Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки подачи отчетности в 2024 году в Украине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сдача отчётности – одна из основных обязанностей бухгалтера предприятия, которое ведет хозяйственную деятельность. Календарь бухгалтера в Украине содержит самую необходимую информацию, а именно, конечные сроки уплаты налогов, вкладов, обязательных платежей. Кроме того, календарь бухгалтера содержит чёткие даты подачи отчётов – статистических, налоговых, финансовых, которые являются обязательными для предприятий, независимо от формы собственности, или системы налогообложения.
Штрафы за неподачу отчета КИК
Штрафные санкции за нарушения, связанные с КИК, рассчитываются на основе прожиточного минимума на 2023 год, который составляет 2589 грн. Вот как выглядят данные штрафы:
- Несвоевременная подача отчета по КИК приведет к штрафу в размере 268 400 грн.
- Если отчет подан с задержкой, то за каждый календарный день просрочки будет начисляться штраф в размере 2684 грн, но не более 134 200 грн за весь период просрочки.
- Не подача отчета по всем КИК, а также по всем операциям со странами из списка Кабинета Министров, приведет к штрафу в размере 3% от суммы дохода КИК или 25% скорректированной прибыли, которая не была указана в отчете, но не более 2 684 000 грн.
- Если отчет о КИК не будет подан в течение 30 календарных дней после крайнего срока оплаты штрафов, то за каждый день неподачи будет начисляться штраф в размере 13 420 грн.
Учитывая значительные размеры данных штрафов, рекомендуется строго соблюдать сроки подачи отчетности и налоговые обязанности, чтобы избежать финансовых неудобств и правовых последствий.
Однако если подготовиться заранее и представить отчет вовремя и согласно закону, то то никаких негативных последствий для бизнеса не возникнет.
Мы настоятельно рекомендуем не откладывать подготовку к отчету на январь 2024 г. и начинать ее прямо сейчас, поскольку:
- ближе к срокам подачи отчетности налоговые команды будут чрезвычайно заняты и не смогут оказать представителям бизнеса необходимую помощь;
- вы можете просто не успеть собрать всю информацию и подготовить отчет в соответствии с требованиями налоговых органов;
- мы также не рекомендуем готовить отчет КИК самостоятельно, если вы не являетесь налоговым юристом или специалистом по международной финансовой отчетности. Ведение отчетности по КИК требует профессиональных знаний и опыта, которые помогут избежать возможных ошибок и штрафных санкций.
Компания Intelligent Solution Group предоставляет своим клиентам следующие услуги в связи с отчетностью по КИК:
- Консультирование по определению наличия статуса контролирующего лица у физических и юридических лиц-резидентов Украины. Только лица, подпадающие под определение статуса контролирующего лица обязаны подавать отчеты по КИК. .
- Консультирование по определению базы налогообложения, ставок налога и порядку предоставления отчетности в Налоговые органы Украины в случае наличия статуса контролирующего лица. Клиентам предоставляется информация о том, какие налоговые ставки применяются к доходам КИК, а также о процедуре и сроках предоставления отчетности в соответствии с требованиями налоговых органов.
- Консультирование по налоговой оптимизации доходов КИК и определение легальных путей освобождения от уплаты налога на доходы КИК. Специалисты Intelligent Solution Group помогают клиентам разработать оптимальные налоговые стратегии и найти законные способы минимизации налоговых обязательств.
- Сопровождение процедуры формирования финансовой и налоговой отчетности по КИК и ее подача в налоговые органы Украины. Наша компания предоставляет клиентам полное сопровождение в процессе подготовки и представления отчетности, обеспечивает соблюдение всех требований законодательства и сроков подачи отчетности.
Мы готовы предоставить квалифицированную помощь и консультации по всем связанным с КИК аспектам, чтобы клиенты могли эффективно и без ненужного стресса справиться с требованиями по подготовке отчетности и подобрать для себя и своего бизнеса самую выгодную налоговую стратегию.
Критерии «substance» (или реального присутствия) могут варьироваться в зависимости от конкретной юрисдикции и ее законодательства. Однако существуют общие критерии, которые часто используются для определения наличия «substance» в компании. Эти критерии обычно включают в себя следующие аспекты:
- Физическое присутствие — наличие физического офиса, склада или других коммерческих помещений в стране, где зарегистрирована компания.
- Функцию работодателя — компания должна иметь наемных сотрудников, работающих на постоянной основе (некоторые страны требуют именно резидентных работников).
- Активная бизнес-деятельность, которая заключается в выполнении реальных коммерческих операций, связанных с основной деятельностью компании.
- Местное финансовое управление — компания должна вести свои финансовые операции и учет на местном уровне и иметь счета в банке в данной стране.
- Если компания предоставляет услуги или продукты клиентам, ей нужно иметь местное клиентоориентированное обслуживание (сайт, доставку, местный телефон, местных партнеров и агентов).
Кроме данных общих критериев каждая страна может устанавливать свои особенные правила сабстенса и их минимальный уровень, для того, чтобы считалась, что компания реально ведет деятельность в стране регистрации и может претендовать на соответствующие льготы.
Стандарты сабстенса в Европе
Более подробно поговорим о сабстенса в Европе. Так, выше указанная ATAD 3 — это директива Европейского Союза, направленная на предотвращение злоупотребления холдинговыми компаниями с ограниченным или нулевым экономическим присутствием. Директива была предложена Европейским парламентом еще в декабре 2021 года и планировалось ее применение странами-членами ЕС с 31 декабря 2023 года.
Основные положения и нормы Директивы ATAD 3 предполагают следующее:
- Минимальный тест экономического присутствия — включает в себя ряд индикаторов, которые должны быть соблюдены компанией, чтобы считаться имеющей достаточное экономическое присутствие. Если компания не проходит тест, она может быть лишена определенных налоговых льгот, таких как налоговые вычеты или освобождение от налога на прибыль.
- Обязательства по отчетности — обязывает компании представлять отчеты о своем экономическом присутствии в налоговые органы стран-членов ЕС. Отчеты должны включать информацию о структуре компании, ее деятельности и управлении.
- Штрафы — за несоблюдение минимального теста экономического присутствия или обязательств по отчетности компании могут быть оштрафованы на сумму до 5% от ее годового оборота.
В сферу применения ATAD-3 подпадают все компании, которые могут считаться налоговыми резидентами страны-члена ЕС и имеют право на получение сертификата налогового резидентства (к исключения относятся дочерние компании, финучреждения, компании, зарегистрированные на бирже).
Проверки и взыскание задолженности
Согласно новому закону, Пенсионный фонд Украины получит право проводить ежегодные проверки юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Также предусматривается возможность незапланированных контрольных проверок, направленных на контроль начисления и уплаты единого взноса.
В процедуре взыскания задолженности также произойдут изменения. Пенсионный фонд будет публиковать информацию о плательщиках, которые имеют невыплаченную сумму, и эта сумма должна быть уплачена в течение десяти дней. Штрафы за нарушения в начислении сбора могут составлять до 20,1 тыс. грн. В случае несоответствия сумме задолженности плательщик имеет право на подачу апелляции в суд. Предполагается дополнительное давление на бизнес, что может ощутимо повлиять на его функционирование.
Чтобы задать вопрос относительно изменения процедуры уплаты ЕСВ, позвоните менеджеру компании «АБК СЕРВИС» или заполните заявку на сайте. Мы сможем предоставить информативную консультацию относительно актуальных правил отчетности и уплаты налогов, а также взять на себя бухгалтерский учет и документальную работу с кадрами.
Признаки плательщиков налогов, подпадающих под контроль за трансфертным ценообразованием
1. Годовой доход плательщика налогов от всех видов деятельности в 2022 году, который определен правилами бух. учета, должен быть не менее 150 000 000 грн за вычетом косвенных налогов, то есть суммируем показатели:
- чистый доход от реализации продукции;
- прочие операционные доходы;
- прибыль от участия в капитале;
- другие финансовые доходы;
- другие доходы.
Предприятиям, у которых за прошедший год были курсовые разницы от пересчета финансов в иностранной валюте и прочих монетарных статей об операционной деятельности, стоит не забывать, что прибыль от операционной и неоперационной курсовой разницы принимается во внимание для вычисления годового дохода (150 000 000 грн).
2. Сумма хозяйственных операций налогоплательщика за 2021 год с каждым контрагентом, который указан в ст. 39 НКУ, должна быть не менее 10 000 000 грн, за вычетом косвенных налогов.
Чтобы определить количество контролируемых операций в разрезе контрагентов принимается во внимание общая стоимость хоз. операций как по реализации, так и по покупке товаров/услуг с отдельными контрагентами, а также все прочие операции (выплата процентов по кредиту, оплата роялти и др.). Операции, которые выступают хозяйственными для целей трансфертного ценообразования, указаны в ст. 39 НКУ.
Выявляя стоимостной критерий контролируемых операций (10 000 000 грн) с контрагентами за прошедший год, плательщики налогов с уверенностью могут полагать, что объем дивидендов в денежном эквиваленте, которые начисляются/выплачиваются ими в пользу нерезидентов в 2022 году, не выступает контролируемыми операциями и не принимаются во внимание при выявлении данного стоимостного критерия.
Более того, чтобы определить количество контролируемых операций с контрагентом, не принимаются во внимание курсовые разницы от пересчета финансов в иностранной валюте и прочих монетарных статей относительно операционной деятельности.
Важно!
Чтобы хозяйственные операции налогоплательщика были признаны контролируемыми, требуется два стоимостных критерия — годовой доход и объем операций с контрагентами. Кроме того, они должны быть выполнены одновременно.
3. Контрагент плательщика налогов и хозяйственная операция должны соответствовать любому критерию, указанному в ст. 39 НКУ.
Это такие критерии:
- контрагент-нерезидент выступает связанным лицом с плательщиком налогов;
- внешнеэкономическая хозяйственная операция плательщика налогов по реализации/или покупке товаров (услуг) выполнялась при участии комиссионера-нерезидента;
- контрагент-нерезидент, зарегистрированный в государстве, которая находилась среди перечня государств, отвечающих критериям, установленным в ст. 39 НКУ, или контрагент-нерезидент выступает резидентом данных государств;
- контрагент-нерезидент зарегистрирован в организационно-правовой форме, входящей в Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, которые не уплачивают налог на прибыль, в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и не выступают налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица;
- хозяйственные операции (внутрихозяйственные расчеты), которые осуществляются между нерезидентом и его постоянным представительством в нашей стране.
Отчет по контролируемым операциям должны подавать все плательщики налогов, прибыль которых за год от любой деятельности составила более 150 000 000 грн и количество хозяйственных операций с любыми контрагентами-нерезидентами, прописанными в ст. 39 НКУ — более 10 000 000 грн. Также это касается постоянных представительств нерезидентов, количество операций которых в прошедшем году было более 10 000 000 грн.
Важность соблюдения требований статистики
Соблюдение требований статистики важно для обеспечения правильной работы системы и ведения единого реестра предприятий. Точная и своевременная отчетность играет ключевую роль в формировании достоверной статистической информации, что в свою очередь позволяет государству и бизнес-сектору принимать обоснованные решения и планировать развитие экономики.
Единный реестр предприятий в Украине играет важную роль в регулировании экономической деятельности и контроле за состоянием предприятий. Для его эффективного ведения необходимо получать актуальные и достоверные данные, которые предоставляются в форме отчетности. Соблюдение требований статистики позволяет гарантировать правильность и полноту информации в едином реестре, обеспечивая надежную основу для принятия управленческих решений и анализа состояния бизнеса.
Для удобства предпринимателей и предотвращения ошибок в отчетности, важно внимательно ознакомиться с инструкциями и установленными формами. Разработанные правила и стандарты помогают стандартизировать отчетность и обеспечивать единообразие данных, что облегчает ее анализ и обработку.
Какой тип отчетности необходимо отправлять
Понимание, какой тип отчетности требуется отправлять в статистику 2024 года в Украине, является ключевым аспектом для бухгалтеров и предпринимателей. Эта информация позволяет гарантировать соблюдение законодательных требований и избежать штрафных санкций. Давайте рассмотрим основные виды отчетности, которые необходимо представлять органам статистики в текущем году.
Формы статистической отчетности 2024 года
В 2024 году предприятия обязаны представлять определенные формы статистической отчетности в соответствии с требованиями государственной статистики. Это важный этап для поддержания прозрачности и точности данных, необходимых для анализа экономики страны. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Отчеты по налоговому расчету
Отчеты по налоговому расчету являются одними из наиболее важных и обязательных документов для предприятий. В них отражается информация о налоговых обязательствах, их уплате и состоянии финансов предприятия. Эти отчеты подаются налогоплательщиками с определенной периодичностью и включают в себя данные о доходах, расходах и налогах.
Отчетность по ЕСВ (Єдиний внесок) и НДФЛ/ВЗ (Налог на доходы физических лиц/Военный сбор)
Отчетность по ЕСВ и НДФЛ/ВЗ также обязательна для представления. ЕСВ – это обязательный взнос, который работодатель удерживает у своих сотрудников и перечисляет в соответствующие фонды. НДФЛ – налог на доходы физических лиц, а ВЗ – военный сбор. В отчетности по этим налогам указывается информация о начисленных и уплаченных суммах.
Форма № 1-опт (месячная)
Для многих предприятий важно знать о форме № 1-опт, которую необходимо подавать ежемесячно. Этот отчет должен быть представлен не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В форме № 1-опт содержится информация о доходах и расходах предприятия за месяц.
Сроки сдачи отчетности на 2024 год в Украине
Соблюдение сроков подачи отчетности – это еще один важный аспект, который необходимо учесть. Понимание, до какого числа нужно сдать отчет в налоговую, позволяет избежать штрафных санкций и проблем с контролирующими органами.
Отчеты по налоговому расчету и отчетность по ЕСВ и НДФЛ/ВЗ
Отчеты по налоговому расчету и отчетность по ЕСВ и НДФЛ/ВЗ должны быть представлены в течение 40 календарных дней после окончания квартала. Это означает, что предприятия должны учесть этот срок и грамотно подготовить необходимые документы заранее.
Форма № 1-опт (месячная)
Отчет по форме № 1-опт (месячная) должен быть подан не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Этот срок является жестким, и его надо соблюдать, чтобы избежать штрафных санкций.
Заполнение отчетов в соответствии с инструкциями и установленными формами
При заполнении отчетов очень важно следовать инструкциям и использовать установленные формы. Это гарантирует правильность и надежность информации, представляемой в отчетах. Нарушение порядка представления отчетности может повлечь за собой штрафные санкции и проверки со стороны налоговых органов.
Понимание, какой тип отчетности необходимо отправлять в статистику 2024 года в Украине, а также соблюдение сроков подачи, являются важными аспектами для успешного ведения бизнеса. Представление отчетности вовремя и в соответствии с требованиями закона позволяет избежать негативных последствий и обеспечивает финансовую стабильность предприятия.
Освобождение от уплаты единого взноса
- ФЛП освобождаются от уплаты ЕСВ, если они получают пенсию по возрасту или за выслугу лет, либо являются лицами с инвалидностью, либо достигли возраста, установленного ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и получают пенсию или соц. помощь. Такие лица могут являться плательщиками ЕСВ исключительно добровольно (ч. 4 ст. 4 Закона о ЕСВ).
- Если лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, состоят на учете как ФЛП и осуществляют один вид деятельности одновременно как указанные лица, то они освобождаются от уплаты ЕСВ «за себя» (ч. 5 ст. 4 Закона об ЕСВ).
- ФЛП, имеющие основное место работы или заключившие гиг-контракт с резидентом «Дія.City», освобождаются от уплаты ЕСВ «за себя» за месяцы отчетного периода, за которые работодатель или резидент «Дія.City» уплатил страховой взнос за таких лиц в размере, не меньшем от минимального страхового взноса.
Временное освобождение от уплаты ЕСВ
Согласно Закону № 2120-IX от 15 марта 2022 г. “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения” временно, с 1 марта 2022 года и в течение 12 месяцев после прекращения или отмены военного состояния следующие лица имеют право не начислять и не платить ЕСВ за себя:
- физические лица – предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения;
- лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, художественную, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, иную подобную деятельность и получающие доход от этой деятельности;
- члены фермерского хозяйства, если они не принадлежат к лицам, подлежащим страхованию по другим основаниям.
Указанными выше лицами расчет единого взноса в составе налоговой декларации не заполняется за период, в котором ЕСВ не уплачивался.
Также во время периода мобилизации, ФЛП 2-3 группы единого налога и юридические лица 3 группы единого налога вправе не уплачивать единый взнос за наемных работников, призванных во время мобилизации в ВСУ. В таком случае суммы ЕСВ, начисленные работодателем и отраженные в отчетности, уплачиваются за счет государственного бюджета, кроме периодов, когда мобилизованные работники получали доходы в виде денежного довольствия, из которых был уплачен единый взнос за счет государственного бюджета.
На время действия военного, чрезвычайного положения и в течение 3 месяцев после его прекращения, не применяются штрафы за следующие нарушения:
- уклонение или несвоевременное предоставление заявления о взятии на учет плательщиком ЕСВ;
- несвоевременную уплату или доначисление несвоевременной уплаты единого взноса;
- ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос;
- за непредоставление или несвоевременное предоставление отчетности о начислении единого взноса.
Также в этот период не начисляется пеня и установлен мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления и уплаты единого взноса, а начатые проверки будут возобновлены через 3 месяца после отмены ВС или ЧС.
Заполнение отчетности
ЕН-декларация заполняется нарастающим итогом с начала отчетного (налогового) года (п. 296.7 НКУ). Это принципиально отличает обычный ЕН от спецЕН, декларация по которому заполняется без нарастающего итога. При этом ФЛП используют для ее заполнения за 2022 год данные учета, о котором говорит ст. 296 НКУ.
Декларация состоит из шапки и 7 разделов. При этом разные категории ФЛП заполняют разные разделы. Так, например, обычно при подаче годовой декларации:
— ФЛП группы 1 заполняют разделы I, ІІ, V и VІІ;
— ФЛП группы 2 — разделы I, ІІІ, V и VІІ;
— ФЛП группы 3 — разделы I, ІV, V и VІІ.
Если в течение года было изменение группы или ставки, могут быть одновременно заполнены разд. ІІ, ІІІ и/или ІV. А если ФЛП-упрощенец намеревается в отчетной годовой декларации уточнить ошибки, допущенные в прошлых периодах, то он должен заполнить, кроме вышеприведенных, и раздел VІ.
Рассмотрим дальше правила заполнения ЕН-декларации в таблице ниже.
Порядок заполнения ЕН-декларации
Чтобы закрепить на практике правила заполнения декларации, приведем их на условном примере.
Пример 1. В течение 2022 года предприниматель работал в группе 2 и получил доход в сумме 6 млн грн. Ставка налога по решению местного совета составляет 10 % от размера МНО. Начиная с мая 2022 года ФЛП решил не уплачивать ЕН на основании п.п. 9.1 подразд. 8 разд. ХХ НКУ. ЕСВ ФЛП уплачивал в минимальном размере с января по март.
ІІІ. ПОКАЗНИКИ ГОСПОДАРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ДЛЯ ПЛАТНИКІВ ЄДИНОГО ПОДАТКУ ДРУГОЇ ГРУПИ
V. ВИЗНАЧЕННЯ ПОДАТКОВИХ ЗОБОВ’ЯЗАНЬ ПО ЄДИНОМУ ПОДАТКУ
VII. ВИЗНАЧЕННЯ ЗОБОВ’ЯЗАНЬ ІЗ СПЛАТИ ЄДИНОГО ВНЕСКУ ЗА ДАНИМИ ЗВІТНОГО (ПОДАТКОВОГО) ПЕРІОДУ
Пример 2. Предприниматель работал в группе 3 без уплаты НДС и получил доход в сумме 6 млн грн. По результатам декларации за 9 месяцев размер дохода составлял 4 млн грн. ЕСВ ФЛП уплачивал в минимальном размере с января по март.
Регламенты налогообложения КИК
Новым законом четко обозначается: плательщик налога нерезидентного хозяйствующего субъекта – это контролер. Объект обложения налогом – часть (процент) скорректированной прибыли данного субъекта в пропорции к доле, которая принадлежит плательщику к окончанию конкретного отчетного интервала времени.
Скорректированная прибыль – доходы организации в юрисдикции регистрации до обложения налогом (EBITDA) согласно неконсолидированной финотчетности за год. Порядок исчисления скорректированной прибыли, облагаемой налогами/ сборами в нашей стране, регламентируется нормативно-правовыми актами. Прибыль организации корректируется посредством вычитания определенных доходов во избежание двойного налогообложения, и прибавления с использованием методов трансфертного ценообразования (имеются в виду так называемые налоговые разницы). Прибыль офшора в иностранной валюте следует конвертировать в гривну по курсу Нацбанка на дату подачи отчетности по КИК.
К сведению! Даже когда по законодательству какой-либо юрисдикции не устанавливается обязанность ведения, подачи в государственные органы финотчетности, плательщику в Украине следует обеспечить составление такой документации по нерезидентной организации согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Ставки налогообложения прибыли КИК у нас следующие:
- для юрлица – 18%;
- для физического лица, когда прибыль не распределена (не выплачены дивиденды) – 18% + полтора процента военный сбор;
- для физлица, когда получены дивиденды из-за рубежа от офшорной организации до сдачи спецотчета – 9% + полтора процента военный сбор.
Минимизация рисков для контролера
С 1 января 2022-го украинским бенефициарам офшорных компаний необходимо приспосабливаться жить по новым правилам. Хотя санкции сразу накладываться не будут переходной период 2022 – 2023 стоит использовать с максимальной пользой. По крайней мере, необходимо принять решение: показывать офшор в документах для налоговой службы или искать способ ухода от статуса контролера КИК.
К сведению! Надеяться на то, что «оставленные» или «забытые» нерезидентные компании будут вне зоны риска бесполезно. По ним придется отчитаться, иначе последует штраф. Точку в истории с владением офшором можно поставить только посредством ликвидации компании. При этом компания, автоматически вычеркнутая из Реестра (через процедуру striking off), ликвидированной не считается.
В ряде случаев приемлемым вариантом выхода из ситуации для контролера можно считать изменение резидентского статуса. В частности, для приобретения резидентства рассматриваются юрисдикции с отсутствием КИК-отчетов для физлиц, приемлемым уровнем налоговой нагрузки для частных лиц, а также приемлемым сроком проживания для получения статуса резидента. Среди наиболее эффективных для налоговой миграции юрисдикций – Португалия, Андорра, Гибралтар, Швейцария, Болгария, Черногория и так далее.
Дискуссионными до сих пор остаются вопросы ухода от статуса контролера посредством «размывания» долей, применения презумпции стопроцентного владения, будет ли эффективной схема с учреждением дискреционного траста, зонтичного инвестиционного фонда и тому подобное.
Как ФЛП отчитываться за 2022 г.?
Как известно, подать налоговую отчетность можно лично или через уполномоченное лицо в государственную налоговую службу, по почте с уведомлением о вручении и описанием вложения, а также средствами электронной связи в электронной форме (через электронный кабинет налогоплательщика или другие программы для отчетности). Выбор способа подачи отчетности остается за налогоплательщиком.
При этом существуют свои особенности отчетности в зависимости от системы и группы налогообложения. Ищите в списке ваш вариант:
- Плательщики ЕН I-II группы
Отчетность за 2022 г. по форме F0103405 подается в течение 60 календарных дней, то есть до 01 марта 2023 года.
Относительно уплаты налога, с 01.04.2022 до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, действуют ослабление налоговой нагрузки на предпринимателей, позволяющих ФЛП-единщикам I и II групп не уплачивать единый налог (п. 9.1 подраздел 8 разд. .XX НКУ).
Обратите внимание, что это не отсрочка уплаты единого налога, а именно освобождение от обязательного налогообложения. Пользоваться им или нет – решает каждый ФЛП лично.
Если вы все же воспользовались этой возможностью и не платили единый налог, в декларации не нужно заполнять строчки о его начислении.
При этом если были периоды, когда вы могли платить ЕН и платили его (например, вы производили оплату ЕН за январь-март, затем временно не оплачивали налог, а позже снова уплатили налог за октябрь-декабрь), тогда в декларации нужно указать постепенное начисление.
- Плательщики ЕН III группы (5%)
Отчетность подается в течение 40 к.дн. по истечении каждого отчетного периода. Таким образом, предельный срок подачи декларации за год 2022 – 9 февраля 2023 года.
Декларация представляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Показатели отчетности формируются на основе первичных и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством. Обратите внимание, что полученные доходы должны соответствовать зарегистрированным КВЭД.
Что касается уплаты налога, предельный срок уплаты единого налога на 3 группе 5% – до 20 февраля 2023 года.
- Плательщики ЕН III группы (2%)
Плательщики ЕН на спецставке, предусмотренной на время военного положения, представляют отчетность до 20 числа месяца следующего за отчетным. Годовая отчетность не предусмотрена. Вы, как обычно, должны отчитаться за декабрь 2022 г. до 20 января 2023 г., а также уплатить начисленный единый налог до 30 января 2023 года.
Однако если переход на спецставку был осуществлен посреди одного из кварталов, вам придется подать два отчета. Полученный доход за период пребывания ФЛП на 3 группе 5% следует отразить в квартальной налоговой декларации F0103307, а полученный на 3 группе 2% – в месячной декларации F0103203.
- ФЛП на общей системе налогообложения
Отчетность для ФЛП на общей системе является налоговой декларацией об имущественном положении и доходах F0100213. Конечный срок подачи этого отчета – 02 мая 2023 года.
Объектом налогообложения является чистый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с ведением хозяйственной деятельности такого физического лица-предпринимателя.
Налоги для общей суммы уплачиваются в следующие сроки:
- НДФЛ (18%) рассчитывается ежеквартально. При этом авансовые платежи за первый-третий кварталы нужно оплатить до 20 числа в следующем месяце после завершения соответствующего квартала.
! В то же время, за последний четвертый квартал авансовый платеж по НДФЛ не рассчитывают и не платят, ведь уплачивается общая сумма налога за год с учетом уже уплаченных авансовых платежей. Этот платеж следует внести в течение 10 календарных дней после предельного срока для подачи декларации об имущественном положении и доходах. - Военный сбор (1,5% от суммы чистого дохода) уплачивается после подачи декларации по итогам года вместе с годовой суммой НДФЛ.
- Единый социальный взнос обязателен к уплате раз в квартал. Ставка ЕСВ составляет 22% от чистого дохода. Максимальная база начисления ЕСВ – 15 минимальных заработных плат, минимальная – 1 сумма минимальной заработной платы.
* При этом с 01.01.2021 г. ФЛП на общей системе могут не платить ЕСВ за те месяцы, когда не был получен чистый доход. Однако, если ФЛП желает оплатить ЕСВ за нулевой/убыточный месяц (например, чтобы сформировался пенсионный стаж), это не запрещается. При этом сумма ЕСВ должна быть не меньше минимального страхового взноса и не больше максимального.
Относительно отчетности в таком случае можно показывать нули за месяцы, в которых получен ущерб.
Какие налоги включены в единый налог в 2024 году
Единый налог в Украине в 2024 году включает в себя несколько налоговых обязательств предпринимателей. Он представляет собой упрощенную систему налогообложения, которая объединяет несколько налоговых платежей в один единый взнос.
Основными налогами, включенными в состав единого налога, являются:
- Единый социальный взнос (ЕСВ): это обязательный платеж, который предприниматели уплачивают для социального обеспечения себя и своих работников. Размер ЕСВ зависит от доходов и составляет определенный процент от минимальной зарплаты.
- Единый налог для физических лиц-предпринимателей (ФЛП): это налог, который уплачивают индивидуальные предприниматели. Размер единого налога зависит от категории предпринимателя и его доходов.
- НДС (налог на добавленную стоимость): это налог, который уплачивается при продаже товаров или оказании услуг. В рамках единого налога, предприниматели, уплачивающие НДС, могут включить его размер в свои налоговые обязательства.