Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия административной ответственности от уголовной дисциплинарной и гражданско-правовой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие, задачи и принципы уголовного права. Уголовное право — это совокупность юридических норм, установленных законом и определяющих преступность и наказуемость общественно опасных деяний, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных мер уголовно-правового характера и условия их применения, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. Единственным уголовным законом в России является Уголовный кодекс (УК) Российской Федерации (РФ), который был принят 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ и вступил в силу с 1 января 1997 г.
Уголовная ответственность
Задачами уголовного права Российской Федерации являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Для осуществления этих задач Уголовный кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие из числа опасных для личности, общества и государства деяний признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений (ст. 2 УК).
Общая характеристика административной ответственности
Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.
Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.
Состав же предусматривает наличие четырех элементов:
- объекта,
- объективной стороны,
- субъекта,
- субъективной стороны.
Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.). Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо). Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность).
За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:
- предупреждение;
- штраф;
- конфискация орудия нарушения;
- лишение права;
- арест;
- выдворение;
- дисквалификация;
- приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- запрет на посещение массовых мероприятий.
Общие и различные стороны преступления и правонарушения
Чтобы понять, чем различаются уголовная и административная ответственность, необходимо ответить на вопрос, в чем состоит отличие преступления от правонарушения. Конечно, есть различные правовые тонкости, которые стоит принимать во внимание, но знают о таких моментах, как правило, юристы, а вот для обычных граждан достаточно иметь представление о ключевой разнице и об общих характеристиках. К общим признакам можно отнести следующие:
- небрежное отношение к действующему законодательству;
- причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в средних или минимальных размерах;
- частичное или полное игнорирование правовых запретов;
- каждый проступок считается опасным для общества;
- за совершенные деяния виновное лицо несет определенную ответственность.
Если говорить о различиях, то здесь стоит упомянуть два момента. Во-первых, за преступления наказания намного серьезнее и строже, а во-вторых, мера опасности совершенного преступления для общества намного значительнее. Именно на эти критерии ориентируются ответственные сотрудники при квалифицировании деяния.
Уголовная и административная ответственность таблица
КОАП РФ установлена административная ответственность, при этом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам. Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена органом, рассмотревшим дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние; добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.
Во-вторых, дисциплинарная ответственность, как правило, возлагается на работника (служащего) непосредственно руководителем организации, где он находится в трудовых (служебных) отношениях, а меры административных взысканий применяются органами государственной власти или должностными лицами, с которыми правонарушитель не связан отношениями подчинения по работе или службе (например, административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами судебной власти, органами внутренних дел, органами государственных инспекций и т. д.).
Административная и дисциплинарная ответственность
Административная ответственность.Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ.
КоАП РФ определяет должностное лицо как лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 2.4).
Конкретные составы правонарушений, за которые должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, содержатся в КоАП РФ. Так, действия должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т.е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ, — влекут наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.9 КоАП). Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 21.1 КоАП).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. В силу этого некоторые составы административных правонарушений, которые могут совершаться должностными лицами местного самоуправления, содержатся в законодательстве субъектов.
Действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей привлечения депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности. В то же время такие особенности установлены в отношении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должности выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно ст. 24 Закона об обеспечении конституционных прав граждан России зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.
Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная ответственность направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).
Общая характеристика административной ответственности
Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.
Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.
Состав же предусматривает наличие четырех элементов:
- объекта,
- объективной стороны,
- субъекта,
- субъективной стороны.
Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.). Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо). Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность).
За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:
- предупреждение;
- штраф;
- конфискация орудия нарушения;
- лишение права;
- арест;
- выдворение;
- дисквалификация;
- приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- запрет на посещение массовых мероприятий.
Виды составов административных правонарушений указаны в особенной части КоАП РФ — разделе II.
Административная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности
Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т.е. нормы и правила обязательны для всех без исключения. Административная ответственность представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах:
Особенностями административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности, являются следующие:
|
Отличия дисциплинарной ответственности от уголовной — 2021
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Отличия дисциплинарной ответственности от уголовной». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.
- Как известно, «административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников.
- В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совершены и другими физическими лицами: работниками юридического лица, предпринимателями или даже общими субъектами.
- Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
- В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совершены и другими физическими лицами: работниками юридического лица, предпринимателями или даже общими субъектами.
- Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
В территориальные органы МВД России могут быть доставлены несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие меры административного наказания. При доставлении оформляются материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности, выясняются обстоятельства совершения административного правонарушения.
Принципы юридической ответственности
Принципы юридической ответственности — это основополагающие идеи, которые способствуют достижению целей и реализации функций юридической ответственности, выражают сущность и назначение ее институтов.
В правовой науке выделяют такие основные принципы, как:
1. Гуманизм (гуманность). Означает, что не допускаются меры наказания и взыскания, которые причиняют физические страдания либо унижают человеческое достоинство. Данный принцип должен соблюдаться и в законодательстве, устанавливающем юридическую ответственность, и в деятельности правоохранительных органов, ее применяющим.
Так, например, не разрешено применять наиболее суровые меры ответственности к беременным женщинам, душевнобольным, несовершеннолетним и т. д. К тому же лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть подвергнуты лишению свободы на срок более десяти лет.
2. Неотвратимость наказания — это один из наиболее важных принципов юридической ответственности и основное условие ее эффективности. Означает, что любое противоправное деяние должно быть раскрыто, а каждый правонарушитель должен понести ответственность за содеянное с учетом степени общественной опасности и вредности деликта, формы вины и других факторов.
Ни одно правонарушение не должно остаться вне поля зрения государства и общественности, без отрицательной реакции с их стороны. Вся сила закона должна быть использована в борьбе с преступностью, чтобы человек чувствовал себя защищенным и был уверен, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания и не будет освобожден от него без законных на то оснований.
3. Целесообразность. Заключается в том, что применяемые к нарушителю меры воздействия должны соответствовать целям юридической ответственности. При всей важности неотвратимости ответственности, в демократическом государстве все же допускается, что не каждое правонарушение должно влечь только принудительные меры воздействия, а назначенное наказание должно отбываться только полный срок.
Как вопрос регулируется на законодательном уровне?
Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:
- Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
- Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.
В чём сходство между преступлением и правонарушением?
Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:
- Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
- За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
- Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
- Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.
Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.
Каждое из понятий таких нарушений, имеет под собой основополагающую функцию:
- защитить общественный порядок внутри государства;
- регулировать правовое взаимодействие между гражданами и государственными органами;
- предотвратить противоправные действия в будущем.
Отличие административной ответственности от уголовной ответственности
В отличие от уголовной ответственности, административная ответственность является более простым видом ответственности. Она не требует такого высокого уровня доказательства и более сложных судебных процедур. Административная ответственность рассматривается на основании фактических обстоятельств дела и не требует наличия умысла или намерения совершить правонарушение.
Более 96% дел, связанных с нарушением административного законодательства, рассматриваются в административных судах. Ответственность за такие нарушения обычно заключается в уплате штрафа или иного административного наказания. В случае уголовной ответственности, виновный может быть лишен свободы и получить более серьезное наказание, включая тюремное заключение.
Сходства и различия между административной и уголовной ответственностью значительные. Ответственность в обоих случаях возлагается на лицо, которое допустило правонарушение. Однако уровень ответственности и наказание отличаются.
Опыт адвокатов показывает, что успешные защиты дел, связанных с административной ответственностью, требуют тщательного изучения фактических обстоятельств дела и использования соответствующих нормативных актов. В некоторых случаях, чтобы избежать наказания, мы делаем упор на сомнения и несоответствия в документах и действиях правоохранительных органов.
Важно отметить, что административная ответственность и уголовная ответственность — это два разных вида правовой ответственности, имеющих свои особенности и принципы. Наличие опытных адвокатов и знание особенностей каждого вида ответственности поможет вам успешно защитить свои интересы в суде.
Правовые нормы, регулирующие основания административной ответственности
Основные основания административной ответственности регламентируются статьей 52. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная статья содержит перечень правонарушений, за которые может быть наложено административное взыскание.
Правовые нормы, регулирующие административную ответственность, включают основные и дополнительные основания. Основные основания представляют собой нарушения, предусмотренные конкретными статьями Кодекса об административных правонарушениях. Дополнительные основания устанавливаются в специальных законах и указах. Они могут состоять из дополнительных условий, которые усиливают административную ответственность в определенных сферах деятельности.
Важно отметить, что основания административной ответственности должны быть четко определены и возможны для конкретизации в каждом отдельном случае. Это позволяет обеспечить справедливость и законность применения санкций.
Отличие административной ответственности от уголовной и дисциплинарной ответственности заключается в том, что административная ответственность налагается за более простые нарушения и имеет меньшую степень тяжести. Уголовная ответственность, в свою очередь, рассматривает более сложные и тяжкие преступления, а дисциплинарная ответственность применяется к служебным лицам за нарушение служебной дисциплины.
Согласно статистике, около 96% рассматриваемых дел об административной ответственности ведут к успешным результатам. Это говорит о том, что в большинстве случаев административную ответственность можно успешно оспорить с помощью адвокатов, что делает эту форму ответственности более доступной и обоснованной для граждан.
Процедура привлечения к административной ответственности
Если Вас привлекли к административной ответственности, то процедура в большинстве случаев выглядит следующим образом:
1. Вам выдается уведомление о привлечении к административной ответственности, в котором указываются основания и виды нарушений, совершенных Вами.
2. Вам предоставляется время на ознакомление с материалами дела и подготовку к защите.
3. Следует обратиться к опытному адвокату, который поможет разобраться со сложностями дела и предоставит профессиональную защиту в суде.
4. На предварительном заседании судья рассматривает Вашу защиту и материалы дела, выносит решение по административному правонарушению.
5. Если Вас признают виновным, либо Ваша вина полностью или частично подтверждается, то суд выносит решение об привлечении к административной ответственности и назначает наказание.
6. В случае несогласия с решением суда, Вам может предоставляться право на апелляцию или кассацию, в рамках которого будет проводиться повторное рассмотрение дела.
7. В процессе административного производства каждый случай уникален, и исход дела может быть разным. Поэтому, важно обратиться за помощью к опытным адвокатам, которые знают все особенности и тонкости процедуры, могут предоставить профессиональную помощь в сложных ситуациях и повысить шансы на положительный исход дела.
Независимо от характера и сложности дела, наша команда профессиональных адвокатов обладает обширным опытом в области административной ответственности. Мы гарантируем эффективное представление интересов клиентов и защиту их прав в суде и других государственных органах. Не оставляйте свою судьбу на самотек, обращайтесь в нашу компанию и получите квалифицированную помощь по вопросам административной ответственности.