Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы круче, запретов больше: важные изменения для водителей 2022–2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?
У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.
Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.
Административная ответственность за нарушение ПДД
Административные правонарушения в области дорожного движения влекут за собой ответственность по соответствующим статьям гл. 12 КоАП РФ. Нарушителей «отлавливают» не только сотрудники ГИБДД, но и камеры фиксации нарушений ПДД. К ответственности привлекаются водители ТС, также административная ответственность за нарушение ПДД установлена для пешеходов и пассажиров (ст. 12.29, 12.30).
За административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 КоАП РФ, применяются в основном следующие санкции:
- предупреждение;
- штрафы за нарушения ПДД;
- административный арест;
- лишение водительских прав.
Итак, в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством разрешается проходить обучение на право вождения автомобиля и/или мотоцикла с 16-ти лет. А фактическое получение законного разрешения на право вождения транспортным средством будет зависеть от запрашиваемой категории, а именно:
- категории «М» и «А1» – то есть мопеды и мотоциклы до 125 кб/с. – допускается получение прав в возрасте 16-ти лет, но перевозить пассажиров возможно только при стаже не менее 2-х лет;
- категории «А», «В», «С», «В1», «С1» – мотоциклы, автомобили, в том числе грузовые – только с 18-ти лет;
- категории «D», «D1», «Tm» и «Tb» – пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более 8 – только с 21 года;
- категории «BE», «CE», «DE» – автомобили с прицепами – для получения прав требуется стаж вождения не менее 1 года по основной категории;
- категории «C1E» и «D1Е» – вес ТС от 3,5 до 7,5 тонн – аналогичные требования.
Ответственность за нарушение ПДД
Соблюдение установленных нормативов дорожного движения — это основная обязанность автолюбителей. При нарушении их предусмотрена ответственность от предупреждения до лишения свободы. Все зависит от последствий. Ответственность за нарушение ПДД определяется инспектором ГИБДД, уголовная и гражданская ответственность определяется в судебном порядке.
Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.
Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.
Какие действия, совершенные водителем, который лишен права управления транспортными средствами, являются административными правонарушениями, влекущими административный арест?
1. | ? | Управление транспортным средством в состоянии опьянения; невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. |
2. | ? | Управление транспортным средством; оставление водителем в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. |
3. | ? | Все перечисленные действия. |
У водителя, совершившего административное правонарушение, влекущее лишение права управления транспортными средствами, водительское удостоверение изымается:
1. | ? | Немедленно после вынесения постановления о лишении права управления транспортными средствами. |
2. | ? | После истечения срока обжалования постановления о лишении права управления транспортными средствами, если оно не было обжаловано или опротестовано. |
3. | ? | При выявлении и пресечении правонарушения. |
С 01.09.2013 водительское удостоверение изымается после истечения срока обжалования постановления о лишении права управления транспортными средствами, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Запрет на перевозку лишних в ПДД
Перевозка людей в автомобилях регламентируется статьей 22.8 «Правил дорожного движения».
В ней указано, что запрещено перемещать людей:
- Вне салона транспортного средства, кроме случаев использования, специально оборудованного для этих целей кузова или прицепа.
- В количестве большем, чем указано в технических характеристиках автомобиля.
Обратите внимание, что на некоторых транспортных средствах допускается перевозка людей стоя и штраф за провоз лишних пассажиров не выставляется, если их количество не превышает указанного в ПТС.
Однако в пункте 3 статьи 22 ПДД указаны ситуации, в которых человеку обязательно предоставляется отдельное сидячее место:
- При перевозке в кузове грузовика.
- При движении автобуса в горах или по междугороднему маршруту.
- При групповой перевозке детей.
- При проведении экскурсий.
Какие новые штрафы ГИБДД будут в 2022 году
Согласно распространяющейся в сети информации от официальных источников, в 2022 году водителей ожидает целый ряд санкций, которые пополнят новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях.
Таблица новых штрафов 2022 за нарушения ПДД
Нечитаемые, грязные номера (повторное) | 500 рублей | Штраф 5 000 рублей, либо альтернатива в виде лишения прав до 3 месяцев |
Повторная езда с чрезмерной тонировкой | 500 рублей | 3 тысячи рублей |
Езда без прав при отсутствии права управления (повторно) | 5 000 – 15 000 рублей | Увеличенный штраф от 20 000 до 30000 рублей, либо альтернативное наказание – обязательные работы от 40 до 60 часов |
Езда будучи лишенным прав | 30 тысяч рублей, арест до 15 суток, обязательные работы до 200 часов | Остаётся штраф 30 тысяч, а обязательные работы сокращаются до 60 часов |
Управление автомобилем в статусе временно ограниченного в правах (судом) | нет наказания | 1 000 – 3 000 рублей |
Нетрезвое вождение при наличии несовершеннолетнего пассажира (до 16 лет) в машине | 30 тысяч рублей + лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет | Повышенный штраф 50 000 рублей + увеличение срока лишения водительских прав до 3 лет |
Превышение скорости на 60-80 км/ч | 2 000 – 2 500 рублей, либо лишение до шести месяцев | Новый штраф 5 000 рублей, лишение остаётся тем же |
Совершение 3-х грубых нарушений ПДД в течение года | отсутствует | 10 000 – 30 000 рублей, либо лишение в/у на срок до 1,5 лет |
Перевозка ребёнка без детского кресла | 3 тысячи рублей | Расширение штрафного «коридора» до 5 000 рублей |
Опасное вождение | отсутствует | 3 тысячи рублей |
Стоянка или мойка машины на газоне | наказания устанавливают регионы | Федеральный штраф от 1 000 до 3 000 рублей |
Остановка в не предусмотренных для этого местах, езда на тихоходе | 1 000 рублей | Увеличение до 3 000 рублей |
Выезд на дороги общего пользования на мотоблоке, снегоходе и др. | нет | 1 000 – 2 000 рублей |
Сброс мусора из автомобиля | отсутствует | 2 000 – 3 000 рублей |
Фиксация правонарушений
Как разъясняется в п. 26 постановления, если правонарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием телефона, видеокамеры или видеорегистратора, в отношении водителя выносится постановление либо составляется протокол на основании ч. 1 ст. 28.2, либо определение о возбуждении дела и проведении административного расследования в порядке ст. 28.7 КоАП. Полученные с использованием технических средств материалы могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств.
В случае несогласия с вынесенным постановлением собственник ТС освобождается от ответственности, если будет подтверждено, что в момент фиксации правонарушения ТС находилось во владении или пользовании другого лица либо выбыло из обладания владельца в результате противоправных деяний других лиц (п. 27).
Нахождение в момент совершения нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС, принадлежащего собственнику (владельцу), во владении или в пользовании другого лица как основание освобождения собственника (владельца) от ответственности не распространяется на случаи управления ТС водителем по трудовому договору, заключенному между ним и собственником (владельцем) (п. 28).
В п. 29 постановления разъяснено, что конструктивные особенности прицепа и невозможность его самостоятельного передвижения без тягача не являются основаниями для освобождения владельца прицепа от ответственности.
При пересмотре постановления о назначении наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное автоматическими средствами, проверке подлежат доводы данного лица о невозможности прекращения им противоправных действий в связи с организацией движения на конкретном участке дороги (п. 30).
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность — это ответственность работника перед своим работодателем за нарушения трудовой или производственной дисциплины.
Согласно статье 192 Трудового кодекса РФ, есть три вида дисциплинарных наказаний — замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.
Водитель, который не работает по найму, дисциплинарную ответственность не несет, однако остальные три вида ответственности распространяются на него в полной мере. При этом:
- уголовная ответственность наступает за наиболее тяжкие правонарушения — преступления;
- административная ответственность наступает за действия, представляющие меньшую опасность для общества — административные правонарушения;
- гражданская ответственность наступает в ситуациях, связанных с причинением имущественного или иного вреда потерпевшим.
Статья 18.2. Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте
1. Подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения железнодорожного или городского электрического транспорта
Административная ответственность за нарушение | ||
74–370 руб. | от 2 до 10 б.в. |
Статья 18.11. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства
1. Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с не горящими фарами и (или) задними габаритными огнями (в темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости)
Административная ответственность за нарушение | ||
37–111 руб. | от 1 до 3 б.в |
Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения
1. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.10 настоящего Кодекса
Административная ответственность за нарушение | ||
37–185 руб. | от 1 до 5 б.в. |
От ответственности освобожден! Битый перед битым невиновен?!
Оказывается и такое бывает. Мы, кстати, уже рассмотрели некоторые случаи освобождения владельца от ответственности по причине непреодолимой силы или угона.
Между тем, в ДТП могут быть виновны не только водители. А, например, дорожные службы, которые старательно вырыли на дороге яму, а предупреждающие знаки должным образом выставить позабыли. А еще, причиной ДТП может послужить неисправность светофора или несвоевременное устранение рытвины на дороге.
Иски, предъявленные дорожным службам, в нынешнее время не редкость. Да и сотрудники ГИБДД не застрахованы от ошибок, которые могут привести к ДТП с участием водителей автомобилей.
ДТП также может произойти по причине бракованной детали или некачественного ремонта. В этом случае есть вероятность того, что виновным в ДТП признают автосервис или производителя некачественных комплектующих (а может быть даже автопроизводителя).
Для обращения в суд вам обязательно потребуются: наличие чека организации, производившей ремонт, или магазина, продавшего некачественную деталь, а также много терпения, нервов и времени.
Доказать виновность перечисленных лиц и организаций бывает крайне и крайне сложно. Но это не значит, что нужно сложить руки и не отстаивать свою правоту. Хотя, конечно, по-разному бывает: иногда овчинка действительно не стоит выделки.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).