эволюции;
  • распознаются строго определенные антигены;
  • устойчивость к определенным антигенам носит определенный характер;
  • врожденный иммунитет всегда включается в тот момент, когда внедряется антиген;
  • антиген самостоятельно удаляется из организма;
  • не формируется иммунная память.

Приобретенный иммунитет

В качестве основной характеристики приобретенного иммунитета выступает выработка специфичных антител, направленных против того или иного антигена. Формирование приобретенного иммунитета происходит в процессе жизни человека. Он является уникальным подобно отпечаткам пальцев и представляет собой своеобразную «медицинскую карту человека»: он склонен к изменениям в зависимости от того, какие болезни были перенесены человеком и какие ему свойственны привычки. Приобретенный иммунитет может быть естественный и искусственно приобретенный, активный или пассивный. Если появление иммунитета связано с перенесенным заболеванием, то он является естественным. После того, как на организм была направлена атака возбудителями заболевания, он сам начинает вырабатывать антитела. Иногда ими организм защищается от повторного заражения на несколько недель и месяцев. А иногда он остается под защитой в течение долгих лет или на всю жизнь.

После открытия вакцинации люди стали прививаться от разных заболеваний, и иммунитет, который был приобретен после прививки, называется искусственным. Если человеку вводятся ослабленные возбудители заболеваний, которыми вызывается иммунный ответ организма, то это искусственно приобретенный активный иммунитет. Если в организм вводятся готовые антитела, то они влекут за собой возникновение пассивного иммунитета. Пассивный иммунитет организма обладает существенным достоинством: он способен к защите человека, который имел контакт с больным, в кратчайшие сроки. Но есть и недостатки: пассивный иммунитет является непродолжительным и более слабым, чем активный.


Похожие записи:

Добавить комментарий